Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Остановка эволюции человеческого тела




Переселение человека из живой материи в мыслящую материю

III. Человек как двоевластие живой и мыслящей материи

Человек — произведение природы, он
существует в природе, подчинён её
законам, не может освободиться, не может
— даже в мысли — выйти из природы.
Тщетно дух его желает ринуться за грани
видимого мира, он всегда вынужден
вмещаться в его пределах.

Гольбах П.

Очевидно, что темпы развития естественного отбора человека в наше время чрезвычайно замедлены и с прогрессом медицины остановятся совсем. Существенный на протяжении второго тысячелетия популяционный отбор (вытеснение одних народов другими), замирает в XX веке благодаря появлению ООН и другим проявлениям гуманизации и глобализации человечества. Половой отбор резко ослаб с появлением устойчивых семей (сейчас количество детей у мужчины/женщины практически не зависит от его/её привлекательности для противоположного пола). Таким образом, практически единственным путём развития человека осталось совершенствование его мыслительной деятельности.

Отбор человечества отныне — уже не отбор более приспособленной жизни, а отбор более приспособленной мысли. В частности, в этом направлении действует популяционный отбор: модели мышления более успешных народов навязываются менее успешным, и на смену кровопролитным войнам приходят войны информационные.

Очевидно, что эволюция мыслительной деятельности без сопутствующей эволюции человеческого организма приведёт к тому, что мыслящая материя рано или поздно столкнётся с его ограниченностью, в частности, ей «станет мал» человеческий мозг. Возможности человеческого мозга всё ещё принято считать практически безграничными, однако, это связано скорее с неисследованностью последнего (неизвестное кажется великим), чем с реальной оценкой его потенциала.

При обозначении границ возможностей человеческого мозга, для мыслящей материи существует два варианта: остановка развития мыслительной деятельности в этих границах или переход мыслящей материи на новый носитель (как принципиально новый, так и искусственно улучшенный мозг).

Два варианта эволюции мыслящей материи

При варианте остановки эволюции мыслительной деятельности, потолком развития мыслящей материи будет поддерживание жизни в практически любых внешних условиях. Так, медицина полностью нейтрализует вредное воздействие ухудшающейся экологии, а техника позволит превратить в человеческий ландшафт (город) любые ландшафты — от океанского дна до поверхности других планет. Таким образом мыслительная деятельность обеспечит создание и поддерживание «совершенной жизни» — носителя мысли, настолько идеального, насколько его можно будет сделать, не вмешиваясь в его структуру и не заменяя её. В этом случае мыслительная деятельность остаётся связанной с живой материей.

Заметим, что предложения вернуть эволюцию в человеческую жизнь как посредством естественного отбора (ницшеанство), как двоевластие живой и мыслящей материи, так и посредством искусственного отбора (евгеника) не решают конфликта мыслящей и живой материи. Эволюции мыслящей и живой материй происходят совершенно в разных масштабах времени и, скорее всего, быстро развивающаяся человеческая мысль просто не сможет «приноровиться» к медленно эволюционирующему человеческому мозгу. Наивно предполагать, что автомобиль, следуя за черепахой, сможет долго ехать сколь угодно далеко — его двигатель просто заглохнет на слишком малых скоростях.

В случае перехода мыслящей материи на новый носитель, уже не развитие живой материи, но развитие мыслящей материи становится ведущим. Мысль изменяет или заменяет свой первоначальный носитель (жизнь) в зависимости от своих текущих потребностей.

Выбор человека из двух вариантов развития — приспособления мысли под жизнь или жизни под мысль — зависит от того, где помещает человек своё «Я»: в сознании или в теле. Поскольку теперь человек идентифицирует себя именно со своим сознанием, второй случай представляется более вероятным и, таким образом, поддержание мыслительной деятельности, а не поддержание жизнедеятельности станет вскоре самоцелью материи. После этого отрыв мыслящей материи от живой материи будет лишь «делом техники», с которым она будет готова справиться уже в этом веке.

3.2. Как человек осознаёт живую и мыслящую материю: тело и сознание

Тело и сознание: кто чей инструмент?

С точки зрения самого человека, расхождение жизни и мысли выражается в том, что человек начинает отождествлять себя не только со своим телом, но и с психическими процессами, которые могут быть как связаны, так уже и не связаны с телом. Этот процесс мыслительной деятельности и есть зарождение в человеке мыслящей материи, которую он называет «душой», «сознанием», «внутренним Я», «внутренним миром» и так далее. Появление этой мыслящей материи в человеке связано с запоминанием и манипулированием моделями окружающего мира и моделью своего поведения в нём. Подобная особенность мыслительной деятельности позволяет человеку организовывать окружающую материю, создавая способы организации не зависимо от неё.

На ранних этапах истории внутренний мир человека рассматривался, в основном, как инструмент удовлетворения потребностей тела и воздействия на окружающую среду. Так, древние религии предполагают, по аналогии, наличие такой же «души» у животных и предметов. Умение пользоваться не только внешней естественной связью предметов, но и связью души одного предмета с душой другого, является основой таких религий (техник), как шаманизм. То есть душа рассматривалась как средство достижения целей тела, прежде всего — цели выживания.

Современная идентификация человека такова, что тело, наоборот, рассматривается как инструмент «внутреннего Я». Это видно как на примере современных религий (трактующих тело как некую «одежду души», необходимую для посещения материального мира), так и на примере практической психологии (обучающей «внутреннее Я» успешно жить с данным телом и в данном окружении).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.