Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертиза по следам транспорта




Работа со следами транспорта.

Виды следов транспорта и их криминалистическое значение.

СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

Криминалистическая экспертиза по следам орудий и инструментов

Этой экспертизой могут быть разрешены следующие вопросы.

1. Каким способом совершен взлом?

2. Какие орудия и инструменты использовались для взлома?

3. С какой стороны производился взлом преграды?

4. Каково минимальное время, необходимое для совершения взлома?

5. Имеет ли профессиональные навыки в использовании инструмента лицо, совершившее взлом?

6. Не представленными ли орудиями совершен взлом?

7. Не оставлены ли следы взлома, обнаруженные на разных местах происшествий, одним и тем же орудием и т.д.?

На экспертизу чаще всего поступают следующие объекты;

1) орудия взлома, имеющие геометрически определенные, жесткие, контактирующие с преградой рабочие поверхности;

2) следы орудий взлома в виде следов давления, скольжения (трения), резания, излома.

 

Понятие следов транспорта, из виды, классификация и механизм образования

Следы транспортных средств – это следы контактного воздействия их ходовой и неходовой частей, образовавшихся при движении или стоянии, а также следы на предметах, отделившихся от той или иной части транспортного средства.

Внешнее строение этих следов определяется характером внешнего строения следообразующего объекта – шины, колеса, гусеницы, полозьев. Наиболее часто объектом криминалистических исследований становятся следы шин – резинотканевой оболочки, укрепленной на ободе колеса, используемой для уменьшения динамической нагрузки на колеса и обеспечения необходимого сцепления колес с поверхностью дороги. Следы пневматических шин автотранспортных средств (АТС) можно условно классифицировать по следующим показателям.

По виду транспортного средства, оставившего след:

– грузовые автомобили;

– легковые автомобили;

– сельхозмашины;

– строительно-дорожные машины;

– мотоциклы;

– мотоколяски;

– мотороллеры;

– мопеды;

– велосипеды.

По механизму образования:

– следы качения;

– следы скольжения; По механизму формирования следов:

– объемные;

– поверхностные;

– комбинированные.

По виду следообразующей поверхности:

– следы беговой дорожки;

– следы боковины протектора.

Наибольшее трасологическое значение имеет образующая большинство следов шин беговая дорожка протектора (от лат. прикрывающий, защищающий), т.е. часть утолщенного слоя резины, покрывающая беговую часть шины и непосредственно соприкасающаяся с поверхностью дороги, имеющая рельефный рисунок, обеспечивающий сцепление шины с дорогой. В строении рисунка протектора различают следующие элементы:

– узкие продольные канавки в виде прямых или ломаных линий;

– широкие глубокие канавки, поперечные или расположенные под углом к экватору шины либо к продольной оси следа;

– щелевидные поперечные канавки шириной 0,5 – 2 мм;

– выступы, изолированные в виде ромбов, прямоугольников и иных фигур; в шинах повышенной проходимости они очень массивны, редко расположены (так называемые грунтозацепы);

– выступы продольные (ребра) в виде прямых или зигзагообразных полос.

К признакам, характеризующим модель шины, относятся ширина профиля шины, посадочный диаметр, строение рисунка протектора и размеры отдельных его элементов. Указанные признаки сравниваются со справочными данными, заводскими каталогами и чертежами, натурными образцами шин. Причем наружный диаметр шины вычисляется по длине её окружности, определить которую можно, измерив расстояние на следе протектора между дважды повторившимися в следе отображениями элементов беговой дорожки шины (по формуле: d = L 1 П).

Что касается профиля шины, то измерить его можно лишь в объемном следе. При этом следует учитывать, что он, как, впрочем, и длина окружности, может варьироваться в зависимости от веса машины (груза), состояния дорожного покрытия и внутреннего давления в шине.

При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних, в силу чего в следах достаточно четко отображаются лишь признаки задних колес, в частности таких, как количество колес на оси, ширина колес, вид и марка шины (ее размер и рисунок протектора). Кроме того, по следам передних колес можно определить и такой параметр машины, как ширина колеи, т.е. расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колес или между средними линиями промежутков сдвоенных колес, расположенных на одной оси.

