КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нравственные письма 9 страница
Что в ней одной - всей мудрости ключи. "Стрелок и цель?" - сравнение плохое: Путь в добродетель - только в ней самой. Тому, кто ею не обеспокоен, Она не открывает закромов. Великие делили на три части: Об этике, природе и уме. Хоть многие здесь путались отчасти, Придумывая всяк свое взамен. Перипатетик ввел еще "гражданство", А кто-то "образ жизни" добавлял, Сам Эпикур, "канон" привел, как дар свой, Лишь этику с природой оставлял. Хиосский Аристон одно оставил, И этику значительно "раздел" Убрав "про поведенье" своды правил, А, это в ней - существенный раздел. Поскольку философия трехчастна, О "нравственном" поговорим сперва, И этику разделим на три части, Что стоит по отдельности назвать: Часть первая зовется "наблюденьем", Что назначает цену всех вещей. Вторая изучает "побужденья", А третья обнажает "действий" щель. И, если одного их трех не будет, Все рушится. Что пользы цену знать, Когда в штормах страстей тебя закрутит? Ты будешь безрассудно поступать. Что пользы - подавляя побужденья, Идти вперед... неведомо куда? Что толку - правым быть лишь в рассужденьях, А поступать неправедно всегда? Противоречий в жизни нет тогда лишь, Когда ты поступаешь по уму, А разум, жизнь осмыслив, страсти давит Не все подряд, а, зная - почему... Та часть, что занимается природой, Поделится: с телами и без тел. С ученьем о телах - толпа народу... Здесь я бы углубляться не хотел. Часть третья изучает речь и разум. Риторика - ученье о словах: Порядок, смысл...чтоб сказанное сразу Усваивалось верно в головах. Слова сравнит с предметом диалектик И суть вещей пытается понять. Пожалуй - всё, прости,прерваться легче, Чем все разнообразье объяснять... Я не хочу отбить тебе охоту Читать и сущность писем понимать. Теперь пора приняться за работу, Взглянув на нравы, молвить: Вашу мать... Распущенность, безбожие, упрямство, Безделие, бесчестия пути, Обжорство, глупость, зависть, алчность, пьянство Когда вы соберетесь укротить?! "Ах, сколько об одном и том же можно?!" Пока не перестанете грешить! Лекарство, без лечения - ничтожно, Тем более, для алчности души. Даст Бог, когда-нибудь... нельстивый голос Войдет, как спазм, в безбожные сердца: Живете вы по правде, хоть на волос?! Так, слушайте - все вместе... до конца! Доколе расширять предел владений?! Все частное - и берег и река. Державы покупаются за деньги, Но не купить рассвет и облака... У всех озер - роскошные постройки, Затмят Адмиралтейскую иглу... Превыше гор поднялись новостройки... А спите в них - всегда в одном углу. В угоду ненасытному обжорству Поставлены тенета и силки, Сама утроба не вмещает жор свой, Один пурген на пользу, что ни кинь. Пиши, кричи, пусть все на свете слышат! Ударь в набат, рокочущий как гром! И сам читай и слушай то, что пишешь. Не "больше" знай, а - лучше! Будь здоров. ====================================== Письмо ХС (О философии и ремеслах) Луцилия приветствует Сенека! От Бога - философия и жизнь. Одевший философии доспехи Понять стремится: Как он должен жить? Как ночи мрак пронзает солнце утром, Так мир от философии ясней. Пусть от рожденья не дана нам мудрость, От Бога - всем дана способность к ней. Представь, что все бы мудрыми родились К чему стремиться в суматохе дней? Не ценна обязательная милость, Трудом приобретенная ценней. В ней труд один: отыскивая сущность Во всех людских, Божественных делах, Идти к добру сквозь тернии, и пуще: Не устрашиться вида грозных плах. И учит: Бога чтить - в нем все начала. Нас учит: человечное любить. Содружество людей бы не кончалось, Но алчность "помогла" о нем забыть. Ты вспомни: были первые из смертных, Живя во всем с природою в ладу, И Лучшие там правили посмертно, Прогнав от соплеменников беду. Ведь подчиненье лучшему, мой милый В природе и животных, и людей. Ведущий стадом бык - не самый хилый... И людям нужен Царь, а не злодей. Там выбирали по душевным свойствам И в счастьи проживали племена: Ведь, для царя, о ближних беспокойство работой было в эти времена. Лишь мудрый мог по праву сесть на троне В тот век, который звали золотым... И дело было вовсе не в короне, А - в голове, без алчной пустоты. Там слабых от сильнейших защищали, Учили: что полезно, а что нет. Не тиранию люди ощущали, А - добродетели волшебный свет. Потом порок проснулся в человеке, И мудрые придумали закон. Семь мудрецов прославились в том веке, Афины основал мудрец Солон. Залевк из Локры, и Ликург из Спарты, Катанский (что в Сицилии) Харонд... Сумели, без дебатов разных партий, Установить и право, и закон. Пусть говорят: "Философ, на потребу, Науки и ремесла изобрел..." Ты от меня согласия не требуй: "Ворона гложет кость, но, не орел." "Философ научил жилища строить?" Знак алчности в жилищах для меня. Так, алчность сокрушила крепость Трои (Через Елену, а потом... коня). Тогда на свет явился архитектор, Чтоб роскошь гордый строила полог По вычурным немыслимым проектам, Включая золоченый потолок. А раньше от дождя спасали ветки, Уложенные правильно на скат. И не боялись, что их сдует ветром... Теперь под белым мрамором дрожат. Не мудрецы изделья из железа Изобрели и начали ковать: Что хитрости, наверное, полезно, То мудростью не стоит называть. "Что раньше появилось: Молот? Клещи?" Вопрос, не интересный для меня... Для мудрого не требуются вещи. Зачем ему себя обременять? Кого сочтешь мудрее ты сегодня? Придумавших диковинный фонтан, И над столом изменчивые своды? (Здесь фокус - поворотная плита). Иль тех, кто показать другим способен, Что не нужны ни повар, ни солдат? Что мир для жизни создан и удобен, И каждый встречный дорог нам, как брат. Необходимость тьмы забот не знает, А наслажденье - множество трудов. И шкуры лис от ветра нас спасают, А также, от январских холодов. А летний зной прогнать гораздо проще: От древности в горах полно пещер. Простой навес хорош, никто не ропщет, Кругом найдешь достаточно вещей. Животные легко живут в природе, Без знания ремесел и наук... А человек настолько сумасброден, Что сам создал хлопот несметный круг. Пресытившись имевшимся, доступным, Мы алчем, повышаем цену трат. И с матерью-природою преступно Обходимся, пытаясь обобрать. Страсть к роскоши оставила природу, Влечет изобретательность порок. Нам хочется все больше, год от года, Давно забыт естественный порог. Ремесел суматоха завертелась: Куют, кроят, сшивают, вяжут, ткут... И, для чего?- Все на потребу телу, Что, не рабом - хозяином зовут. Вот Посидоний: Мудрецам - дал Боже: Искусство ткать полотна, спрявши нить. Прозрачность тканей нынче не поможет Ни тело, ни стыдливость защитить... Потом он переходит к землепашцам, Описывая пахоту земли, Посев и обработку...В годы наши Тьму нового здесь выдумать смогли. На мельницу, и тесто в печь положим (Все как в природе - челюсти, слюна...) Не спорю, что процессы очень схожи, Но, в чем здесь мудрость? Мудрость не видна. Он к мудрецам относит все и сразу: Одежду, хлеб и быстрый бег судов... Конечно, это все придумал разум, Но, нет в нем блага праведных следов. Придуманное жалкими рабами, Что заняты подобным и теперь: Взять стенограммы, что облегчат память, Зеркал прозрачность в окна или дверь... А мудрость - не работает руками, Вся суть ее - наставница души. Не для нее отделывают камень, Она лишь шепчет: Думай, не спеши... Не мудрых труд - оружие и войны, Развратность танцев, музыка и пир... Ее ученье - сделать жизнь достойной, В согласии и пользе строить мир. Нам душу от тщеславья избавляя, Ей стойкое величье придает, Обуздывая спесь, дух окрыляет, Поддерживает разума полет. Нам объясняет праведный путь Бога, Подземных сил, и гениев, и лар, Огромный храм... Кто видел хоть немного, Тот понимает: это высший дар. Перед духовным взором - мир великий откроется, стремись к нему сейчас: Лишь там увидишь подлинные лики, Которые не видит слабый глаз. Потом она восходит к тем началам, Что составляют сущность всех вещей: И разума извечность изучает, И силу, что могучей наших тщет. Затем - к душе, к телесным, бестелесным... К двусмысленному, в жизни и словах (Ведь истина и ложь слились так тесно В поступках, и в речах, и в головах). Кто изобрел уменье делать своды? Считается: их автор - Демокрит... И до него построены ворота С округлым верхом, тот же самый вид. Пусть камни превращал он в изумруды, Он это изобрел... не как мудрец, Взгляни вокруг себя: умельцев груды, Но, в ком ты видишь мудрости венец? Мудрец узрел божественность в природе, Он показал, что в жизни есть закон Всеобщий, обязательный (не вроде...), Скрывавшийся под красками икон: Познать богов, и им повиноваться, А мненьям и желаньям - цену знать. Счастливым быть - за счастье не цепляться, И властным быть - собою управлять. Иные - отрывают мир от Бога... От родины оторван гражданин... И наслажденья им - не вид порока... Но, путь у добродетели один: Он - в честности, не купленной дарами Людей, судьбы - все это жалкий тлен. Награда в том, что, если честность с нами, Награды не заманивают в плен. Покуда жадность нас не разобщила, Союз расторгнув ради грабежа, Не зная мудрость, делала община Что должно делать мудрости мужам! И было ль поколение счастливей? Всего хватало, много ль унесешь... Но, тут вмешалась жадность прихотливо: Кто много хочет, тот теряет все. Пусть жадность бродит, стаптывая ноги, Чтоб расширять неправедный удел. Что б ни присвоить, овладеешь многим, Но, прежде... Всей Вселенной ты владел... Сама земля была тогда богаче: Ее в тот век не трогали совсем. Скупой не прятал, видя - бедный плачет, Любили не себя, а каждый - всех. Не для людей там делали оружье, А, против хищных, алчущих зверей. В убежище простом спасались в стужу, И были - нас спокойней и добрей. Под штучными не спали потолками Светила им сияли в вышине. Им заменял подушку плоский камень, Спалось - как не приснится вам и мне. Никто из них природой не обижен, И был в природе праведный покой. Среди лугов - покровы грубых хижин, Построенных неловкою рукой. Они еще не стали мудрецами. Наследники величия богов Сильнее и способней, чем мы с вами... Но, корень добродетели - в другом. Не знали серебра и самоцветов, И не было из золота парчи... Я эту жизнь назвал бы "вечным летом", Теперь к нему утеряны ключи. Природа - мать, они - благие дети... В неведеньи: Что зло? И, что порок? Обученным дается добродетель, С рожденья - лишь задатки. Будь здоров. ====================================== Письмо XCI (О несчастьях) Луцилия приветствует Сенека! Беда у Либералиса: пожар В одну лишь ночь оставил только вехи От города, все здания пожрал. ....... Нельзя найти в истории примера: Все города страдали от огня, Но, не бывало, чтоб пожар без меры, Все здания вокруг воспламенял. Где Галлии прекрасной украшенье? Его не мог стереть и Ганнибал, Я дольше здесь пишу о разрушеньи, Чем этот славный город погибал. Порою неожиданность сильнее, Невиданную тяжесть придает беде, коль удивленье вместе с нею, Когда судьба врасплох нас застает. Поэтому должны мы быть готовы К любому проявлению судьбы: Прошла беда - готовься встретить снова, Нас не спасут ни клятвы, ни мольбы. Фортуна безопасность не пророчит: И в мире зарождается война, И ясный день предстанет темной ночью, И в праведном пути встает стена, Добро сменяет злобы окруженье, И, вместо меда, яд течет из сот. И, если нет причин для пораженья, Его чрезмерность счастья принесет. За час ниспровергаются державы, Поток, бурля, находит в стенах щель, И рвет ее, как сучья жар пожара... Медлителен прирост, но не ущерб. Непрочно все, фортуна безучастно Вращает нашей жизни колесо. Стран, переживших радостное счастье Давно уж нет, на месте их песок. Держи в уме болезни, все несчастья: Убийства, катастрофы, и войну. Предвосхищай не то,что видишь часто, А то, на что не смеешь и взглянуть. А сколько городов в землетрясеньях Погибло? Был разрушен Пафос в прах, И, пережив надежду воскресенья, Вновь знал и потрясения, и крах. Отстроен вновь и вновь, чего же ради Положена напраслина трудов? Ведь время неминуемо изгладит Следы всех ныне славных городов. Все рушится: и города, и горы... И волны покрывают те места, Откуда море не доступно взору, Все - тлен. И это, верь мне, неспроста. ... Вот так... его в печали утешая, Прошу поверить, что большой урон, Проходит, но удача ждет большая Всех претерпевших. Может быть - и трон. Злой Тимаген, прославленный вначале (Не всем владыки руку подают), Сказал: Пожары в Риме тем печалят, Что пепелища краше восстают. Так пусть твой дух поймет и терпит жребий: Фортуна может все, в ее правах И те, кто поднялся на самый гребень, И слабый, как пожухлая листва. Рожден неравным - равным умирает: Ардею взяли приступом и Рим, Рожденный во дворце - почил в сарае, Закон один - и первым, и вторым. Царь македонский, Александр несчастный, Вдруг понял, как труды его скудны... Просил он у наставника участья "Есть вещи - одинаково трудны." Так и судьба, обрушившись на плечи, Страдать нас обрекает и стареть, Но можешь сам себе удел облегчить: Спокойней жить и легче умереть. Как остроумно говорил Деметрий: Слова невежд - как звуки живота, И не всегда способен я заметить, Откуда прозвучало "тра-та-та...". Не может быть бесславья от бесславных, Несущих свои сплетни по дворам. Кто муж добра - тот думает о главном, Враждебность толков не приносит срам. Хоть смерть приобрела дурную славу, Пороки лечит лучше докторов. Ей неподвластные - не клонят главы Ни перед кем на свете. Будь здоров. ====================================== Письмо ХСП (О блаженной жизни) Луцилия приветствует Сенека! Я думаю, согласен ты со мной: Как тело - ищет внешние успехи, Души потребность - в том, что в ней самой. Из неразумной и разумной части Слагается душа, и господин В ней разум, соотносит все, и счастлив, Кто видит в Боге - к счастью путь один. Наш разум, обладай он совершенством, Помог бы наилучший путь избрать Открыл бы суть любви: порог блаженства, Когда дарить приятнее, чем брать. В блаженной жизни есть "покой и воля", Для тех, чей разум истину найдет, Которой, как любви, не учат в школе. Что мудрым дар, и Богу подойдет. Что честному для блага не хватает? Ничто, иначе - в том источник благ! Случайное нас за руку хватает, Но, нет причин поднять его на флаг. Великий Антипатр писал об этом, Что внешнее блаженству - как пенек... Он будто недоволен солнца светом, И ждет еще какой-то огонек. Для тех, кто, недоволен тем что честно, Покой и наслажденья звать готов: Покой - помощник мудрости известный, А наслажденья - благо для скотов. И ты относишь, не к мужам, но, к людям... Существ, что в наслажденьях видят смысл? К первейшим, после Бога?! Ближе путь им К животным, что от корма раздались. "Первейшее искусство человека Есть добродетель, вверена ей плоть, Способная лишь есть и пить от века." В победе духа - мудрости оплот. "К здоровью и отсутствию страданий Стремлюсь ли я?" - С природою в ладу, Стремлюсь, но, только в меру ожиданий разумного... я к ужину иду. Я выбираю чистоту одежды, Кто - человек, опрятным должен быть. Но, благо - не в вещах, и не в надеждах Иметь их больше, о душе забыв. Души одежда - это наше тело, Считай, что и о теле я сказал. Я не стремлюсь к здоровью оголтело, Не в радость - ножны, если туп кинжал. Так говорят: Блажен мудрец, конечно... Но, высшего блаженства не постичь, Когда его терзает боль увечья, Нет сил, ходить не может - паралич... Однако ты при этом допускаешь, Что может быть блажен и счастлив он, Лишь высшее блаженство отрицаешь... Как?! Он лишился сил, взойдя на склон? Приятное, равно как неприятность, Есть в нашей жизни, но они - вне нас. И сталкивать не могут нас обратно, С вершин, будь то блаженство, иль Парнас. Да, в облаках порой закрыто солнце, Но это не препятствует ему: Оно - не то, что видим из оконца. (Мне объяснять не нужно - почему?) Так добродетель: беды и обиды Не тронут, прикоснувшись к ней слегка, На время прикрывая своим видом, Как солнце затеняют облака. Нам говорят: Раз слаб мудрец здоровьем, Хотя он не несчастен, но, не рад... Мне мерзка эта логика коровья, Где мудрость, вместе с глупостью - салат. Как сравнивать почтенное с презренным? Случайное с великим уравнять? Доступное лишь разума прозренью На крепость ног здоровых обменять? "И льдом и кипятком вода бывает, А между ними - теплая вода." Благ мудрости от бед не убывает... Сравненье это - просто ерунда. Кто поддается - как остановиться? Лишь добродетель держит наверху, И мудрым не дает под склон катиться, Когда безумье тянет нас к греху. Блаженства ни прибавить, ни убавить: Оно не в привходящих мелочах, Ни горе, ни страдания не вправе Дух погасить, сияющий в очах. Чем мерим благо?- Немощью, пороком... Блаженные не ищут синекур! "Последний день - блаженство!"- Тяжким роком Был поражен бессмертный Эпикур. Его наследник, выродившись духом, Твердит нам, что мудрец - ни то, ни сё... Не верь, мой друг, безумным этим слухам Кто мудр, тот от падения спасён. Пороки порождают безнадежность, Любой ценой цепляются за жизнь. Не сознавая наших тел ничтожность, За них готовы душу положить. В Божественное может ли не верить, Кто сам частица Бога? Все вокруг Есть Бог. И для души раскрыты двери, Чтоб вновь войти в благословенный круг. Душа - в пути, хвала идущим смело, Не глядя на монеты серебра: Их алчность откопала... ради тела, В богатстве душ - источники добра. Пускай душа владеет всей природой, Оставь ее хозяйкой всех вещей. Тот, в чье владенье все дано от рода, Богаче удрученных богачей. С таких высот душа, хозяйка плоти, Заботится, не подчиняясь ей, Иначе плоть в оковы заколотит, И дух смирится с тем, что плоть - сильней. Для тех. кто ходит стричься то и дело, Что до волос отрезанных концов? Душа спокойно расстается с телом: "Пусть мертвые хоронят мертвецов." "Что мне гробница? - Все верну природе!" Так Меценат сказал среди пиров... Он был велик и мужествен от роду... Но, сильно распустился. Будь здоров. ====================================== Письмо XCIII (О сроке жизни) Луцилия приветствует Сенека! Ты сетуешь, что умер Метронакт... Он выбвл слишком рано из забега? У пьесы жизни, смерть - последний акт. Будь справедлив, природе подчиняться С рождения заложено уже. Но, как при жизни духом приподняться? Вот в чем забота мудрости мужей. Не осуждай оконченного срока, И на судьбу гневиться не спеши. Как "долго жить"? - Зависит лишь от рока... А, как "жить вдосталь"? - Только от души Вот - восемьдесят лет проживший праздно... А, жил ли он? Иль долго умирал? Ответ о сроке Жизни будет разным, Ведь человек - не дуб, и не коралл. Хочу, чтоб жизнь, как ценные металлы, Лишь весом, не размерами бралась, Делами, а не сроками считалась, Что смерть на скорбный камень нанесла, Прославим же счастливцев, что сумели Увидеть свет, и жить - назло судьбе: Пройти ее стремнины, омут, мели, Оставить людям память о себе! Не спрашивай меня: Когда родился? От жизни получил я всё свое, От власти смерти - я освободился, Смотрю теперь спокойно на нее. Как долго проживу - мне не известно, А вспомнят ли - зависит от меня. Жизнь легкую напротив жизни честной Я б не поставил, и не променял. Блажен достигший мудрости при жизни: Нет выше цели, дара выше нет! Ты смог продлить свой век за гранью тризны, Весь свет в тебе увидит, что есть Свет. Мы насладились знанием природы: Движенье звезд, и солнца, и луны Вокруг земли, столетья, год за годом, Их хоровода правила ясны. Мудрец уходит - не к богам блаженным, Душой - он был при жизни среди них. Пусть даже, я исчезну совершенно... Мне не изменит мужества родник. Стих невелик, но похвалы достоин: В нем ум и польза об руку живут... А летопись Танузия (историк) "Загаженной бумагою" зовут. Счастливей ли убитый на закате, Чем в полдень, всей арены слыша рёв? Убийца - за убитым, места хватит... Разрыв у них ничтожен. Будь здоров. ====================================== Письмо XCIV (О пользе наставлений) Луцилия приветствует Сенека! Есть люди, в философии берут Лишь частные советы человеку, Суть общая для них - бесцельный труд. А стоик Аристон, совсем напротив, Считал бесцельным к частному брести: "Кто сущность блага знает, не своротит, И в частностях, с достойного пути. В метании копья искусный воин Способен попадать в любой предмет, Кто все постиг, в любом деяньи волен Увидеть блага истинного свет. Кто представляет лишним наставленье, Тот говорит: Слепого научить, Как зрячего - нельзя,...Верните зренье Он сможет сам незрячих излечить. Так заблужденья ослепляют душу, Она живет в бесцельной маяте. Что толку, объяснять глухим, как слушать? Что, прокаженным - мысль о чистоте? Что, нищему - уменье быть богатым? Голодному - воздержанность в еде? Нам прежде утолить их голод надо, Чем обучать ненужной ерунде. Все то же говорю я о пороках: Покуда ложных мнений не изгнать, Никто не слышит... мудреца, пророка, Хоть каждый день их видит из окна. Пусть знает, что в деньгах - ни зла, ни блага... Пусть знает, как несчастны богачи... Добейся, чтоб от страха он не плакал Терпению, упорству научи. Когда, внушив основоположенья, Научишь видеть жизненный удел, За ним не нужно в частностях слеженье: Ведь добродетель - азимут всех дел. Кто добродетель сердцем ощущает, Тому здоровье, слава - все равно. (Философы тщеславные вещают, О том, что было в прописях давно.) И, далее, кому нужны советы, Хоть в ясных, хоть в сомнительных вещах? Коль ясно - вразумленьям места нету... Сомнительно? - Кто верит натощак? Приводишь доказательства без меры, А, слушатель душою не проник... Сильнее доказательства - примеры, Поэтому - довольно их одних. Как к людям относиться? - Справедливо! И, незачем ученого учить! Суть знающий - и так живет счастливо, Незнающим - дай к истине ключи: Молва пустая им заткнула уши, Они не знаю путь добра и зла... А, кто имеет, вряд ли будет слушать Вещающих - хоть с трона, хоть - с осла. Есть две причины наших преступлений: Злонравие, и путь к нему - разврат... Нет пользы здесь от частных наставлений, Прельщаемый - лишь видимости рад. Для каждого, на всякий случай в жизни, Не сможешь наставления найти... Жизнь мудрого - пример для всех в Отчизне, Хоть тот пример... злонравию претит. Что одержимость, что порочность мнений Нет разницы, чему их наставлять? Изгнать безумье - встать на путь гонений... Безумие - безумных вразумлять." ........... Так Аристон считал, Великий Стоик... И, чтоб достойный дать ему ответ, Все разобрать в отдельности нам стоит, Тогда поймем: где - истина, где - нет. Согласен: зренье не вернуть советом... Обретший зренье, сможет ли помочь Другим? А добрый нрав - способен в этом, Он гонит зло из душ, как солнце - ночь. И врач, не только лечит, но и учит: Побереги прозревшие глаза. Их яркий свет насилует и мучит, Из мрака выбегать на свет нельзя. Хоть слишком слабы сами наставленья, Но... освежают память о грехах. Не лишни - ободренья, утешенья... А вразумленья лучшие - в стихах. Зачем учить больного, как здоровых? А, в ком болезнь не встретишь? - Покажи! Порой бессмертный не имеет крова, И обрести не может... (вечный жид) "Прогонишь алчность - вразумлять не надо Как жить, ни богача, ни бедняка." Не только жажда денег - благ преграда, На благо тратить их должна рука. "Бессильны наставления пороку." Да, не всегда болезнь излечит врач, Но, насморк он всегда излечит к сроку, И облегчает бесполезный плач. "Зачем нам очевидное внушают?" Напомнить - означает ободрить! "Здесь подкуп был - вы знаете... Все знают об этом. Что тут долго говорить?" Ты знаешь: целомудрия в супруге Бесчестно ждать, гуляя по другим... Что, свято - позаботиться о друге... Но, эти мысли - по воде круги. "Без доказательств, что нам в поученьи?" Возьми из "Энеиды" полстиха, Возьми Катона, Сира изреченья Душа замрет, в раздумиях тиха... Как искра, от легчайших дуновений, На волю выпускает свой огонь, И добродетель - ждет прикосновений, Воспрянет в человеке, только тронь. Но, если в наставлениях нет толку, Лишь на природу нужно уповать: Иной умен, но ум кладет на полку, Другой - лишь тело "ложит" на кровать. "Тем, кто основ не знает, вразумленья Не помогают вылечить порок." Задатки блага - в каждом от рожденья, Покуда зло не перешло порог. "Кто знает жизни честную основу, Тому и вразумленья не нужны." Пути добра, от зрения дурного, Страстей и лени...не всегда видны. "Он в зле и благе ложным мненьем связан? Дай истину, детали ни к чему." Нет: разум в том, чтоб делать, что обязан. А, Что обязан? - Растолкуй ему.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |