КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Диагностика самосознания личности
Достоинства и недостатки методик психодиагностики мотивационной сферы личности
Литература: 1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. 2. Болотова А., Макарова И. Прикладная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. 3. Ноос И. Н. Руководство по психодиагностике. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. 4. Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д. Я. Рейгородский. — Самара: «БАХРАХ», 2006. 5. Психологическая диагностика: Учеб. /Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. 6. Тютюнник Е. И., Яковлева И. В., Тютюнник А. В. Психодиагностика: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Невский институт экспертологии, управления и дизайна, 2006.
Структура самосознания личности и ее поведенческая индикация. Принципы и методы диагностики индивидуального самосознания. «Я–концепция» как интегральный диагностический параметр. Возможности самонаблюдения. Методика диагностики самооценки (С.А.Будасси). Проективная методика Т.Дембо–С.Рубинштейн. Опросник самоотношения (В.Столин). Локус контроля (Дж.Роттер) и уровень субъективного контроля (УСК). Q-сортировка. Самоактуализационный тест (Л.Гозман) и его модификации. Семантический дифференциал Ч.Осгуда. Репертуарные решетки Дж.Келли. Исследование особенностей детского самосознания. Половозрастная идентификация личности (по Н.Белопольской). Самооценочные шкалы. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает появление у человека внутреннего отражения этого мира, в некотором смысле внутренней модели этого мира. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно встающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Таким образом, под сознанием можно понимать структуру внутренней модели внешнего мира. Направляющее влияние этой модели на поведение человека предстает как принцип единства сознания и деятельности: деятельность человека направляет и определяет развитие его сознания, а последнее, все в большей степени осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру. Это улучшение происходит за счет того, сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. В этом внутреннем плане синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде. В настоящее время в качестве основных свойств сознания выделяют: построение отношений, познание и переживание [35]. Отсюда непосредственно следует включение в процессы осознания памяти, мышления и эмоций. Основная функция эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, самому себе и другим людям. Первоначально эмоции реализуют грубые оценки информации (опасно — безопасно, съедобно — несъедобно), которые затем, на уровне сознания, уточняются и входят элементами в шкалу ценностей и значений, пригодную для социального потребления. Все формы и виды отношений синтезируются в структурах сознания и определяют глубинные процессы самооценки и самосознания. Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям (Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М., 1990. - С. 343.); относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе (Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 352, 475). Самосознание — это процесс осознания своего «Я» во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Оно помогает человеку сохранять себя и свое «Я», а также регулирует всю сложную систему внутреннего психического мира человека. Самосознание включает три главных компонента: 1) самопознание. Этот процесс начинается с познания себя через сравнение с другими. Другой, более высокий уровень самопознания — сравнение по типу «Я и Я»; 2) самооценка — определенное эмоционально-ценностное отношение к себе; 3) самовоспитание — процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Самосознание характеризуется также своим продуктом — представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией». Различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Я–концепция — динамичная во времени система представлений о себе самом, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и других свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Я–концепция как совокупность установок, направленных на самого себя, и тогда по аналогии аттютюдом в ней выделяют три структурных компонента: 1. Когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание). 2. Эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д. 3. Оценочно–волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: 1) знания о себе, т.е. содержательную часть представлений человека о себе, его «Я-концепция»; 2) самоотношение, т.е. эмоционально-оценочную реакцию на знание о себе. Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. Так, подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом была предложена Э. Эриксоном в 1967 году. Краткое ее содержание представлено в таблице. Концепция уровневого строения самосознания, которое определяется активностью человека была сформулирована В. В. Столиным в 1985 году. Исходя из вышесказанного, диагностике подвергаются и знания о себе, выраженные в «Я-концепции», и самоотношении. Самоотношение активно защищается личностью. В психологической литературе описаны такие механизмы защиты, как: · феномен компенсации; · модель поддержания самооценки; · тактика обесценивания и др. Поддержание стабильного самоотношения обеспечивает возможность постоянной стратегии в отношении к самому себе, которая выражается и во внешней, социально-предметной деятельности, и во внутриличностной активности. Таким образом, механизмы защиты самоотношения тоже являются объектом психодиагностики, как содержание «Я-концепции» и самоотношение. Представления о себе многоплановы, они могут относиться к разным сферам проявления человека. Выделяют различные формы представлений о себе: 1) по сферам проявления (социальное, духовное, физическое, интимное, публичное «Я» и т. д.); 2) как реальность и идеал; 3) во временном континууме или по иному существенному признаку. Кроме того, эти представления по-разному связаны с самоотношением. Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения; оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Уровень притязаний — степень трудности целей, которые человек перед собой ставит. Широкий спектр методических приемов и процедур — от очень простых (графическая методика Дембо–Рубинштейн) до очень сложных (реконструкция субъективных семантических пространств на основе данных семантического дифференциала Ч. Осгуда или теста личностных конструктов Дж. Келли). Психолого-педагогический смысл диагностики сознания и самосознания состоит в выявлении доступного и освоенного ребенком уровня сознательной, произвольной регуляции собственного поведения. Как правило, более дифференцированная, разветвленная система категориальная система сознания приводит к более точной категоризации ситуации и сочетается с применением более богатого репертуара ситуационных тактик. В то же время грубая и бедная картина мира (узкое мировоззрение) приводит к тому, что поведение строится на основе плохо осознаваемых мотивационных импульсов низшего уровня, на основе стилевых диспозиций, обусловленных организмическими потребностями и темпераментом. Все перечисленные аспекты самосознания должны отражаться в психодиагностических методиках.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |