КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бэйтсон, грегори 1 страница
Биолог, антрополог и философ (1904-1980). Один из основоположников кибернетики и теории «двойной связи». На протяжении длительного времени работал вместе с антропологом Маргарет Мид, которая была его супругой. Многие важные понятия НЛП были почерпнуты из его работ, а именно: распознавание паттерна, кибернетическая петля, модель ТОТЕ и логические уровни. Бэйтсона считают одним из основателей НЛП, прежде всего, когда речь идет об эпистемологических (теоретических) аспектах НЛП, к примеру, связи между моделью мира и миром. ВЕДУЩАЯ СИСТЕМА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (Англ.. PRIMARY REPRESENTATIONAL SYSTEM) Система репрезентации (визуальная, аудиальная или кинестетическая), которой преимущественно пользуется человек при репрезентации мира в данный момент. Иногда находит выражение в выборе слов (предикатов). Пример: Если при оценивании человека вашей предпочитаемой сенсорной системой является кинестетическая система, вы оцениваете человека прежде всего на основании того, как вы себя рядом с ним чувствуете, и, вероятно, можете описать его как «Тот, кто прочно стоит на земле, и на которого можно ложиться» (кинестетические предикаты). Примечание: Ведущая система воспроизведения, как правило, зависит от контекста. ВЕЧНАЯ ИСТИНА (Англ.: LOST PERFORMATIVE) Нарушение метамодели, при котором вы оставляете без внимания то, о чьем именно мнении идет речь, словно это мнение может принадлежать каждому. Пример: Нарушение метамодели: «Кеес — трудный ребенок». Вызов метамодели: «Кто считает Кееса трудным ребенком?». ВЗМАХ Паттерн изменения, при котором вы «выметаете» образ, вызывающий негашеные эмоции, образом, вызывающим положительные эмоции. Негативный образ может стать якорем для «выметания». ВИЗУАЛЬНЫЙ (Англ.: VISUAL) Имеющий отношение к понятиям: видеть, смотреть, образы. Примечание: Одна из частей системы чувств: визуальный, аудио, кинестетический, обонятельный/вкусовой <VAKO/G>. ВИЗУАЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ (Англ.: V/K DISSOCIATION) Называется также «техникой быстрого лечения фобий». Техника для ослабления или устранения сильных эмоциональных реакций, явившихся результатом травмирующих впечатлений. Суть паттерна: диссоциация образов и ощущений. ВИЗУАЛЬНО ИЗВЛЕЧЕННЫЙ ИЗ ПАМЯТИ (Англ.: VISUAL REMEMBERED) Визуальное воспроизведение (внутренний образ) того, что вы на самом деле видели. Пример: Вы мысленно видите, что делал ваш партнер, когда вы встретили его в последний раз. Примечание: Обозначение: Vr. ВИЗУАЛЬНОЕ СДАВЛИВАНИЕ (V/K SQUASH) Техника, при которой вы интегрируете два состояния, мысленно соединяя с другом соответствующие образы и заякоряя соответствующие ощущения посредством соединения соответственно левой и правой руки. Руки двигаются — желательно бессознательно -навстречу друг другу в том же темпе, в котором осуществляется интеграция. После этого вы осуществляете ассоциацию с интегрированным образом. ВКУСОВОЙ (Англ.: GUSTATORY) Произносится: «gustatoor». Имеющий отношение к вкусу. Примечание: Является частью системы чувств из четырех составляющих: визуальная, аудио, кинестетическая, обонятельная/вкусовая, <VAKO/G>. ВНЕШНЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (Англ.: EXTERNAL BEHAVIOR) То, что вы делаете в данный момент. То, что вы видите, слышите и чувствуете. Пример: Внешнее поведение участника автогонок: Ваши руки держат руль. Ваша нога надавливает на педаль газа. Ваша другая нога находится рядом с педалью сцепления. Ваша голова поворачивается в разные стороны, в то время как ваши глаза попеременно смотрят в зеркало и вперед. Примечание: Составная часть триединства: 1. внутреннее состояние, 2. внутреннее воспроизведение, 3. внешнее поведение (Англ.: internal state, internal computations, external behavior). Вместе эти элементы образуют структуру субъективного переживания. ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ Внутренняя репрезентация (мысли) плюс внутреннее состояние (ощущения, эмоции, настроение). ВНУТРЕННЯЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (Англ.: INTERNAL COMPUTATIONS) Сенсорная репрезентация мира в нашей центральной нервной системе (в словах, образах, звуках, ощущениях, запахах и вкусовых ощущениях). Пример: Вы видите, что термометр показывает «минус восемь» (Ve); мысленно вы видите голодную синичку (Vc) и слышите внутренний голос, который говорит. «Положу-ка я ей хлеба». (Ad) Вы выходите на улицу и кладете в птичий домик хлеб (внешнее поведение).Vc и Ad в данном случае вместе формируют внутреннюю репрезентацию. Примечание: Составная часть триединства: 1. внутреннее состояние, 2. Внутренняя репрезентация, 3. внешнее поведение (Англ.: internal state, internal computations, external behavior). Вместе эти элементы образуют структуру субъективного переживания. ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ (Англ.: INTERNAL STATE) Ваши ощущения, эмоции и настроение в данный момент. Пример: «Волнение, я ощущаю его в своем животе и горле». Примечание: Составная часть триединства: 1. внутреннее состояние, 2. Внутренняя репрезентация, 3. внешнее поведение (Англ.: internal state, internal nutations, external behavior). Вместе эти элементы образуют структуру субъективного переживания. ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (Англ.: AUDITORY DIALOGUE) Голоса и слова, которые вы мысленно слышите. Разговор с самим собой. Примечание: Обозначение НЛП: Ad. ВТОРАЯ ПОЗИЦИЯ (Англ.: SECOND POSITION) Позиция, из которой вы воспринимаете взаимодействие (в котором сами принимаете участие). Вы смотрите на ситуацию глазами другого человека, вы диссоциированы от своего собственного переживания и ассоциированы с переживанием этого другого человека. Позиция «ты». Пример: Высказывание из второй позиции: «Это слишком трудно для тебя». Примечание: Две Другие позиции восприятия: первая позиция (вы воспринимаете ситуацию, исходя из своего «я») и третья позиция (вы рассматриваете взаимодействие между собой и другим человеком, занимая при этом мегапозицию). ВЫЗОВ (Англ.: CHALLENGE) Вопрос, который вы задаете, исходя из нарушения метамодели. На основании метамодели можно установить, какой(какие) вызов(ы) метамодели вы можете использовать в отношении данного нарушения. Пример: Нарушение метамодели: «Будет лучше ему об этом не рассказывать». Вызовы метамодели: (а) «Для кого это лучше?», (б) «Кто считает, что так будет лучше?», (в) «Лучше, чем что?», (г) «О чем именно вы не хотите ему рассказывать?» Примечание: В данном случае речь не идет о «вызове» в лингвистическом смысле этого слова ВЫЗЫВАТЬ (Англ. ТО ACCESS) Буквальный перевод «to acceess»: «добиваться для себя доступа к». Внутреннее впечатление показывает, направлено ли ваше внимание на впечатление данного момента Пример: Вы вспоминаете об одном случае, когда вы беседовали со своим другом. Вы слышите его голос, и вы слышите, что говорите вы сами. Вы взвали у себя аудиалую репрезентацию (Англ.: auditory access). ВЫСТРАИВАНИЕ В смысле: «выстраивание логических уровней». Приведение поведения, сложностей, убеждений, личностных и духовных качеств в соответствие друг с друтом в определенном контексте или относительно определенной цели. Пример: Я хочу написать книгу. Написание книги - это способность. Эта способность считается ориентированной, выверенной, если (а) я могу выработать у себя соответствующее поведение, (б) она совпадает с моими убеждениями, (в) она является выражением того, что я из себя представляю (личность), и (г) она поддерживается тем возвышенным, что меня направляет в жизни (духовность). А именно: написание книги является выстроенной на уровне поведения, если я всегда делал много заметок. Эта способность не является «выстроенной» на уровне личности, если я «очень уязвимый человек» (ведь я могу получить негативную оценку со стороны критиков). ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ (Англ.: NEW BEHAVIOR GENERATOR) Техника, при которой вы осваиваете новое поведение посредством диссоциированного воспроизведения желаемого поведения (вы видите себя или кого-то другого, демонстрирующего данное поведение). Затем вы оцениваете это новое поведение, переживаете его посредством ассоциации и настраиваете его на будущее. Следующей, более прогрессивной формой техники «Генератор поведения» является так называемая «Стратегия Уолта Диснея». В этом случае новое поведение осмысливается в рамках взаимодействия между мечтателем, критиком и реалистом. ГИБКОСТЬ (Англ.: FLEXIBILITY) Буквально: «Способность приспосабливаться». В НЛП: вы изменяете свое поведение до тех пор, пока не вызовете желаемую реакцию. Пример: Так как во время моего вербального объяснения вы выглядите непонимающим, я рисую для вас схему. См. также: НЕОБХОДИМОЕ РАЗНООБРАЗИЕ. ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА (Англ.: DEEP STRUCTURE) Полное языковое воспроизведение переживания. Поверхностная структура воспроизводит часть глубинной структуры. Как носитель языка вы интуитивно знаете, какое количество элементов находится не в поверхностной, а в глубинной структуре. Пример: Поверхностная структура: «Дверь синяя». Глубинная структура (в данном случае): «В прошлом году Ян и Пит выкрасили дверь бабушкиного дома в синий цвет». Если вы владеете нидерландским языком, вы знаете, что особые элементы подобного рода должны находиться в глубинной структуре. Примечание: Глубинная структура (которая по своей формулировке находится ближе всего к сенсорным переживаниям) может быть подробно описана при помощи постановки вопросов метамодели. ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (Англ.: EYE MOVEMENTS) В НЛП: Движения глаз показывают, какую именно сенсорную репрезентативную систему кто-то использует в данный момент. ДИССОЦИАЦИЯ (Англ.: DISSOHAITON) Вы переживаете событие (в прошлом, настоящем или будущем) как бы на расстоянии. Вы видите и слышите, что вы ощущаете, думаете и делаете. Пример:: Вы вспоминаете лето. Вы видите себя сидящим на садовом стуле. Вы слышите, как вы думаете: «Я бы с удовольствием здесь полежал». Вы видите ребя, пьюшим фруктовый сок. Примечание: Противоположно понятию АССОЦИАЦИЯ. «ДИСТРАКТОР» (Англ.: DISTRACTOR) Категория Сатир (позиция, связанная с отношениями), характеризующаяся неуправляемостью и иррелевантностью. Создается впечатление, что тон голоса не зависит от содержания. Карикатура на спонтанность. Демонстрирует быстро сменяющиеся невербальные реакции из всех остальных позиций Сатир. Примечание: Категории Сатир: 1. Примиряющий. 2. Обвинитель. 3. Рассудительный. 4. «Громоотвод». ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ (Англ.: OUTCOME STATE, DESIRED STATE или DESIRED GOAL) Также: «желаемое переживание». Пример: Желаемое состояние: «Вера в свои силы». 1. Внутреннее состояние; ощущение покоя. 2. Внутренние процессы: Я мысленно вижу улыбающихся людей, я говорю себе: «Все идет прекрасно». 3. Внешнее поведение: Я спокойно говорю о том, о чем хочу сказать, и даю возможность высказаться другому человеку. 4. Контекст: Когда я разговариваю с клиентом... 5. Критерии: вера в свои силы, уверенность, спокойствие, свобода действий. 6. Эквивалент критерия: Свобода действий подразумевает, что я могу свободно выражать свое мнение. 7. Причинно-следственные связи: Я верю в свои силы, когда осознаю, что я неповторимая личность. Примечание: Желаемое состояние является составной частью триединства-1. нынешнее состояние, 2. желаемое состояние, 3. ресурсы. ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ (Англ.: HIERARCHY OF CRITERIA) Иерархия критериев, при которой каждый вышерасположенный критерий оказывает больше влияния на поведение/переживание, чем критерий, расположенный ниже. В технике «иерархии критериев» иерархия устанавливается на основе поведения, которое клиент не способен реализовать. В отношения каждого критерия определяется внутренняя репрезентация, субмодальности и паттерны метапрограммы. Данная информация впоследствии может быть использована различными способами. Критерии, к примеру, могут быть связаны друг с другом таким образом, чтобы желаемое поведение удовлетворяло всем критериям. ИНКОНГРУЭНТНОСТЬ (Англ.: INCONGRUENCY) Буквально (Van Dale); отсутствие согласованности. Одна или несколько частей не согласны с информационным посылом. При этом по различным каналам чувств вы передаете противоречивую информацию («двойственные информационные посылы»). Пример: Вы говорите: «Прекрасно». Ваш голос идет вниз, и вы вздыхаете. Вы выглядите угрюмым. Вы пожимаете плечами и покачиваете головой. Примечание: Противоположно понятию КОНГРУЭНТНОСТЬ. ИНТЕГРАЦИЯ (INTEGRATION) Буквально (Van Dale): создание гармоничного целого. Паттерн считается интегрированным, если он проявляется и используется в различных контекстах и на различных