Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бэйтсон, грегори 3 страница




См. также ПАТТЕРН, ИНТЕГРАЦИЯ и СТРУКТУРА

СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ (Англ.: STRUCTURE OF SUBJECTIVE EXPERIENCE)

Структура субъективного переживания состоит из взаимосвязи между сле­дующими тремя элементами: (а) внутреннее состояние, (б) внутренняя репре­зентация, и (в) внешнее поведение, которые часто дополняются: (г) крите­риями, ценностями и убеждениями, (д) эквивалентами критериев, и (е) при­чинно-следственными связями.

Пример: Целевое состояние: Оставаться спокойным. Контекст: «Когда слышу критику от своего коллеги». Внешнее поведение: Прошу: «Поясни-ка это»,

Внутреннее состояние: Спокойное, нейтральное ощущение. Внутренняя ре­презентация: Ad: «Речь идет о том, что я делаю, а не о том, что я собой пред­ставляю». Vc: Образ самого себя как единого целого. Критерий: «Я хочу при этом чему-то научиться». Эквивалент критерия: «Ощущение, что я знаю что- то, чего не знал прежде». Причинно-следственная связь: «Ощущение спокой­ствия позволяет чему-то научиться».

СТРАТЕГИЯ БЭЙТСОНА

Техника изменения, основанная на привычке Бэйтсона смотреть на опреде­ленную профессиональную сферу так, словно это иная профессиональная сфера. Он мог, к примеру, рассматривать антропологию как разновидность биологии. В стратегии Бэйтсона клиент воспроизводит проблему и сферу, в которой он функционирует наиболее успешно. И проблема, и сфера заякоряются в пространстве. Затем клиент «переводит» проблему в «успешную» сфе­ру и разрешает ее в этой сфере. После этого он переводит решение в изначально проблемную сферу.

СУБМОДАЛЬНОСТИ (Англ.: SUBMODALITIES)

Подразделения внутри модальностей (визуальных, аудио, кинестетических, обонятельных и вкусовых сенсорных каналов). Модальности представляют собой аспект внутренней репрезентации (мышления), а субмодальности пред­ставляют собой аспект модальностей.

Примеры: Много или мало контрастов у образа? Громко или тихо звучит го­лос? Запах свежий или затхлый?

ТЕХНИЧЕСКАЯ ФОРМА

Форма представления техники (в отличие от структуры техники). Техничес­кие формы: 1. Гипнотическая форма. Клиент концентрируется на своих внут­ренних переживаниях и получает указания относительно того, в каком по­рядке он должен их у себя вызывать. 2. (Групповая) GIP форма (которую также называют «управляемой фантазией» или «групповой медитацией»). 3. Форма пространственной сортировки. Различные переживания якорятся в помещении в различных местах или положениях, часто по линии времени либо линии жизни. 4. Разговорная форма. Клиент не получает непосредствен­ных указаний «уйти в себя» или вызвать у себя определенные внутренние переживания. О переживаниях просто разговаривают, часто в форме анекдо­тов и метафор, при этом НЛ-программист структурирует беседу в соответст­вии со структурой техники. 5. Форма метафоры. То же самое, что и разговор­ная форма; однако в этом случае речь идет не о клиенте, а о ком-то другом в другом контексте. При этом метафора должна быть структурирована в соот­ветствии со структурой техники. 6. Парамагическая форма (прагматическое и магическое). Наименее известная и самая новая — в НЛП — форма. Клиента приглашают принять участие в — более или менее — драматическом ритуале, структурированном в соответствии со структурой техники.

ТРАНС (Английский и нидерландский)

Измененное состояние сознания, которое помимо всего прочего характеризуется концентрацией на своих внутренних процессах, более хорошим контактом с ресурсами, находящимися в подсознании, и повышенной внушаемостью.

ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ГРАММАТИКА (Англ.: TRANSFORMATIONAL GRAMMAR)

Лингвистическая теория относительно того, как впечатления преобразуются в язык.

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК (Англ.: TRANSDERIVATIONAL SEARCH, TDS)

Процесс, при котором вы оставляете неизменным определенный аспект пере­живания (чаще всего: какое-либо чувство) и осуществляете поиск других пе­реживания, частью которых является данный аспект (чаще всего: другие си­туации, в которых вы чувствовали то же самое).

Пример: Вы чувствуете себя неуютно среди пожилых людей, которые говорят с вами строгим голосом. Если с этим чувством вы вернетесь назад во време­ни, вы вспомните тот момент, когда вас отчитал ваш пожилой дядя. Примечание: Это понятие родственно возрастной регрессии и ревивикации.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ФОРМЕ ЦЕЛИ (Англ.: WELL-FORMEDNESS CONDITIONS FOR OUTCOME)

Первоначальная формулировка цели проверяется на предмет удовлетворения пяти требованиям, предъявляемым к форме целей:

1. Сформулирована ли цель позитивно? Указывает ли клиент, что он чего-то хочет, вместо того, что он чего-то (больше) не хочет?

2. Находится ли достижение цели под контролем клиента? Не придется ли клиенту для достижения своей цели (слишком сильно) зависеть от других людей?

3. Четко ли обозначен контекст? Где, с кем и когда (в каком контексте) кли­ент хочет достичь цели, а в каких контекстах не хочет?

4. Является ли цель проверяемой? Какие переживания будут указывать кли­енту на то, что он достиг своей цели?

5. Является ли цель экологически ответственной? Находится ли цель (по мнению клиента и терапевта) в гармонии с моделью мира клиента, и не вызовет ли ее достижение нежелательные побочные явления?

Если цель не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к форме целей, ее необходимо «подправлять» до тех пор, пока она не будет удовлетворять всем требованиям.

ТРЕТЬЯ ПОЗИЦИЯ (Англ.: THIRD POSITION)

Позиция восприятия, в которой вы, диссоциировав себя и другого человека, наблюдаете за взаимодействием между обоими. Позиция, связанная с отно­шениями. Позиция наблюдения.

Пример: Высказывание, сделанное из третьей позиции: «Сотрудничество сего­дня проходит успешно».

ТРЕХТОЧЕЧНАЯ ДИССОЦИАЦИЯ (Англ. THREE PLACE DISSOTIATION)

Иногда ее называют также «двушаговой диссоциацией». Визуально/кинесте­тическая диссоциация с тремя позициями:

1. Непосредственно переживание, часто травмирующее. Чаще всего проекти­руется на киноэкран либо помещается в рамку как-то иначе.

2. Наблюдатель за переживанием. Часто тот, кто смотрит фильм.

3. Наблюдатель за наблюдателем. Часто тот, кто проектирует фильм и может смотреть как на наблюдателя, так и на киноэкран. См. также Визуально- кинестетическая диссоциация.

УБЕЖДЕНИЕ (Англ.: BELIEF)

Также: «установка». Что-то, во что вы верите. Обобщение в отношении свя­зей, значений и границ в мире. Убеждение можно сформулировать как взаи­мосвязь между: (а) явлением, (б) его причиной, и (в) критерием, который используется для того, чтобы придать явлению определенное значение.

Пример 1: «Я не заслуживаю успеха, потому что на самом деле не верю в свои силы».

Пример 2: «Плохих учеников нет, так как каждый человек обладает уникаль­ными способностями».

УКРУПНЕНИЕ И РАЗУКРУПНЕНИЕ (CHUNKING)

Выбор абстрактного уровня. Существуют три способа «chunking»: (а) укрупне­ние (на более высоком абстрактном уровне (Англ.: chunking up), (б) разукруп­нение (на более низком абстрактном уровне (Англ.: chunking down), и (в) гори­зонтально (на том же самом абстрактном уровне (Англ.: chunking laterally). Пример: «Собака». «Укрупнение» (более высокий абстрактный уровень): «жи­вотное» (собака является одним из представителей животного мира). «Ра­зукрупнение» (более низкий абстрактный уровень): «Немецкая овчарка» (Не­мецкая овчарка является породой собак). «Тот же уровень»: «кошка» (собака и кошка оба являются представителями животного мира).

