Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики диагностики мотивационной сферы личности




В психодиагностике мотивации выделяют три основные группы методов: прямые методы, личностные опросники и проективные методы.

1. Прямые методы – используются для выяснения кажущихся мотивов, стереотипов, социально желательных ценностных ориентаций, чем о реально действующих мотивах поведения и деятельности: - анкеты (перечень мотивов, которые нужно дифференцировать), интервью, прямой опрос.

Пример: методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Состоит из двух списков ценностей по 18 в каждом. Испытуемый ранжирует ценности по значимости. Анализируется иерархия терминальных и инструментальных ценностей (терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойств личности являются предпочтительными в любой ситуации).

2. Личностные опросники. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением объективности ответов из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Наиболее используемые из них:

- Методика А.Эдвардса, основанная на перечне потребностей Г.Мюррея. Тест содержит 15 шкал, которые составлены из индикаторов потребностей в виде 210 пар утверждений. Испытуемый должен выбрать один ответ из каждой пары. Итоговый индекс потребности выражает ее силу относительно других потребностей из списка.

- Опросник мотивации достижения А.Меграбяна, 1960: 2 шкалы – стремление к успеху и избегание неудач.

- Тест анализа мотивации (Р.Кеттелл, Д.Чайлд, 1975): в 4 субтестах, состоящих из 208 пунктов, выявляются основные тенденции личности (Эрги: направленность на партнера, уверенность в себе, самолюбование, неуживчивость и т.д.) и куртурально сформированные тенденции (чувства: совесть, отношение к себе и окружающим, родителям, карьере и пр.).

- Методика «Направленность личности» В.Смекайла и М.Кучера: 30 вопросов, позволяет выявить три типа направленности: на себя, на взаимоотношения и на задание.

3. Проективные методики. Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влия­ния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.

· ТАТ (тематической апперцепции тест) – проективная методика исследования личности (Х.Морган, Г.Мюррей, 1935). Стимульный материал – 30 черно-белых картин и одна пустая рамка для задания на фантазию, на картинах изображены неопределенные неоднозначные ситуации, при этом имеющие некий общий смысл. В 2 этапа по 10 картин предъявляются испытуемому в определенной последовательности с интервалом между сериями. Испытуемый должен придумать небольшой рассказ о том: 1) что привело к ситуации на картине, 2) что там происходит, 3) о чем думают и что чувствуют герои, 4) чем ситуация закончится (рассказ записывается дословно, с использованием техники).

Фиксируется время с момента предъявления до начала рассказа и общее время рассказа по каждой картине. В заключительном опросе уточняются детали, оговорки и ошибки восприятия.

Анализ ТАТ:

- нахождение героя, с которым обследуемый идентифицирует себя;

- определение потребностей героя;

- давление среды на героя;

- сравнение сил героя и давления внешней среды, определяет основную тему.

Тема раскрывает: что тестируемый реально делает, к чему стремится, что не осознает, вытесняя в фантазии, что испытывает в настоящее время, что думает о своем будущем.

Перечень основных потребностей по Г.Мюррею:1) унижение, 2) достижение, 3) аффилиации, 4) агрессии, 5) независимости, 6) противодействия, 7) уважения, 8) защиты, 9) доминирования, 10) привлечения к себе внимания, 11) избегания вреда, 12) избегания неудач, 13) покровительства, 14) порядка, 15) игры, 16) неприятия, 17) осмысления, 18) сексуальных отношений, 19) зависимости, 20) понимания.

Дополнительные потребности: 21) приобретения, 22) избегания обвинений, 23) признания, 24) созидания, 25) разъяснения, 26) признания, 27) бережливости и накопления.

ТАТ имеет массу модификаций: тест детской апперцепции Е.Т.Соколовой, тест «Четыре картины», тест тематической апперцепции Хекхаузена и др.

· Тест юмористических фраз (ТЮФ) А. Г. Шмелева и В. С. Болдыревой (1982 г.). Последний вариант методики состоит из 43 фраз, напечатанных на карточках 9х5 см., и одной пустой карточки того же формата, которые необходимо разложить по 9 темам: «агрессия (самозащита)», «взаимоотношения полов», «пагубные пристрастия (пьянство)», «деньги», «мода», «карьера», «семейные неурядицы», «человеческая глупость», «бездарность в искусстве».

 

Достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности представлены в таблице 5.

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.