Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыцарская культура




Изображения Богоматери.

Как правило, это молодая женщина с широким покрывалом на голове, ниспадающим на плечи и грудь густыми складками, с обнажённым младенцем на руках.

Несмотря на огромное разнообразие «личных» имён, которые носят иконы Богоматери, существует только три основных канонических изображения, в рамках которых возможны некоторые вариации:

1. Богоматерь Оранта (Молящаяся) – изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты; обращение к Богу за милостью для людей). Этот чин имеет две разновидности:

· Великая Панагия (Всесвятая) – изображениев полный рост, на груди Богоматери в «круге славы» Христос; чаще всего изображалась в апсиде храма;

· Богоматерь Знамение – поясное изображение Богоматери с распростёртыми к небу руками и с младенцем Иисусом, который правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток как знак спасительного учения. Впервые так была названа Новгородская икона, при появлении которой на городской стене обратились в бегство войска Андрея Боголюбского, осаждающие Новгород (1170 г.);

2. Богоматерь Елеус (Умиление) – поясное изображение Богородицы с прильнувшей к её щеке Христом.

3. Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) – поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая его благословляет. В руке Христа, как правило, свиток.

Рельефы на саркофагах. Украшения саркофагов орнаментами в виде волнообразных линий (strigiles) с доской, на которой посередине было написано имя покойного. Позже вместо доски появляется медальон, который держат два гения, и бюстовые изображения покойного (imago clypeata), переданные всегда с портретным сходством.

Латеранский музей в Риме – одна из богатейших в мире коллекций саркофагов.

Истоки светской аристократической культуры. Обитатели замков и дворцов и их мирская ориентация.

Конец 11-12 вв. – золотой век рыцарства, время первых крестовых походов. Неоднородность дворянства. Идеализирующая интерпретация действительности и нормативная тенденциозность. Тенденция «облагородить сословие» (В.А.Дынник). Понятие благородства – комплекса особых форм деятельности, поведения, духовных качеств. Нравственное совершенство как способ идеологического самоутверждения. Ритуал посвящения.

Восьмиконечный рыцарский крест – гербовый символ рыцарских орденов и рыцарский кодекс:

1)древность и благородство рода и военные подвиги;

2)сила и храбрость;

3)забота о славе, гордость (крестовые походы, странствующие рыцари); 4)верность (культура обетов);

5)внешняя красота (атлетическое сложение, регламентированность и символика костюма);

6)щедрость (культура даров);

7)благородство (великодушие в бою, благородное оружие);

8)культура любви (образ Прекрасной Дамы, модель куртуазной любви: любовь к замужней женщине, девиз «сражаться и любить», проверка верности в долгой разлуке, победы в турнирах, красноречие).

Военные системы раннего Средневековья, особенности рыцарской военной организации. Война и игра. Война как образ жизни, тип сознания и «ценностный смысл бытия» (М.С.Каган).

«Куртуазный (от франц. изысканно вежливый; любезный, галантный, учтивый) универсум». Этикетность как жизненный принцип и игра. Этикет как нивелировка личностных качеств.

Понятие «героической лени» (К.Маркс). Роскошь как центральный общекультурный символ и эмблема власти. Роскошь как стилевая черта. Поэтика возвышенного и героического. Формирование куртуазного стиля: богатая орнаментика, яркость колорита, пышная декоративность, мажорность церемониальной музыки, театральность поз и жестов, замедленная ритмика, патетический слог, демонстративная и акцентированная символика, манерность.

Гедонистическая направленность светского искусства. Доминирование декоративных форм. Эстетизация быта.

Развитие художественного ремесла (одежда, утварь, оружие). Особая востребованность ювелирного искусства. Культура и поэтика турниров. Полисемантика искусства танца. Формирование отношения к стилю как мастерству. Закат рыцарства в период Столетней войны (2-ая пол. 11 – 1-ая пол. 15 вв.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.