КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусство 10-13 вв
Взаимодействие языческих и христианских тенденций. Связь городской и крестьянской культур. Формирование крупных городов (Киев, Новгород, Владимир и др.). Определяющий характер архитектуры. Соединение иноземных влияний с исконными традициями деревянного зодчества (оборонные сооружения, дворцы, терема знати, княжеские гридницы). Особая роль северного деревянного зодчества. Традиции каменной архитектуры (большие размеры зданий; роскошная отделка майоликовой плиткой, фресками, позолотой). Чувство природы, присущее русским зодчим, связь архитектуры с ландшафтом: монастырский храм в лесной глуши; величественный городской собор, окружённый мощными крепостными стенами. Особое место культовых сооружений. Золотые ворота и церковь Благовещения в Киеве. Самый значительный архитектурный памятник этого периода – Софийский собор в Киеве (11 в.): собор «премудрости божьей»; возведён на месте разгрома Ярославом печенегов, осадивших Киев в 1036 г.; византийская система крестово-купольной церкви; принцип ступенчатого нарастания массы здания; массивность, тяжеловесность, грандиозность, торжественность как основные стилевые черты внешнего облика; различные размеры куполов (куполов всего 13); волнистые линии закомар (полукруглых завершений фасадов); широкая внешняя галерея; динамичность внутреннего пространства; огромная алтарная арка; максимальная заполненность купола, стен, сводов, столбов фресками и мозаиками; Христос Пантократор – Вседержитель (изображён в медальоне купола; поза несколько скована, круглая рама, очерчивающая композицию, усиливает это впечатление, как бы лишая фигуру воздуха); Богоматерь-Оранта – «Нерушимая стена» (изображение занимает всю апсиду; фигура представлена фронтально; канонические цвета одежды: плащ-мафорий окрашен пурпуром – царственным цветом, платье синее – цвет небесной сущности, линии складок золотые – символ божественности; приземистые пропорции фигуры; голова немного увеличена; глаза сильно увеличены); четыре архангела, апостолы, евангелисты, святители, монахи-аскеты, святые-воины, многочисленные сцены; изысканность колорита (сочетание серо-фиолетовых, голубоватых и ярко-жёлтых тонов на переливающемся золотом фоне); величественность и одухотворённость образов; суровое выражение лиц. Искусство книжной миниатюры. Самый значительный памятник Киевской Руси – Остромирово евангелие, исполненное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг.: общая декоративность стиля, восходящая к византийскому искусству; плоскостная трактовка фигур, чистые локальные краски, золотой контур. «Изборник Святослава» (1073 г.): выполнен дьяконом Иоанном для князя Святослава Ярославича по оригиналу, принадлежавшему болгарскому царю Борису; орнаментальные украшения близки миниатюрам греческих рукописей; группа «отцов церкви» совершенно непохожа на евангелистов «Остромирова Евангелия» («приземистые большеголовые человечки» – О.И.Сопоцинский). Незначительное распространение скульптуры в искусстве Древней Руси. Период феодальной раздробленности (12-13 вв.). Увеличение роли местных культурных центров. Особое значение для древнерусского искусства патриотических идей. Обилие местных художественных школ при сохранении художественной общности древнерусского искусства. Новгородская живописная школа (12 в.): монументальный иконописный стиль; возвышенный эмоциональный срой; любимый образ св. Георгия; плавный «музыкальный» линейный ритм; «интенсивно-сумрачный» колорит (О.И.Сопоцинский). «Спас Нерукотворный» (кон. 12 в.): идеал человека этого времени; сосредоточенность, сила и сдержанность; отрешённость от всего повседневного; взгляд Христа отведён от зрителя; волосы производит впечатление орнаментального узора; влияние иконописи на стенную живопись. «Ангел Златые власы»(кон. 12 в.): «золотом написаны лежащие крупными прядями волосы архангела, правилен и нежен овал золотисто-розовеющего лика, под великолепными дугами бровей бархатно-чёрны его огромные глаза, мягок алый рот; но самое главное – это взгляд его прекрасных глаз: бездонный и вместе с тем светлый, непередаваемый в своём таинственном выражении» (Н.А.Барская); в иконе присутствует особый атрибут: справа вьётся «слух» – «т о рок», с помощью которого ангелы слышат Бога; Икона «Иоанн Лествичник, Георгия и Власий» (13 в.): «прямолинейность» и неприступность Иоанна («Евана»); плотный, «осязательный» колорит. Владимиро-Суздальское княжество (2-ая пол. 12 в.).Формирование владимиро-суздальского зодчества в княжение Юрия Долгорукого. Суровый и мужественный характер архитектуры. Тревожное время междуусобиц, в связи с чем храмы включались в зону оборонных сооружений. Техника строительства: квадратные белые камни, которые очень тщательно подгонялись друг к другу, отсюда – геометрическая чёткость линий; галицкая техника кладки. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152), Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152): чёткость основных объёмов; монолитность; «белокаменность». Расцвет архитектуры, связанный с творчеством АндреяБоголюбского. Успенский собор (1158-1161): стройность и ясность пропорций; спокойное величие и гармоничность; богатый и разнообразный декор интерьера (лежащие львы у основания арок, резные капители, скульптурные фигуры на фасадах; майоликовая плитка полов). Церковь Покрова на Нерли (1194-1197) – один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества: мощный белокаменный фундамент; первоначальная пирамидальная ступенчатая композиция; неразрывная связанность с пейзажем; изящная устремлённость вверх; воздушность; богато профилированные порталы; ажурный скульптурный декор; лёгкий и светлый интерьер; «открытый» характер внутреннего пространства. Дмитровский собор во Владимире (1193-1197): пышность, «дворцовость» и «скульптурность» облика; подчёркнутый вертикальный ритм; вырезанные из камня фигуры святых и растительные формы, заполняющие промежутки между колоннами; богатая украшенность скульптурой. Прикладное искусство и художественные ремёсла:чернение по серебру, техника перегородчатой эмали, ковка серебряной посуды, керамика, изделия из стекла: превращение вещи из амулета и оберега в украшение;яркая красочность; геральдические композиции; тонкие, изящные контуры; сложная орнаментация; языческая тематика; мотивы птиц, растений, животных. Двери суздальского собора – уникальный памятник суздальского прикладного искусства нач. 13 в.: темы и сюжеты; техника огневого золочения; богатая растительная орнаментация и фигуры грифонов; эффектный контраст золотого на чёрном.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |