Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пророчество о рабстве и об освобождении Израиля из Египта




Еще до рождения Исаака Господь уведомляет Авраама: „Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй. В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Аммрреев доселе еще не наполнилась” (Быт. 15:13-16).

Посмотрим на основные части этого пророчества. Господь предсказы­вает Аврааму, что потомки его будут жить в чужой стране, что они там будут порабощены, что их будут тяжело угнетать, но поработитель будет судим Господом, что они выйдут из рабства с богатством и что им будет дана страна Ханаанская.

Пророчество свидетельствовало, что эти события произойдут в течение четырехсот лет.

То, что Господь открыл Аврааму, не было рядовыми событиями, которые совершаются в обычном порядке с течением времени. А если бы было и так, то и тогда точное исполнение предсказанного раньше подтвердило бы правдивость пророчества. Но насколько некоторые части пророчества были трудно исполнимы, настолько сильнее оно (пророчество) подчеркивается происшедшим в истории. Вопреки всем затруднениям, преградам и сопротивлениям слово Божие непрелож­но исполняется.

Чтобы лучше уяснить, что исполнение пророчества - не случайность, но вторжение Бога в историю, покажу сначала некоторые препятствия, которые имели место к исходу евреев из Египта.

Но прежде отмечу, что само переселение Израиля в Египет было тоже определено Богом. Иаков со своими сыновьями имел большие стада, и они не были готовы покинуть Ханаан, но невидимая рука как будто заставила их сделать это. Обстоятельства и текущие события склады­вались так, что они вынуждены были пойти в Египет. Голод в Ханаане, поиски пищи в Египте, положение Иосифа вторым после фараона в Египте, тоска Иакова, призыв Иосифа, колесницы фараона и известие, что засуха продлится еще пять лет - все это было причиной исполнения первой части пророчества.

После смерти Иосифа и смены династии фараонов-гиксов новой династией фараонов-националистов евреи оказались на положении рабов. Так началось их угнетение. И так исполнились вторая и третья части пророчества.

Теперь следовало самое трудное для исполнения - избавление их от рабства. Глядя на способы их угнетения, на их беспросветное порабо­щение, задаешься вопросом: возможно ли, чтобы исполнилось сказан­ное в пророчестве? Препятствий было много и притом больших.

Первое препятствие - они сами.

Нельзя было предположить, что этот народ решится на то, чтобы освободиться из Египетского рабства. Некоторые ив евреев, подкуплен­ные деньгами, прислуживали египтянам в качестве надзирателей. За хорошую плату они готовы были угнетать своих братьев, заставляя их выполнять непосильную норму по изготовлению кирпичей каждый день.

„Всеобщая история”, изданная в Бухаресте в 1959 году, рассказывает о тяжелых работах евреев в Египте (т. 1, с. 334);.. Были назначены определенные нормы... За работой следили надзиратели... работа­ли коллективом и группами... ” Из книги Исход (5:19-21) видно, что надзирателями были люди и из израильтян. Как можно было ожидать избавления от рабства того народа, где брат угнетал брата?

С другой стороны, евреи были в то время робкими и нерешительны­ми. Да и позднее, когда они овладели Ханааном, эта их черта проявля­лась у них. Израиль имел царём Саула, человека великорослого, на голову выше других. Но когда приходили филистимляне, израильтяне копали ямы и прятались в них. И только двое из воинов Саула отлича­лись храбростью - Ионафан и его оруженосец. Как мог такой пугливый народ отважиться сбросить иго фараона и выйти на свободу? Это было невероятно!

Кроме того, они были трусливы. Рабство изменило их. Если бы даже кто из них и восстал, никто не решился бы пойти за ним. Не по этой ли причине Моисей вынужден был бежать из Египта? Он не организовы­вал никакого восстания, он только вышел посмотреть на работу своих братьев-евреев. Увидев египтянина, который бил раба-еврея, Моисей заступился за него и убил мучителя, затем закопал его в песок. В Египте существовал закон о наказании за убийство. Историк Диодурус Сикулук говорит, что закон гласил так: „Кто видит человека, убиваемо­го другим или атакованного другим с насилием, и не избавит его, если может, будет наказан. смертью”. Моисей хорошо знал этот закон и потому смело вступился за обижаемого. Но когда на следующий день увидел двух евреев дерущимися, он вмешался в ссору и сказал тому, который был неправ (Исх. 2:15): „Зачем ты бьешь ближнего твоего?” Тот ответил ему: „Кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина?” И далее сказано: „И услышал фараон об этом деле, и хотел убить Моисея”. От кого услышал? От братьев его, трусов и предателей. Казалось, что немыслимо было делать ни малейшей попытки для избавления от рабства такого народа!

Этот народ из-за рабства дошел до состояния безнадежности и отчая­ния. Откройте книгу Исход (6:9) и вы убедитесь в этом. Читаем: „Моисей пересказал это сынам Израилевым, но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ”. Малодушие и отчаяние сделали их непри­годными ни к чему. И нравственность их была в упадке, и сила воли парализована. Они, как мертвая рыба, плыли по течению, несомые волною по воле судьбы: что будет, то будет. Мог ли такой отчаявшийся, малодушный, пронизанный духом безнадежности народ спастись от рабства?

Кроме того, они совершенно не умели владеть оружием. Они были рабы, которыми помыкали, используя их для изготовления кирпичей на больших стройках. Они не имели оружия, и если № кто его им дал, они не знали, как с ним обращаться. Как может освободиться такой народ? Они сами были препятствием на пути исполнения пророчества.

Другим препятствием были фараон и его войско.

Известно, что Египет был мощной военной державой. Египтяне равнялись силой с ассирийцами. Иногда побеждали ассирийцы и отни­мали часть территории от египтян, а иной раз египтяне были победите­лями и забирали землю у ассирийцев. Один писатель-современник пишет об эскадронах египетской кавалерии, что они „были быстры, как шакалы с огненными глазами, и налетали, как шквал всеразрушающего урагана”. Египетская армия была хорошо подготовлена и оснащена самым лучшим оружием того времени. Могли ли израильтяне затевать войну с такой армией?

О, еврейские рабы! Вы научились только месить глину и лить ее в формы кирпичей. Вы, обиженные Судьбой, без коней и без военных колесниц, без оружия и без щитов, как вы будете освобождены из железной руки фараона? Бегством? Но даже тайным бегствам невозможно было спастись, потому что границы Египта, особенно в северной ее части, были хорошо охраняемы. Были построены сильные крепости, чтобы воспрепятствовать врагу при нападении на Египет или выходу из страны.

Один советник фараона, по имени Симех, убежал и оставил свиде­тельство следующего содержания: „Шел я пешком и достиг крепости, воздвигнутой царем, чтобы преградить путь чужим народа»^ Один старик, продающий травы, спрятал меня, но и я испугался при виде стражи на стене, ходящей каждый день... ” На границе, так хорошо охраняемой, даже одному человеку было трудно перебежать. Что же можно сказать о целом народе? Бегство было невозможным. Египтяне, фараон, армия были непреодолимой преградой на пути исполнения пророчества. Как же может оно исполниться?

Следующим препятствием была пустыня.

Между Египтом и Ханааном пролегала Синайская пустыня. Израиль должен был преодолеть эту пустыню. Исследователи Библии утвержда­ют, что Израильский народ вместе с другими племенами, которые жаждали освобождения, насчитывал приблизительно 2-3 миллиона. Как это огромное скопление, со стариками и детьми, со стадами живот­ных, могло в одну ночь покинуть Египет и проскользнуть незамечен­ным через границу? Если бы даже это им и удалось, они не смогли бы достигнуть Ханаана, потому что пустыня поглотила бы их.

