КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нравственные письма 8 страница
А, Александр?- Остался невредимым Пройдя сраженья, реки и моря. Прошел места, другим непроходимы... Вино сгубило славного царя. Пускай один из бурного застолья Способен полный кубок утвердить... (Кто - под столом, а кто - блюет со стоном) И он не сможет бочку победить. Антоний...Был велик и благороден... Страсть к Клеопатре, страсть к вину - изъян... Вот, за обедом - блюдо... с Цицероном, Кто мерзок трезвым, тот ужасен, пьян. С пристрастием к вину идет свирепость, Безумье ежедневного питья Уже привычно осаждает крепость, И разума тускнеет колея... Так скажем прямо: мудрый не напьется, Он строит жизнь из соблюденья мер. Напившийся - и сам с пути собьется Кому он сможет показать пример? Иначе говорящие не правы, Не стану даже слушать их хоров: Мудрец - не умирает от отравы? Напившись - будет трезвым? Будь здоров. ====================================== Письмо LXXXIV (О чтении и письме) Луцилия приветствует Сенека! Порой поездки бодрость придают: Когда поговорить бывает не с кем, Читаю, и в пути не устаю. Когда пишу, растрачиваю силы. А чтенье - расслабляет. В свой черед Меняй занятья: в переводах, милый, Ни лень, и ни усталость не берет. Должны мы подражать трудягам-пчелам, Неутомимо собирая мед Со всех цветков в округе, и с веселым Жужжаньем к сотам направлять полет. Пока о пчелах точно не известно: Берут ли мед, иль делают его из сока, облетев вокруг всю местность? Мы мед едим, не зная ничего. В собраньи книг возьми себе на пробу, Потом смешай, создай единый вкус, Чтоб усладить душевную утробу. Так, за обедом поглощенный кус Сперва обременяя наш желудок, Усвоившись, нам силу придает. В чужую мысль проникнув, наш рассудок, Вдруг с собственною мыслью предстает.
Проглоченное только память кормит, Усвоенное развивает ум. Пусть и душа, сокрыв, что ее полнит, Покажет результаты наших дум. Пусть будет сходство взглядов, как осанки... Не копией, но, в сыне - лик отца: Великий ум дает свою чеканку Всему, что взять решил от образца. Цитируя, не избежать укора: Чужие мысли - бой чужих часов... Хочу в тебе услышать мощность хора, Не слыша звук отдельных голосов. Как это спеть?- Внимай,что скажет разум: Оставь богатство, зависть, славу, спесь Им нет конца, достиг чего-то, сразу Посмотришь вверх: опять там кто-то есть... Не обивай высокие пороги, Оставь вдали хоромы богачей. Иди вперед путем простым, пологим, Не отводя от мудрости очей. Неровный путь ведет к мирским вершинам, Всех ищущих прижизненных даров... Но разум не измерить тем аршином Иди путем пологим. Будь здоров. ====================================== Письмо LXXXV (О стоиках и перипатетиках) Луцилия приветствует Сенека! Тебя щадил... Теперь ты попросил Сравненья оппонента и коллеги... О, Господи, позволь набраться сил! "Разумный человек во всем умерен; Умерен - стоек, стоек - тверд в беде, Печаль не зная, лишь в себе уверен, Блажен." - Так наши говорят везде... Перипатетик скажет: Стоп, не нужно Все слишком уж буквально толковать: Ничто людское мудрому не чуждо, Есть в мыслях повод душу волновать. Как понимать: "Не знающий печали?" Тот, кто печалям воли не дает... Печали - в человеческом начале, В природе, как закат или восход. Тогда мудрец - сильнее самых слабых? Чуть выше низких, чуть светлее тьмы? Воздержней потаскухи, мерзкой бабы, Проворнее калек или хромых?! Так, все пороки перебрав по чину, В словах о мудром мы найдем лишь лесть. Иль только в мере зла искать причины? Здоров ли тот, в ком слабая болезнь?! В "бескосточковых" финиках... есть зерна, В отличье от обычных, не тверды. И зло, вначале малое, проворно Растет и нас доводит до беды.
Наш разум никогда страстям не равен, Его смывает бешеный поток Страстей, что пропитают до окраин Сознание, как в насморке платок. Как лев, страсть - подчиняться не умеет, Хоть укрощен, он ловит свой момент, Завидя кровь, рычит и пламенеет... Что укротитель?- Где твой инструмент?! Кто страстью одержим, как наважденьем, Не смог в себе преграду ей создать: Нам легче воспрепятствовать рожденью Пороков, чем потом их обуздать. Пороков власть охватываете живо, И разум - бесполезная сума. "Умеренность в пороках" просто лжива, Как лозунг "не спеша сходить с ума". Жестокость, скупость и неверность долгу Известны с незапамятных времен. И потому живут они так долго, Что не меняют собственных имен. Из века в век, любой из нас свидетель, Они - как паутины прочной нить. Доступна управленью добродетель, Пороки можно лишь искоренить. Дурным порывам дав немного воли, Теряешь власть над ними навсегда: Наш страх растет при виде внешней боли, Что б разум ни твердил, все ерунда... Кто допустил в себе рожденье страсти, Потом всю жизнь с ней бьется, Дон Кихот. Когда вещей начала неподвластны, Не в нашей власти также их исход... "Он не гневлив, бывая в гневе редко... Он, хоть не трус, боится иногда..." Порок меняет душу, словно клетка, И, с каждым днем - видней следы вреда. Нам академик, истины радетель, Оставил фразу (как ее постичь?): "Блаженной может стать лишь добродетель, Но совершенства в благе не достичь." Кто так считает, просто забывает: У Бога - добродетели пути, Божественного выше... не бывает, Поскольку выше - некуда идти. Блаженство не разделишь на ступени, Блажен иль нет - другого не дано. Кто не блажен - раскаянья и пени... Светло блаженным, хоть вокруг темно... Величина неважна, важно свойство: Блаженная душа всегда полна. Нет места в ней пороку, беспокойству... В ней истина пречистая одна. "Бесстрашье храбрых - это род безумья!" Для бедствий - да! Опасности - не в счет. Разумен трус, от страха обезумев В опасности, что мудрый пресечет? "Что ж, под удар себя подставит храбрый?" Ничуть! Он осторожен, не труслив. Не избежит - сумеет "взять за жабры" Опасности, себя повеселив. Беда в одном - отдать свою свободу! Все прочее - лишь видимость беды:
Плен, нищета, побои год за годом, Болезни утомительной следы... Беда вредит и делает нас хуже, Страдание и бедность - не беда. Корабль в штормах накренился, и нужен Здесь кормчий - мастер тяжкого труда. Перипатетик скажет: "Как и кормчим, Мешает буря, мудрым - нищета." В них разность целей: первым - путь закончить, Вторым - благого курса прямота. А, впрочем, разве кормчий обещает Нам счастье? - Только правильность пути... От Нептуна искуссно защищая, И зная, что, иначе не пройти. Труд кормчего - везти на расстоянье, Как труд врача - лечение больных. А в мудрости есть общность достоянья, Хоть ближе к мудрецу, чем к остальным. Пускай его гнетет необходимость Он может людям пользу принести: Удача, оскорбленья и судимость Удара не способны нанести. А, счастье и несчастье - только повод Явить нам добродетельность в делах. Ее дорога - Бога строгий повод, Не имя суть: Христос или Аллах. Из кости мог ваять скульптуры Фидий, И бронзе мог он форму придавать... Да, хоть гранит - он дал бы нам увидеть Ту красоту, что камень мог скрывать. Так добродетель, в славе и при деньгах Иль в бедности, в сенате и в строю... Оставит лучший след, что можно сделать. И в этом ее, позже, узнают. Над хищным зверем одержать победу, Способен дрессировщик без багров. Мудрец искуссно укрощает беды, Внушая бедам кротость. Будь здоров. ====================================== Письмо LXXXVI (О бане Сципиона) Луцилия приветствует Сенека! В Литерне Африканский Сципион Закончил жизнь, покинув Рим навеки: Изгнанье добровольно выбрал он. Великий победитель Ганнибала, На пике славы он оставил власть, Когда решил, что Риму не пристало Свободу потеряв, пред ним упасть. "Не стану ничего менять в законах, Прими мой дар, прекрасный дар любви: Раз власть моя становится препоном, Я ухожу - свободою живи." Одно из двух должно было случиться: Свобода с чуждой волей не жильцы... Души величью есть где поучиться, Сидящие у власти мертвецы... Почтил я маны и его могилу, Которой стал разрушенный алтарь. И я сравнил, как мы живем, мой милый,