Примечание: «Chunking» важно при обдумывании рефреймингов, придумы­вании метафор, переговорах и распознавании паттернов.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ (Англ. UNIVERSAL MODELING PROCESSES)

Три общих принципа, которые мы используем для того, чтобы из потока пе­реживаний, непрерывно проходящего через нашу центральную систему, по­строить и прочно поддерживать модель мира. Универсальные принципы мо­делирования:

1. Опущение (Англ.: deletion).

2. Обобщение (Англ.: generalization).

3. Искажение (Англ.: distortion).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ» (Англ.: UNIVERSAL QUANTIFIER)

Нарушение метамодели, которое исключает исключения либо выражает целое.

все/ничего, везде/нигде, всегда/никогда, все/никто.

Пример:

Нарушение метамодели: «Мне всегда не везет!».

Вызов метамодели: «Всегда?!?!» или «Неужели за всю твою жизнь тебе ни разу не повезло?».

ЧАСТЬ (Англ.: PART)

Составная часть метафоры, в которой люди рассматриваются как единство субличностей, каждая из которых располагает своей собственной моделью мира и субъективным опытом.

Пример: На протяжении многих лет вам хочется сказать своему шефу всю правду в глаза, но этого никогда не происходит. «Что-то» сдерживает вас. Возможно, это какая-то часть, которая боится вызвать скандал.

ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ (Англ.: MINDREADING)

Нарушение метамодели, при котором вы убеждены в том, что знаете, о чем думает или что переживает другой человек, не располагая при этом (полной) информацией.

Пример:

Нарушение метамодели: «Она старается произвести на меня впечатление».

Вызов метамодели: «Откуда ты это знаешь?».

ЦЕПОЧКА СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ (Англ.: SUBMODALITY CHAINING)

Техника изменения, при которой сначала осуществляется изменение субмо­дальностей нежелательного впечатления с целью ослабления данною впечат­ления, после чего субмодальности желаемого впечатления изменяются таким образом, чтобы усилить данное впечатление. Этот процесс можно разбить на четыре стадии:

1. Нежелательное впечатление в «обычном» состоянии.

2. Нежелательное впечатление ослаблено.

3. Желаемое впечатление в «нормальном» состояний.

4. Желаемое впечатление усилено. Критические субмодальности этих четырех стадий заякоряются. Впоследствии эти якоря активизируются в виде цепочки.

ЦЕПОЧКА ЯКОРЕЙ (Англ.: CHAINING)

Ряд якорей, которые активизируются в четко установленном порядке, что по­зволяет в несколько этапов вызвать определенное состояние. Пример: «Цепочка субмодальностей»: Якорь № 1 вызывает негативное со­стояние, якорь № 2 изменяет его субмодальности таким образом, чтобы осла­бить это состояние, якорь № 3 вызывает состояние-ресурс, а якорь № 4 изме­няет его субмодальности таким образом, чтобы усилить это состояние. Якоря от 1 до 4 образуют вместе цепочку якорей.

ФИЗИОЛОГИЯ (Англ.: PHYSIOLOGY)

Буквально: учение о естественных жизненных явлениях. В НЛП: невербаль­ные реакции (поведение, дыхание и т. д.), связанные с внутренним состояни­ем либо внутренней репрезентацией.

Пример: Внутреннее состояние: «смущение». Соответствующая физиология (для данного человека): дыхание более высокое и учащенное, более сильное мышечное напряжение на лице, покраснение на щеках, туловище несколько отклонено назад, голова несколько вытянута вперед.

Примечание: Калибровка (calibration) включает в себя распознавание физио­логии, связанной с определенными внутренними процессами.

ШЕСТИШАГОВЫЙ РЕФРЕЙМИНГ (Англ.: SIX STEP REFRAMING) Техника, при которой вы устанавливаете контакт с той частью, которая ответ­ственна за определенное нежелательное поведение. Затем вы выявляете пози­тивное намерение этого поведения и побуждаете эту часть искать новые спо­собы реализации этого позитивного намерения (с помощью созидательно на­строенной части).

ЭКВИВАЛЕНТ КРИТЕРИЯ (Англ.: CRITERIAL EQUIVALENCE) Комплексный эквивалент критерия. Указывает, что представляет определенный критерий какое(ие) впечатление(я) удовлетворяют определенному критерию. Пример: Чьим-то критерием является: «честность». Вопрос: «Как ты узнаешь, что кто-то честный?» Ответ: «Если он не говорит того, в чем не уверен». Для кого-то другого эквивалентом честности будет: «Если он отдает долги».

ЭКОЛОГИЯ (Англ.: ECOLOGY)

Учение о взаимосвязи между людьми и их социальным, духовным и физиче­ским окружением. При «контроле экологии» вы проверяете, не будет ли достижение цели иметь негативных последствий для жизненного пространства клиента (например, для его семьи, организации, общества, планеты), или в течение длительного срока. Негативные побочные явления могут быть также связаны с утратой преимуществ нынешней ситуации. Пример: Кто-то очень хочет стать более независимым. Но его партнер оста­нется с ним только в том случае, если будет иметь возможность ему помогать. Следовательно, приобретение большей независимости не является экологич­ным, если тот, кто стремится к большей независимости, хочет при этом удер­жать своего партнера.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Теория познания. Как мы можем что-либо знать или не знать? Изучение ис­точника, природы и ограничений человеческого знания. Пример: НЛП исходит из того, что действительность не познается напрямую, учитывая изменения, происходящие на неврологическом уровне.

ЭРИКСОН, МИЛТОН X.

Милтон X. Эриксон (1901-1980) считается отцом современной гипнотерапии. Многие паттерны НЛП основываются на его работе. Эриксон не рассматри­вал подсознание как бездну, кишащую импульсами, как это делал Фрейд. Он считал подсознание местом складирования ресурсов, творческого потенциала и мудрости. Гипнотерапия была для него способом обучения людей использо­вать эти возможности. Он подчеркивал значение в человеческой коммуника­ции субтильных невербальных информационных посылов и привнес в НЛП различные практические техники.

ЭФФЕКТЫ РЕЗУЛЬТАТА (OUTCOME SEQUITUR)

Ожидаемый результат достижения целевого состояния (Англ.: outcome). Пример: «Я хочу научиться более ясно выражать свои мысли» (outcome). «Что это тебе дасг?». «Тогда я смогу чувствовать себя более уверенно» (out­come sequitur).

ЯКОРЕНИЕ (Англ.: ANCHORING)

Также: «заякорение». Присоединение к субъективному переживанию - либо к его элементу — вербального или невербального сигнала, чтобы данный сиг­нал «вызывал» данное состояние.

Пример: Вы прикасаетесь к другому человеку в определенной манере в тот момент, когда он радостно улыбается. В следующий раз, когда вы прикасае­тесь к нему в той же самой манере, он снова чувствует радость. Иногда для этого требуется несколько подобных соединений (см. ОБЪЕДИНЕНИЕ), иногда бывает достаточно одного единственного соединения («обучение с первого раза»).

Примечание: Родственно условным рефлексам Павлова. Однако НЛП придает особое значение: (а) «обучению с первого раза», и (б) важности относительного контекста, в рамках которого подается сигнал.

 

ЛИТЕРАТУРА

Akstein, D., Un voyage a travers la transe: la Nerrpichore-Trance-Therapie. Sand, Parijs 1992/

Akstein, D., Terpchoretrancetherapy: a Group Psychotherapy Based on Ritual

Possesion. International Congress for Psychosomatic Medicine and Hypnosis, Kyoto 1960

Akstein, D., Terpchoretrancetherapy: a New Hypnopsychotherapeutic Method.

International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, Vol 21, nr/ 3, pp. 131-143, 1973.

Andreas, S. and Andreas, C., Heart of the Mind. Real People Press, Moad (UT) 1989 (Het hart van de geest, Servire, Utrecht 1991). (Сердце духа, Сервире, Утрехт 1991).

Andreas, S. and Andreas, C., Core Transformational, Reaching the Wellspring Wichin.

Real People Press, Moad (UT) 1994 (Kern-transformatie, Servire, 1996)/

(Трансформация ядра, Сервире, 1996)

Andreas, S. and Andreas, C., Change Your Minde – and Keep the Change: Adrenced Фыринб W. R. Design for a Brain: The Original of Adaptire Behaviour. Wileq, New York 1960.

Ashby, W.R., Design for a Brain: The Origin of Adaptive Behaviour. Wiley, New York 1960.

Ashby, W.R., Introduction to Cybernetics. University Paperbacks, Londen 1964.

Ashton, V.L. and Dwyer, ОюРю (1975). The left: lateral eye movements and ideology. Perceptual and Motor Skills, 41, 248-250.

Bach-y-Rita, P., Brain Mechanisms in Sensory Substitution. Academic Press, New York, 1972.

Bakan, P. and Schotland, L. (1969). Lateral eye movement, reading speech, and visual attention. Psychonomic Science, 15, 93-94.

Bandler, R., Grinder, J. and Satir, V., Changing with Familes. Science and Behaviour,

Palo Alto (CA) 1976 (Verandering door geziensbehandeling. Van Loghum Slaterus, Deventer 1979). (Изменение через воздействие на семью).

Bandler, R., Grinder, J. Reframing: Neuro-Linguistic Programming and the Transformation of Meaning. Real People Press, Moad (UT) 1982 (Hoe je het ook kunt bekijken, Servire, Katwijk aan Zee 1988). (Как еще это можно рассматривать. Сервире, Катвяйк ан Зее 1988).

Sandier, R., & MacDonald, W., An Insider's Guide to Sub-modalities. Meta, Cupertino (CA) 1988.

Handler, R, Magic in Action. Meta, Cupertino (CA) 1984.

Bandler, R., Grinder, J., Frogs into Princes. Real People Press, Moab (UT) 1979 {De betovering van de tool, De Toorts, Haarlem 1981). (Волшебство языка, Де Тоортс, Хаарлем 1981).

Bandler, R., Using Your Brain — for a Change. Real People Press, Moab (UT) 1985 {Hoe haal je mat in je hoofd, Servire, Katwijk aan Zee 1987). {Как мы удерживаем что-либо в памяти, Сервире, Катвяйк ан Зее 1987).

Bandler, R., Grinder, J., Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M. D. I. Meta, Cupertino (CA) 1975 {Hypnotherapie: het gebruik van de tool vdgens de methoden van Milton H. Erickson, De Toorts, Haarlem 1979). {Гипнотерапия: использование языка в соответствии с методом Милто- на X. Эриксона, Де Тоортс, Хаарлем 1979).

Bandler, R., Grinder, J. & DeLozier, J., Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M. D. II. Meta, Cupertino (CA) 1977.

Bandler, R., Grinder, J., The Structure of Magic I. Science and Behaviour; Palo Alto (CA) 1975.

Bandler, R., Grinder, J., De structuur van de magie. (The Structure of Magic) Ambo, Baarn 1977. (Бэндлер, P., Гриндер, Д., Структура магии. Амбо, Баарн 1977).

Bandler, R., Grinder, J., The Structure of Magic II. Science and Behaviour, Palo Alto (CA) 1976.

Bandura, A., Principles of Behaviour Modification. Holt, Rinehart and Winston, New York 1969.

Barbe, W.B., Swassing, R. H. & Milone, M.N., Teaching Through Modality Strengths: Concepts and Practices. Zaner-Bloser, Columbus (OH) 1979.

Barnet, M. (1974). Some personality correlates of the conjugate lateral eye movement Journal of Personality Assessment, 38, 223-225.

Bateson, G., Mind and Nature. Dutton, New York 1979.

Bateson, G., Steps to an Ecology of Mind. Ballantine, New York 1972.

Bateson, G. & Bateson, M. C., Angels Fear Towards an Epistemology of the Sacred. MacMillan, New York 1987. (Paperback: Bantan, New York 1988).

Beckhoven, G. van,/в moet maar durven: neuro-linguistische programmering in het sottidtdtieg/Bsprek en bij outplacement. Van Loghum Slaterus, De venter 1988. (Бекхофен, Г. фан, Ты должен рискнуть: нейро -лингвистическое про­граммирование в собеседовании о приеме на работу. Фан Логхум Слате- рус, Девентер 1988).

Beech, Н. R, Changing Man's Behaviour. Penguin, Harmondsworth 1969.

Berkowitz, В. & Goodman, F.D., Ecstatic Trance. The Cuyamungue Institute, Santa Fe, niet gedateerd. (не датировано).

Blakeslee, T.R., The Right Brain: a New Understanding of the Unconscious Mind and Its Creative Process. Berkeley, New York 1983.

Bloomberg, M. (1969). Differences between field independent and feeld dependent persons on the Stroop Color-Word test. Journal of Psychology, 24, 45.

Bourguignon, E., World Distribution and Patterns of Possession States. In Prince, R., ed., Trance and Possession States. Bucke Memorial Society, Montreal 1968.

Bramly, S., Macumba, die Magische Religion Brasiliens. Bauer, Freiburg 1978. (Брэмли, С., Макумба, магическая религия Бразилии. Бауэр, Фрайбург 1978).

Brown, R., Group Processes. Blackwell, Oxford 1988.

Bruyn, E. E. J. de, "Van aanmelding naar advies: de diagnistische cyclus", in: R. de Groot & J. van Weelden (red.), Orthopedagogjiek: inzicht, uitzicht, overzicht, Wolters-Noordhoff, Groningen 1992. (Брюйн, E. E. Й. де, "От сообщения к совету: диагностический цикл", в: Р. де Хроот & Й. фан Веелден, Ор- топедагогика: мнение, перспектива, обзор, Волтерс-Ноордхофф, Гронин- ген 1992).

Burgoon, J., "Relational message interpretations of touch, conversational distance, and posture", Journal of Nonverbal Behavior; Vol. 15, 4.

Busch, Blank, Waumans en Vroon, Paranormale therapie: een onderzoek in drie praktijken, Parapsychologisch Instituut, Utrecht 1993, (Бус, Бланк, Бау­мане и Фроон, Паранормальная терапия: исследование в трех практи­ческих опытах, Институт Парапсихологии, Утрехт 1993).

Buzan, Т., Use Both Sides of Your Brain. Dutton, New York 1976.

Cameron-Bandler, L., Gordon, D. & Lebeau, M., Know How: Guided Programs far Inventing Your Own Best Future. Future Pace, San Rafael (CA) 1985.

Cameron-Bandler, L. & Lebeau, M., The Emotional Hostage: Rescueing Your Emotional Life. Future Pace, San Rafael (CA) 1986.

Cameron-Bandler, L., Solutions: Practical and Effective Antidotes for Sexual and Relationship Problems. Future Pace, San Rafael (CA) 1985.

Cameron-Bandler, L., They lived Happily Ever After: a Book about Achieving Happy Endings in Coupling. Meta, Cupertino (CA) 1978.

Campbell, J., The Hero with a Thousand Faces. Pantheon, New York 1949.

Chomsky, N., Aspects of the Theory of Syntax. MIT Press, Cambridge (MA) 1965.

Cladder, J. M., Korte psychotherapie met hypnose en NLP. Swets en Zeitlinger, Lisse 1994. (Кладдер, Й. M., Непродолжительная психотерапия с гипнозом и НЛП. Свете ен Зайтлингер, Лиссе 1994).

Cladder, J. M. & Lens, J. W. M., Moderne hypnotherapie: een leerboek voor psychotherapeuten. Swets en Zeitliriger, Lisse 1985. (Кладцер, Й. M. & Лене Й. В. M., Современная гипнотерапия: учебное пособие для психогпе рапевтов. Свете ен Зайтлингер, Лиссе 1985).

Cleveland, В. F., Master Teaching Techniques. Connecting Link Press, Muskego 1984.

Cohen, S., Psychosocial Models of the Role of Social Support in the Etiology of Physical Disease. Health/Psychology, vol 7(3), p. 269-297.

Crouch, W. (1976). Dominant direction of conjugate lateral eye movements and responsiveness to fecial and verbal cues. Perceptual and Motor Skills, 42, 167-174.

Dam, H. ten, Behandeling van een client met angst voor "het spreken in het openbaar", Tijdschriji voor Educatieve en Therapeutische Hypnose, 9 (1993), nr. 1, p. 7-13. (Дам, X. тен, Работа с клиентом, испытывающим страх перед "публичными выступлениями", Журнал "Воспитательный и те­рапевтический гипноз9 (1993), № 1, стр. 7-13).

Darwin, С., The Expression of the Emotions in Man and Animals. University of Chicago Press, Chicago (IL) 1965.

Day, M.E. (1968). Attention, anxiety and psychotherapy. Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 5, 146-149.

Deelen, M., NLP technieken voor de verkoop. Kluwer, 1994. (Деелен, M., Техники НЛП в сфере продаж. Клювер, 1994).

DeLozier, J. & Grinder, J., Turtles AU the Way Down: Prerequisites to Personal Genius. Grinder and DeLozier, Bonny Doon (CA) 1987.

Derks, L А. С., Creativiteitsmanagement. IEPublicaties, Nijmegen 1988. (Деркс, Л. А С., Управление творческим процессом. ИЕПубликасиес, Няймехен 1988).

Derks, L А. См Wat houdtje tegen?: een praktische gids voor het begeleiden van creatief werk. Landelijk Ondersteuningsinstituut voor Kunstzinnige Vorming, Utrecht 1987. (Деркс, Л.А.С., Что тебе мешает?: практическое руково­дство в отношении творческой работы. Ланделек Ондерстойнингсин- ститут фоор Кунстзинниге Форминг, Утрехт 1987).

Derks, L А. С., NLP-mmgids 1988. William James Foundation, Amsterdam 1988. (Деркс, Л. А. С., Краткое руководство по НЛП 1988. Фонд Вильяма Джеймса, Амстердам 1988).

Derks, L А С., Dieper en dieper in trance: sleutelen aan Pavlovs hypothese.

Tijdschrift voor Educatieve en Therapeutische Hypnose, 1986-2, pp. 54-58. (Деркс, Л. А. С., Глубже и глубже в транс: ключи к гипотезе Павлова Журнал "Воспитательный и терапевтический гипноз").

Derks, L A. C. & Goldblatt, R. В., The Feedforward Conception of Consciousness: an Bridge between Therapeutic Practice and Experimental Psychology. William James Foundation, Amsterdam 1985.

Derks, Li A. C, NLP en erfenis van Milton H. Erickson. Tijdschrijt voor Educatieve en Thempeutische Hypnose, juni 1985, pp. 36-40. (Деркс, Л. А. С., НЛП и наследие Милтона X. Эриксона. Журнал "Воспитательный и терапевтический гипнозиюнь 1985, стр. 36-40).

Derks, L. А. С. & Grfinbauer, О,, Op zoek naar de kwaliteit van suggestie. Tijdschrift voor Educatieve en Therapeutische Hypnose, winter 1989. (Деркс, Л. А. С. & Грюнбауер О., В поисках качества внушения. Журнал "Воспитательный и терапевтический гипноз", зима 1989).

Derks, L А. С. en Sinclair, J. D., Racing The Turbo Brain. William James Foundation, Amsterdam 1990.

Derks, L A. C., De postume colleges van Herman Blaas. In de Knipscheer, Amsterdam 1992. (Деркс, Л. А. С., Лекции Хермана Блааса. Ин де Книпсхеер, Амстердам 1992).

Derks, L А. С., The Sotial Panorama: NLP and Group Processes. Interne Publicatie IEP, Nijmegen 1995.

DeWitt, G. W. & Averill, J. R. (1976). Lateral eye movements, hypnotic susceptibility and field independence-dependence. Perceptual and Motor Skills, 43, 1179-1184.

Diekstra, R, Column in het Haarlemmer Dagblad, 1993. (Диексгра, P., Колонка в "Хаарлеммер Дахблад", 1993).

Dilts, R. В., Persoonlijke communicatie. 1993. (Дилтс, P. Б., Личностная комму­никация. 1993).

Dilts, R.B.& Bonnisone, G., Skills for the Future: Managing Creativity and Innovation. Meta, Cupertino (CA) 1993.

Dilts, R. В., Effective Presentation Skills. Meta, Cupertino (CA) 1994.

Dilts, R. B. & Epstein, Т., Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Innovation. Meta, Cupertino (CA) 1991.

Dilts, R. В., Hallbom, T. & Smith, S., Beliefs, Pathways to Health and Ш-Ъещ Metamorphous Press, Portland (OR) 1990.

Dilts, R. В., Applications of Neuw-Linguistic Programming. Meta, Cupertino (CA) 1983.

Dilts, R. В., Neuw-Linguistic Programming in Education: Building Blocks for Learning. Behavioral Engineering, Scotts Valley (CA) 1980.

Dilts, R. В., Grinder, Q., Bandler, R. e.&, Neuw-Linguistic Programming I: the Study of the Structure of Subjective Experience. Meta, Cupertino (CA) 1980.

Dioszegi, V., Tracing Shamans in Siberia. Anthropological Publications, Oosterhout 1968.

Duba, R M., FUosofische achtergronden van NLP. IEPublicaties, Nijmegen 1994. (Дюба, P. M., Философские предпосылки НЛП. ИЕПублшсасиес, Няйме- хен 1994).

Duke, J. В. (1968). Lateral eye-movement behavior.Journal of General Psychology, 78, 189-195.

Eccles, J. C, The Psyche: the Giffcrrd Lectures. Springer, New York 1980.

Edelman, G.M., Neural Darwinism: the Theory of Neuronal Group Selection. Basic, New York 1987.

Edelstien, M. G., Trauma, Trance and Tranceformation. Brunner and Mazel, New York 1981.

Erickson, M. H. & Zeig, J., Teaching Seminar with Milton. Brunner and Mazel, New York 1980.

Erickson, M. H. & Rossi, E. L, Hypnotherapy: an Explanatory Case Book Wiley, New York 1979.

Erickson, M. H. & Rossi, E. L, Experiencing Hypnosis. Irvington, New York 1979 (Exploraties in hypnotherapie, Van Loghum Slaterus, Deventer 1983).

Erickson, M. H. & Rossi, E. L, Hypnotic Realities. Irvington, New York 1976.

Erickson, M. H. & Rossi, E. L, Indirect Forms of Suggestion. In The Collected Papers of Milton Erickson on Hypnosis. Irvington, New York 1980.

Famelly, F. & Brandsma, J., Provocative Therapy. Meta, Cupertino (CA) 1978 (Provocatieve therapie, IEPublicaties, Nijmegen 1993). (Провокационная те­рапия, ИЕПублшсасиес, Няймехен 1993).

Fischer, К. L (1971). Lateral eye-movement as related to marital selection and adjustment. M.A. thesis, Michigan State University.

Frijda, N., The Emotions. Cambridge University Press, Cambridge 1986.

Fuller Torrey, E., Witchdoctors and psychiatrists. Harper and Row, New York 1972.

Geertz, C., Religion as a Cultural System. In Banton, M., ed., Anthropological

Approaches to the Study of Religion. Vol. 11, pp. 1-46. Tavistock, Londen 1966.

Goodman, F. D., Where the Spirits Ride the Wind. Indiana University Press, Bloomington 1990.

Goodman, F. D., Ecstasy, Ritual and Alternate Reality. Indiana University Press, Bloomington 1988.

Gordon, D., Therapeutic Metaphors: Helping Others through the Looking Glass. Meta, Cupertino (CA) 1978.

Gordon, D. & Meyers-Anderson, M., Phoenix: Therapeutic Patterns of Milton H. Erickson. Meta, Cupertino (CA) 1981.

Qtfdon, David, en Graham Dawes, "The Experiential Array". Ongepubliceerd manuscript, Graham Dawes, Londen 1989. (Неопубликованная рукопись, Грэхем Доус, Лондон 1989).

Grinder, J. & Bandler, R, TRANCE-formations: Neum-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis. Real People Press, Moab (UT) 1981 (In trance- formatie, Servire, Katwijk aan Zee 1989).

Grinder, J. & MaeMasters, M., Precision: an New Approach to Communication. Precision Models, Bonny Doon (CA) 1980.

Gunn, J, Human violence: A biological perspective. Journal of Criminal Behavior and Mental Health, Vol. 1 (1991), 1.

Gur, RC.& Gur, R. E. (1974). Handedness, sex and eyedness as moderating variables in the relation between hypnotic susceptibility and functional brain asymmetry. Journal of Abnormal Psychology, 83, 635-643.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.