Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На достаточное для полноценной жизни количество пищи смогут лишь 2 млрд.человек. 1 страница




Главная трагедия современного человека состоит в том, что не только смысл его индивидуального существования оказался све­денным к набору жестких императивов метапротестантской трудовой этики, но сама его жизнь стала изнурительным тру­дом, обессмысленным тоталитарной экономической системой (NB).

Что же такое ценное получил западный обыватель, утратив возможность самостоятельно формулировать смысл своей жиз­ни и отказавшись от личной свободы? Если говорить коротко — огромную массу ненужных ему вещей, которые, как оказалось, не способны сделать его счастливым.

Джон де Грааф, Дэвид Ванн и Томас X. Нейлор по этому по­воду заметили, что «в глубине души большинство из нас знает об этом. Ричард Харвуд установил это в 1995 году, когда прово­дил для «Фонда Мерк Фэмели» («Merck Family Fund») социоло­гический опрос, касающийся отношения американцев к про­блеме потребления. «Люди говорят, что мы расходуем и поку­паем много больше, чем нам нужно. Что наши дети приобретают очень материалистический взгляд на мир и что за свои сиюми­нутные желания мы платим ценой жизни следующих поколе­ний и ценой собственного будущего». Харвуд поясняет: «Это ощущение не зависит от религиозных, возрастных, нацио­нальных различий, от разницы в уровне доходов и в образова­нии. Это общее для всей нашей нации чувство, что мы стали слишком материалистами, слишком жадными, слишком эгоцентричными и эгоистичными и что нам необходимо уравно­весить создавшееся положение возвращением вечных ценнос­тей...» [98, с. 17-18].

Что, по сути, представляет собой так называемый «амери­канский образ жизни», который отважные и бескомпромисс­ные янки готовы защищать до последней капли крови в джун­глях Вьетнама, равнинах Югославии, горах Афганистана, пу­стынях Ирака и т.п.? Этому святому, с точки зрения граждан США, феномену можно дать очень лаконичное определение: американский образ жизни есть неограниченное потребление. Причем не просто потребление, а потребление с самой боль­шой буквы, потребление как изысканное искусство, как утон­чённая философия, как универсальная религия. Если во вре­мена Традиции по выходным народ посещал в массовом по­рядке церковь, то теперь — супермаркеты. «В век синдрома потреблядства (как, по нашему мнению, в конце концов будут называться десятилетия, примыкающие к границе между вто­рым и третьим тысячелетиями) торговые центры заменили со­бой церкви как символ культурных ценностей, — констатиру­ет Де Грааф. — Действительно, семьдесят процентов наших граждан еженедельно посещает торговые центры, и это боль­ше, чем число людей, регулярно бывающих в церкви» [98, с. 32]. Причем необходимо подчеркнуть, что еженедельный уик-энд, посвященный шоппингу, это не дань необходимости сделать нужные покупки, а некий ритуал, форма времяпре­провождения, когда обыватель часами бродит по огромным мегамаркетам без определенной цели, покупая в итоге то, о чем он до этого момента даже не думал. Можно сказать, что если блуждания по торговым центрам это своеобразное сакральное действо, вводящее сознание адепта в определенное психоло­гическое состояние, то сам акт покупки — катарсис, его за­вершающий (со всем спектром сопутствующих ему эмоцио­нальных переживаний). Желание купить становится не­преодолимым. «Это побуждение охватывает их, как волны прилива, — констатирует психотерапевт Оливия Мелан. — Они впадают в некое подобие транса, своеобразный наркотичес­кий экстаз, где почти уже не имеет значения, что именно они покупают» [98, с. 175].

Но что происходит потом, когда счастливый обладатель еще одной купленной вещи возвращается в привычную, тусклую, унылую, изнуряющую обыденность своего повседневного су­ществования, лишенного непрерывного, яркого, шумного праз­дника торговых стеллажей? Вот как это описывает американский социолог Джеральд Селен: «От многих людей мы постоян­но слышим одно и то же: я не вижу жизни. Я просыпаюсь ут­ром. У меня впереди повседневные заботы, забота о престаре­лых родственниках, 40 минут я добираюсь до работы. Я должен работать допоздна. Поздно вечером я возвращаюсь домой, где меня ждет стирка и счета на оплату. Я запихиваю что-нибудь в микроволновую печь. Затем, усталый до изнеможения, я отправ­ляюсь спать. Утром я просыпаюсь, и все повторяется с самого начала» [98, с. 73]. Таким образом, по сути, ежедневная «битва» за удовлетворение новых потребностей превращается в изнури­тельное, продолжающееся в течение всей жизни мучение. По данным службы «Gallup», у 48 % американцев хронически не хватает времени, чтобы заниматься ежедневными делами. Три четверти жителей США, как минимум, раз в день переживают состояние стресса, в том числе треть американцев подвержены влиянию стрессов несколько раз вдень.

Субъективные ощущения американцев подтверждаются официальной статистикой. Используя данные Департамента труда, экономист из Гарварда Джульет Скор констатировал, что американцы с полной занятостью работают в среднем на 160 ча­сов (а это целый месяц) больше, чем в 1969 году. «Это не только люди с высокими доходами, которые, между прочим, всегда тратили на работу гораздо больше времени, — утверждает Д. Скор. — Это также представители среднего класса, нижнего класса и просто бедные люди. Все теперь работают дольше». Действительно, согласно данным Международной организации труда, в октябре 1999 года Соединенные Штаты превзошли Япо­нию как современное индустриальное государство с самым длинным рабочим днем. Сорок два процента работающих аме­риканцев утверждают, что к концу дня чувствуют себя выжаты­ми как лимон. Шестьдесят процентов говорят, что хотели бы снизить темп жизни и жить менее напряженно [98, с. 79].

Работа изнуряет и поглощает практически без остатка все свободное время западного человека. Он теряет эмоциональ­ную связь с окружающими и близкими ему людьми, превра­щаясь в функциональный элемент некой глобальной системы. Личная и семейная жизнь сводятся к предельному минимуму. «Результаты некоторых исследований показывают, — пишет Де Грааф, — что на протяжении жизни последнего поколения вре­мя, которое родители проводят со своими детьми, уменьши­лось аж на сорок процентов. Одно исследование установило, что американские семейные пары в наше время находят толь­ко двенадцать минут в день, чтобы поговорить друг с другом.

К тому же еще призывы не отставать от Джонсов побуждают многие семьи делать долги, а возникающие из-за этого и по­стоянно кипящие конфликты на денежные темы часто закан­чиваются разводом» [98, с. 85-86].

Существование в едином ритме работы и потребления изо­лирует людей, отчуждает их практически от всего, что их окру­жает, убивает всякий интерес к жизни, лишает человеческое бытие его действительного смысла, не искаженного культом труда и вещизма. Вот что по этому поводу пишет доктор Ричард Свенсон из Меномони, штат Висконсин: «Отягощение соб­ственностью — это проблема, возникающая, когда у тебя такое количество вещей, что ты вынужден постоянно заниматься ими, заботиться о них, а не о близких тебе людях... Все, чем я владею, владеет мной. Что делают люди, когда им становится грустно? Они идут в торговый центр, делают покупки, и это улучшает их самочувствие, но лишь ненадолго. Потребительство вызывает привыкание. Но оно и не оказывает нужного действия. Люди приобрели все эти вещи и по-прежнему чувствуют себя опусто­шенными. Все, что у них остается, — это стресс, изнеможение, ощущение какой-то выжжености внутри, а их отношения с ок­ружающими куда-то испаряются. Люди окружены всеми вида­ми приносящих удовольствие предметов, но смысл обладания ими утрачен. «Трагедия, — отмечает Свенсон, — это когда чего-то очень хочешь, получаешь желаемое, а оно оказывается пус­тым. Я думаю, что произошло именно это» [98, с. 75].

Итак, что же получается в итоге? Сотни миллионов людей посвящают свою жизнь обеспечению возможности на выход­ные всецело предаться шоппингу, сделать очередную покупку, дабы вновь насладить душу ощущением обладания, чувством того, что не зря прожил еще одну неделю... Но, покинув супер­маркет, они понимают, что счастье в очередной раз от них ус­кользнуло. Вроде бы сделан еще один шаг к заветной цели -куплена новая вещь, личное пространство стало более напол­ненным, а ощущение пустоты только усилилось.

Когда Мать Тереза приехала в Соединенные Штаты для по­лучения почетной ученой степени, она сказала: «Это самое бед­ное место из всех мест, где я когда-либо была», — рассказывает Роберт Сейпл, директор благотворительной христианской орга­низации «Видение мира». — Она говорила не об экономике, вза­имных фондах, Уолл-стрит и покупательной способности, -добавляет он. — Она говорила о нищете души».

Незадолго до своей смерти, которая последовала от опухо­ли мозга, Ли Этуотер, политтехнолог, руководивший избирательными кампаниями республиканцев, сделал признание. «1980-е годы, — сказал он, — были временем приобретения - приобретения благосостояния, силы, престижа. Я знаю. Я до­бился большего благосостояния, силы и престижа, чем боль­шинство. Но вы можете обрести все, чего хотели, и по-прежне­му ощущать внутреннюю пустоту». Он предупреждал о наличии «духовного вакуума в самом сердце американского общества, опухоли души» [98, с. 124—125].

Если бы человеческое счастье можно было измерять раз­мером собственности, количеством купленных вещей, то аме­риканцы были бы самыми счастливыми людьми. В США на данный момент построено 30 тыс. складов для хранения лич­ных вещей, которые уже давно не помещаются в домах. Их общая площадь составляет более миллиарда квадратных фу­тов. С 1960 года масштаб складского бизнеса в Соединенных Штатах увеличился в четыре раза, принося ежегодно прибыль в размере 12 млрд.долл.

А что в итоге? Дома и склады ломятся от барахла, а состоя­ние счастья не возникает, ведь несмотря на небывалые дости­жения в накоплении материальных благ, желание покупать, об­ладать еще большим количеством вещей не пропадает. Наобо­рот, оно только усиливается. Заветная удовлетворенность не наступает. Западный обыватель — как наркоман, который по­стоянно ищет новую дозу наркотика, избавляющего его на вре­мя от мучительного психосоматического состояния, дающего мимолетное облегчение, приносящего отупляющее забытье, но отнюдь не счастье. Его неудержимое стремление к потреблению по своей сути идентично стремлению осла к морковке, которая висит на палке у него перед носом. Бедное животное тянет тя­желую тележку, выбивается из сил, пытаясь дотянуться до вкус­ного лакомства, не понимая того, что его цель недостижима. Точно так же и западный обыватель: он всю свою жизнь «тянет» на себе гигантскую экономическую систему, выбиваясь из пос­ледних сил, и не ведает того, что все его усилия напрасны, ведь набитый барахлом до самой крыши склад, счет в банке, послед­няя модель автомобиля, новейший мобильный телефон и т.п. изначально не способны сделать человека счастливым, так как их предназначение — быть связующим звеном между экономи­кой и питающими ее своей энергией человеческими массами. Запад не смог разгадать великую тайну человеческого счастья, гармонию духа он отождествил с набитым желудком.

Дэвид Майерс, социальный психолог из «Hope College», в своей книге «Американский парадокс: духовный голод в век

изобилия» исследовал вопрос взаимосвязи материального до­статка и ощущения счастья у людей. В итоге он пришел к вы­воду, что психологический комфорт человека усиливается лишь в процессе достижения уровня удовлетворения основ­ных, насущных потребностей в пище, отдыхе, жилье и в не­котором чувстве контроля над собственной жизнью. Как только человек всего этого добивается, ощущение счастья проходит, а дальнейшее усиление материального достатка его не восстанавливает.

В странах с высоким уровнем жизни связь между богат­ством и субъективным ощущением благополучия «удивитель­но слаба», отмечает психолог Рональд Инглхарт. «В среднем люди, едущие на работу в автобусе, будучи одеты в рабочую форму, столь же счастливы, как и те, кто разъезжает в костюме на «мерседесе», — говорит Дэвид Ликен, подводя итог своим исследованиям счастья. Даже очень богатые — например, 100 самых богатых американцев, согласно опросу, проведен­ному в 1980-х годах психологом Эдом Динером и его коллега­ми по программе Форбса, лишь немногим счастливее людей среднего достатка. Получение наследства, экономический рост, выигрыш в лотерею действительно вызывает кратковре­менную вспышку радости. Но эйфория идет на убыль по мере привыкания к новому богатству.

Это подтверждают результаты социологических исследова­ний, опубликованные в «Financial Times» 25 ноября 2002 года, которые свидетельствуют о том, что серьезное улучшение каче­ства жизни не сделало людей более счастливыми. Так, Эндрю Освальд из британского «Warwick University» и Дэвид Бланчф-лауэр из американского «Dartmouth College» пришли к выводу, что последние 25 лет американцы считают себя менее счастли­выми. Количество британцев, полностью удовлетворенных сво­ей жизнью в течение тех же 25 лет, осталось неизменным (все та же одна треть населения). В Европейском союзе в целом схо­жая ситуация: за прошедшие 25 лет там люди не стали более сча­стливыми (одна пятая опрошенных).

По словам Дэниэла Канемана, профессора экономики Принстонского университета и лауреата Нобелевской премии 2002 года, мнение, что богатые счастливее бедных — это миф. «Люди в большей степени довольны жизнью, если у них высо­кие доходы. Они считают себя более везучими и успешными -в их жизни больше произошло так, как они хотели», — говорит он. Однако и он, и другие эксперты сходятся во мнении, что уровень счастья не растет вместе с суммой на банковском счете.

Здесь применим закон убывающей доходности. И в самом деле, как показывают исследования, уровень психологической удов­летворенности в западных странах за последние 40 лет остано­вился, хотя средний доход надушу населения возрастал. Джон Хеллуэл, профессор экономики счастья (именно так называет­ся его должность в университете Британской Колумбии), кон­статирует: «Многие полагают, что высокий уровень материаль­ного удовлетворения должен приносить счастье. Однако они говорят: «Ну как же, у меня есть все, но я не счастлив!»

Подобный феномен наглядно демонстрируют результаты последнего исследования, опубликованного в британском жур­нале «New Scientist», свидетельствующие о том, что самые счас­тливые люди живут в Нигерии, после которой следуют Мекси­ка, Венесуэла, Сальвадор и Пуэрто-Рико (!). Соединенные Шта­ты стоят в этом списке на 16 месте.

Основываясь на данных ряда исследований, психолог Ри­чард Райен поясняет данный феномен следующим образом: «Мы ищем источников удовлетворения вовне, тогда как они на­ходятся внутри нас. У человеческих особей счастье наступает при достижении целей внутреннего порядка, например, когда человек любит и любим. Цели, имеющие внешний характер, такие как материальное богатство, слава, красивая внешность, являются подставными целями, за которыми начинают гнаться люди, желающие набить себя материальными благами до отка­за. Люди, преследующие внешние цели, оттачивают свою лич­ность, чтобы завоевать окружающий мир, но они и понятия Не имеют, как управлять своим внутренним миром». Ричард Рай­ен и его коллега Тим Кассер установили, что люди, стремящие­ся к богатству, более склонны к депрессиям и имеют более низ­кую самооценку, чем те, кто руководствуется нематериальными ценностями [98, с. 185].

Запад создал цивилизацию, все процессы которой оказа­лись замкнутыми на создание и удовлетворение психосомати­ческих потребностей человека. При этом необходимо отметить один очень важный момент: ключевым элементом функциони­рования экономической системы западного типа стало непрерыв­ное производство неестественных, не присущих изначальной при­роде человека потребностей. То есть, удовлетворив базовые, жизнеобеспечивающие потребности индивидов, западная эконо­мика, для того чтобы создать основу своего дальнейшего роста, начала целенаправленно производить искусственные потребнос­ти, удовлетворение которых требовало расширения и совершен­ствования экономической системы. Главная цель экономики западного типа — непрерывный рост прибыли — требовала непре­рывного роста производства, а он, в свою очередь, предполагал непрерывный рост потребления. Именно поэтому конструиро­вание новых, не существовавших ранее, а потому неестествен­ных для человека потребностей, выступающих основным сти­мулятором производства, приобрело для Запада ключевое значе­ние. Таким образом, можно констатировать, что западная цивилизация — это цивилизация непрерывно создаваемых ис­кусственных потребностей, цивилизация сознательно культи­вируемых неестественных желаний.

Как констатировал американский писатель Чак Паланик в своем романе-бунте «Бойцовский клуб», «все эти юноши, все эти девушки хотят отдать свою жизнь во имя чего-нибудь. Рек­лама заставляет их приобретать тряпки и машины, которые им вовсе не нужны. Поколения за поколениями люди работают на ненавистных работах только для того, чтобы иметь возможность купить то, что им не нужно».

По своей сути, эти неестественные желания являются «лож­ными целями», к которым всю свою жизнь стремится огромная масса людей. Ложными в том смысле, что, достигая их, инди­виды не обретают искомого человеческого счастья. И это не слу­чайно, ведь обывательские ценности, к которым они стремят­ся, всего лишь фетиши, мотивирующие трудовую деятельность. Они не имеют ничего общего с естественными потребностями, присущими человеку от природы, удовлетворение которых толь­ко и может сделать его счастливым существом. Эти потребнос­ти безжалостно подавлены во имя максимальной прибыли, «экономического роста», для оптимизации функционирования механизмов бизнеса. Более того, естественные человеческие по­требности целенаправленно вытесняются в глубь сознания лю­дей, так как их удовлетворение приведет к перенаправлению че­ловеческой энергии на другие ценности, что, без сомнения, раз­рушит финансово-экономическую и социально-политическую системы западного типа. Как это ни звучит парадоксально, но все достижения Запада создавались неудовлетворенными, глу­боко несчастными людьми, упорно идущими не к счастью, а лишь к его миражу. При этом необходимо подчеркнуть, что желания, порождаемые искусственными, изначально не присущи­ми человеческой природе потребностями, ведут только к стра­данию. Счастливый человек несовместим с западным образом жизни и западными ценностями, ведь в состоянии внутренней гармонии его невозможно заставить до одури работать, прино­ся в жертву молоху труда всю свою жизнь.

В своей книге «Сверх пределов» Донелла Медоуз пишет: «Люди не нуждаются в гигантских машинах, они нуждаются в уважении. Они не нуждаются в чуланах, набитых одеждой, они нуждаются втом, чтобы выглядеть привлекательно, в положи­тельных эмоциях, разнообразии и красоте. Им не нужна элект­ронная аппаратура, им нужно заниматься чем-то достойным в своей жизни. Людям нужна индивидуальность, чувство общно­сти, дерзание, признание, любовь и радость. Попытаться удов­летворить эти потребности с помощью материальных вещей — это значит развить у себя неутомимый аппетит к неверным ре­шениям реально существующих, но так никогда и не решаемых проблем. Возникающая в результате духовная пустота — один из самых сильных побочных эффектов стремления к матери­альному обогащению» [98, с. 186].

 

 

[1] http://www.forum.msk.ru/files/020312022155.html

[2] Мартин Г.П., ШуманнХ. Западня глобализации: атака на процвета­ние и демократию. — М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 2001.

[3] Бауман 3. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002.

[4] Колеман Джон. Комитет 300. — М.: Витязь, 2001.

[5] Преследование инакомыслящих в США: Дело № 88-00243-А «США против Линдона Ларуша и др.», М.— 1995.

[6] Богатые мира сего. Шильдбергер Ф. Пионеры автомобилестроения. Шнее Г. История династии финансовых магнатов. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

[7] Фриселл Боб. Тайное правительство // Досье секретных служб. -2000. № 5.

[8] Саттон Энтони. Кто управляет Америкой? «ФЭРИ-В»: М., 2002.

[9] htt://resist.gothic.ru/vragi.html

[10] Орлов А. Финансовый алхимик// Итоги, 1998. №29.

[II] Чудинов А. Масоны и Французская революция: дискуссия дли­ною в два столетия // Новая и новейшая история, № 1. 1999.

[ 12] Gary Allen. «Building Communism», American Opinion (December, 1975).

[13] Эпперсон Р. Невидимая рука: Введение во взгляд на историю как на заговор. — СПб., 1999.

[14] Francis X. Gannon, Biographical Dictionary of the Left, Volume 1, Boston, Los Angeles: \\festern Islands, 1969.

[15] Gary Allen «The Run America», American Opinion, May 1978.

[16] Gary Allen, «Jimmy Carter», Seal Beach, California: 76 Press 1976.

[17] Закулиса: Из досье на «мировое правительство» // Завтра. 2000. № 48, 28 нояб.

[18] Barry M. Goldwater, With No Apologies, New York: Berkley Books, 1979.

[19] Хантер Р. Э. Роль аналитических центров в формировании внеш­ней и оборонной политики // США — Канада. 2000. №11.

[20] www.yabloko.ru/Union/MMYA/Rim/Rim.html

[21] GardnerG., Halweil В. Underfed and Overfeld. The Global Epidemis of Malnutrition. WorldWatch paper, № 150, W., March 2000.

[22] Caufield, Catherine. Masters of Illusion: The World Bank and the Poverty of Nations, New York, Henry Holt & Co., 1996.

[23] World Development Report 1998/99, Oxford University Press for the World Bank, 1999.

[24] Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. — М.: Издатель Соловь­ев; Алгоритм, 2001.

[25] Human Development Report 1998, Oxford University Press for UN DP, 1998.

[26] GardnerG., Halweil B. Underfed and Overfeld. The Global Epidemis of Malnutrition. WorldWatch paper, N 150, W, March 2000.

[27] Development Assistance Committee, OECD, 1999.

[28] Kapstein E. Reviving Aid. Or Does Charity Begin at Home? («World Policy Journal», Fall 1999).

[29] World population. Population Reference Bureau Inc. — Wash., 1992.

[30] Махатхир вин Мохамад. Столкновение цивилизаций // Экономи­ческая газета. 1998. № 5.

[31] ТинбергЯ. Пересмотр международного порядка. — М., 1980.

[32] Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой исто­рии. Всемирно-исторические перспективы. — Минск.: Попурри, 1999. Т. 2.

[33] Хамский Н. Прибыль на людях. — М.: Праксис, 2002.

[34] Соргин В.В. Политическая история США. XVI1-XX вв. — М.: Из­дательство «Весь мир», 2001.

[35] DomhoffG. The Higher Circles. The Governing Class in America. N.Y., 1970; idem. The Power That Be. Process of Ruling Class Domination in America. N.Y., 1979; idem. The Power Elite and the State: How Policy is Made in America. N.Y., 1990.

[36] http://www.russ.ru/journal/peresmot/97-12-29/hantin.htm

[37]http://www.thirdworldtraveler.com/Stockwell/StockwellCIA87_l.html

[38] L'Humanite, 18 novembre 1999.

[39]LeMond,2juinl999.

[40] Черное М. Черная дыра Европы // Эксперт. 2002. № 32.

[41] http://www.left.ru/2001/25/chossud38.html

[42] Маначинский А. Новый виток косовского кризиса //«Обозрева­тель», 2001. № 2.

[43] http//usinfo.state.gov/products/washfile/russian.shtml

[44] Колпон Мишель. Нефть, PR, война: Глобальный контроль над ре­сурсами планеты. — М.: Крымский мост-9Д, 2002.

[45] Ясинский О. Клянусь умирающей конституцией// Новая газета. 2002. 11 июля.

[46] http://www.left.ru/2002/13/venesuela63.html

[47] http://www.left.ru/2002/april/bloom.html

[48] Сардар 3., Дэвис М.В. Почему люди ненавидят Америку? — М.: Изд-во Проспект, 2003.

[49] Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современ­ном мире. — СПб.: Издательство «Университетская книга», 2001.

[50] БратимовО.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Прак­тика глобализации: игры и правила новой эпохи. — М.: ИНФРА-М, 2000.

[51] http://www.imperativ.net/

[52] Reinecke W. Global Public Policy//Foreign Affairs, 1997. Nov./Dec.

[53] Гитлер А. Моя борьба. — М.: Витязь, 2002.

[54] Le Monde Diplomatique, 1997, July.

[55] http://www.rus-sky.org/history/library/kennedy/

[56] http://rus-sky.org/history/library/feder.htm

[57] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль­тура/ Пер. с англ, под науч. ред. О.И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.

[58] http://www.imperativ.net/

[59] Саттон Э. Власть доллара. — М.: Изд. «Фэри-В», 2003.

[60] http://www.apfn.org/apfn/reserve.html

[61] Маркс К., ЭнгельсФ. Собрание сочинений, — М.: Государственное изд-во политической лит-ры, 1955. Т. 1.

[62] ПеркинсДжон. Исповедь экономического убийцы. — М.: Pretext, 2005.

[63] Шведков Ю.А. Что сулит миру потребительское общество//США — Канада, 1999. № 1.

[64] Третья мировая (информационно-психологическая) война. — М.: Институт социально-политических исследований АСН. — 2000.

[65] «Золотой Рог» #85,29окт. 1996, http://vladivostok.com/Golden_Horn/

[66] «Золотой Рог» #87,5 нояб. 1996, http://vladivostok.com/Golden_Horn/

[67] «Золотой Рог» #88, 12 нояб. 1996, http://vladivostok.com/ Golden_Horn/

[68] Declan Walsh, America Find Ready Market for GM Food, The Independent, London, March 30, 2000.

[69] Laeke Mariam Demissie, A vast historical contribution counts for little; West reaps Ethiopia's genetic harvest, World Times, October, 1998.

[70] World Bank, Ethiopia-Seed Systems Development Project, Project ID ETPA752,6Junel995.

[71] See CIMMYT Research Plan and Budget 2000-2002 http:// www.cimmyt.mx/about/People-mtp2002. htm#).

[72] Food and Agriculture Organization (FAO), Special Report: FAO/WFP Crop Assessment Mission to Ethiopia, Rome, January 2000.

[73] http://www.imperativ.net/impl 1/palast.html

[74] «Под огнем критики». Боб Коласки, Intellectual Capital, выпуск 2, номер 38, 14—21 октября 1998, http://www.intellectualcapital.ru/iss2-38/

[75] СаркисянцА. МВФ и Россия в меняющемся мире // Независимая газета. 2001. № 5. 20 марта

[76] Московичи С. Машина, творящая богов. — М., 1998.

[77] НицшеФ. Сочинения: в2т.Т. 1. М.: 1990.

[78] Зомбарт В. Буржуа. — М.: Наука, 1994.

[79] Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, — М.: Государственное изд-во политической лит-ры, 1955. Т. 42.

[80] Финансовые известия. 2003. 15 июля.

[81] Сметанников П. Г. Психиатрия: краткое руководство для врачей. — СПб.: изд-во СПбМАПО, 1994.

[82] Реклама: внушение и манипуляция. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.

[83] Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеж­дения, повседневное использование и злоупотребление. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

[84] Бурдье П. О телевидении и журналистике. — М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной со­циологии, 2002.

[85] Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

[86] http://www.computerra/ru/offline/1998/271/1823/

[87] Россия станет Америкой, если забросит математику // Парламен­тская газета. 2000. 18 окт.

[88] http://www.forum.msk.ru/files/991118025735.html

[89] Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука., 1991.

[90] Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. — М.: «REFL-book», 1994.

[91] Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс. 1991.

[92] Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2-х т. Т. 1. Тбилиси, Мерани, 1991.

[93] Тоффлвр Э. Шок будущего. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

[94] ЛиповецкиЖиль. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализ­ме. — «Владимир Даль», СПб. 2001.

[95] Бодрийар Жан. Америка. — «Владимир Даль», СПб. 2000.

[96] Ulrich Beck. Ecological Enlightenment: Essays on the Politics of Risk Society, в переводе Марка Риттера, Atlantic Highlands: Humanities, 1995.

[97] Katharina Stark. Unsere Landwirtschaft//Spiegel. № 49. 04.12.2000

[98] Де Грааф, Джон. Потреблядство: болезнь, угрожающая миру. -М.: Ультра. Культура, 2003.

 

 

Вы — варвары, со всей вашей тупой цивилизацией...

Махатма Кут Хуми

 

В настоящее время мы контролируем более 50 % мирового богатства, в то время как население США составляет всего лишь 6,3 % от общего числа жителей планеты. В данной ситуации нашей главной целью должно стать формирование такой системы международных отношений, которая позволит нам и дальше сохранять указанную диспропорцию... Чтобы добиться этого, мы должны избавиться от всякого рода сентиментальности, прекратить думать о правах

человека, повышении уровня жизни и демократизации в иностранных государствах, чьи ресурсы призваны обеспечить процветание Америки.

Дж. Кеннан, сотрудник Госдепартамента США, 1948г.

 

Кто освободит нас от ярма западной цивилизации?

Дьердь Лукач

 

 

ГЛАВА VII

 

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

 

Последний передел

 

Изданный момент западная цивилизация достигла наивыс­шей степени своего могущества. Весь мир преклонился перед непревзойденным величием «золотого миллиарда». Аборигены-наместники из стран цивилизационной периферии с благого­вением ступают мраморными лестницами дворцов международ­ных организаций и резиденций западных правителей. Они меч­тают о том, чтобы их заметили «богоподобные» властители мира, они неистово алкают служить им. Их господа, в свою очередь, благосклонно являют милость своим назойливым вассалам, «выпасающим варварские стада» за границами Запада, внутрен­не с презрением усмехаясь их пылкому раболепию...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.