Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективно наблюдать и слушать




 

Бэндлер считает, что НЛП до 95 процентов информации получает и до 5 про­центов передает. Однако получение этой информации не всегда представляет собой длительный и напряженный процесс. Иногда клиент рассказывает доста­точно уже в своей самой первой фразе: «Мне бы очень хотелось сходить куда-нибудь с дочерью своего шефа...». Эта фраза содержит в себе достаточно ин­формации для того, чтобы дать клиенту следующее задание: «Представь себе визуально, используя этот стул, ту часть твоей личности, которая ответственна за то, что ты еще никогда никуда не ходил с дочерью своего шефа. Проверь, может ли эта часть разговаривать, и спроси у нее, что именно она делает для того, чтобы помешать тебе сходить куда-нибудь с дочерью твоего шефа».

Как же именно было осуществлено это вмешательство? НЛ-программист услышал в высказывании клиента отпадение в форме непроизнесенного «но».

Он услышал: «Мне бы очень хотелось сходить куда-нибудь с дочерью своего шефа, НО... я этого не делаю, я сдерживаю себя, что-то мне мешает... и т. д.» И, принимая во внимание это отпадение, было логично спросить у клиента о том, о чем он умолчал. Это ситуация, которая указывает на внутренний кон­фликт, а именно, конфликт между частью, которая хочет куда-нибудь сходить и частью, которая этому мешает. Отпадение касается именно этой последней части. И если такая часть на самом деле существует, значит она, по сути, имеет позитивное намерение. Знание намерения дает ключ к возможному измене­нию поведения. Таким образом, после единственного высказывания клиента может быть немедленно осуществлено соответствующее вмешательство. Од­нако это вмешательство вместе с тем нацелено на получение более подробной информации, а именно, определения позитивного намерения противодейст­вующей части.

НЛ-программисты стремятся к такой форме анализа проблемы, которая нацелена на понимание процесса. Проблемы воспринимаются как поведение. Клиент «делает» свою проблему, и вопрос заключается в том: Как? При этом резонно задать дополнительный вопрос: Что является стартовым сигналом для клиента, чтобы он начал «делать» свою проблему? С чего она начинает­ся? Какая последовательность мыслительных этапов приводит к возникнове­нию отрицательных явлений? И как клиент узнает, что наступило время пе­рестать «делать» свою проблему?

Хотя исследование отличительных черт подобного процесса представляет определенный интерес, само по себе оно не является целью; речь в этом слу­чае прежде всего идет о том, чтобы перекинуть как можно более прямой мост к эффективным вмешательствам. При этом избыток информации может при­водить к путанице и пустой трате времени.

Краткосрочная терапия работает быстро не только потому, что при этом осуществляется интенсивное вмешательство, но и благодаря правильному ис­пользованию предоставленной клиентом информации. Способность распозна­вать языковые паттерны и способность подмечать невербальное поведение являются теми ключевыми навыками, благодаря которым информация клиен­та становится пригодной и полезной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.