КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение буддизма. Буддизм – самая древняя мировая религия
БУДДИЗМ Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, пережил расцвет, но закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. В Северной Индии господствовал брахманизм. Варны брахманов и кшатриев занимали господствующее положение в обществе. Их считали «дважды рожденными», но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Распадалась патриархальная семья. Земледельческая соседская община подрывала власть племени. Все большую роль приобретали люди, имеющие авторитет на определенных территориальных образованиях, которые не относились к варнам брахманов и кшатриев. Они были опорой царской власти в возникавших государствах. Индия изобиловала аскетами. Их активное противостояние существующему миропорядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения. Это заставило внимательно приглядываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам новых идей крепнущую новую элиту. На северной окраине Индии, в предгорьях Гималаев, сложились конфедерации племен со слабым влиянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предлагавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. Основателем буддизма стал царевич Сиддхартха Гаутама. Сиддхартха − имя, Гаутама − название рода. Его называли еще и Шакьямуни − «мудрец из племени шакьев». Предание гласит, что царевич после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной чередой перевоплощений души. Пришедшее к нему озарение позволило ему стать Буддой – Просветленным. Именно Будде удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения – этот путь нашел и описал Будда. Будда, его ученики и последователи использовали понятия и принципы брахманизма: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из мучительного колеса перерождений только индивидуальным усилием, осознав личный, «праведный» путь, повлиять на судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись как вторичные, зависящие от уровня нравственной близости человека к пути, указанному Буддой. Эти различия могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Возможность повышения статуса будущего рождения была весьма привлекательна для широких масс, которых ранее брахманы лишали возможности воздействовать на свою судьбу, отказывались признавать их права на участие в культе. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268 – ок. 231/232 до н.э.), правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества и защитником этических норм буддизма. Этим он укрепил центральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре началось формирование буддийского канона. Утвердилось представление о «трех драгоценностях» буддизма: 1) учитель – Будда; 2) учение – дхарма; 3) хранитель истины – сангха − община. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его обогащение культами тех народов, которые принимали эту религию.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |