Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вероучение, ритуалы, предписания. Наиболее почитаемым создателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана




Возникновение

Наиболее почитаемым создателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана. Он жил в VI в. до н.э. в Индии. До тридцати лет он вел жизнь мирянина: женился, воспитывал дочь. Но затем он раздарил все свое имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через двенадцать лет подвижник и аскет достиг высшего знания и стал Джиной – «победителем». Этот титул присваивается наиболее почитаемым религиозным учителям. Его другое прозвище – Махавúра – «великий герой». Три десятка лет Махавира в странствиях проповедовал новую веру, обратил в нее множество учеников и, наконец, достиг нирвáны – конечного освобождения. Махавира считается двадцать четвертым тиртханкаром – создателем пути. Первый тиртханкар – царь Ришабха – жил в те времена, когда люди не умели считать, писать, готовить пищу. Именно Ришабха, научив их этому и многому другому, заложил основы религии джайнизма.

И первые датированные свидетельства о джайнах – надписи царя Ашоки, и первый вариант писаного канона появились в III в. до н.э. Сама же религиозно-философская система джайнизма сложилась в середине I тысячелетия до н.э. В этот период «брожения умов» в Индии появилось множество неортодоксальных течений и школ, которые отрицали авторитет Вед и покоящиеся на нем ритуальные и общественные нормы. На основе идей, которые радикально реформировали традиции брахманизма, и складывалась религия джайнизм. Вместе с тем старые традиционные ритуалы были восприняты новым учением.

Важнейшие тексты джайнского канона, который включает 45 сочинений, приписываются Махавире. После его смерти несколько поколений последователей изустно передавали эти тексты. Однако при создании писаного канона произошел раскол джайнской общины на два направления. На вседжайнском соборе в городе Паталипутре этот канон получил признание шветамбаров − «одетых в белое». Последователи другого направления – дигамбары − «одетые пространством» – сохранили бóльшую приверженность первоначальному джайнизму. Считая утерянным древний истинный канон Ришабхи, дигамбары имеют собственные священные тексты и отрицают некоторые положения из канона шветамбаров. Расхождения различных школ затронули, главным образом, вопросов обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, в то время как по основным вопросам вероучения сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнизма является самосовершенствование души. Джайнизм принял общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения – нирваны, но не признал существование Бога-Творца. Джайны считают душу вечной субстанцией, а мир – изначальным. Душа преодолевает телесную оболочку − результат прежних жизней − и способна, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прервать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин. Потому в религиозных установлениях большое значение придается аскетической практике.

Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа присутствует в каждом растении, в любой вещи. Представления о всеобщей одушевленности природы определяют главенство в джайнской этике принципа ахимсы – ненанесения вреда живым существам. С какой формой жизни ни столкнулся бы джайн, он должен воздержаться от умерщвления сам и удержать других. Поэтому не только охота и рыболовство, но и земледелие и скотоводство, связанные с гибелью живых существ, – профессии, запретные для джайнов-мирян. Наиболее ревностные из них пьют лишь процеженную воду, ходят с повязкой на рту, чтобы случайно не проглотить какое-нибудь насекомое, и даже подметают перед собой дорогу, чтобы никого не раздавить. Джайны не употребляют в пищу мясо и рыбу. Более того, желая не наносить лишнего вреда и растениям, не едят клубней, корней и плодов, содержащих много семян.

Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала, в поисках «пути освобождения». Путь этот Джина определил как следование «трем драгоценностям».

1. «Совершенное воззрение»: видение мира в соответствии с учением Махавиры, убежденность в его абсолютной истинности.

2. «Совершенное знание»: познание учения, сущности души и мира. Идти к этой цели можно и должно всю жизнь, а для начала необходимо приобрести ограниченное знание с помощью наставника – гуру: познать самого себя, сущность своего Я, правильно понять свою цель − освобождение от кармы.

3. «Совершенное поведение»: преодоление желаний и соблюдение религиозных правил.

Этика джайнов жестко диктует повседневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принимают на себя пять основных обетов:

1) не причинять вреда живому;

2) не красть;

3) не прелюбодействовать;

4) не стяжать;

5) быть искренним и благочестивым.

К основным нередко добавлялись и иные добровольные обеты и ограничения.

Все джайны: и монахи, и миряне, – члены одной общины. Поскольку освобождение от кармы считалось возможным лишь для монахов-аскетов, мирянам следовало в течение некоторого времени вести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любой джайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов, стать образцом для подражания мирян означало также полностью порвать с обычной жизнью. Питаясь милостыней, монахи чередовали паломничества с кратковременным проживанием в монастырях. После трех лет послушничества монах проходил обряд посвящения, принимал новые строгие обеты и навсегда вступал на полный лишений путь аскета.

Джайнизм нашел немало приверженцев на юге Индии, преимущественно дигамбаров, и на западе Индии, преимущественно, шветамбаров, однако составить конкуренцию буддизму и индуизму не смог. Упадок джайнской общины явственно обозначился с первых веков новой эры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.