Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и изобразительные искусства Византии




 

Ведущая роль архитектуры, монастырских ансамблей и храмов.

Храмовое строительство. Типы храмов: базиликанский, центрально-купольный. Мощность и тяжёлая строгость византийской архитектуры. Простота и «оголённость» (И.Бартенев) экстерьера. Характерные мотивы узких арочных окон и аркады со специфическими высокими колоннами. Типичная форма корзинообразной капители.

Храм Санта-Мария Маджоре в Риме.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне.

Интерьер византийского храма. Увеличение роли внутреннего пространства храма. Несоизмеримость подкупольного пространства («небесного») и пространства боковых нефов («земного»). Расцвет и доминанта мозаики. Плоскость, статичность, условность изображения. Воспроизведение формы цветовым пятном. Любимые материалы и цвета. Характерные стилистические черты: фронтальные композиции, чёткие контуры, золотой фон, употребление смальты. Знаменитые мозаики церкви Сан Витале в Равенне: фронтальность, статичность персонажей, обратная перспектива, живописность синего и золотого фона.

Собор св. Софии в Константинополе (архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета, 532-537 гг.) – крупнейшее купольное сооружение эпохи: трёхнефная базилика; двухэтажные боковые нефы; средний неф перекрыт куполом; купол возведён на трёх столбах при помощи треугольных изогнутых сводов, похожих на паруса; в основании купола 40 окон; гармоничность и возвышенная торжественность художественного архитектурного образа, богатство интерьера.

Главный центр византийского искусства 6 в. – Равенна. Торжественное величие, одухотворённость – основная художественная черта этого времени.

Постепенное удаление от традиций античной архитектуры. Нарастание вертикализма. Формирование строгой эстетической регламентации. Усиление декоративности. Эффектная узорчатая кирпичная кладка. Тяжёлые массивные светские сооружения.

Иконография Священного Писания. Сюжеты росписей из христианских катакомб («Христос – Добрый пастырь»).

Возрождение сюжетной церковной живописи (9-10 вв.). Сочетание главных и второстепенных мотивов.

Формирование и утверждение классического торжественного византийского стиля (11-12 вв.).Строгая иерархическая система изображения святых, временная и смысловая последовательность сюжетов. Максимальная заполненность внутреннего пространства живописными изображениями (своды, стены, опоры, купола).

Место расположения мозаик и росписей: в куполе – поясное изображение Христа Вседержителя (Пантократора), рядом – ангелы, в апсиде – Богоматерь, на сводах и столбах – мученики.

Усиление дидактического начала живописных росписей. Нарастание линейного начала. Аскетизм, высокая «нематериальная» духовность лиц.

Развитие книжной миниатюры (переход от античного свитка к кодексу, условность в изображении фигур, роскошь и парадность миниатюр, «станковая» композиция иллюстраций, жизнерадостная цветовая гамма).

Византийское искусство 13-15 вв.– палеологовский период. Ярчайший представитель византийской иконописи кон. 13-14 в. – Феофан Грек.

Распространение мистических аскетических идей – исихазм.

Реалистических тенденции в изобразительном искусстве: интерес к выражению чувств; динамика сюжетов, портретность лиц. Строгий плоскостный стиль письма в иконописи и миниатюре.

Утрата монументальности, широты и возвышенного пафоса, появление сухой и дробной манеры письма, измельчение образов византийского искусства 15 в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.