Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византии




Социокультурный контекст художественной культуры

СРЕДНЕВЕКОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Идеологическая и социально-психологическая

характеристика С редневековья

Социально-психологический и идеологический аспекты духовной культуры средневековой культуры.

Две взаимосвязанных характеристики духовной культуры:

· соотнесённость социально-психологического уровня с массовой бесписьменной литературой (фольклором), обиходным пониманием времени и пространства, а идеологического – с письменной культурой;

· взаимосвязь бесписьменной и письменной культур.

Развитие духовной культуры как столкновение культур разных традиций. Господство ритуала во всех сферах средневековой жизни. Сочетание страха и надежды с чувством уверенности и защищённости (В.Г.Иванов).

Укрепление иерархических сословных (вертикальных) связей религиозно-этическими нормами, политическими интересами и правовыми установлениями связей, а корпоративных (горизонтальных) – моральными санкциями (рыцарский кодекс чести, монастырские уставы, производственно-этические уставы цехов и купеческих гильдий).

Дифференцированность духовной жизни сословий на основе различий в образе жизни и степени воздействия идеологии на социальную психологию группы.

Обычай – основа крестьянской общественной психологии. Роль и место суеверий в крестьянской жизни. Распространённость магических обрядов. Амбивалентность по отношению к языческим обрядам в культуре христианского средневековья: вера в них и, одновременно, – понимание их «греховности». «Содружество» сословий на уровне обыденного сознания.

Господство религиозной идеологии.

Формирование внерелигиозного (пантеистического, атеистического) типа общественного сознания.

Раздел 2.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ

Глава 1. Художественная культура Византии

 

Образование византийского государства (395 г.- 1453 г.). Византий – древнегреческая колония, существовавшая на месте Константинополя. Ведущее место Византии в художественной жизни Европы и Ближнего Востока в период средневековья. Сложный этнический состав. Многообразие культурных истоков. Непрерывная античная традиция.

Понятие «византийского региона». Непреходящая ценность византийской художественной традиции.

Три этапа социально-политической и художественной культуры Византии(С.С.Аверинцев):

1. ранневизантийский (4-7 вв.) – переход от античности к средневековью; начальная стадия формирования феодальных отношений; время интенсивной переработки античных традиций в религиозно-христианском духе; становление средневекового типа мировоззрения;

2. зрелого феодализма (8-11 вв.) – окончательное оформление средневековой художественной культуры; иконоборчество (8-9 вв.);

3. поздневизантийский (11-15 вв.) – «центробежные политико-экономические тенденции» (З.Б.Удальцова); доминирование провинциальных центров; стабилизация художественного канона.

Социально-исторические детерминанты художественной культуры Византии(М.С.Каган):

· основы византийской экономической и государственной жизни преемственны по отношению к Римской империи; главная хозяйственная ячейка – сельская община свободных земледельцев, виноградарей и скотоводов; усиление роли государственной земельной собственности и государственных форм эксплуатации; сохранение рабства (до 12 в.);

· активное существование античной традиции; наличие торгово-ремесленных центров, которые сложились ещё в период эллинизма; Константинополь – крупнейший центр, равного которому нет в Европе, «второй Рим»; его централизующая роль в формировании художественной культуры;

· государственная власть василевса и совершенство административно-бюрократического аппарата, превращающие Византию в «оазис порядка» (С.С.Аверинцев);

· своеобразие классовой структуры византийского общества: многосоставность и нестабильность класса земледельцев-крестьян, отсюда – отсутствие единства народного творчества; незначительная роль и тяготение к правящим верхам торгово-ремесленного класса; малочисленность военно-рыцарской социальной группы; нестабильность и отсутствие элитарной замкнутости господствующих классов; таким образом, нечёткость социального деления Византии предопределила относительную монолитность её художественной культуры (М.С.Каган);

· важнейшая роль христианской церкви:в 313 г. христианство принято как государственная религия; православие (разделение произошло в 11 в.) не оспаривало политического приоритета у государственной власти и «довольствовалось» (М.С.Каган) властью духовной; власть церкви символизировалась пустующим троном Христа, который стоял рядом с троном василевса во время пышных дворцовых церемоний (Е.А.Острогорский).

Возникновение византинизма (политическая анимичность основных классов и сословных групп, сильная государственная власть, медленный процесс феодализации) и превращение византийской культуры в стройную и целостную систему мировоззрения.

Мироощущение «ромея»: власть как рок.

Синтез античной эллинистической философии, христианского религиозного учения и религиозно-мистических ближневосточных идей.

Значительная рольсветского искусства, его восточная торжественность и зрелищность (придворные церемонии, пиры, охота, игры на ипподроме). Общенародные праздники: церковные календарные праздники и языческие календы, брумалии, русалии.

Искусство бродячих мимов, акробатов, дрессировщиков, певцов.

Византийская картина мира: «тотальная» символичность византийской модели мира: весь мир как образ Бога; Бог – центральная категория византийской философии, недостижимая цель познания; иерархическая лестница «совершенств» (космос, природа, живые и неживые создания); морфологическая иерархия.

Космогоническая символика храма и каноническое размещение изображений:

· в верхнем регистре храмового интерьера – силы, несущие божественный свет (Христос-Пантократор, «силы небесные», «столпы мира» - пороки, евангелисты, апостолы); в верхней части апсиды – Богоматерь-Оранта – символ «предстояния» земной церкви;

· в среднем регистре, на стенах, – праздники (Благовещение, Рождество, Сошествие во ад» и др.) и сцены из земной жизни Христа;

· в нижнем регистре – канонизированные святые.

Микрокосм праздничного театрализованного богослужебного действа: монументальный синтез искусства; гностический смысл изображений (архитектура – пространственное обрамление ансамбля, соединяющее его с миром земной природы; икона – «фрагмент» священной истории; фрески – «иллюстрация» истории мира); сакральная символика цвета и света.

Особая рольслова(Логос – божественная истина): не только звуковая сущность, но и зрительный образ (Д.С.Лихачёв); размещение слов в пространстве иконы, фрески (надписи и тексты на свитках, в книгах, в клеймах); значимость слов в песнопениях (молитвы, акафисты, гимны, каноны); освобождение литературы от утилитарных задач и соотнесение её с судьбами всего мира и отдельного человека.

Основные категории византийской эстетики и художественной культуры: слово, свет, символ, образ.

Византийский канон – система правил и норм философски-художественного мышления и творчества, «количественно-структурная модель художественного произведения», «образец и критерий положительной оценки» (А.Ф. Лосев); символико-ассоциативное выражение первообраза и повторяемость архетипов; работа «по образцам»; принцип надындивидуального творчества; художник как посредник; система ремесленно-технических приёмов творчества (ритуал приготовления материалов, психологическая подготовка мастера к творческому акту – молитва, пост, изучение подлинников, беседы с духовником); возможность движения художественной системы и изменения канона (В.В. Бычков).

Взаимоотношения византийского стиля с местными культурами. Византийская культура как «мощный и плодотворный толчок для развития национально-своеобразной и типологически близкой художественной культуры Руси» (М.С. Каган).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.