КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурные элементы драматургии номера
Простое сложение выразительных средств разных жанров совсем не обязательно делает номер ярче. Поэтому один из основных принципов структурной организации драматургии номера состоит в том, что ее создание вне четкой жанровой доминанты невозможно. Как бы блистательно ни танцевали, к примеру, Л. Вайкуле и В. Леонтьев — они работают в вокально-эстрадном жанре, а не в танцевальном. Сколько бы ни добавлял в свои номера элементов оригинального жанра А. Райкин — он артист речевого жанра (А. Райкин пользовался, например, приемами фокусников, доставая шарики изо рта; довольно часто, особенно в раннем периоде творчества, прибегал к пантомиме; он также и пел). В 1923 году Н. Фореггер поставил для С. Вавицкой и Ю. Гольцева знаменитый «Танец проститутки и апаша», где исполнительница не только танцевала, но и пела куплеты. Однако выдающийся режиссер-балетмейстер точно определил, что пение является вспомогательным выразительным средством, а танец — основным. Понятие синтетического эстрадного номера весьма верно, однако в его определении нужно подчеркнуть существенную особенность. Актеры, стремясь усилить палитру выразительности, наращивают свой профессиональный арсенал, и то, что такого актера называют синтетическим эстрадным актером, — вполне правомерно, хотя и не со- Стр. 116 всем точно (искусство актера синтетично по своей природе). Однако то, что это определение механически переносится на номер, исполняемый актером, представляется не совсем верным. Если в создании номера четко не разделяются главное и второстепенные выразительные средства, это ведет к рыхлости формы. Нельзя также забывать о сложившихся традициях художественного восприятия зрителей. 1. Райкин А. Воспоминания. С. 306. 2. Дмитриев Ю. Номер // Эстрада России. XX век. С. 452. 3. Дмитриев Ю. Искусство советской эстрады. М., 1962. С. 18. 4. Воскресенский Сер. Эстрадные жанры // Под ред. Р. Пикеля. М., 1930. С. 12. 5. Шароев И. Многоликая эстрада. М., 1995. С. 111. 6. См.: Хрусталев М. Эстрадный танец // Театр. 1964. № 9. С. 57. 7. Маркова Е. Марсель Марсо. СПб., 1996. С. 36-37. 8. Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. С. 39. 9. См.: Штокбант И. Эстрадный номер // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе. С. 70. 10. Клитин С. Эстрада. Проблема теории, истории и методики. С. 60. 11. Русская советская эстрада. 1917-1929. М., 1976. С. 18-19. 12. См.: Воскресенский Сер. Эстрадные жанры. С. 20. 13. Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М., 1982. С. 43-44. 14. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. С. 7. 15. Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 т. Л., 1980. Т. 1. С. 173. 16. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С. 424. 17. Тюлин Ю. и коллектив авторов. Музыкальная'форма. М., 1974. С. 13-14. 18. Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 19. ГЛАВА 7
ПОНЯТИЕ «ПРЕДЕЛ ЖАНРА». - ТЕМАТИЧЕСКИ-ОБРАЗНАЯ СТРУКТУРА НОМЕРА. - АКТУАЛЬНОСТЬ ДРАМАТУРГИИ НОМЕРА. - ЛЕГКОСТЬ ФОРМЫ И ГЛУБИНА ТЕМЫ. - СЮЖЕТ И ФАБУЛА НОМЕРА. - ОРГАНИКА СОЕДИНЕНИЯ УСЛОВНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ДРАМАТУРГИИ НОМЕРА. - СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТА В ЭСТРАДНОМ НОМЕРЕ; ДВА ТИПА КОНФЛИКТА. - «ЛИНИЯ СЮЖЕТА» И «ЛИНИЯ ТРЮКА». - СТРУКТУРА СОБЫТИЯ В ДРАМАТУРГИИ НОМЕРА. -ДЕЙСТВИЕ В ЭСТРАДНОМ НОМЕРЕ И СПЕЦИФИКА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ В СЦЕНАРИИ. - ФИНАЛ И ФАЛЫП-ФИНАЛ НОМЕРА.. Тематика драматургической основы любого зрелищного искусства является одним из системообразующих элементов. Идея, пафос, сверхзадача номера раскрываются эстрадным драматургом на основе развития темы номера. Еще до начала работы над текстом, сценарием существует важный подготовительный этап — выбор темы. И на этой стадии драматург руководствуется определенными принципами, которые обусловливаются и спецификой художественной структуры эстрадного номера, и традициями самого эстрадного искусства. Среди практиков эстрады существует термин «предел жанра». Это своего рода пределы эстрадных возможностей, границы жанра, диктующие масштаб творческой задачи в каждой работе на эстраде. Например, какие темы имеют право существовать на сцене варьете? Каким образом эта форма эстрадного зрелища может отразить тот или иной замысел? Подвластна ли любая тема жанру пародии, или есть границы — идейные, морально-нравственные, вкусовые, и т. д.? Не всякому эстрадному жанру подвластна любая тема. Специфика того или иного жанра диктует степень серьезности и глубины темы: достаточно сопоставить, например, миниатюру Стр. 118 М. Жванецкого «Собрание на ликероводочном заводе» и философскую пантомиму М. Марсо «Юность, Зрелость, Старость, Смерть».
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |