КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие вопросы драматургии эстрады
Одним из методов, успешно применяемых при подобных сценарных разработках, является метод использования разного рода ассоциаций, аналогий, трансформирования тех или иных сюжетных построений в нужном нам направлении. И тут дело упирается в первую очередь в «толщину культурного слоя» самих разработчиков, в багаж их знаний в области литературы, драматургии, театра, эстрады, кино. Но кроме того, что нужно что-то знать, помнить, понимать, — следует уметь этими знаниями манипулировать, развивать отдельные элементы, сочетать их друг с другом, конструировать... Приведем конкретные примеры. Одна из студенток 4 курса факультета режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ неожиданно заявила, что ей хотелось бы разработать сценарий детского спектакля, посвященного... СПИЧКАМ! Несколько неожиданно на первый взгляд, не правда ли? Но давайте попробуем вместе рассуждать, представить себе, что из этой предложенной темы можно получить... Первое. Задумаемся над судьбой одной, отдельно взятой спички. Над ее «биографией». Спички делают из дерева, а деревья растут в лесу... Значит, каждая Спичка может иметь какие-то воспоминанья о том, как высоко она была поднята в небо, какие орлы садились Стр. 329 на ту ветку, частью которой она была, какие дали ей открывались, какие молнии сверкали рядом с ней во время грозы, какие песни пели ей ветры... Это уже целый пласт, достойный разработки в стихах, тема для хореографической миниатюры, песни, музыкальной пьесы, сопровождаемой тем или иным зрительным рядом, вынесенным на экран, разумеется, если этот экран у нас есть... Но это — прошлое Спички. А будущее? Увы... Она должна сгореть. Грустно. Печально. Да что поделать... Но важно еще попять, во имя чего сгореть! И тут перед нами снова огромное и интереснейшее поле для разработок. Спичка может зажечь костер геологов в далекой тайге, в тот вечер когда они нашли крупнейшее месторождение золота, алмазов, нефти, газа... Спичка может зажечь свечу в храме. От неосторожного обращения со спичками может возникнуть пожар и сгореть полгорода... И снова у нас просматривается танец Огня. И забавные «противопожарные куплеты». И очень многое другое... Далее, спички у нас хранятся в спичечной коробке. Там их много. И там им тесно. Хорошая тема для начала представления: тридцать «сестер под одной крышкой», их разговоры, мечты, воспоминанья... Мы можем их перебирать, прислушиваться к их разговорам, спорам о том. что не хотелось бы просто «сгореть ни за что» в этой жизни... Но и это еще не все! Есть такой прибор, как Зажигалка. С одной стороны, это конкурентка. И потом, какая-то она... железная. И пахнет от нее иногда бензином, иногда газом... Нехорошо все это! С одной стороны. А с другой... Зажигалка сохраняет жизни сотням спичек! Значит. Зажигалка — друг?! В гости к Спичкам может зайти их дальний родственник Буратино. Его ж тоже когда-то из бревна вытесали, а вон теперь какая на него слава свалилась... Все действие может разворачиваться на протяжении одной ночи, с вечера до утра — затемнение, закат в самом начале программы, и звездочки, смотрящие в окно на ее протяжении, и рассвет, восход солнца, рождение нового дня... Достаточно интересно и с философской точки зрения, и с чисто постановочной... А еще мы можем, при желании, пошутить и поиграть с ассоциациями чисто лингвистического свойства, сопоставив слова СПИЧКА и СПИЧ (монолог). Так возникнет монолог на нужную нам тему, веселый, задорный и неожиданный, написанный в стихах или в прозе... Стр. 330 Неожиданная ассоциация может привести нас к мысли сделать «Елку для взрослых». С доброй и в меру ироничной улыбкой мы можем построить, используя этот драматургический ход, программу для взрослых, в стилистике известных новогодних представлений, со всеми их непременными атрибутами. К примеру, — с монологом Бабы-яги о том, как она в молодости была Снегурочкой, по потом жизнь сделала из нее злую Бабу-ягу... С Дедом Морозом, который никак не может уйти на пенсию, не успевает оформить ее за то время, пока он здесь находится... С Серым Волком, который успел «прихватизировать» лес и не дает никому ни одной елки... Серый — чего с него взять! Хотя серость еще не всегда синоним глупости, скорее — необразованности. Потому что «Зайчишка-зайка серенький» вполне симпатичный персонаж... Правда, бывает «во хмелю»... И это тоже своя, особая тема — «косой заяц», вполне подходящая для «елки для взрослых...». Подобный спектакль в свое время был поставлен в московском Театре эстрады и в одном из вариантов шел на Центральном телевидении... Примеров использования метода ассоциаций при сценарных разработках эстрадных представлений может быть приведено множество, важно понять саму логику поиска, и тогда нужная задача наверняка будет успешно решена... 1. Рубб А. Размышления о Нетрадиционном театре, или Нетрадиционный театр как он есть. М., 2004. С. 348. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В свое время А. А. Хазин, один из лучших юмористов страны, на Всесоюзном семинаре по эстрадной драматургии в Москве большинство своих лекций заканчивал словами: «А теперь я хотел бы все сказанное мной взять в большие скобки и приписать: „Это я так думаю". А вы можете поверить мне на слово, или придумать что-нибудь другое, более верное, более интересное или смешное...». Все, что отражено в этом учебнике, почерпнуто из практики создания самых различных эстрадных номеров и программ, шедших на публике на протяжении почти полувека в самых разных точках страны, от Калининграда на западе до Южно-Сахалинска на Востоке, и от Мурманска на Севере до Душанбе на Юге. Плюс Ленинград-Санкт-Петербург и, естественно, город Москва. И тем не менее жизнь идет вперед, она меняется на глазах, и вслед за ней меняется и эстрада, и ее зрители. Меняются волнующие их темы, запросы, требования. И невозможно не учитывать все это. Но дело не только в так называемом «человеческом факторе». Дело, в частности, еще и в технике, в объемах тех огромных дворцов спорта, которые появились в последние годы и которые диктуют свои условия. Практика создания эстрадных и шоу-программ в «Олимпийском комплексе» в Москве и в Ледовом дворце показывает следующее. Необходимость иметь в основании программы ту или иную мысль, тот или иной драматургический ход, логически выстраивать друг за другом те или иные номера, выступления солистов и коллективов, естественно, сохранилась. И никуда мы от этого не уйдем. К сожалению, уменьшилась роль СЛОВА, звучащего в этих огромных залах. И увеличилась роль чисто зрелищных и музыкальны! номеров. Стр. 332 Нет, сценарист и режиссер, создавая новую программу, конечно же, обращаются к публике с помощью тех или иных слов. Все исполняемые с эстрады песни тоже имеют те или иные слова. Хотя смысла в них порою не так и много, но — тем не менее. В этих программах все еще иногда выступают и артисты речевого жанра. В результате эффекта давления огромных размеров и кубатуры здания на психику восприятия зрителя приходится выстраивать всю программу, монтируя те или иные ЗРЕЛИЩНЫЕ номера, и еще думать о том, чтобы они были, возможно, более подвижными... Более того, и режиссеру, и сценаристу приходится думать о том, чтобы действие программы разворачивалось не только на самой сцене, но и в зале, в «воздухе», на ледовой площадке перед концертной эстрадой, в проходах, между колоннами, перекидывалось на экраны... Ведение таких программ осложняется особыми проблемами. Обычный, привычный в других условиях конферанс здесь практически неприемлем: будет намертво сбит темп, программа «провиснет», и «поднять» ее будет очень трудно. А вести большой тематический концерт в системе «нон-стоп», вываливая на зрителей номера один за другим, по самому смыслу того или иного представления бывает затруднительно. Любой номер, солист, коллектив и в этой программе, точно так же, как и в миниатюрном концертном зале, должен быть осмысленно и красиво подан публике, быть «к месту» и «ко времени». Реальный концерт это — не просмотр на художественном совете, где все равно, кто за кем, главное — чтобы поскорее... Наша сегодняшняя публика бывает строже и страшнее любого худсовета. Ее реакция — как приговор Верховного суда, окончательный и бесповоротный. Как прыжок с парашютом. Не удалась первая попытка — второй не будет. Это заставляет и режиссера-постановщика, и сценариста прибегать не только к логике построения программы, к ее содержанию, смысловым аспектам, — этого никто никогда не отменял. Тут приходится мыслить объемами, ритмами, красками, динамикой движения групп исполнителей, потоками света, звуковыми атаками. По сравнению с традиционной пишущей машинкой или клавиатурой компьютера, это — огромный орган с десятками клавиш, на которые надо умудриться нажать в такой последовательности и с такой силой, чтобы из хаоса звуков возникла симфония, а из толпы стоящих за кулисами исполнителей — красочная динамичная картина... Стр. 333 Надо уметь мысленно посадить себя в зал и просмотреть, прослушать, прочувствовать всю программу, понять ее такой, какой она предстанет перед тем, кто сядет потом на это же самое место... Можно сказать, что это так же сложно, как попытаться увидеть сон по заказу. И тем не менее... Надо научиться мыслить не только словами, хотя совсем без слов, естественно, ни одна даже самая большая программа, конечно же, не обойдется. В учебнике сделана попытка найти общность конкретных способов, подходов, приемов в создании драматургии номера и представления. Думается, что эти закономерности являются, в своей основе, фундаментальными, неизменными. Об этом убедительно говорят и современные процессы, идушпе на эстраде. Новизна форм не означает сущностных изменений структуры и специфики того или иного эстрадного жанра, методологических принципов его создания, что имеет важный практический вывод для построения сценария эстрадного номера и концерта. Да, действительно, некоторые жанры уходят, некоторые становятся не так популярны и востребованы, как прежде. На смену им появляются новые формы, отвечающие эстетическим и социальным требованиям современности. Но практика современной эстрады дает немало примеров обратного: старые устоявшиеся жанры не пропадают. Сегодня они проявляются по-новому, но их художественная структура и методологические принципы построения остаются незыблемыми, хотя могут меняться проблематика тем, мода, условия существования самой эстрады. Вероятно, правильнее было отнести эти превращения не к изменению структурных, методологических, жанровых закономерностей, а к изменившемуся способу существования эстрады в современном культурно-художественном процессе. Таким образом, в изучении художественных законов драматургии эстрадного представления одинаково важное значение имеют я процесс освоения «классических» закономерностей структуры эстрадного сценария, и чуткое отношение эстрадного автора, режиссера-драматурга к изменчивым требованиям современного зрителя. Стр. 334 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Аль Д. Основы драматургии. СПб., 2005. 2. Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. 3. Биллевич В. Школа остроумия М.; СПб.; Киев, 2005. 4. Богданов И. Постановка эстрадного номера: Учебное пособие. СПб., 2004. 5. Виноградский И., Кушнир М. Феномен фельетона. СПб., 2004. 6. Волъкенштейн В. Драматургия. М., 1960. 7. Воронова Е. Праздник своими руками. От совета до сценария. Ростов на- Дону, 2005. 8. Гатчинский В. Как стать ди-джеем. М., 2005. 9. Генкин Д. Массовые праздники. М., 1987. 10. Грин М. Публицист на эстраде. М., 1981. 11. Гуревич 3. О жанрах советского цирка. М., 1977. 12. Дземидок Б. О комическом. М., 1974. 13. Журбина Е. Искусство фельетона. М., 1965. 14. Завадская Н. Певец и песня. М., 1979. 15. Зуев В. Юмор в разных жанрах. СПб., 2006. 16. Искусство клоунады: Сборник статей. М., 1969. 17. Катышева Д. Вопросы теории драмы. СПб., 2001. 18. Карнавалы. Праздники // Серия «Самые красивые и знаменитые» / Под ред. Т. Кашириной, Т. Евсеевой. М., 2005. 19. Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987, 20. Клитин С. Эстрадные заведения. М., 2003. г 21. Конников А. Мир эстрады. М., 1980. 22. Конович А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1999. 23. Костелянец Б. Лекции по теории драмы // Драма и действие. Л., 1976. 24. Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. 25. Курганов Е. Похвальное слово анекдоту. СПб., 2001. 26. Лук А. Юмор. Остроумие. Творчество. М., 1977. 27. Макаров С. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М., 2001. 28. Максимова Т. Музыкальный ринг. М., 1991. 29. Марков О. Сценарная технология. Краснодар, 2004. 30. Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., 1985. 31. Местечкин М. В театре и в цирке. М., 1976. Стр. 335 32. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984. 33. О сущности кинодраматургии. М., 1981. 34. Петров Б. Режиссура массового спортивно-художественного праздника. Л., 1986. 35. Петросян Е. «От смешного до великого». М., 1995. 36. Поляков В. Товарищ смех. М., 1976. 37. Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1988. 38. Развлекательная культура России ХУШ-Х1Х вв. // Очерки истории и теории / Под ред. Е. Дукова. СПб., 2001. 39. Разуваев В. Политический смех в современной России. М., 2002. 40. Ратин А. Воспоминания. СПб., 1993. 41. Розовский М. Режиссер зрелища. М., 1973. 42. Рубб А. Размышления о нетрадиционном театре, или нетрадиционный театр — как он есть. М., 2004. 43. Румнев А. О пантомиме. Театр. Кино. М., 1964. 44. Русская советская эстрада. 1917-1929. Очерки истории. М., 1976. 45. Русская советская эстрада. 1930-1945. Очерки истории. М., 1977. 46. Русская советская эстрада. 1946-1977. Очерки истории. М., 1981. 47. Русский фельетон. М., 1958. 48. Тамберг Ю. Как развить чувство юмора. М., 2005. 49. «Смейтесь, джентльмены!». Одесский КВН. Херсон, 1992. 50. Телевизионная эстрада. М., 1981. 51. Териков Г. Куплет на эстраде. М., 1981. 52. Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. М., 1995. 53. Уварова Е. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917 1945). М., 1983. 54. Уварова Е. Как развлекались в российских столицах. СПб, 2004. 55. Уэйн К., Бут Г., Коломб Дж., Улъямс Дж. М. Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004. 56. Филякова А. Школьные праздники. Сценарии. М., 2003. 57. Шангина И. Русские традиционные праздники. СПб., 1997. 58. Шапировский Э. Конферанс и конферансье. М., 1970. 59. Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986. 60. Шмелева Е. Русский анекдот. М., 2002. 61. Эстрада без парада: Сборник статей. М., 1991. 62. Эстрада России. XX век. // Энциклопедия / Отв. ред. докт. иск., проф. Е. Уварова. М., 2004. 63. Эстрада. Что? Где? Зачем? Сборник статей / Под ред. Е. Уваровой. М., 1988. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................... ……………………..3 Раздел первый Глава 1. О специфике эстрадного искусства............ ……………………..12 Определение понятия «искусство эстрады». — Формы произведений эстрадного искусства. — Эстрадный номер — основная единица эстрады. — Концерт — основная форма эстрадного представления. — Массовость и демократизм эстрады. — Актуальность и злободневность. — Термины эстрады и ее драматургии. — Новые тенденции развития эстрады. — Классика и современность эстрадного искусства. Глава 2. Особенности драматургии в искусстве эстрады и ее основные структурообразующие элементы ……………………..25 Специфика эстрадной драматургии. — Драматургический ход. — Работа эстрадного драматурга по заказу. — Творческое взаимодействие эстрадного драматурга и режиссера. — Тема и идея представления. — Пролог, предпролог, финал. — Значение вступительного фельетона (монолога). — Особенности драматургии концерта в двух отделениях. — Введение антракта в структуру эстрадной драматургии. — О «сквозном сюжете» эстрадного представления. Глава 3. Комическое в эстрадной драматургии...... ……………………41 Эстрада и праздничность. — Немного истории эстрадной юмористики. — Выявление комизма — профессиональное качество эстрадного драматурга. — Смешное и серьезное. — Роль сатиры в социальных отношениях. — Смех как функция обнажения реальности. — Формы комических структур: эксцентрика, буффонада, гротеск. — Приемы достижения комического эффекта: комическая метафора, алогизм и др. — Комическая маска. — Темпоритм и смех. Глава 4. Гэг и реприза — основные структурные единицы комического в эстрадной драматургии... …………………………64 Гэг, или комический трюк. — Эксцентрика как контраст несовместимого. — Одновременное использование гэга и репризы в эстрадной драматургии. — Виды комических трюков. — Реприза как вербальная смеховая точка в речевых жанрах. — Основные приемы построения репризы: каламбур, парадокс, ирония. — Специфические комические конструкции в репризах: намек, двойное истолкование, ложное усиление, доведение мысли до абсурда. — Реприза как игровая интермедия. Раздел второй
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |