КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достоинства и недостатки личностных опросников
Психосемантическая диагностика личности направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявление индивидуальных различий в процессах категоризации. Семантический подход применим и для диагностики личностных черт. При его реализации конструируют и используют методики стимульным материалом, которых служат словесные обозначения личностных черт. Диагностика с их помощью представляет собой самооописание (самохарактеристику) субъекта или других лиц с помощью системы значений, отражающих конкретные черты. Информация, получаемая с помощью психосемантических методов, опирается на субъективные оценки. А. Анастази называет эти методы феноменологическими, так как они отражают влияние феноменологической психологии, в которой основное внимание уделяется тому, как события воспринимаются индивидом. Психосемантический подход к диагностике личности иногда признается иным, отличным от диагностики с помощью традиционных опросников, в которых даются описания поведенческих или эмоциональных проявлений и в зависимости от их выбора интерпретируются значения тех или иных черт. Вместе с тем отличия не являются существенными. 1. Как психосемантические методы, так и традиционные опросники в действительности измеряют представления человека о себе. 2. Как те, так и другие включают оценочный компонент. Выше уже объяснялся этот факт применительно к семантическим методам. 3. Как семантические методы, так и опросники требуют от испытуемых навыков рефлексии, самоанализа, самонаблюдения. А. Г. Шмелев родственность этих методов видит также и в том, что они воспроизводят одни и те же универсальные черты (факторы) личности, оценивая таким образом сходные стороны личностного знания. К. М. Гуревич объединил психосемантические методы группу строго формализованных методов в группу, названную опросниками. Вместе с тем нельзя не отметить, что психосемантические методы являются идиографическими и применяются для обследования индивидуальных случаев. Они оказываются полезными в прогнозе поведения конкретных людей в определенных ситуациях, в то время как традиционные опросники пригодны для предсказания усредненного поведения индивида для довольно протяженных периодов времени. Среди психосемантических методик можно выделить две группы. 1. Представляет собой списки дескрипторов (описаний черт), с помощью которых испытуемый должен описать себя или других лиц (пример – контрольный список прилагательных Г.Гоуха). 2. Шкальные техники, предназначенные для оценивания себя или других по определенным шкалам, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут даваться в словесной, числовой и графической формах (например, семантический дифференциал Ч. Осгуда, Q-сортировка В.Стефенсона, метод репертуарных решеток Дж.Келли).
В рамках «проективного» диагностического подхода получение информации основано на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его слабой структурированности и неопределенности объектом проекции. Соответственно, методики, основанные на использовании принципа проекции, называются «проективными» («прожективными»). Понятие проекции для обозначения этих методик впервые было использовано Лоуренсом К. Франком в 1939 году. Необходимость смены названия была продиктована постепенным отходом в интерпретации методик этой группы от идей психоанализа. Однако название оказалось устойчивым, изменилось само понимание проекции. И ныне этот термин в психологии имеет два значения. Первое - психоаналитическое понимание проекции как одного из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я», приписываются внешнему объекту и только тогда проникают в сознание. Второе - непсихоаналитическое понимание проекции как проявления личности вовне. Особенности проективных методик: · относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов; · неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния; · глобальность подхода к оценке личности, и, прежде всего, к выявлению ее крытых неосознаваемых завуалированных сторон. Для испытуемого при проведении проективных методик, как правило, нет ограничений в выборе ответов, и ответы не оцениваются как «правильные» или «ошибочные». Благодаря этим особенностям проективные методики нередко используются на начальных этапах психологической работы с клиентом или в начале комплексного психологического тестирования личности, поскольку позволяют установить контакт и вызвать интерес к обследованию. Немаловажным достоинством многих проективных методик является то, что ответы испытуемых не обязательно должны даваться в вербальной форме (как в случае с опросниками), а это позволяет использовать эти методики в работе и с взрослыми, и с детьми. Недостатки проективных методик обычно видят в отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных данных. Другой недостаток состоит в том, что в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими недостатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Однако популярность и статус проективных методик практически не меняются. Это объясняется следующими обстоятельствами: · они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности; · проективные методы эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми.
Первая и использующаяся до сих пор классификация проективных методов принадлежит Лоуренсу К. Франку (см. тему 3). Он предложил различать проективные методы в зависимости от характера реакций испытуемого. В современном, дополненном виде классификация Франка выглядит следующим образом: 1. Конститутивные методы; 2. Конструктивные; 3. Интерпретативные; 4. Катартические; 5. Экспрессивные; 6. Импрессивные; 7. Аддитивные.
В.В. Никандров и В.В. Новочардов выделяют следующую классификационную систему проективных методик. I. По задействованной модальности: 1. Методики с визуальной стимуляцией; 2. Методики с аудио-, тактильной и иной стимуляцией. II. По характеру стимульного материала: 1. Вербальные; 2. Невербальные. III. По типу реакции испытуемого: 1. Ассоциативные; 2. Интерпретативные; 3. Манипулятивные; 4. Свободного выбора. IV. По наличию или отсутствию готовых вариантов ответа: 1. Проективные; 2. Полупроективные. Литература: 1. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. — СПб.: Питер, 2006. 2. Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Проективные методы. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. 4. Ноос И. Н. Руководство по психодиагностике. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. 5. Психологическая диагностика: Учеб. /Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. 6. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб.: Изд-во Петербургского ун-та, 2001. 7. Тютюнник Е. И., Яковлева И. В., Тютюнник А. В. Психодиагностика: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Невский институт экспертологии, управления и дизайна, 2006. 8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |