Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От нервной деятельности к мыслительной деятельности




Отрыв прогресса от задач выживания

Следствием этих двух стремлений мыслящей материи является третье, наиболее ясно наблюдаемое стремление к прогрессу и созданию новых форм мыслительной деятельности. Уже на самых ранних этапах развития мыслительная деятельность человека развивалась для решения задач выживания и развития форм многообразного поведения, связанного с экспансией человека. И позже, когда мыслительная функция стала формироваться как самодостаточная активность, не связанная исключительно с выживанием, она сохранила стартовое направление развития и стремление к созданию новых форм мыслительной деятельности.

Поскольку мыслительная деятельность развивалась значительно быстрее, чем менялись внешние условия, довольно скоро развитие и создание новых форм стало её самоцелью. Действительно, теперешний человек мыслит прежде всего потому, что ему это нравится. Да и человечество в целом, развивая теоретические или эстетические направления мыслительной деятельности, делает это больше «по приказу» развивающейся мыслящей материи («из научного интереса», «из любви к истине» или «из любви к искусству»), чем по причине их важности для физического выживания человеческой популяции.

Мыслящая материя начинает формировать человека как личность. Классическая педагогика полагает, что человеческая личность является продуктом внешних ситуаций и других человеческих личностей. Так, влияние окружающей среды программирует модели поведения на основе опыта и воспитания. Психоанализ предполагает, что человеческая личность — продукт не только воспитательного опыта (окружающей среды), но и нескольких телесных инстинктов (в классическом варианте — инстинкта размножения и инстинкта смерти). В данной работе, помимо опыта (влияния окружающей среды) и инстинктов (стремлений живой материи), к влияющим на человека факторам добавлено третье, пока менее выраженное влияние со стороны мыслящей материи. Оно обусловлено стремлениями мыслящей материи: к независимости от своего носителя и к увеличению контроля над окружающей материей. Исходя из всё обгоняющих темпов развития мыслящей материи, есть основания предполагать, что именно эти стремления, а также другие, пока нераскрытые «законы развития» мыслящей материи, будут единственно определять историю как человеческой, так и пост‑человеческой Цивилизации.

Нервы: материал, из которого была сделана первая мыслящая материя

Поскольку усложнение типов организации материи является естественным процессом для остывающей вселенной, мыслящая материя должна была рано или поздно появиться на основе тех или иных материальных носителей мысли. Однако доподлинно известно лишь, что Мысль на нашей планете появилась на основе Жизни и, таким образом, первой контролируемой Мыслью материей исторически является живая. Конкретно, земная мыслящая материя развивалась на основе нервной системы высших млекопитающих. Отличие этой системы от других систем живого организма — в её большей самостоятельности, отсутствии её непосредственного участия в обмене веществ как между организмом и средой, так и между разными системами организма.

Нервная система развивалась, решая задачи координации и контроля над другими системами организма. Уже на ранних этапах возникновения основная работа нервной системы состояла в обработке и преобразовании своих же собственных нервных импульсов. У высших млекопитающих и человека центральные отделы нервной системы ещё более обособляются от окружающей среды (как внешнего мира, так и систем организма). Подобная обособленность, самодостаточность ряда проявлений высшей нервной деятельности и является почвой, на которой развивается феномен мыслящей материи, изолированной от внешнего мира и в то же время активно влияющей на него. Так, болевое ощущение от обожжённой руки и визуальный образ обжигающего предмета являются нервными импульсами, а возникшее из них «чашка казалась горячей» является мыслью, так как оперирует абстрактами словами и понятиями, а значит, возникает из предыдущих мыслей об этих словах и понятиях.

Импульсы ранней нервной системы жёстко связаны с другими системами организма. Например, поскольку сетчатка лягушки чувствительна к наличию движения, то возбуждаемые зрительные импульсы моментально преобразовываются в двигательные импульсы выбрасывания языка. Эта реакция на внешний раздражитель происходит без серьёзной обработки или хранения информации.

В процессе эволюции процесс превращения импульсов от датчиков внешнего мира в импульсы действия становится всё более сложным. Уже у рептилий он включает простейшее распознавание образов (рептилии не реагируют на любой движущийся предмет, а способны распознавать то, что они видят или слышат). Превращение ощущения в действие происходит по всё более и более сложным рефлекторным комплексам (инстинктам). Далее, млекопитающие, благодаря развитым условным рефлексам, получают возможность хранить в памяти свой удачный и неудачный опыт реакций на внешние возбудители. Такое сохранение в памяти моделей поведения, а главное, манипуляция этими моделями сильно развиваются у человека и получают названия соответственно «осознание» и «мышление».

Благодаря такой манипуляции, импульсы высших отделов нервной системы (кора головного мозга) уже не связаны непосредственно с окружающей средой, а могут возбуждаться и преобразовываться сами в себя, порождая феномен, называемый сознанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.