Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Амнезия событий раннего детство и Эдипов комплекс 1 7 4 страница




Мы продолжим описание развития ребенка с того места, на котором мы остановились. Это был возраст пяти или шести лет — время, когда ребенок поступает в школу, то есть тот пе­риод, который вам наиболее интересен.

В свете того, что мы узнали к настоящему моменту, давайте снова проанализируем жалобы учителей на то, что дети прихо­дят в школу уже сформировавшимися личностями. Теперь мы можем убедиться в справедливости этого впечатления. К мо­менту поступления в детский сад или школу ребенок успевает накопить множество глубочайших переживании. Любовь к ро­дителям заставила его обуздать свой собственный эгоизм; он пере­жил неистовое желание обладать любимой матерью; желая дру­гим смерти и ревнуя, он защищал свои права. По отношению к отцу у него развились чувства уважения и восхищения, мучи­тельное ощущение соревнования с более сильным соперником, чувство бессилия и тяжелейшее переживание разочарования в любви. Он к тому же уже прошел через сложное развитие ин­стинктов и узнал, как нелегко находиться под властью отвергае­мой части собственной личности. Под давлением воспитания он пережил тревогу и страх и совершил грандиозные внутренние изменения. Отягощенный таким прошлым, ребенок может быть сравнен с чем угодно, только не с чистым листом бумаги.

Происшедшие с ним метаморфозы действительно удиви­тельны. Существо, похожее на животное, настолько зависящее от других, с почти невыносимым поведением, превратилось в более или менее разумное создание. Попавший в школу ребе­нок уже подготовлен к тому, чтобы узнать, что он — всего лишь один из многих и не может рассчитывать на какое-либо приви­легированное положение. Он уже понял кое-что о социальной адаптации. Вместо того чтобы постоянно стремиться к удовлет­ворению своих желаний, как это было прежде, теперь он го­тов к тому, чтобы делать то, что от него требуется, и отклады­вать свои развлечения до времени, более подходящего для этих целей. Его интерес к интимным подробностям жизни окружаю­щих теперь превратился в тягу к знаниям и в любовь к учебе.


44 Раздел I. Психоанализ раннего детства

Вместо объяснений и разоблачений, которых ему так не хвата­ло прежде, теперь он стремится к знанию букв и цифр.

Те из вас, кто работает в Дневных центрах, могут подумать, что представленный вам портрет ребенка исполнен в слишком светлых тонах, точно так же, как на предыдущей лекции я нари­совала слишком мрачную картину его поведения. Вы не знаете ни одного ребенка, который был бы так хорош. Но не стоит за­бывать, что в Дневные центры в том виде, в котором они пред­ставлены ныне, попадают только те дети, воспитание которых чВ раннем возрасте по тем или иным причинам не увенчалось успехом. И напротив, учителя средней школы наверняка узна­ют в моем описании многих из своих учеников и не обвинят меня в преувеличении.

Если данная мною характеристика верна, она представляет собой замечательное подтверждение практических возможно­стей и неограниченного влияния воспитания. Родители, чьим заслугам мы чаще всего приписываем воспитание детей в ран­ние годы жизни, имеют все основания гордиться, что им уда­лось превратить вечно плачущего, непослушного и неряшливо­го ребенка в прилежного школьника. Не во многих сферах жиз­недеятельности возможны такие преобразования.

Однако наше восхищение проделанной родителями рабо­той было бы более полным, если бы не два других соображения, неизбежно возникающих при оценке ее результатов. Одно из них проистекает из наблюдения. Тот, кому выпадет возмож­ность пообщаться с детьми трех- и четырехлетнего возраста, поразится богатством воображения, степенью восприимчивости, ясностью ума, неоспоримой логике вопросов и выводов послед­них. Но, достигнув школьного возраста, те же самые дети на­чинают казаться взрослым вполне заурядными и обыкновен­ными. Мы с удивлением спрашиваем, куда же девались интел­лект и незаурядность ребенка.

Психоанализ утверждает, что эти способности не выдер­живают напора тех требований, которые взрослые выставля­ют их маленьким обладателям; по истечении пяти лет они по­чти полностью исчезают. Очевидно, путь ребенка от «плохого» к «хорошему» небезопасен. Для достижения этого результата приходится принести определенную жертву, формирование ре-


Латентный период 45

акции и способность к сублимации ребенок получает взамен своей незаурядности и непосредственности. Поэтому наше впе­чатление о том, что дети старшего возраста на удивление скуч­ны и инертны рядом с младшими, абсолютно справедливо. Ограничения, сдерживающие их мысли, и препятствия, постав­ленные на пути их простейших действий, в конечном счете не позволяют им свободно мыслить и действовать.

Родителям не стоит так гордиться своими успехами еще и по другой причине, также ставящей их заслуги под сомнение. У нас нет абсолютно никаких оснований утверждать, что хоро­шее поведение детей старшего возраста является продуктом воспитания, а не результатом достижения последними опреде­ленного уровня развития. До сих пор мы не располагаем сви­детельствами, которые показали бы, что произойдет, если по­зволить детям развиваться без внешнего влияния. Мы не знаем, выросли ли бы из них маленькие дикари или же они самостоя­тельно и успешно прошли бы через ряд преобразований. Вос­питание определенно оказывает огромное влияние на ребенка во многих отношениях, но вопрос о том, что бы произошло, если бы окружающие ребенка взрослые воздержались от каких-либо по­пыток контролировать его поведение, остается открытым.

Один важный эксперимент, затрагивающий этот вопрос, имел место в психоанализе, но, к сожалению, не был закончен. В 1921 году русский психоаналитик Вера Шмидт основала в Москве детский дом для тридцати воспитанников в возрасте от одного до пяти лет. Название, которое она дала ему, «Детская домашняя лаборатория», подчеркивало характер научного эк­сперимента. Вера Шмидт намеревалась окружить эту малень­кую группу детей научно подготовленными воспитателями, задача которых состояла в том, чтобы спокойно наблюдать их эмоциональные и инстинктивные проявления: помогая и по­ощряя, они должны были как можно меньше вмешиваться в развитие личности ребенка. Таким образом постепенно выясни­лось бы, происходит ли на первых годах жизни переход с одной стадии развития на другую самостоятельно, без непосредствен­ного вмешательства воспитателей, откажется ли ребенок через какое-то время от доставляющих удовольствие действий и их источников без принуждения и заменит ли их на новые.


46 Раздел I. Психоанализ раннего детства

«Детская домашняя лаборатория» Веры Шмидт по незави­сящим от ее основателя причинам не просуществовала доста­точно долго, чтобы завершить эксперимент; в ней остался толь­ко один ребенок. Поэтому вопрос, какова заслуга воспитания в происходящих с детьми изменениях, скорее всего останется от­крытым до тех пор, пока не появится возможность совершить подобный эксперимент в более благоприятных обстоятельствах.

Но каким бы ни был ответ, многочисленные наблюдения показывают, что на пятом и шестом годах жизни непреодоли­мая сила детских инстинктов медленно затихает. Высшая точ­ка эмоциональных проявлений и навязчивых инстинктивных желаний остается позади, и ребенок постепенно успокаивает­ся. Создается впечатление, будто в развитии ребенка происхо­дит резкий скачок, сразу же превращающий этого ребенка в сформировавшегося взрослого, по аналогии с животным, не­прерывно развивающимся от рождения до половой зрелости и не меняющимся впоследствии. Но у человека цикл развития проходит иначе. Приблизительно к пяти годам развитие ин­стинктов заходит в тупик, так и не дойдя до своей конечной стадии. Интерес к удовлетворению инстинктов затихает, и об­лик обычного ребенка действительно начинает соответствовать образу «хорошего» ребенка, существовавшему до этого момен­та лишь в воображении старших.

Тем не менее инстинктивные побуждения не прекратили свое существование; они просто удалились с поверхности. Они патентны, они дремлют, чтобы пробудиться с новой силой че­рез некоторое время. Долгое время считалось, что половые ин­стинкты появляются только в период созревания, в то время как этот период лишь является возрастом, когда начавшееся с рождения и зашедшее в тупик к концу первого периода детства половое развитие проявляется вновь, чтобы теперь уже окон­чательно завершиться.

Если мы проследим развитие ребенка с раннего периода, че­рез более спокойную фазу, называемую в психоанализе латен-тным периодом, до полового созревания, мы обнаружим, что все старые проблемы, пробудившись ото сна, снова всплывают на поверхность. Конфликты, возникшие на почве соперниче­ства с отцом, запретные удовольствия, как, например, любовь


г

Латентный период 47

к грязи, вернутся и создадут немалые сложности. Таким обра­зом, ранний период жизни ребенка имеет много общего с от­рочеством. А в более спокойный латентный период ребенок во многих отношениях напоминает рассудительного взрослого с оформившимся характером.

И снова, как и в незапамятные времена, образование ведет себя так, будто руководствуется глубоким психологическим по­ниманием внутреннего мира ребенка. Оно использует латент­ный период — время, когда ребенка меньше, чем когда-либо, бес­покоят инстинкты и он не полностью поглощен своими внут­ренними конфликтами, для развития его интеллекта. Учителя всегда вели себя так, будто понимали, что чем меньше ребенок подвержен влиянию инстинктов, тем больше он способен к уче­бе, а следовательно, не одобряли поведение школьников, ищу­щих удовлетворения своих инстинктов, и наказывали их за это.

Здесь задачи школы и Дневных центров различаются. В за­дачи школы входит развитие интеллекта ребенка, передача ему новых знаний и стимулирование его умственных способностей. Служба Дневных центров, напротив, занимается исправлени­ем ошибок воспитания, призванного обуздать детские инстин­кты. Работники Дневных центров знают, что их время ограни­чено; им известно, что отрочество, время, когда половые ин­стинкты проявляются с новой силой и занимают все существо ребенка, также знаменует собой конец того периода, когда ре­бенок еще подвержен влиянию воспитания. Но успех или про­вал этого переустройства во многих случаях определяется тем, возможно ли было воспользоваться этим последним шансом установить разумную гармонию между эго ребенка, властью его инстинктов и требованиями общества.

Вероятно, вы хотели бы знать, как соотносятся между собой возможности воспитания в младенческом возрасте и в латентный период. Существует ли разница отношений маленького ребенка К родителям и ребенка старшего возраста к учителям и воспи­тателям? Только ли наследует учитель роль родителей и должен ли он выполнять их функции, так же как и они, практикуя угро­зы кастрации, потери любви и выражая нежность по отношению к ребенку? Когда мы думаем о сложностях, которые придется претерпеть ребенку в связи с развитием Эдипова комплекса,


48 Роздел I. Психоанолиз раннего детства

наша обеспокоенность мыслью о таких конфликтах, неизбежных в процессе общения группы школьников с учителем, оказывает­ся справедливой. Как может профессиональный работник спра­виться с^олыо отца и матери в большой группе Центра и при этом быть справедливым к притязаниям детей, избегая вспышек рев­ности со стороны каждого из них? Или как может учитель быть одновременно объектом страха, мишенью мятежных устремлений и в то же время близким другом каждого ребенка?

Не следует забывать, что тем временем эмоциональное сос-, тоянне ребенка изменилось; его отношения с родителями боль­ше не могут оставаться такими же, как прежде. Детские побуж­дения стали слабеть в латентный период, страстные желания, преобладавшие в прошлом в отношении ребенка к родителям, угасли. И снова мы не знаем, сопутствует ли это изменение но­вой фазе развития или страстные требования любви постепенно затихли под влиянием неизбежных расстройств и разочарований.

В любом случае отношения между ребенком и родителями становятся спокойнее, теряют свою остроту. Родители предста­ют перед ребенком в более реальном свете, он перестает пере­оценивать отца, которого до этих пор считал всемогущим. Лю­бовь к матери, близкая по степени своей интенсивности и не­насытности к взрослому чувству, переросла в нежность, которая не столь требовательна и не подлежит критике. В то же самое время ребенок пытается обрести некоторую свободу от роди­телей и начинает искать дополнительные объекты любви и вос­хищения. Ему предстоит процесс отделения, который будет продолжаться на протяжении всего латентного периода. Пре­кращение зависимости от предметов детской любви по дости­жении половой зрелости считается признаком удовлетвори­тельного развития. Половое влечение, успешно пройдя все про­межуточные стадии, приобретает взрослые формы и обращается к объекту любви вне семьи индивида.

Однако обретение независимости от объекта первой и самой важной любви проходит только с определенными оговорками. Это как если бы родители сказали: «Ты, конечно, можешь от­делиться, но только если ты возьмешь нас с собой». Иначе го­воря, влияние родителей не прекращается, когда ребенок отда­ляется от них и даже когда его чувства по отношению к ним


 

затихают. Просто их влияние из внешнего становится внутрен­ним. Нам известно, что маленький ребенок подчиняется воле родителей только в их присутствии, то есть когда он испыты­вает страх перед их непосредственным вмешательством. На­едине с самим собой он безо всяких колебаний следует лишь своим прихотям. Его поведение меняется после исполнения ему двух или трех лет. Даже если взрослый, которому он подчиня­ется, выйдет из комнаты, он будет помнить, что можно и чего нельзя, и будет вести себя соответственно. Мы говорим, что, кро­ме сил, влияющих на него извне, он развил в себе внутреннюю силу, или внутренний голос, руководящий его поступками.

В среде психоаналитиков не возникает сомнений по поводу происхождения этого внутреннего голоса — совести, как его обычно называют. Это продолжает звучать голос родителей, только теперь изнутри, а не снаружи, как это было прежде. Ре­бенок как бы вобрал в себя часть матери или отца, или по край­ней мере повеления и запреты, исходившие от них, стали важ­ной частью его самого. В процессе роста эти «внутренние ро­дители» все больше перенимают запрещающую и требующую функцию родителей из внешнего мира и продолжают воспита­ние ребенка изнутри, даже без реальной родительской поддер­жки. Ребенок выделяет этому внутреннему авторитету почет­ное место в своем эго, считает его примером для подражания и нередко готов к рабскому подчинению ему, большему, чем в те времена, когда он подчинялся своим настоящим родителям.

Бедное это ребенка должно отныне стремиться к выполне­нию требований этого идеала — суперэго, как его называют в психоанализе. Когда ребенок не слушается его, он испытывает дискомфорт и чувство вины. Когда он действует в согласии с суперэго, он удовлетворен и доволен собой. Так как давние отношения между родителями и ребенком увековечиваются в бессознательном восприятии последнего, строгость или мяг­кость, преобладавшая в обращении родителей с ребенком, от­ражается во взаимоотношениях его эго и суперэго.

Возвращаясь к вышеизложенному утверждению, мы теперь можем сказать: ценой, которой ребенок обретает независимость от родителей, становится их слияние с его личностью. В то же время степень этого слияния определяется тщательностью воспитания.


50 Раздел I. Психоанализ раннего детства

Теперь несложно найти ответ на заданный ранее вопрос о разнице в воспитании детей в младшем возрасте и в латент­ный период.

Ребенок младшего возраста и его воспитатели противостоят друг другу как две враждующие силы. Родители хотят того, чего не хочет ребенок; ребенок хочет того, чего родители не хотят. Ребенок всем своим существом стремится к достижению своих целей; все, что могут сделать родители, — это прибегнуть к обе­щаниям, угрозам и силовым методам. Цели диаметрально про-,j тивоположны. Тот факт, что победу обычно одерживают роди­тели, следует приписывать только их преимуществу в силе.

В латентный период ситуация совершенно иная. Ребенок, те­перь устраивающий взрослого, больше не является неделимым целым. Как мы уже знаем, внутри него произошел раскол. Даже если его эго иногда все еще преследует свои прежние цели, его суперэго, преемник родителей, выступает на стороне воспитате­лей. Пределы возможностей воспитания теперь определяются находчивостью взрослых. Они идут по неверному пути, если по отношению к ребенку в латентный период его развития ведут себя так, как если бы они находились в абсолютной оппозиции;

поступая так, они лишают себя серьезного преимущества. Что им следовало бы сделать — так это обнаружить раскол в душе ребенка и вести себя соответственно. Если им удастся заключить союз с суперэго ребенка, то победа в борьбе инстинктивных по­буждений и социальной адаптации будет за ними.

На вопрос о взаимоотношениях учителя и класса (или вос­питателя и группы) теперь также проще найти ответ. Из выше­сказанного мы видим, что учителю достается в наследство не только Эдипов комплекс. От каждого из детей, находящихся под его присмотром, он получает роль суперэго, и таким образом приобретает право распоряжения над ними. Если он будет про­сто играть роль родителя в глазах каждого ребенка, то все нераз­решенные конфликты раннего детства разыграются снова, к то­му же зависть и соперничество разрушат группу. Но если он су­меет взять на себя роль их суперэго, примера подражания группы, то принудительное подчинение заменится на добровольное по­слушание. Кроме того, находящиеся под его руководством дети будут более привязаны друг к другу и станут единой группой.


Взгляд на детство с точки зрения психоанализа1

Использование данных, полученных в анализе взрослых

Открытие того факта, что «истерические больные страдают главным образом от своих воспоминаний» (Brenr and Freud, 1893), стало началом психоанализа. Аналитики стали интере­соваться преимущественно прошлым своих пациентов, а не их актуальными переживаниями и в большей степени проблема­ми, свойственными этапам роста и развития, чем зрелости.

В связи с этим возросли надежды на то, что психоаналитики могут быть так же компетентны в вопросах детского психоана­лиза, даже если они работали только со взрослыми пациента­ми. Их знания в области психического развития и их понимание взаимосвязи между внутренними и внешними силами, кото­рые определяют индивидуальность каждого человека, долж­ны были автоматически разъяснить все вопросы, которые свя­заны с эмоциональным состоянием ребенка или его нормаль­ным развитием.

Однако следует заметить, что в то время было сделано очень мало для практического воплощений этих идей. Все усилия были направлены преимущественно на то, чтобы выработать и усовершенствовать методику, которая выявила новые факты, касающиеся последовательности либидозных фаз развития (оральная, анальная, фаллическая), Эдипова и кастрационно-го комплексов, амнезии раннего детства и т. д. Так как эти не­маловажные открытия основывались на выводах, сделанных в ходе психоанализа взрослых пациентов, метод «реконструк­ции» детских переживаний был поставлен во главу угла и на его основе были сформированы многие понятия, являющие со­бой костяк современного детского психоанализа.

С другой стороны, потребовалось не более одного или двух десятилетий подобных исследований до того, как ряд авторов

' Текст дан по изданию: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа Т. II. М., 1999. С. 9-27.


52 Раздел I. Психоанализ раннего детства

вышли за рамки простой теории и начали претворять в жизнь новые решения в области воспитания детей. Анализ взрослых невротиков не оставил сомнений в том, как велико влияние ро­дительских отношений и отношений окружения, а также неис­кренности родителей в сексуальных вопросах, нереально высо­ких моральных требований, чрезмерной строгости так же, как и чрезмерной снисходительности, ненужных запретов, наказа­ний, раннего совращения. Изменить отношения путем улучше­ния условий воспитания и, таким образом, ввести так называе­мое психоаналитическое воспитание, которое помогло бы пред­отвратить развитие неврозов, казалось сложной задачей.

Теперь, по прошествии более пятидесяти лет, оглядываясь назад, мы видим длинную череду ошибок и неудач. В то время было практически невозможно составить полную, законченную систему стимулов, аффектов, взаимосвязей, орудий, функций и защитных механизмов эго, взаимозависимости и взаимодей­ствия ид и эго и вытекающих отсюда нарушений развития. Тео­рия психоанализа расширяла свои границы, за одним открыти­ем следовало другое. Применение соответствующих познаний в вопросах воспитания и предупреждение умственных заболе­ваний происходили не иначе как постепенно, шаг за шагом, следуя трудной и тернистой дорогой. По мере того как совер­шались новые открытия в области клинических исследований или теоретиками разрабатывались нововведения и изменения, они выносились на обсуждение, трансформировались в предуп­реждения и наставления для родителей и учителей и станови­лись неотъемлемой частью аналитического воспитания.

Последствия этих экстраполяции теперь хорошо известны. Так, в свое время, когда психоанализ особо подчеркнул совраща­ющее влияние ситуации, когда ребенок делит постель с роди­телями, и травматические последствия «первичной сцены» — наблюдения детьми полового акта родителей, последовали со­веты избегать 41изической интимной близости с детьми и пре­достережения от совершения сексуальных актов в присутствии даже самых маленьких детей. Когда в процессе анализа взрос­лых было подтверждено, что запрет на удовлетворение сексу­ального любопытства во многих случаях является причиной задержки интеллектуального развития, стало пропагандиро-


Взгляд на детство с точки зрения психоанализа 53

ваться раннее сексуальное просвещение. Когда обнаружилось, что истерические симптомы, фригидность, импотенция и т. д. восходят к запрету и последующему подавлению сексуальных проявлений детства, психоаналитическое воспитание было переориентировано на снисходительное, терпимое, либераль­ное отношение к проявлениям инфантильной прегенитальной сексуальности. Когда новая теория инстинкта определила аг­рессию как основное влечение, толерантность также была рас­пространена на появления ранней детской враждебности, же­лание смерти родителей и сиблингов и так далее. Когда опре­делили, что тревога играет центральную роль в формировании симптомов, все усилия были устремлены на то, чтобы снизить страх перед родительской властью и авторитетом. Когда чув­ство вины оказалось следствием конфликтов с внешним ми­ром, за этим последовал строгий запрет на все воспитательные меры, способствующие формированию суперэго. Когда новый структурный взгляд на личность возложил ответственность за поддержание внутреннего баланса на эго, это вылилось в необ­ходимость поощрения развития в детях силы эго, решительно оберегая их от воздействия, давления инстинктов. И уже в на­стоящее время, когда аналитические исследования были пере­ориентированы на самые ранние события первых лет жизни и высветили их значимость, последовавшие открытия привели к новым и в некоторых отношениях революционным способам ухода за грудными детьми.

Благодаря этим длительным н тщательным разработкам психоаналитическое учение ие может быть признано несисте­матичным. Более того, его развитие проходило по спирали — вначале внимание концентрировалось на свободе побуждений, затем на силе эго, потом вновь на сохранении либидозных от­ношений. В поисках факторов, вызывающих отклонения, и за­щитных мер использовались последние психоаналитические исследования, которые обеспечивали более удачное решение проблемы.

Одни из советов, данных родителям в тот период, были со­гласованы друг с другом, другие — прямо противоположными и взаимоисключающими. Некоторые из них оправдывали са­мые радужные надежды. Таким образом, психоанализ числит


54 Раздел I. Психоанализ раннего детства

среди своих успехов большое доверие и доброжелательное от­ношение между родителями и детьми, которое было достигну­то после того, как появилась искренность в обсуждении сек­суальных вопросов. Другая победа была одержана над упрям­ством, свойственным определенной стадии раннего возраста, которое исчезало почти во всех случаях без исключения после того, как были выявлены все проблемы анальной фазы и при­няты соответствующие меры. Также после того, как в соответ­ствии с установлением более внимательного и тщательного яюдхода к оральным потребностям изменилось отношение к кормлению младенцев и отнятию их от груди, исчезли некото­рые свойственные детям нарушения питания. Определенные типы расстройства сна (например, проблемы засыпания) были устранены после того, как смягчилось отношение к мастурбации, сосанию пальца и другим видам аутоэротических действий.

С другой стороны, не было недостатка в разочарованиях и сюрпризах. Неожиданностью явилось то, что, даже если детям доступно и простым языком разъясняют вопросы секса, это воспринимается неадекватно и что они упорно продолжают верить в собственные представления о сексе, которые изобра­жают отношения между взрослыми в соответствующих возра­сту понятиях оралыюсти и апальности, жестокости и грубости. Не менее неожиданным стало то, что снятие запрета на мас­турбацию имело — кроме позитивных последствий — опреде­ленный нежелательный эффект в формировании характера, а именно ликвидация чувства напряженности и борьбы, кото­рое, несмотря на его патогенное влияние, служило также фун­даментом морального воспитания (Lampl-de Groot, 1950). Кро­ме того, избавление ребенка от тревоги оказалось невыполни­мой задачей. Родители делали все возможное, чтобы ребенок не испытывал страха перед ними, но это привело только к тому, что возрастало чувство вины, то есть страх ребенка перед соб­ственной совестью. В свою очередь, снижение строгости супер-эго приводит к тому, что ребенок становится подвержен всем возможным тревогам, то есть чувствует беззащитность перед давлением своих инстинктов.

В итоге, несмотря на множество открытий, психоаналити­ческое воспитание так и остается перед целью, поставленной


Взгляд на детство с точки зрения психоанализа 55

с самого начала. Было бы справедливо, если бы дети, выросшие в современных условиях, хотя бы в некоторой степени отлича­лись от предыдущих поколений, но они не свободнее от страха и от конфликтов, и они в не меньшей степени подвержены не­вротическим и другим психическим заболеваниям. Согласно вышесказанному, не существует «панацеи от невроза». Само деление на ид, эго и суперэго дает нам представление о физи­ческой структуре, в которой каждая часть имеет свое специфи­ческое происхождение, определенные цели и предпочтения и свой индивидуальный режим функционирования. По опреде­лению различные психологические факторы находятся в проти­воречии друг с другом, и это порождает внутренние разногласия, которые воплощаются в сознании как психические конфликты. Эти последние существуют там, где имеет место сложное струк­турное развитие личности и характера. Конечно, есть примеры, когда «психоаналитическое воспитание» помогает ребенку при­нимать правильные решения, которые способствуют сохране­нию его психического здоровья. Но также есть и много других, когда внутренние конфликты не могут быть предотвращены и становятся причиной тех или иных отклонений в развитии пси­хики.

Возникновение детского анализа и его последствия

Многие сомнения и неопределенные моменты были разреше­ны с появлением детского анализа. Психоаналитики прибли­зились еще на один шаг к определению того, что должно было быть определено в самом начале — к детским ожиданиям и их реализации.

Для психоаналитической детской психологии, которая до этого базировалась исключительно на реконструкции анализа взрослых, таким образом открывался второй обширный источ­ник. Для аналитиков стало важной теоретической задачей срав­нение и противопоставление экспериментальных данных того и другого вида. Но детский психоанализ основывался не толь­ко на этом. Помимо изучения «взаимосвязей между конкрет­ным окружением и развитием способностей ребенка» было


56 Раздел I. Психоанализ раннего детства

выявлено «множество интимных подробностей о жизни детей», а именно то, что «фантазии, так же как и обычные пережива­ния, возможно наблюдать, если только психоаналитик обес­печит обстановку, в которой мечты и ночные кошмары ребенка становятся понятными»'. Для аналитических терапевтов важ­но, что в раннем анализе для сознания пациента и наблюде­ния аналитика еще доступны инфантильные комплексы и их патологические последствия, то есть аналитик работает с воз­растом, в котором пока еще не достигли своей полной силы ин­фантильная амнезия и покровные воспоминания.

Подробное изучение проблем детства, которые вытекают из многолетней практики психоанализа, основывается на индиви­дуальном подходе к развитию личности, что отличается от взгля­дов тех коллег, которые видят детский анализ только через при­зму выводов, сделанных па основе наблюдений над взрослыми. Поэтому детские аналитики не только предлагают долгождан­ные подтверждения аналитических предположений, они также содействуют нахождению решений, поскольку альтернативные гипотезы продвигаются реконструктивными методами2. Они смещают акценты на специфические области и вносят коррек­тивы в традиционные взгляды (Л. Freud, 1951). И кроме всего прочего, они, как я попытаюсь показать далее, могут также вне­сти свой вклад в метапсихологию и теорию психоаналитической терапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.