Другим важным параметром, характеризующим конкретный автомобиль, является его база – расстояние между передней и задней осями (у двухосного автомобиля) или между передней и средней (средней и задней) осями у трехосного. База автомобиля измеряется по следам разворота.

Количество колес у автомобилей может быть различным: на передней оси всегда два колеса; на задней оси – два или четыре.

Таким образом, когда обнаружены следы колес транспортного средства, по которым можно определить размерные параметры его ходовой части (ширину колеи, базу, количество колес), то можно установить с помощью справочных материалов конкретную модель или несколько близких по параметрам моделей транспортных средств.

Направление движения транспортного средства можно определить по следующим следам, оставшимся на дороге:

– по каплям масла;

– по переломанной палке;

– по следам брызг жидкости, через которую проехала автомашина;

– по следам пыли;

– по примятой траве;

– по камням, вдавленным в грунт при переезде их колесом;

– по следам переезда через пятно масла (ГСМ) по интенсивности убывания пятна;

– по пологим сторонам «ступенек», образующихся в следах колес на рыхлом грунте при движении транспорта;

– по следу торможения;

– по дугообразным бороздкам и валикам, образующихся в объемном следе на его стенках при движении автомашины по вязкой глине, влажном снегу и т.п.;

– по расположению в следе рисунка протектора повышенной проходимости;

– по углам схождения и расхождения колес на повороте, угол схождения меньше угла расхождения.

На местности радиус поворота определяется методом трассировки. При определении радиуса поворота он может измеряться по повороту самой дороги (правая, левая проезжая часть, осевая линия) или по беговым дорожкам следов пневматических шин.

При определении радиуса поворота по наружной беговой дорожке – от полученных данных отнимается 1/2 ширины колеи; если радиус поворота определяется по внутренней дорожке – прибавляется 1/2 ширины колеи.

Таким образом, следы транспортных средств - это материально-фиксированные отображения отдельных частей транспорта, по которым можно выяснить ряд обстоятельств расследуемого дела, относящихся как к самому транспорту, так и к особенностям его использования.

Встречаются следы колесного транспорта, гусеничного и санного.

Следы колесного транспорта по механизму образования относятся к следам качения. В зависимости от свойств воспринимающей поверхности (Грунтовая дорога, дорога с искусственным покрытием) они могут быть объемными и поверхностными.

Объемные образуются за счет деформации мягкого грунта и отображают рельеф поверхности колес.

Колеса транспортных средств при торможении образую динамические следы.

Следы транспортных средств изучаются для:

- установления групповой принадлежности трансп. средства (ТС);

- индивидуальной идентификации ТС;

- установления обстоятельств использования транспорта: направления движения, мест остановок, торможений и др.

Механизм образования следов ТС имеет особенности.

Число и расположение оставляемых следов обычно не соответствует количеству осей и колес (при прямолинейном движении задние колеса частично или полностью перекрывают следы передних).

Существует классификация следов транспорта по видам в зависимости от:

1. Особенностей следообразования;

2. Особенностей взаиморасположения.

По объекту следообразования:

1. Следы пневматических шин.

2. Следы колес без пневматических шин.

3. Следы траков.

4. Следы саней, лыж, волокуш.

По условиям следообразования:

1. Объемные следы (вдавленные следы; следы отслоения)

2. поверхностные следы - следы наслоения,

- следы отслоения (отлипания).

По механизму следообразования:

1. Статические следы

- следы качения,

- следы стоянки,

- следы давления траков.

2. Динамические следы

- следы торможения,

- следы скольжения,

- следы волочения,

- следы юза, заноса.

В зависимости от особенностей взаиморасположения следы подразделяются на виды:

1. Следы-колея

- следы прямолинейного движения,

- следы поворота,

- следы разворота,

- следы стоянки.

2. Отдельный след:

- след одинарного колеса,

- след спаренного колеса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.