С величьем предков проживавших встарь. Здесь, в темной баньке, тесной, безоконной, Вождь омывал свой пот и прах земной, Свой сельский труд, нелегкий и законный, Закончив... Как живой передо мной... Теперь у нас александрийский мрамор, Круги на стенах, кровля из стекла, Течет вода из драгоценных кранов, В бассейны окунаются тела. А сколько здесь колонн и украшений, Все роскошью сверкает дорогой... И шум воды, бегущей по ступеням, И самоцвет прекрасный под ногой... А в этой бане, вместо окон - щели стен неприступных... Еле брезжит свет. А мы и загорать в них захотели, И видеть море... Пользы в этом нет. А прежде их ничем не украшали, Да и зачем, когда им грош цена? Воды не подливали, не мешали... Отмыть бы грязь, у бани цель одна. Но, как приятно быть здесь тем, кто знает, Что мылся здесь Корнелий и Катон. Теперь же, столько жару нагоняют Что впору мучить, если есть за что... У Сципиона, что за жизнь в деревне? Он мылся непроцеженной водой, Что вымывала ил между кореньев... Вот вам преданья старины седой: Лишь руки, ноги мыли ежедневно, А тело мыли - раз за восемь дней Теперь все моют чаще, несомненно... А люди стали чище?- Нет, грязней... Гораций Флакк описывал в сатирах: "Духами пах изнеженный Букилл, Козлом вонял Горгоний..." Осудил он Букилла, не по запаху судил... Не надоел рассказ о жизни древней? Теперь усадьбой правит Эгиал: Сажать умеет старые деревья, И научил меня, тому что знал. Вергилий обо всем писал красиво, Нас красотой стараясь излечить... При этом, не во всем бывал правдивым, И мне, его придется уличить: "И боб, и просо по весне сажают..." Пишу в июне: встретил я людей: Одни - бобы в корзины собирают, Другие - просо сеют... в тот же день. Два способа пересадить оливы: По первому, оставив ветвь на фут, В навоз макают корни, терпеливо Сажают, и, насыпав, землю бьют. Короткий ствол у корня очищают: весной увидишь веток густоту, и ветры этот ствол не раскачают, И корни, укрепляясь, подрастут. Другой пример посадки - взять побеги С корою мягкой, так же посадить. Хоть медленней растут, гладки, как деки; Сильны - мороз не может повредить. На этом обучение кончаю, Иначе, превзойдешь всех мастеров... А я? - Лишь конкурента получаю, Как Эгиал - со мною... Будь здоров. ====================================== Письмо LXXXVll (О софизмах) Луцилия приветствует Сенека! В сопровожденьи нескольких рабов, С Максимом на повозке (друг навеки) Трясемся так, что слышен стук зубов. Тюфяк и два плаща - взамен кровати, Походный завтрак - горсть сушеных смокв, Когда есть хлеб, они закуской кстати, И, вместо... если хлеб найти не смог. Мулы бредут, доказывая - живы... Таких повозок грубых не встречал... Кого-то встретим - стыд проснется лживый, Примета не усвоенных начал: Меня тревожит мнение проезжих Я бедности теперешней стыжусь. Всем тем словам, что обращал к невежам, В себе я адресата нахожу... "Иной богат - имеет долг немалый, Прекрасный дом - на мебель взял взаймы, Прекрасна челядь - ссуд не отдавал он, А долг - залог тюрьмы или сумы." В дороге ест из золотой посуды, Под городом - земли большой надел, Но, беден он - все в долг... Спроси: откуда? Неважно: от людей, фортуны, дел... Катона вез обычный старый мерин, Еще мешки свисали с двух сторон... Ты б иноходцам предпочел, уверен, Ту лошадь, что пинал в пути Катон. Он все предугадал и звал "обузой" Ту жизнь, к которой мы теперь пришли... Ну, хватит... Добродетельная муза, Зовет меня и в зное, и в пыли. "Любое благо делает нас лучше; Тот музыкант, кто музыку познал. Хорошими не делает нас случай? Так он - не благо." - Стоик нам сказал. Перипатетик: Сделать музыкантом Не может нас хороший инструмент, Тому, кто уродился без таланта И слуха... хоть всю жизнь лови момент. Ответ ищи не в инструментов груде: Искусство нужно видеть Над собой. Скажу яснее: даже без орудий Способен музыкантом стать любой. "Не благо, что способен взять презренный, Владеть богатством может и злодей: В богатстве блага нет обыкновенно, От денег - только жадность у людей." Нам скажут: "Здесь ошибка рассуждений: Грамматик, кормчий, повар или врач... Звезд не хватают, но, без заблуждений, В своем искусстве лучше мудрых кляч." Но, в их искусствах нет величья духа! Они не могут устремляться вверх, Кто муж добра, тот к счастью от разрухи Не мчится, это все давно отверг. Натал (язык столь лживый и нечистый, что женщин очищал он своим ртом), При деньгах был - наследовал. Причина? Порой в дерьмо уронят золотой. Но, добродетель - много выше злата, Умения грамматика, врача: Они находят радости в оплате Труда, не в постижении начал. Мошна с деньгами ничего не стоит, Лишь деньги, что в ней спрятаны, ценны. Теперь сравни: богатый или стоик В ком - оболочка? В ком - портрет страны? Лишь мудрость человека тянет к Богу, Зовет его в невиданный полет... Небесное приходит не к любому, И, не в любом, владельца признает. "Из зла не зарождается благое; Становится богатым тот, кто скуп: В богатстве благанет, раз нет покоя..." "У святотатства денег полон куб." Но, в святотатстве больше зла, чем блага: В нем страх, тревога покаянных мук. А прибыль?- Не хватает даже на год... А после?- Выбирай покрепче сук... Кто в святотатстве благо утверждает Чудовище. Живущие в грехе, За крупный грех триумфом награждают, Наказывая грех... по чепухе. Как смоквы не родятся от оливы, Так в зле - не отыскать добра следы. Нас прибыль в зле не делает счастливым, Но, жди втройне впоследствии беды. "Когда к беде влечет желанья жажда, Предмет его - не благо. Кто бежит За деньгами, в беде уже, как дважды... Богатый - над сокровищем дрожит." Нам говорят: Погоня за богатством Опасна... Разве в нем лишь духа тлен? Вполне благонамеренная паства Во время шторма попадает в плен. Не только от богатств и наслаждений Мы попадаем в беды по пути. Коль продолжать цепочку рассуждений, Его нельзя к удобствам отнести. "Нас губят глупость, подлость, святотатство... Не стрелы губят - лучники вольны. Пускай тебе вредят из-за богатства, В самом богатстве не найти вины." Но, Посидоний отвечает лучше: "Хоть обладанье золотом не зло, Но подстрекает к злу, лишь дайте случай." Богат - не зол? - Считай, что повезло... Наш звон монет в других рождает зависть, А в нас - высокомерие, снобизм. "Богатство - самый трудный душ экзамен." (Не правда ли, сойдет за афоризм?) А благо нас никак не будоражит Не развращает душу, тянет ввысь, Надменность не внушает нам, и, даже Лелеет скромность в тех, кто поднялись, Уверенность дает и сень покоя. В богатстве - только наглость ты найдешь, А наглого ночами беспокоит Величья своего... пустая ложь. Богатство представляет образ блага, И многих побуждает поспешить... А добродетель, хоть бедна и нага, Но, делится... величием души. "Что не дает величья одиноким, Их делая надменней и наглей Есть зло. А случай - гонит их к пороку, Случайного не жди и не жалей." "Так что ж, богатство - даже не удобно?" В удобном больше пользы, чем вреда... А благо, оттого и бесподобно, Что в нем - лишь польза, раз и навсегда. Теперь всего один софизм, но "вредный": "Раз благо не растет на почве зла, Богатство - обирает многих бедных В богатстве блага нет, ему - хула." Как Антипатр на это отвечает? "Пустым кувшином чашу не нальешь, Тот беден, кто нехватку ощущает, Из недостачи - шубы не сошьешь." Что рассуждать о бедности, богатстве? Ведь это только тяжба о словах... Как бедных уберечь, как помогать им? И как богатым скромность прививать? То, что одним у всех отнято было, Легко для всех - отнять у одного... Пускай такие случаи забыл он Напомнить, мне не стоит ничего. Так скажем храбро (если не по силам хоть откровенно...) горстке шулеров: Подумайте, пока не "попросили", Не хвастайте богатством. Будь здоров. ====================================== Письмо LXXXVIII (О свободных искусствах и науках) Луцилия приветствует Сенека! Свободные искусства обсудить? Науки? Мне не нужно их опеки: Не могут ни помочь, ни навредить. Как подготовить ум - вот их забота, Затем, чтоб не мешали - развяжись. Они - лишь обученье, не работа, Которой посвятить достойно жизнь. Искусство потому зовут свободным, Что занят им свободный человек. Само же (доказать готов - угодно?) Свободы не дарует нам вовек. Воистину свободное искусство Есть - мудрость, что ведет к свободе нас... А в прочих - отзвук чувства, дальше - пусто, Кто смог услышать в них свободы глас? Неужто веришь, будто в них есть благо? Знай: нет порочней их учителей. Искусства всякий выучит и за год Что дальше?- "Веселиться веселей"? О чем хлопочет правильный грамматик? Он учит предложения творить. Он скажет: не годится слово "матерь", И лучше "мать" иль "мама" говорить. А, если он захочет стать повыше, Историей займется и стихом, Займется тем, кто рифму плохо слышит, Или размер... и прочей чепухой. Не это в нас обуздывает похоть, Искореняет алчность, гонит страх... Усердье их в толпе рождает хохот, У мудрых же - улыбку на устах. Геометр, музыкант тебе помогут На страх и алчность наложить запрет? Они и сами знать о том не могут, Поэтому ответ: Конечно нет! Они нас добродетели не учат, Иначе все учили б одному... А, разнобой туманный - разум мучит, Из них, мой друг, не верю никому. Гомера всяк по своему оценит: И стоик он, и Эпикура сын, Перипатетик или академик... Как в несовместном может быть один? Уступим им философа-Гомера: Он мудрым стал, не зная о стихах. Давай же обучаться той же мерой Что он. Зачем копаться в пустяках? Не спрашивай меня про возраст древних: Свободен ум от этой пустоты. Где был Улисс? - Блуждая в трех деревьях, Неужто этим озабочен ты? Нам душу каждый день терзают бури: Нас красота прельщает, враг грозит, И настигает мщенье грозных фурий, И грешник, и невежда нам дерзит. Как родину любить, жену и брата? Учи меня, как к честной цели плыть! Не к корысти, не к зависти, не к блату, А - к Богу устремленьями прослыть. Была ли Пенелопа непорочна И знала ли, когда придет Улисс? Скажи о целомудрии мне точно, Какое в нем есть благо, поделись. О музыке. Ты учишь, словно классик, Как голоса свести в мажорный хор... Но, как найти в душе своей согласье? Как не ронять в превратностях укор? Геометр учит, как измерить земли Пусть скажет: для чего нужна земля? Неужто пальцы нам даны затем лишь, Чтоб скупости добычу исчислять. Какая польза знать, как делят поле, Коль с братом поделиться я не мог? Все то, чему детей мы учим в школе, Не развивает душу...только мозг. Ты не хозяин здесь, а поселенец: Пришел - уйдешь, как писано в судьбе, И позже, через сотню поколений, Немногие припомнят о тебе. Ты вычисляешь квадратуру круга, Ты можешь путь меж звездами найти... А, можешь ли измерить душу друга? Как ищешь в жизни верного пути? К чему мне знать, когда зайдет Меркурий И где сейчас находится Сатурн? И верить, что астролог, в своей дури, Предвидит все события котурн... Что б ни случилось, знай, я не отчаюсь: Я жду всего - удачи и беды, И признаки их раньше замечаю, Чем глупый замечает их следы. Теперь я отойду от длинных списков Искусств. Кого достойными найти? Ваятелей, борцов и живописцев?! Тогда, и поваров что ль отнести? Что общего, скажи мне, со свободой Имеют эти, в белом, толстяки С душою, отощавшей без ухода Разумной добродетельной руки? Не разбираю также виды спорта: Метание копья, езда верхом... Конечно, это юношей не портит, Но, прежде, было просто пустяком. Когда тебя несут порывы страсти, Что толку - удержать коня в узде? Кто в гневе над собой уже не властен, Не может в победителях сидеть. "Так что же, ни науки, ни искусства Нам ничего для жизни не дают?" Дают, но добродетели в них пусто, Они ей лишь основу создают. Как грамота готовит нас к науке Науки в добродетель торят путь. Но, добродетель - не учебы муки, Блаженство - честно в зеркало взглянуть. Основы философия не ищет, И здание возводит от земли. А математик, в этом смысле - нищий, Все их начала от других пошли. Вот, если б шел он к истине с начала, Объять сумел природу и весь мир, О небе и душе не умолчал бы... То, был бы математик - мой кумир. Рассмотрим по порядку добродетель, и могут ли искусства здесь помочь: У храбрости сознанье - ты свидетель Опасностей, что нужно превозмочь. А верность есть святое наше благо, Ничто ее с пути не совратит "Жги, бей и убивай, я сяду на кол, Не отходя от верного пути!" Воздержность умеряет наслажденья, Соразмеряя, сокращая их. Воспринимает их, как наважденья, Не приближаясь, ради них самих. А человеколюбье запрещает Надменность в отношении друзей, И посторонних в бедах защищает, Не отступая Божеских стезей. Возьми что хочешь: простоту и скромность, И милосердье к людям... Где тут роль Искусства мы могли б назвать огромной? Нигде. Здесь философия - король! "Неужто роль искусства так ничтожна? Философы используют его." Коль "без чего-то" сделать невозможно, Не значит это - "с помощью того". Науки путь добра не изучают, И нет его в ученых головах... Есть мудрые, что грамоты не знают, Ведь мудрость - в деле, а не на словах. Да, мудрость велика и многогранна, Для размышлений нужен ей простор. Ум забивать излишним было б странно, Тому кто мысли к вечности простер. Возьмем хоть время... Сколько здесь вопросов: А было ли хоть что-то до него? Оно само есть нечто, все отбросив? И, можно ль поворачивать его?! Теперь - душа: Как долго обитает? Откуда? Какова? Куда уйдет? Как смерть ее на волю отпускает? В природе есть души круговорот? И так во всем... Рассмотрим, что угодно Обилие вещей влечет на дно... Всё - вон! Пусть разум твой живет свободно, На службе добродетели одной. "Но, многое в науках так волшебно... Порой, готов читать, открывши рот..." Стремиться больше знать, чем нам потребно, Есть тоже невоздержанности род. Погоня за наукой и искусством Удел самодовольных болтунов. Дидим писал всю жизнь, и что там? - Пусто... Хотя, четыре тысячи томов... Читателей его я пожалел бы... Он описал: откуда был Гомер, Кто мать Энея,... Ум не уцелел бы, Читай я ерунду без всяких мер. Он прозвище имел - "медноутробный"... Всё описал, что было (может быть)... Но, если б даже знал я о подобном, То, постарался б... поскорей забыть. "Начитанным" считаться - стоит силы И времени, дороже серебра. Попроще звать себя я попросил бы... Скажите мне: "Ты - человек добра." К чему мне Аристарховы пометки, К стихам, что написал мудрец Гомер? В них вижу только глупости объедки, Для критиков грядущего пример. Грамматик Апион прочел Гомера (Тщеславен и большой антисемит) В начале Иллиады встретил меру Всей книги... Пусть Гомер его простит. Измерь свой век! И вычти нездоровье, Твой сон, дела... Все вычерпал до дна? Осталось время с доблестью коровьей Жевать чужую жвачку дотемна?! Философы настолько опустились, Что стали свойством слога дорожить. И говорить так тщательно учились, Что разучились, "как на свете жить". Как много зла и лжи дает нам тонкость Чрезмерная. Вот молвил Протагор: Любая вещь (обманывай ребенка) Сама в себе содержит сущный спор. А Нафсифан: Что видим пред собою, Быть может - существует, может - нет. И Парменид: Все образы, гурьбою Едины, в них начало и конец. Зенон Элейский - вещи уничтожил: Есть бытие, вещей на свете нет. Мегарцы, эритрейцы (путь проложен) Как эхо повторяют это вслед. Все это - чушь, похуже, чем искусства... Там - пользы нет, а здесь - прямой ущерб: Мне выколов глаза, лишают чувства И отнимают истину вообще. Премудрость эта с истиной не дружит, От света отделяя, как покров. О, Господи! Свет истины мне нужен, Не тьма агностицизма. Будь здоров. ====================================== Письмо LXXXIX (О разделах философии) Луцилия приветствует Сенека! Философов ученье по частям Ты хочешь разложить, как в картотеку? Великое делить привык я сам. Нам целое - подобие вселенной, За раз окинуть взлядом не дано. И зрелищем подобным, несомненно, Лишь Богу любоваться суждено. Членить ее не буду слишком дробно, Ведь мелочи не проще ухватить, Чем целое. Поделим, чтоб удобно Важнейшие разделы ощутить. Чем мудрость с философией различна? Последняя есть "к мудрости любовь". Указывает способ жить прилично, И видеть дальше жадных рук, зубов. "Людского и Божественного знанье" Вот мудрости кратчайший образец. Философы наук своих призванье За годы перепутали вконец. Но разница меж ними несомненна, Как золото и жадность - не одно: Хоть жадность тяготеет непременно, Но, золото не каждому дано... Философ видит целью добродетель: Их просто невозможно разлучить. Скажу, и всякий стоик мне свидетель,
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |