Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как мыслящая материя отобрала память у тела




Появление мыслящей материи с точки зрения психологии и философии человеческого существования

Согласно психологии, с освоением абстрактного знакового восприятия мира человек отделил себя абстрактными понятиями от реальности, а, следовательно, утратил естественное единство с окружающим миром. Современный человек живёт в собственно абстрактном мире понятий, он не воспринимает мир‑как‑он‑есть, так как заинтересован больше не в единстве с ним, а во влиянии на него. Стремление к отгороженности от мира и влиянию на него и есть проявление мыслящей материи в человеке, которое будет всё более и более усиливаться.

В качестве примера можно привести «захват» мыслящей материей контроля над человеческой памятью. Превращение памяти из бессознательного механизма в сознательную память происходило как в ранние периоды жизни каждого человека, так и в ранние периоды истории всего человечества. Человек может помнить себя только после момента осознания себя. В результате возникновения мира логики, слов и понятий появляется способность запоминать не просто впечатление от явления, алогическую структуру этого явления на языке понятий и слов.

Этот же процесс — захвата сознанием части памяти — произошёл и со всем человечеством в период появления абстрактного знакового письма. Естественная (эйдетическая) память примитивных народов ещё неосознанна, то есть, не подчинена их мыслительной деятельности. Эта первобытная память действует автоматически, машинально запоминая длинные песни, фотографически — зрительные и пространственные образы, и так далее. Примитивная память работает у дошкольников, на чём основано расхожее мнение о хорошей детской памяти. Образы такой памяти (свои и чужие) управляют поведением человека, а не наоборот. Этим, по мнению многих психологов, вызвано появление и влияние мифологических образов на примитивные народы.

Первый шаг мыслящей материи в направлении «захвата контроля над человеческой памятью — появление искусственного знака для запоминания: как совершенно абстрактного (узелок на память), так и более конкретных (фигурки, используемые примитивными рассказчиками для напоминания об определённой сказке). С усилением контроля над памятью эти «фигурки‑оглавление» превращаются в узелковые письма (например, квипу) —где кроме персональных ассоциаций присутствуют и общепринятые символы. С превращением толкователей квипу в писцов – их память занимает положение, подчинённое логике письма.

Образы и ассоциации уже более не властвуют над ними — напротив, сознательная логика принуждает память запоминать значки, не имеющие никакой связи ни с реальным миром, ни с подсознательным миром человека.

Память, «отобранная мыслью у жизни», работающая по принуждению мыслящей материи, менее эффективна, чем природная (живой материи). Поэтому дети в школе уже заучивают, а не «фотографируют» страницы учебников. Несмотря на методики использования остатков примитивной памяти в процессе обучения, все они сводятся к попытке связать абстрактные понятия с конкретными впечатлениями. Понятно, что такая связь даже в своих удачных примерах (ассоциация закона тяготения с воспоминанием о падении в детстве) искусственна и сама по себе требует неестественной и запутанной работы как памяти, так и логики.

Воля мыслящей материи: можно ли пойти против неё?

С позиции классической философии, у мыслящей материи появилась своя Воля (см. определение Шопенгауэра «Мир как Воля и Представление»), направленная на освобождение от носителя и установление контроля над окружающим миром. Эта Воля уже сейчас сильнее Воли, как живой материи, так и других составляющих человека, поэтому побороть её внутренними средствами невозможно. Скорее всего, убить в себе эту «личинку будущего монстра» можно только отказавшись от какой бы то ни было своей Воли вообще. Для этого существует множество путей – уход в монастырь, отшельничество, жизнь в первобытной гармонии с природой и так далее.

Все они основаны на бегстве от общества, которое как раз и «заражает» индивидуума мыслящей материей. К сожалению или к счастью, общество убежать само от себя не может. Если всё население Непала уйдёт в буддийский монастырь, «государство

Непал» тоже неизбежно переместится туда — чем многочисленно религиозная община, тем ближе она к модели человеческого общества, государству в государстве. Ни одному народу, вступившему на путь «после‑первобытного» развития мыслительной деятельности, не удалось вернуться в мир библейской гармонии

Даже если представить, что мировоззрение людей начнет в ближайшее время кардинально меняться, технический прогресс в вопросах создания мыслящей материи двигается более стремительными темпами. Так что если расценивать мыслящую материю как некую психическую болезнь, то человечество больно уже неизлечимо. Терапия не успевает за темпами развития болезни, и гораздо вероятнее, что все здоровые будут втянуты в этот «сумасшедший дом», чем то, что всех больных удастся вытащить оттуда (точнее, отсюда).

Изучение как психологии, так и философии мыслящей материн подводят к мысли, что единственный путь разрешения противоречия между мыслью и жизнью — избавление от одной из них, Другими словами, либо возвращение к подобию первобытного общества на новом уровне, либо создание отделённого от жизни «абсолютного» разума. Причём глобальная битва между мыслью и жизнью уже проиграна последней, и поэтому именно эволюция мысли, а не жизни будет определять развитие как человека, так и всей планеты в целом.

Но не всё так мрачно. Эволюционно устаревшая жизнь будет сосуществовать с мыслью настолько долго, насколько долго сможет приспосабливаться к изменяющимся под воздействием мысли внешним условиям. Для человека это будет означать, что создание «искусственной» мыслящей материи или разделение человечества на «живую» и «мыслящую» группы будет происходить без резких переворотов и революций. Как и прежде, кто‑то будет уходить в монастыри (или на иные островки гармоничного существования), кто‑то — в виртуальные (или абстрактные) миры. Но, с течением времени, с развитием био— и кибер‑технологий совершенствования человеческого тела, пропасть между ними станет непреодолимой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.