Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности философских воззрений




ИНДУИЗМ

Возникновение, эволюция, основные направления

Брахманизм, выдержав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, трансформировался в индуизм. Индуизм унаследовал у ведической религии и развил представления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, сохранил Веды в качестве священных текстов, понятие перерождения души в мире согласно закону кармы.

Единой религиозной организации в индуизме нет. Исторически индуизм оформился в два основных направления – вишнуизм и шиваизм.

В индуизме есть образ Тримурти – космического духовного начала, имеющего три ипостаси – Брахма, Вишну, Шива. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция которого – использовать накопленную подвижничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги – Богини Кали (или Дурги, Пáрвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, болезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов, индийских женщин в особенности.

Другое направление индуизма – вишнуизм – выдвинуло на первый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в различных воплощениях – аватарах. Одно из наиболее почитаемых – Рама, герой индийского эпоса, праведный царь – победитель демона. Еще более известен Кришна, в общем, бог-защитник.

Третий член Троицы (Тримурти) высших Божеств индуизма – Брахма – выступает как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет.

В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигурируют либо аватары, проявления Шивы или Вишну, либо второстепенные божества из их окружения, действующие лица богатейшего эпоса Индии. Это Матери, осознаваемые как проявления богини Кали, Ганéша – слоноголовый сын Шивы и Парвати, даритель удачи и достатка, Хануман – обезьяна-герой, помощник Рамы в борьбе с демоном, змеи-наги – подземные божества и повелители небесных вод из свиты Вишну, свирепая ипостась Шивы – Бхайрав, карающий за проступки. Огромное значение имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам священных рек.

Условия формирования и развития индуизма определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на все уровни индивидуального сознания, эта религиозная система отличается своей плюралистичностью.

Характерный для индуизма политеизм, который не ограничивался поклонением Брахме, Вишну и Шиве, давал возможность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения к божеству.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ в соответствии с кармой − заслугами и поступками в предшествующих рождениях. Целью любого индуистского культа является достижение связи человека с объектом поклонения − божеством, исчезновение противопоставления индивидуальной души Атмана Брахману. При высокоразвитом сознании человек также должен осознать тождество Пракрити − Природы − и Пýруши − вселенского Человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.