Без Божественного вмешательства было невозможно пройти им пустыню. Думали ли вы когда-либо, сколько пищи понадобилось бы им для такого пути? Попробуйте сосчитать для двух миллионов только по полкилограмма в день. Это значит, что им необходимо было бы 100 вагонов хлеба ежедневно, не говоря о других продуктах питания. И вода им тоже была нужна. Считая по пол-литра воды на человека в день, им понадобились бы другие 100 вагонов-цистерн с водой ежеднев­но. Израиль не имел возможности запастись таким количеством продук­тов и воды. Принимая во внимание, что путь пролегал через пустыню, где не было ни хлеба, ни воды, и что пересечь ее нельзя было в несколь­ко дней, а требовались месяцы (вспомним, что только в третий месяц они едва достигли горы Синай), мы можем составить слабое представ­ление об этом препятствии. Посчитаем не сорок лет, а четыре месяца, и выходит, им надо было самое меньшее 12000 вагонов хлеба и почти столько же воды. Откуда они могли взять столько провизии? Потом, как они могли это провезти? Они, как рабы, не имели ни припасов, ни средств передвижения, чтобы пройти пустыню. На это обстоятельство часто не обращается внимания, но оно составляет одно из самых боль­ших затруднений на пути исполнения пророчества. И насколько не­преодолимее была преграда, настолько славнее было исполнение слова Божия.

И если допустить (хотя это немыслимо), что Израиль смог бы бежать из Египта и даже благополучно пройти пустыню, впереди их ожидало новое, еще более великое препятствие — Ханаанская земля с ее великррослыми племенами.

„Страна, где течет молоко и мед” была населена и в то время имела приблизительно 31 царя со своими народами, имела хорошо устроен­ные города, укрепленные стенами и надежно охраняемые стражей. Задолго до формирования еврейского народа как нации, еще до прихо­да туда Авраама, хананеи имели уже своих царей. Глиняные таблички, раскопанные в Тел-ел-Амарна, свидетельствуют о том, что эти цари были данниками Египта. Подумать только: евреи бегут от фараона и тут же попадаются в руки верных фараоновских слуг! Разве они могли их хорошо принять?

А кроме того, между жителями Ханаана были и великаны: рефаимы, анакимы и некоторые из филистимлян. Когда соглядатаи возвратились с разведки по Ханаанской земле, они сообщили, что страна прекрасна, показали плоды, но о жителях сказали: „Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча” (Чис. 13:34). Как отважиться им воевать с такими людьми?

Ог, царь Васана, имел в высоту 6 локтей *. Один локоть равняется 60 сантиметрам. Представьте себе, что вы находитесь перед человеком высотой в 3 м 60 см. Найдется ли у вас храбрость вступить с ним в бой? Он владеет укрепленными крепостями, имеет орудие, он великан, и ты идешь завладеть его крепостью?

* От издателя... Ог, могущественный Васанский царь, имел железное ложе длиной в 9 локтей (4,5 м) и шириной в 4 локтя (2 м) (Вт. 3,11). Точных же данных о росте его самого В Библии нет. Возможно, он был выше, чем указывает автор.

Известно, что и слабый человек у себя дома знает, как защищаться от сильного. Израиль! Как можешь ты завладеть Ханааном? Конечно, это было совсем невозможно. Итак, сама страна тоже была препятствием.

И все же, по пророчеству, Бог обещал дать ее сынам Израилевым, и Он готов продемонстрировать это. Насколько страна укреплена, на­сколько исполины могущественны, а Израиль слаб, как саранча, настоль­ко проявлено всемогущество Божие и истина слова Его, хотя по-чело­вечески это было невозможно.

Теперь посмотрим на исполнение пророчества.

В пророчестве Аврааму Господь сказал, что Он осудит угнетателя. После того, как истекли четыреста лет угнетения, на небесах начался суд над Египтом. Моисей призван Богом пойти в Египет. По дороге он встречает своего брата Аарона, и они вместе идут к фараону и заявляют ему: „Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне”. Фараон равнодушно спрашивает: „Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля?” И с того времени Библия показывает во всех десяти казнях, как Бог старается „быть узнанным” Израилем в Его милости и любви; фараоном же и египтянами - в Своей строгости и силе.

Господь судит египтян и постыжает их богов-идолов. Каждая казнь связана с одним из богов Египта. Первая казнь - превращение воды в кровь как в „священной” реке Нил, так и в ее ответвлениях и сосудах, содержащих Нильскую воду. Это был жестокий удар по главному бо­жеству Египта - Озирису. Египтяне утверждали, что Нил - олицетво­рение божества, а теперь вода его покраснела, воссмердела, и рыбы умерли. В суде над египетскими богами Всевышний поразил то, что для них было самым дорогим. Возможно, и у нас Господь что-то усматривает и иногда ударяет в то, что ценно для нас? Если так, будем вниматель­ны к Его судам.

Вторая казнь - жабы. Это был суд над богиней Хект, которая имела голову жабы. Она считалась защитницей от жаб, однако жабы целыми полчищами покрыли всю страну. Они вошли во дворец фараона, проник­ли в его спальню, поднялись на кровать, прыгали в корыто с тестом для хлеба, и никто не мог их остановить. Богиня Хект оказалась беспомощ­ной!

Третья казнь - тучи мошек. Египтяне считали их нечистыми. И вот мошки оскверняют Аписа, „священного” быка. И даже их жрецы-священники были осквернены мошками. Эти насекомые наполнили всю страну, и весь Египет сделался нечистым.

Песьи мухи в четвертой казни были судом над божествами мух: они имели призвание защипать Египет от мух. Но вот теперь мухи повсюду, кроме земли Гесем, где жили евреи, и не было от них никакого спасе­ния. На этот раз побежденный фараон зовет Моисея и предлагает ему компромисс: пусть евреи принесут жертву Господу в земле Египетской. Моисей отказывается. Фараон предлагает ему другой компромисс пусть идут, но не очень далеко, и пусть молятся и за него. Но как только казнь прекратилась, фараон опять не позволяет Израилю уходить.

С пятой казни и далее суды Божии касаются не только богов, но и экономики Египта: моровая язва, град, гром и огонь, саранча. Израиль же был защищен от этого. Разница изумительная!

После седьмой казни (град и буря с громом и молнией) фараон приз­нает, что он согрешил. После восьмой казни (тучи саранчи) он предлага­ет третий компромисс: пусть пойдут только мужчины. Моисей опять отказывается принять это предложение.

Через шестую казнь египтяне испытали суды над их здоровьем, их телами. Даже волхвы, которые до сих пор старались подражать Моисею, на этот раз были поражены воспалениями и нарывами и не могли предстать перед фараоном.

Так как фараон продолжал упорствовать, то тотчас же последовала девятая казнь: наступила осязаемая тьма во всем Египте в течение трех дней. Так судим был главный бог Египта - Ра, бог солнца. Моисей и Аарон были призваны во дворец, и фараон сделал четвертое компромис­сное предложение: пусть идут, но без скота. Моисей опять отказывает­ся. Ожесточенный фараон прогоняет Моисея и угрожает: „Берегись, не являйся более пред лицо мое; в тот день, когда ты увидишь лицо мое, умрешь.

Моисей хотел уже уйти, но, может быть, на пороге остановился и объявил о десятой казни: „Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, кото­рая при жерновах, и все первородное из скота. И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет ' более. У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. И прейдут все рабы твой сии ко мне, и поклонятся мне: говоря: „выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь”. После сего я и выйду (Исх. 11:4—8).

Сказав эти слова, Моисей вышел от фараона с гневом и не хотел больше его видеть.

В пророчестве Господь сказал, что они выйдут с большим богатством. Между казнями девятой и десятой евреи выпрашивали у египтян сосуды золотые и серебряные и всякие золотые и драгоценные вещи. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян, и они давали ему, и обобрал он Египтян” (Исх. 11:2-3; 12:36).

В полночь, когда евреи праздновали Пасху - праздник освобожде­ния, ангел смерти совершил поражение в семействах египтян. Вся страна была охвачена плачем и воплем. Ужасны были суды Божии! „Страшно впасть в руки Бога живого”.

Тогда же, в полночь, Моисей был срочно призван в палаты фараона, ему поведено было немедленно взять народ свой и покинуть Египет. И хотя даже хлеб не был испечен и тесто было в квашнях, и хотя не имели запасов, не знали дороги, и хотя некоторые были стары и слабы, все же они должны были оставить Египет и пошли вслед за Моисеем. „И не было в коленах их болящего” (Пс. 104:37).

Это был великий час освобождения, решительное время для испол­нения пророчества. Египтяне заставляли их' уйти с поспешностью. Моисей говорит, что „они выгнаны были из Египта и не могли медлить” (Исх. 12:39).

Когда мы анализировали трудности, то спрашивали себя: как смогут они уйти? А теперь спрашиваем: как могут они остаться? Как чуден Господь во всех делах Своих! л

Эти Божественные суды научили Моисея вполне полагаться на Господа, показали Его всемогущество и заботу о Его народе и проде­монстрировали фараону ничтожество его богов.

Но остался еще один суд над египтянами: славное их войско должно быть разбито, и это происходит на Чермном море*. Господь указывает Моисею, по какой дороге они должны идти, и говорит, что Он убедит фараона преследовать их, „и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я - Господь” (Исх 14:4).

* От издателя Чермное море в библейских текстах соответствует современному Красному морю…

На Чермном море храброе войско входит на открытую дорогу между водами, которые стояли стеною по правую и левую сторону проходяще­го Израиля. Они хотели догнать бывших их рабов и привести назад. Между стенами было огненное облако. К утру, когда Израиль достиг другого берега, Моисей простер руку на море, и воды сомкнулись, приняв обычное течение, и покрыли войско фараонова

О фараон, который насмехался над Господом! Ты не хотел слушать Его, ты вступил с Ним в борьбу. Можешь ли ты теперь бороться с водной стихией, хлынувшей на тебя и на твое отважное войско? Где ваша храбрость, египтяне? О эскадроны, быстрые, как шакалы, можете ли вы возвратить в рабство освобожденных Богом? Нет, нет, никогда! Вас поглотили волны. Горе вам, потому Что вас постиг Божественный суд! Запомните это, фараоны всех веков и нашего времени.

…Тогда на другом берегу Моисей, и народ освобожденных рабов воспе­ли песнь хвалы Богу своему, Который так чудно избавил их. Какой гимн прославления (Исх. 15:1-21)!

И Бог, который даровал им чудесное избавление, заботился о них в пустыне во все время пути. Он заботился об их пище и воде, притом без того, чтобы иметь сотни вагонов с продовольствием. Израильтяне получали каждое утро свою порцию пищи, свежую и чудесную.

Библия говорит, и история подтверждает, что Израильтяне были рабами в Египте, что вышли из Египта и овладели Ханааном. Египет­ская армия, была побеждена без Израильского оружия, стены Иерихона силой Божией пали перед ними, исполины побеждены „саранчой”, и страну они получили как дар.

Израиль в Ханаане - доказательство того, что Божии обетования исполняются. Ни беспомощность Израиля, ни могущество Египта, ни сухость пустыни, ни великаны Ханаана не в состоянии помешать испол­нению того, что предрек Бог!

Может быть, и ты до сих пор не верил, что Библия истинна? Фараон также не хотел верить тому, что говорил Господь через Моисея, что это исполнится во что бы то ни стало, и его неверие не воспрепятствовало осуществлению сказанного Богом.

Библия говорит, что Господь готов смилостивиться над всеми, кто обращается к Нему, как блудный сын, но будет строго судить тех, кто не хочет покаяться. Ты можешь радоваться Его любви или, отвергнув, будешь терпеть Его суд. Это зависит от тебя, только от тебя!

Не забудь: что определил Бог - непременно исполнится!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.