уровнях. Два элемента считаются интегрированными, если вместе они образуют новое целое. Пример: Вы научились выявлять в поведении позитивное намерение. Этот паттерн считается интегрированным, если вы используете его в своей работе, по отношению к своим детям, по отношению к автомобилистам в автомобильной «пробке», когда вы думаете о себе и т. д. (различные контексты), и если вы используете его не только мысленно, но и в своем поведении, в своих ощущениях, в своих убеждениях и т. д. (на различных логических уровнях). См. также ПАТТЕРН и СТРУКТУРА. ИСКАЖЕНИЕ (Англ.: DISTORTION) Процесс, при котором вы изменяете части или аспекты переживания (на основании существующих обобщений). Пример: Вы рассчитываете на то, что у него по отношению к вам самые лучшие намерения. Он поступает с вами непорядочно. Внезапно вы осознаете, что он пытается вас чему-то научить, а, следовательно, на самом деле он не делает вам ничего плохого. КАЛИБРОВКА (ПРОВЕРКА НЕВЕРБАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ) (Англ.: CALIBRATION) Определение чьего-то внутреннего состояния либо внутренней репрезентации по невербальным реакциям (опираясь на тот факт, что вы неоднократно подмечали одни и те же невербальные реакции, сопровождающие данное внутреннее впечатление). Пример: Вы видите что брови этого человека несколько приподнялись, его дыхание стало более учащенным, а его плечи несколько отведены назад. По предыдущим наблюдениям вы знаете: эти невербальные сигналы означают у него, что он возмущен. КАПСУЛА НЛП КАПСУЛА НЛА представляет собой экспериментальную форму обучения для группы численностью от 6 до 9 человек. Цели: 1. Нахождение практического разрешения проблем, связанных с препятствиями в личном либо профессиональном функционировании. 2. Расширение рамки для появления новых точек зрения на проблемы и пуги их разрешения. 3. Стимулирование личностного развития для осваивания новых способов мышления. Данный метод работы основывается на следующих принципах: 1. Работа с субмодальностями. 2. Важность раппорта как вспомогательного и исцеляющего фактора. 3. Калибровка физиологии как важного информационного канала. 4. Пресуппозиции НЛП. 5. Принципы отожествления. КАТЕГОРИИ САТИР (Англ.: SATIR POSITIONS) Также: «Типы Сатир». Коммуникативные паттерны или поведение, которых придерживаются люди — прежде всего в сложных ситуациях. Были сформулированы Вирджинией Сатир. Примечание: Позиции Сатир: 1 Примиряющий (Англ.: placator). 2. Обвинитель (Англ.: blamer). 3. Рассудитель (Англ.: super reasonable, computer). 4. Дистрактор (Англ.: distractor). КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ (Англ.: KINESTHETIC) Имеющий отношение к чувству, ощущению, эмоции или поведению. Примечание: Является частью системы чувств из четырех составляющих: визуальная, аудио, кинестетическая, обонятельная/вкусовая, <VAKO/G>. КИБЕРНЕТИКА (Англ.: CYBERNETICS) Теория и учение о механизмах контроля и управления и их коммуникативных системах и системах обратной связи. Впервые была сформулирована йпли (1942) и Розенблутом, Винером и Бигеловым (1943). Применяется в Рюшных областях, начиная с механики и заканчивая психиатрией. КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ ПЕТЛЯ (Англ.: CYBERNETIC LOOP) Также: «Петля обратной связи». Между двумя элементами существует кибернетическая петля, если один элемент управляется посредством реакций, которые он получает от другого элемента (обратная связь). Пример: Чем больше ты настраиваешься на меня, тем больше я настраиваюсь на тебя, тем больше ты настраиваешься на меня и т. д. КОЛЛАПС ЯКОРЕЙ (Англ.: COLLAPSING ANCHORS) Техника для нейтрализации негативных ощущений. К негативному ощущению вы присоединяете один якорь, а другой якорь вы присоединяете к противоположному ощущению. Затем вы одновременно активизируете оба якоря. КРИТИЧЕСКАЯ СУБМОДАЛЬНОСТЬ (Англ.: CRITICAL SUBMODALITY) Также: «ведущая субмодальность». Субмодальность, которая — в случае ее изменения - оказывает наиболее сильное влияние на впечатление. Пример: Впечатление: «лежание на пляже в расслабленном состоянии» Если я усилю солнечное тепло, все мое впечатление усилится (критическая субмодальность); если я удалю от себя крики чаек, это не сильно изменит мое впечатление (некритическая субмодальность). КОНГРУЭНТНОСТЬ (Англ.: CONGRUENCE) Буквально: согласование. Состояние, при котором все ваши части выражают согласие с информационным посылом. Вы выражаете одно и то же посредством различных каналов чувств. Пример: Вы говорите: «Замечательно!». Ваш голос идет вверх. Вы улыбаетесь, Примечание: Противоположно понятию ИНКОНГРУЭНТНОСТЬ. КОНТЕКСТ Связь, в которой что-то себя проявляет, кадр, рамка, сфера, ситуация. Ответ на вопрос: «Где, когда и с кем?». КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ (Англ.. COMPLEX EQUIVALENCE) Также: «эквивалентность». Кто-то находит комплексный эквивалент слова или понятия — часто критерия — с которым у него ассоциируется данное понятие. Пример: Понятие: «Свобода». Чьим-то комплексным эквивалентом понятия «свобода» может быть установка: «Не работать, если к этому нет желания». Примечание: Комплексный эквивалент одного и того же слова у каждого человека будет различным. КОРЗЫБСКИЙ, АЛЬФРЕД ХАБДАНК (1879-1950) Польский ученый, разведчик и семантик. Автор книги Science and sanity (1933). Его основная идея заключается в том, что человеческие страдания связаны с тем, что наша репрезентация действительности посредством языка (наше абстрактное мышление) смешивается с самой действительностью. Его девиз гласил: «Карта не является территорией». Корзыбский заложил эпистемологическую основу НЛП и Рационально-Эмоциональной Терапии (RET). КРИТЕРИЙ (Англ: CRITERION) Буквально: отличительный признак. Норма, в соответствии с которой дается Критерий показывает, что является важным в определенном контексте. Пример: «Открытость» может быть критерием, на основании которого оцениваются организации. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ (Англ.: TIME LINE) Также: «линия жизни». Контекст, в рамках которого вы пространственно воспроизводите время в виде линии. Перемещаясь по линии времени, вы можете диссоциироваться и занимать метапозицию. Линия времени может быть использована в качестве контекста для различных техник НЛП. ЛИЧНЫЕ ЛИНИИ ВРЕМЕНИ Изменения субмодальностей, посредством которых человек отделяет друг от друга прошлое, настоящее и будущее, по большей части представляют собой «направление» или «расстояние». У многих людей прошлое, настоящее и будущее связаны друг с другом посредством воображаемой линии в пространстве. форма этой линии варьируется у различных людей. Эту линию мы называем личной линией времени. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (Айгл.: LINGUISTIC) Имеющий отношение к языку. Является частью понятия Нейро-Лингвистическое Программирование в связи с установкой относительно того, что неврологические процессы регулируются и воспроизводятся посредством языка. Примечание: Происходит от слова из латыни «lingua», означающего «язык». ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ (Англ.: LOGICAL LEVELS) В отношении обучения, изменения и коммуникации Роберт Дилтс оперировал следующими логическими уровнями: 6. Мисия (Духовность). 5. Личностное своеобразие. 4. Убеждения (Ценности и мотивация). 3. Способность (Направление). 2. Поведение (Действие). 1. Окружение (Реакция). Иногда также используется трехуровневая классификация: 1. Существование. 2. Модель мира. 3. Поведение. Примечания: (а) Более высокий уровень организует информацию на более низких уровнях, (б) Изменения, происходящие на более низком уровне, могут вызывать, а могут не вызывать изменения на более высоком уровне. Изменения на более высоком уровне обязательно влекут за собой изменения на более низких уровнях. Понятие «логический уровень» было введено в употребление Бэйтсоном. МЕТАФОРА (Англ. METAPHOR) Фигуральная форма выражения. Информационный посыл преобразуется в историю или анекдот. Сознание не «схватывает» подобный посыл, а вот подсознание реагирует на него должным образом. Пример: Вы хотите дать кому-то понять, что он способен на большее, чем он думает. Вы рассказываете ему историю об одной кошке, которая испугалась, когда увидела, какое большое и сильное ее собственной отражение в зеркале. МЕТАМОДЕЛЬ (Английский и нидерландский) Набор языковых паттернов с соответствующими вопросами, целью которых является соединение вербального воспроизведения мира с сенсорными переживаниями, на которых оно базируется. Иначе говоря: поверхностная