КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Художественной культуры. Материальные и производственные условия формирования
Материальные и производственные условия формирования Структура средневековой культуры Гетерогенность – выражение типологической общности региональных и национальных модификаций средневекового типа культуры. Специфичность принципов самоорганизации средневекового общества. Четырёхчленность структуры средневековой культуры (М.С.Каган): народная культура (фольклор); религиозная культура; светская аристократическая культура; светская городская культура (бюргерская). Проблема бюргерства в истории культурологической мысли (А.Я. Гуревич, А.И. Клибанов, Б.Н. Миронов). Четыре видовые разновидности человека, характерные для средневековой культуры (М.С. Каган): Homo Dei (человек Божий); Homo faber (человек работающий); Homo naturalis (человек природный); Homo ordinalis (человек сословный). Диалектическая связь этнонационального, структурного и исторического в типологической «конструкции» средневековой культуры. Индивидуальность каждого из четырёх «элементов» средневековой культуры и, одновременно, их общиеи устойчивые сущностные качества.
Земледельческий труд – основа средневекового общества. Межрегиональный характер земледельческого типа культуры. Превосходство земледелия над кочевым скотоводством. Земледелие – системообразующая сила средневековой культуры. Сходство исторического пути Запада и Востока – единый традиционно-канонический тип культуры феодального земледельческого общества (М.С.Каган). Относительная культурная цельности Запада (Г.С.Померанц). Картина региональных различий и типологического сходства модификаций средневековой культуры (С.С.Аверинцев, В.С.Библер, Т.П.Григорьева, О.Сулейменов). Форма «работающего собственника» (К.Маркс): осуществление производственной деятельности самостоятельными индивидуальными усилиями крестьянина. Амбивалентность жизненного состояния средневекового крестьянина (М.Блок): · размеренность и однообразие тревожного ожидания; · тревожное ожидание и экзальтация. Самообеспечивающий характер труда крестьянина. Предметный мир крестьянина как «неорганическая природа его субъективности» (К. Маркс), «продолжение его самого: его тела, духовных потенций, родовой памяти» (Г.Ф.Сунягин). Формирование особых интимно-эмоциональных, интимно-ценностных отношений между средневековым человеком и окружающими его животными, домашними вещами, орудиями. Предметный мир как носитель духовного содержания. Сращение личного (его доминанты) и вещественного как исходное и перспективное качество средневекового общества. Повышение роли пространственных отношений между предметами. Пространство как «ценностно перенасыщенная и неоднородная среда, в которой верх и низ, близкое и далёкое, левое и правое существенно различны и переживаются принципиально по-разному» (Г.Ф.Сунягин). Деятельность господствующих слоёв средневекового общества – присвоение и потребление материальных благ. Материальные блага как удовлетворение социальных амбиций. Высокий статус награбленного. Доминанта внешне явленного богатства. Роль монастырей в развитии производственно-практической деятельности: внедрение передовых способов земледелия, развитие ремёсел. Возникновение свободных городов и формирование нового этапа в развитии производственно-практических отношений: развитие массовых форм обмена, актуализация ценностно-знаковой и функционально-количественной стороны вещей. Становление объективного характера отношений между вещами. Возрастающая роль денег. Освоение механических процессов (совершенствование строительной техники, сооружение и использование водяных и ветряных мельниц с универсальным приводом). Постепенная десакрализация предметного мира.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |