КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В практике эстрадного искусства под жанром прежде всего подразумевают объединение номеров по признаку общности выразительных средств
Практика показывает, что чем неожиданнее такие синтетические образования, когда в номере, с одной стороны, доминирует какой-то один вид искусства, а с другой — используется и еще один (а то и два!), — тем порой интереснее становится номер. Таков, например, музыкальный фельетон. Музыкальная эксцентрика основана на трех видовых «китах» — театре, цирке и музыке. Как известно, в искусствознании вообще жанр обобщает родственные признаки, свойственные определенным группам произведений искусства. Трудно не согласиться с образным определением Г. Товстоногова: «Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр»15. Стр.113 Но в каждом виде искусства система жанров своеобразна. В отношении эстрады надо добавить: многообразна, как, вероятно, пи в каком другом виде искусства. «Жанр есть общая категория морфологии искусства, и его многозначность и многоплановость глубоко закономерны, так как порождены многогранностью структуры искусства. Каждый вид искусства, — отмечает М. Каган, — имеет собственный „набор" жанров, в котором рядом с жанрами для целого семейства искусств, находятся жанры, специфические только для того или иного вида»'в. На эстраде термин «жанр» трактуется неоднозначно, так как в нем заложена органичная двойственность, сочетающая авторский жанр драматургии эстрадного произведения и выразительные средства, посредством которых создается художественный образ. Драматургически эстрадные номера подразделяются на определенные группы по общности их эмоционально-смысловой структуры: комедийный номер, лирико-драматический номер, и т. д. В намеренно упрощенном смысле можно определить так: на какой тип эмоциональной реакции публики рассчитан номер? Другое значение понятия «жанр» на эстраде определяют выразительные средства, посредством которых создается художественный образ (вокал, слово, фокусы, танец и т. д.). На первый взгляд, это второе значение кажется формальным. Однако оно неразрывно связано с первым. И, что самое важное, подобное положение необходимо учитывать при создании драматургии номера. Неоднозначность понимания термина «жанр» характерна и для некоторых других видов искусств, так что эстрада здесь не является исключением. Так, в музыковедении «понятие жанра приобретает два смысловых оттенка: с ориентировкой на внутренние признаки, то есть на непосредственную характеристику музыкального содержания, и на внешние признаки»17. Подобный же двоякий смысл понятие жанра имеет и в живописи. С одной стороны, -станковая живопись, акварельная, пастель — то есть характеристика жанра по внешнему признаку (средствам). С другой стороны, присутствуют такие характеристики: портретная, пейзажная, натюрморт и т. д.* * В живописи слово «жанр» также приобрело особое значение, как характеристика бытовой тематики, т. н. бытовой жанр. Стр.114 Так и на эстраде. Например, пантомима сама по себе считается эстрадным жанром. Но в то же время такой номер может быть решен и как драма, и как фарс... Таким образом, принято двоякое значение термина «жанр»: - объединение номеров по признаку выразительных средств, - объединение номеров по характеру их драматургической Выразительные средства эстрадного жанра являются как бы визитной карточкой номера. Но в любом из жанров можно выделить и его подвиды. На эстраде каждый жанр сам по себе достаточно многогранен, и часто это зависит не только от исторически сложившихся канонов, но и от индивидуальности исполнителя. Иногда яркая творческая индивидуальность артиста способна раздвинуть традиционные рамки жанра. «Эстрадное искусство, — писал Евг. Кузнецов, — объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств»18. Таким образом, систематика эстрадных жанров может дать лишь общее представление о структурных закономерностях их драматургии, далеко не исчерпываясь возможностями их традиционных выразительных средств. Основные разновидности эстрадных номеров подразделяются на: - речевой жанр*; — вокальный жанр; к. - оригинальный и эстрадно-цирковой жанры; * Довольно часто практики эстрады по отношению к словесному искусству употребляют термин «разговорный жанр», что следует признать не совсем верным. Термин «разговорный» определяет отличие чтецкого филармонического жанра (основой которого является организованный литературно и зафиксированный на бумаге текст) от речи именно разговаривающего с эстрады человека, как правило, включающего словесную импровизацию. Стр. 115 - инструментальный музыкальный жанр; - танцевальный жанр. Так сложилось, что названия этих жанров употребляют в единственном числе. Хотя правильнее — множественное число, потому что каждый из них подразделяется на множество более узких направлений (поджанров). Нередко в эстрадном номере используется комплекс выразительных средств, что позволяет отметить наличие более сложного синтеза искусств. Например, в музыкальном фельетоне актер может разговаривать, петь, играть на музыкальных инструментах, пользоваться пластическими трюками и элементами пантомимы. Скажем, один из оригинальных жанров соединяется с речевым, в других случаях -вокальный с танцевальным, и т. д. Таким образом, в этих комплексах всегда заметно главное, определяющее выразительное средство.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |