КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Космология Ригведы
Рита Ригведа Веды Три периода индийской философии БРАХМАНИЗМ Об авторах индийских философских текстов Бóльшую часть философских текстов традиция так или иначе ассоциирует с именами их создателей. Но беда в том, что чаще всего это лишь имена, за которыми трудно (практически невозможно) разглядеть черты конкретной человеческой личности. И в истории греческой культуры есть подобные имена, например, Эзоп, или Гомер, или легендарные «семь мудрецов». Но в Греции такие явления относятся к «архаике». В Индии подобная «архаика» длилась едва ли не до XIX века. В индийской философии можно выделить три периода: 1) ведический – XV – V вв. до н.э.; 2) классический – V в. до н. э. – X в. н.э.; 3) индуистский – с X в. н.э. Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda – букв. «знание», «вéдение»), написанных до XV в. до н.э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов. Веды – это сборники гимнов. Ригведа – самый древний и авторитетный. Согласно ведийским представлениям, боги обладают всевéдением. Считалось, что у знания – визуальная природа, «узнать» – значит «увидеть». Боги наделяли такой способностью знать-видеть истину поэтов-риши. Веды заключают в себе два рода знания: сакральное и профаническое ‒ доступное всем. Самой ранней Ведой по времени и самой главной по значению является Ригведа. Ригведа делится на десять книг, или мандал (букв. «круг», «цикл»). Гимны Ригведы – это и хвалебные стихи, посвященные богам, олицетворяющим силы природы, и ритуальные стихи, в которых высказывались просьбы и мольбы к богам, и описание приносимых им жертв, и абстрактная религиозная поэзия. Гимны Ригведы являют собой попытку древних индийцев постичь тайны бытия. Основным способом постижения мира является миф. Модель мира в Ригведе ориентирована на Космос: с ним все соотносится, к нему все причастно. Рита – закон круговращения. Концепция риты – это организующее начало философских представлений древних индийцев. Рита означает «ход вещей» (букв. rta – «двигаться»). Рита – это порядок мира и незыблемость справедливости. В соответствии с законом риты восходит и заходит солнце, чередуются дни и ночи, времена года. Космология Ригведы очень динамична. Солнце в разных аспектах представляет ряд богов: Сурья – основной бог солнца; Савитр – солнечный бог-побудитель; Митра – бог дружбы, договора и одновременно бог солнца, света (в противоположность мраку); Пушан – бог солнечной энергии, дающий процветание людям, скоту, пастбищам; Ушас – богиня утренней зари; Агни – бог огня (во всех его проявлениях). Общее понятие «бог» связано с понятием света и дня. Слово «дэва» – «бог» – происходит от корня «div» – «сверкать», «сиять». Кругооборот солнца воспринимается как солнце дневное и ночное. Ушас сменяет свою сестру Ночь, и они движутся правильной чередой. В определенные промежутки времени проливается дождь, грохочет гроза и сверкают молнии, которые олицетворяют грозный бог Индра и Марýты – страшные боги бури. Сома – бог вдохновения, дающий бессмертие, поднимается с земли в виде жертвоприношения и возвращается на землю в виде дождя. Цикличность космических явлений воспроизводится в цикличности ритуала, – и все это находит свое отражение в Ведах. Особое место в этой картине мира принадлежит богине Вак – богине Слова, или Священной Речи, которой приписывалась творческая функция создания Вселенной. Следует отметить, что роль богов ведийского пантеона подвижна: нет раз навсегда главенствующего Бога. В зависимости от деятельности человека, ее условий и особенностей на первое место выдвигался тот или иной бог и, в конце концов, на сонм богов стали смотреть как на различные воплощения всеобщего Духа.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |