Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфантильная зависимость в аналитической литературе послевоенных лет




Растущий аналитический интерес к первому году и к ранним отношениям матери и ребенка ставит в центр внимания и про­блему инфантильной зависимости. Две выдающиеся работы из этой области освещают тему, с одной стороны, с позиции про­цессов созревания (Phyllis Greenacre, 1960), с другой стороны, с позиции материнской заботы (D. W, Winnicott, I960). Со­вмещение обоих способов рассмотрения создает впечатляю­щую картину биологической и психологической зависимости ребенка в первые периоды жизни, а также их далеко идущих последствий для последующего психического здоровья или болезни.

Другие публикации, частично как результаты аналитиче­ской работы, частично как итоги непосредственных внеанали-тнческих наблюдений, затронули следующие частные пробле­мы: роль проникновения в отношения матери и ребенка до раз­вития языка (Winnicott, 1949); вклад периода зависимости в индивидуальную конституцию (Mwtin James, 1960); вредные последствия разлучения с матерью маленьких детей (А. Фрейд иД.Берлишш, 1949,1950; Джои Боулби, 1952 и др.; Джеме Ро-бертсон, 1958; Рене Спитц, 1945, 1946); влияние материнских отношений па начало жизни (Джойс Робертсон, 1962).

Интерференция между внутренним и внешним миром в свете детского и взрослого анализа

Впечатление от чрезвычайного значения инфантильной зави­симости, с которой детский аналитик ежедневно имеет дело в своей работе, имеет продолжительные последствия для его те­оретических убеждений.

При работе со взрослыми и с полученными от них результа­тами для аналитика само собой разумеется более высокая оцен­ка влияний внутреннего мира, нежели внешнего. От своих паци­ентов он научился, что изменения во внешних обстоятельствах жизни ведут не к изменению настроения, а к отклонениям на­строения, которые способствуют восприятию внешнего мира


Связь взрослого и детского анолиза 403

в искаженном свете; что внешний мир побуждает не деятель­ность фантазии, а бессознательный мир фантазий, который в своих целях использует реальный мир фантазий, который в своих целях использует реальный мир; что именно проекции из внутреннего мира придают безвредным лицам из внешнего мира вид опасных последователей; что в процессах переноса картина его собственной личности испытывает похожие изме­нения и искажения и т. д. Чем глубже происходит перенос ана­литика в детство пациента, тем более возрастает его убеждение, что даже в инфантильные времена решающие влияния закреп­лены во внутреннем мире индивида, а не в его внешнем мире,

По указанным причинам аналитик взрослых непоколебимо стоит на психической реальности. Если он допускает ошибку в своих оценках, они обычно соответствуют этой установке: он склонен видеть не встречающиеся в ходе наблюдения пережи­вания пациента только в свете сопротивления и переноса и от­казывать им в любом реальном значении, даже где оно оправ­дано.

Для детского аналитика, с другой стороны, все указания ведут в обратную сторону. Выделяющаяся роль влияний окру­жающей среды раскрывается тем выразительнее, чем младше ребенок, и тем определеннее он подвержен влияниям объектив­ного мира. Нетрудно ежедневное, поведение и симптоматоло­гию ребенка сводить к родительской заботе или пренебреже­нию, к отношениям, основанным на любви или отсутствии любви, к переоценке или критической недооценке, либо даже сразу к гармонии или дисгармонии родительской супружеской жизни. Даже символический материал, который во время ана­лиза приносит ребенок, его игровые действия и т. д. происхо­дят не только из его собственных фантазий. Они содержат од­новременно сообщения о семейных событиях, указывают, в какие ночи у родителей были половые сношения, когда произошла домашняя ссора, символизируют патологию и симптоматоло­гию родителей и т. д. Где детский аналитик ограничивается лишь внутренним миром ребенка, можно потерять много цен­ного материала, который относится к его внешнему миру (см. также Августа Боннард, 1950, о «предающих жестах» ребенка). Даже в анализе более старших детей, у которых материал больше


404 Раздел VI. Техника детского психоанализа

уже не появляется в форме игровых действий, внешние собы­тия дня часто играют неподобающе большую роль. В этих слу­чаях, правда, речь идет о защите внутренних процессов на службе одного из многочисленных сопротивлений.

Детскому аналитику и детскому анализу чрезвычайно важ­но не быть введенным практическим опытом в теоретическое заблуждение. Неверно заключать из этого опыта, что внешние мероприятия (кроме как у самых младших) достаточны для устранения инфантильных нарушений. Кто верит в односторон­нее терапевтическое влияние факторов внешнего мира, верит также в их одностороннее патогенное влияние — воззрение, ко­торое не может быть подтверждено психоаналитическим пони­манием. Убеждение, которое мы приобрели при изучении не­врозов и других психических нарушений, доходит до того, что патогенные влияния можно найти с двух сторон, внутри и сна­ружи, что только их взаимодействие позволяет им создавать длительные патологические состояния в психическом аппара­те и что последние могут быть устранены лишь там, где терапия обращается к психической инстанции и в состоянии добиться изменений соотношения сил между ОНО, Я и сверх-Я.

Во взрослом анализе мы получаем так много обособленных впечатлений о превосходстве психической реальности над внешней реальностью, что нам трудно помнить о реальных ли­шениях, потерях, разочарованиях и т. п., которые играют роль возбуждающих элементов при возникновении заболевания. В детском анализе перед нами противоположная трудность:

наше впечатление о внешних влияниях, которые действуют на ребенка, настолько потрясающе, что мы находимся в опасности забыть, что только взаимодействие между окружающими фак­торами и врожденными или приобретенными позициями и ус­тановками Я ведет к патологическому результату.

Где аналитик обследует как детей, так и взрослых, ему не­трудно разобраться в мнениях обеих сторон и придерживаться теоретической точки зрения, которую этиологически изложил Фрейд: «Для рассмотрения причины случаи невротических заболеваний выстраиваются в ряд, внутри которого оба момен­та — сексуальная конституция и переживания... — представле­ны так, что один растет, когда другой уменьшается. На одном





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.