Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнерусская музыка




Древнейшие сведения о музыкальном быте восточных славян. Славянская песенность – один из самых могучих и древних истоков музыкальной культуры средневековья. Своеобразие славянского склада: неторопливое величие и простота, широкая мелодическая распевность, «долгое дыхание», строгий мелодический контур, «плагальность» оборотов, «скромность» мелодического узора. Роль музыки в славянских обрядах (пляска, «гудьба», плачи, причитания, хороводы и т.п.). Привилегированное положение славянских музыкантов.

Славянские гусли: один из самых распространённых и любимых инструментов Руси; разновидности гуслей (крыловидные, прозванные звончатыми и яровчатыми, они были распространены в народном быту; шлемовидные – гусли-псалтырь, инструмент профессиональных музыкантов – скоморохов).

Музыка Киевской Руси. Первые рукописные певческие книги. Одноголосный склад пения. Знаменное (крюковое) пение. Различные виды светского музицирования. Древнейшие виды народного творчества. Песенный фольклор (календарно-обрядовый и семейно-бытовой). Колядки, веснянки и другие жанры. Жанр причети (надгробная, свадебная). Формульность мелодической структуры.

Лирические песни. Тип «протяжной» русской песни.

Жанры эпического фольклора. Былины (старины). Музыкальная формула былины. Соответствие краткого напева периоду словесной речи. «Северная» и «южная» традиции в исполнении былин.

Инструментальная музыка. Древний музыкальный инструментарий: трубы, гусли, сопели, бубны, гудок, рожок, свирель, цевница (флейта Пана, кувиклы), козица (волынка), тимпаны.

Скоморохи и скоморошество. Скоморохи: профессиональные музыканты, странствующие актёры-потешники, разносторонние умельцы, играли на многих инструментах (гуслях, трубах, дудках, гудках, скрипках, бубнах, домрах), певцы и сказители эпических произведений, актёры комического жанра, плясуны, акробаты, фокусники, жонглёры, дрессировщики животных, кукольники (Т.В.Попова). В народе скоморохи назывались: глумец, игрец и др. Группы скоморохов назывались артелями и ватагами (иногда – 70-100 человек). Один из крупных центров скоморошьей культуры – Новгород. Как носители народной смеховой культуры скоморохи противостояли официальной культуре и церкви. Одна их характерных черт их творчества – сатирическая направленность. Скоморохи оказали огромное влияние на дальнейшее музыкальное и театральное искусство (театр Петрушки, присловья балаганных актёров, искусство придворных шутов). Наиболее распространенным является жанр скоморошьих былин («скоморошина»).

Княжеские «потехи». Искусство княжеских певцов. Жанр «славы». Легендарный Баян (Боян).

Колокола и колокольные звоны.

Колокольные звон – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется для призыва христиан к богослужению и «для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан» (Н.И.Басов). При церквах колокола употребляются на Западе с 8 в. (по другим данным – с 4 в.). До этого применялись била или клепала. В церковном обиходе колокола назывались кампаны (от римской провинции Кампании, где их в первый раз отлили из меди) и тяжкая (от греч. сильный звук большого колокола).

По употреблению колокола делятся на праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, зазвонный, малые. По происхождению, т.е. на какие средства построены, – царский, боярский, слободской и др.

Колокола размещаются на крыше храма, в башне одного из куполов, но чаще всего – на колокольне, которая делается выше храма, чтобы звук колокола доносился дальше.

Колокольные звоны бывают четырёх родов:

1. благовест – мерные удары в какой-нибудь один колокол; обычно служит призывом к богослужению;

2. перезвон – удары во все колокола по очереди; употребляется перед водосвятными молебнами, литургией и др.;

3. собственно колокольный звон – одновременно ударяют в два или более колокола;

4. трезвон – звонят в несколько колоколов или во все колокола (во все тяжкие), в три приёма (три звона).

В католических и протестантских церквах колокольный звон производится раскачиванием самих колоколов, а в православных – раскачиванием языка. Звонари-виртуозы доводят колокольный звон до степени музыкальных мелодий, которые иногда исполняются по нотам.

До 14 в. на Руси был распространён «очепный» способ звона (т.е. по западному образцу), с сер. 17 в. – язычный. Примерно с 14 в. В письменных источниках упоминаются имена русских литейщиков. Самым первым считается «мастер Бориска».

Опорой ритма и мелодики русского звона является речь, слово. В звонах сочетается семиотический ряд церковнославянского языка и ритмико-фразеологические свойства народной речи и плясовой музыки. Большие колокола способны издавать инфразвуки, не воспринимаемые слухом, но оказывающие эмоциональное воздействие.

Одни из самых известных – ростовские звоны. В Ростовском Кремле звонница Успенского собора имеет 15 колоколов (17 в.): самый низкий колокол (басовый) называется Сысой, весит 32 т, слышен на расстоянии 20 км; «Полиелейный», весит 16 т; «Лебедь», весит 8 т. Эти три колокола звучат домажорным трезвучием.

Церковное певческое искусство. Традиции и формы культового византийского пения. Принцип хорового одноголосия без инструментального сопровождения. Роман Сладкопевец – основоположник византийской гимнографии, создатель формы кондака. Андрей Критский. Форма канона. Жанр стихиры. Понятие «глас»: совокупность певческих формул-попевок. Проблема возникновения славянской музыкальной письменности. Характерные черты древнерусского певческого искусства: плавность, ровность мелодии, «связный стиль» (К.Хёг).

Кондакарное пение: торжественность, пышность, мелизматика, сложность мелодического рисунка, длинные внутрислоговые распевы. Постепенное подчинение «божественных слов» мелодическому началу.

Реформа знаменитой нотации (1-ая пол. 17 в.). Пятилинейная нотация. Понятие погласицы. «Болгарский» и «греческий» распевы. Освоение музыкальной культуры Европы. Проникновение многоголосия в русское церковное пение. Партесное пение. Основы партесного многоголосия. «Идея грамматики мусикийской» Николая Дилецкого.

Зарождение восточнославянского барокко и его возрожденческая функция. Партесные концертные композиции. Жанр хорового концерта. «Воскресный канон» – энциклопедия приёмов партесного многоголосия (Ю. Келдыш). Концерты Василия Титова.

Духовные песни. Стихи «покаянные», «умилительные», «слёзные» – «интимная лирика на почве церковной традиции» (В.Н. Перетц). Музыкальная стилистика покаянных стихов: знаменный распев, элементы народной песни и светской бытовой музыки. Новый тип многоголосной бытовой песни – псальма. Отказ от знаменного распева.

«Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого и Василия Титова (лёгкость, концертность музыки). Появление первых записей песен. Проникновение в быт просвещённого дворянства европейских форм музицирования. Смена инструментария, распространение скрипки, клавесина, клавикорда. «Западный» репертуар. «Органные потехи».

Открытие первого в России придворного театра (1672 г.). Развитие театрализованных церковных действ типа литургических драм («Пещное действо»). Создание школьных театров. Жанр театрализованной пасторали (Симеон Полоцкий «Беседы пастуские»).

Березовский Максим Сазонтович (1745-1777): композитор православной церковной музыки. Представитель нового направления в партесном пении. Отличительные черты произведений: большая свобода в голосоведении, тщательная отделка деталей, сочетание простоты и изящества, отсутствие внешнего блеска, большая глубина, стремление к большой согласованности музыки и текста.

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825): знаменитый русский композитор, первый директор придворной певческой капеллы. В сочинениях, как полагали многие музыканты, часто жертвовал красотой чисто музыкальной для выражения религиозного содержания.

 

Глава 3. Типологическая характеристика художественной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.