Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иконография Иисуса Христа




Иконографический канон. Сформировался в Византии, стал основой изображения персонажей священной истории в европейском искусстве.

В иконописном изображении сознательно нарушаются пропорции человеческого тела: фигуры становятся выше, тоньше; плечи – уже, пальцы рук и овал лица удлиняются; лоб пишется высоким, нос – с горбинкой, рот – маленьким, глаза – большими, миндалевидными; взгляд – строгим и отрешённым; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Линейная (прямая) перспектива заменяется обратной перспективой Палитра цветов строго символична: золотой – Божественный свет, белый выражает чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зелёный – юность и бодрость, красный – знак императорского сана, цвет багряницы, крови Христа и мучеников.

То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери (мафорий) писали вишнёвым, синим или лиловым, платье богоматери – синим. У Христа плащ (гиматий) – синий, а рубаха-хитон – вишнёвая.
Церковь «художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев» (П.Флоренский).

Спас Нерукотворный – самое древнее из канонических изображений. По легенде первый образ Христа чудесным образом отпечатался на плате (убрусе), который Христос поднёс к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, по преданию, создателем первой иконы был сам Христос. До 944 г Святой Плат хранился в Эдессе, затем был перенесен в Константинополь. Таким образом, все Спасы Нерукотворные пишутся с «подлинного оригинала». Христос изображается с длинными тёмными волосами, разделёнными прямым пробором, с короткой бородой. Волосы и бороду Христа принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами (спас «Мокрая борода», «омоченные власы», описанные Н.Лесковым в рассказе «Запечатленный ангел»).

Добрый Пастырь – первые изображения относятся к 3 в. Первоначально, почти до кон. 4 в., – молодой безбородый римлянин, с короткими волосами, в короткой, дважды подпоясанной тунике без рукавов, с обнажённым правым плечом, в сандалиях, с посохом, с флейтой или свирелью, с сосудом для молока, иногда – с овцой на плечах; позже – традиционный тип Спасителя: строгое и выразительное лицо, слегка раздвоенная бородка, длинные, ниспадающие на плечи волосы. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречаются редко.

Христос Эммануил (С нами Бог) – изображение Христа в младенчестве. Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает, что пришел именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки.

Христос Пантократор (Вседержатель) – серьёзный, суровый создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес. Согласно канону в левой руке Христа – закрытое Евангелие, а указательный и средний пальцы правой руки сложены вместе и подняты вверх. Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображается синей, а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа.

Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима, Верховного священника Церкви и Вседержателя на Страшном суде. Спас на престоле – одновременно грозный судия и избавитель бессмертных праведных душ. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке (открытое Евангелие – символ Страшного суда). Одежда алая или сверкающая золотом, часто украшена крестами. На голове иногда изображают корону (митру). Фон иконы (свет), как правило, золотой.

Спас в Силах – особый вид Спаса на Престоле. Наиболее распространён в русской иконописи. Христос в окружении ангелов сидит на троне. На заднем плане обычно изображаются наложенные друг на друга ромб или четырехугольник насыщенного красного цвета (символы славы) и сине-зелёный или чёрный овал.

Спас Ярое Око – оплечное изображение Христа со скорбным тёмным ликом и яростными глазами. Наиболее распространён в русской иконописи периода Золотой Орды.

Христос-Страстотерпец – изображение страстей (страданий) и мук Христа, призванное напомнить, как сильно он любил и как сильно страдал.

Канонические композиции с образом Христа: Въезд в Иерусалим, Преображение, Тайная вечеря, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Воскресение и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.