структура снова объединяется с глубинной структурой. Благодаря выявлению переживания (сенсорной репрезентации), на которых основывается модель мира: (а) появляется возможность формирования новых обобщений и тем самым усовершенствование и расширение модели мира — что приводит к увеличению возможностей выбора — и (б) появляется возможность получения ценной — очень специфичной — информации относительно чьего-то впечатления. Пример: «Было бы лучше интегрировать НЛП». Нарушения метамодели: опущение и вечная истина. Вызовы метамодели: «Лучше, чем что?», «Интегрировать с чем?» и «Кто считает, что так будет лучше?». Примечание: Греческое слово «meta» означает: «сверху». Метамодель является «мета» по отношению к чьей-то модели мира; это модель для изменения моделей мира. См. также ПОВЕРХНОСТНАЯ СТРУКТУРА и ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА. МЕТАПРОГРАММА (Англ.: METAPROGRAM) Паттерны, которые вы используете при оперировании критериями. Метапро-программы являются «мета» по отношению, например, к стратегиям и критериям; они показывают, как вы с ними обращаетесь. Пример: Вашим важным критерием является «честность». Когда вы говорите: «Я хочу быть честным со своим коллегой», вы оперируете критерием «честность» в соответствии с метапрограммой «достичь» (Англ.: «moving towards»). Однако когда вы говорите: «Мне бы не хотелось, чтобы с ним поступали нечестно», вы оперируете тем же самым критерием в соответствии с метапрограммой «избежать» (Англ.: «moving away from»). Различия метапрограммы имеют отношение к следующим аспектам: 1.Стиль отбора: На что вы обращаете основное внимание, на людей, деятельность, информацию, место или вещи? 2.Персона, занимающая центральное место: На что вы обращаете больше внимания, на себя самого, на свои собственные чувства и мысли или на другого человека? 3.Распознавание внутренней/внешней информации: Чьи критерии вы используете когда даете оценку вещам, свои собственные критерии (внутренняя информация) или критерии другого человека (внешняя информация)? 4.Активная/пассивная позиция: Вы предпочитаете взять инициативу на себя или сначала реагируете на действия других людей и/или на то, что происходит вокруг вас? 5.Ориентация во времени: На что в большей степени направлены ваши мысли и восприятие, на прошлое, настоящее или будущее? 6.Способы оперирования критериями: Как вы обращаетесь со своими критериями? Вы смотрите на то, как они выполняются («matching»), вы смотрите на то, как они не выполняются («mismatching»), или вы следите за тем, где они выполняются, а где нет («comparison»)? МЕГАПОЗИЦИЯ (Англ.: META-POSITION) Вы находитесь в метапозиции, когда смотрите на себя и слушаете и воспринимаете, как на вас в момент «здесь и сейчас» - реагируют другие люди. Примечание: Греческое слово «meta» означает: «сверху». «Войти в метапози цию» означает «диссоциироваться от себя «здесь и сейчас». МИНИМАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ (MINIMAL CUES) Слегка заметное невербальное поведение, которое вы подмечаете в процессе выявления невербальных реакций. Примеры: расширение зрачков, изменения цвета кожи, положение плеч. МОДАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР (Англ.: MODAL OPERATOR) Языковой паттерн, выражающий возможность или необходимость. Существуют два вида модальных операторов: 1. Модальный оператор возможности. 2. Модальный оператор необходимости. Пример: 1. «Я не могу уйти», (модальный оператор возможности) Вызов метамодели: «Что тебе мешает это сделать?». 2. «Это должно быть у меня сегодня вечером» (модальный оператор необходимости). Вызов метамодеди: «Что произойдет, если сегодня вечером этого у тебя не будет?». МОДАЛЬНОСТЬ (Англ.: modality) Буквально (Van Dale): способ существования или знания. В НЛП: система сенсорной репрезентации. Существует пять модальностей: визуальная система, аудиальная система, кинестетическая система, обонятельная система и вкусовая система. МОДЕЛЬ Направленная на практическое применение схема, основывающаяся на прежнем переживании (Van Dale). В НЛП: воспроизведение, отражающее элементы, свойства и взаимоотношения (соответствующих частей) действительности таким образом, что делает возможным вещи, которые были бы невозможны без модели. Пример: Метамодель — это модель для изменения моделей мира. Модель ТОТЕ — это модель для целенаправленного действия. МОДЕЛЬ «ВНУТРИ-СНАРУЖИ» Также: «Конверсия либо преобразование внутри-снаружи». Техника для разрешения проблем, связанных с отношениями, а именно, с проявлением раздражения и агрессии. Клиент осуществляет коммуникацию с той частью себя которая испытывает раздражение по отношению к другому человеку. Благодаря соглашению, достигнутому с раздражающейся частью, появляются новые возможности выбора отношения к человеку, который (прежде) вызывал раздражение. МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ Модель для целенаправленного действия, основывающаяся на модели ТОТЕ. Описана с позиции того, кто осуществляет изменение: 1. Определяю целевое состояние. 2. Устанавливаю нынешнее состояние (input). 3. Сравниваю нынешнее состояние с целевым состоянием (test). 4. Активизирую ресурсы (operate) до тех пор, пока нынешнее состояние в достаточной степени не будет соответствовать целевому состоянию. 5. Прекращаю работу либо выбираю новую цель. МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ Комбинация кибернетической петли («cybernetic loop») и структуры опыта. 1. Наши внутренние процессы (мысли и чувства) определяют наше внешнее поведение. 2. Наше поведение воспринимается другим человеком. 3. Это восприятие оказывает влияние на внутренние процессы другого человека. 4. Изменение оказывает влияние на его поведение. 5. Мы воспринимаем его поведение. 6. Это восприятие, в свою очередь, оказывает влияние на наши внутренние процессы. 7. Возвращаемся к пункту 1. МОДЕЛЬ МИЛТОНА Набор языковых паттернов, взятый из работы Милтона X. Эриксона. Паттерны модели Милтона используются для вызова переживаний посредством косвенного внушения и предположений. Пример: «Я не знаю, насколько вам интересны новые вещи, которым вы обучаетесь на уровне подсознания». Предположения: (а) вы обучаетесь чему-то новому, и (б) это происходит на уровне подсознания. Примечание: Модель Милтона использует те же самые принципы, что и метамодель, но использует их в противоположном направлении. В случае метамодели Милтона вас интересуют специфичные переживания. В случае модели Милтона Вы дает общие формулировки, которыми другой человек самостоятельно «наполняет» переживания. См. также МИЛТОН X. ЭРИКСОН. МОДЕЛЬ МИРА Сеть взаимосвязанных и взаимозависимых ожиданий и убеждений, при помощи которых мы организуем свои переживания и управляем ситуациями, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни. Наша модель мира и наше восприятие усиливают друг друга. См. также УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЕ Процесс, при котором вы делаете «переносимыми» способности специалиста. В рамках обучения НЛП: учебный процесс, при котором вы: 1. выбираете целевую способность, 2. отыскиваете людей, наиболее успешно использующих целевую способность (специалисты), 3. наблюдаете за их методом работы, кодируете его и воспроизводите в паттернах, 4. сравниваете эти паттерны с паттернами менее опытных либо менее способных коллег. 5. интегрируете паттерны, и 6. переносите паттерны на других людей. Иногда могут бьпъ смоделированы паттерны проблемной ситуации, с целью их понимания и изменения. Примечание: Моделирование является основой НЛП. Навыки и техники НЛП являются результатом моделирования. МОДЕЛЬ SCORE (SCORE-MODEL) Модель для сбора важной информации для работы по изменению. Была создана Робертом Дилтсом. SCORE состоит из Symptom, Cause (причина), Outcome (желаемое состояние), Resource (ресурс) и Effect (однако последовательность воспроизведения элементов другая: C-S-R-О-E). Пример: Симптом: Слишком сильная любовь к сладкому. Причина: Неудовлетворенность своими действиями. Целевое состояние: Правильное питание. Результат: Положительная самооценка Ресурсы: Твердость и самоуважение. См. также: ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ФОРМЕ ЦЕЛИ, и ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ НЕЙРО- Имеющий отношение к нервной системе. Является частью понятия Нейро-Лингвистическое Программирование в связи с установкой относительно того, что наше субъективное впечатление возникает во взаимодействии с нашими неврологическими процессами.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |