КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Д р е в н и й в о с т о к 3 страница
Агрессивная, наступательная внешняя политика Саргонидов. Захват Верхней Месопотамии и создание огромной централизованной деспотии –Аккадской державы – до границ Малой Азии, Кипра, Сирии, Элама и Южного Ирана. Продолжительные войны Саргона (34 битвы за 55-летнее правление). Гегемония Аккада на Евфрате. Завоевание Ура, Уммы, Лагаша, Киша, разгром войск Лугальзагеси и Уруинимгины. Усиление податной эксплуатации трудового населения Месопотамии. Правление Римуша (2260-2236 гг. до н.э.) и выход аккадцев к Персидскому заливу. Грабительские набеги на Элам. Расцвет Аккада в правление внука Саргона – Нарам-Суэна (2236-2200 гг. до н.э.). Начало вторжений варварских северных народов-кутиев (полукочевников-индоевропейцев с гор Кавказа). Наступление смут в стране после правления преемника Нарам-Суэна – лугаля Шаркадишарри (“царь всех царей”, правил в 2200-2176 гг. до н.э.). Распад Аккадской державы и установление владычества кутиев. Правление выходца из Лагаша лугаля Гудеа (2137-2117 гг. до н.э.). Всенародное восстание под руководством рыбака Утухенгаля в 2009 г. до н.э. и свержение владычества кутиев. Основание одним из соратников Утухенгаля Ур-Намму новой III-й династии Ура с переносом столицы в Ур. Итоги правления династии Аккада. Древняя Месопотамия: III-я династия Ура (2112-2003 гг. до н.э.). Восстановление единой ирригационной системы страны – экономической основы централизованной деспотии. Внутренняя и внешняя политика лугалей Ур-Намму (2112-2094/93 гг. до н.э.) и его сына Шульги (2093-2046 годы до н.э.). Ослабление позиций провинциальной номовой знати и расшатанность внехрамовой общинной организации, подавление остатков общинного сопротивления, потребности укрепления позиций государства в экономике после владычества кутиев, мощный, разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат, широкая поддержка низами позиций новой династии – факторы усиления государства III-й династии Ура, “царства Шумера и Аккада”. Превращение номовых энси в назначаемых сверху царских чиновников, подчиненных лугалю. Переход большей части земель (общинных, храмовых) под государственный контроль и создание централизованных государственных (царских) хозяйств, обрабатывавшихся трудом гурушей (работников-“молодцев”) и нгеме (“рабынь”), находившихся на продовольственном пайке в трудовых лагерях. Тяжелый, непосильный гнет со стороны централизованного военно-бюрократического государства-деспотии на податные сословия страны. Появление первых писаных судебников при Ур-Намму и Шульги – фактор огосударствления судебно-правовых отношений при III-й династии Ура. Составление фальсифицированного “Царского списка” шумеров при царе Шульги – идеологического обоснования верховенства новой династии над покоренными народами. Исключительные, особые позиции в социальной структуре общества шумеро-аккадского жречества – идеологической опоры царской власти. Идеология царства Шумера и Аккада. Упорядочение и систематизация общешумерского пантеона богов во главе с ниппурским Энлилем, богом неба Аном, богом подземных вод Энки и небесным советом из 7 или 9 богов (бог Солнца Уту, бог Луны Нанна, богиня утренней звезды Инана, бог преисподней Не-уну-галь и т.п.). Каноническая картина мироздания: Земля плавает в мировом океане, окруженном плотиной, на плотине покоятся три или семь небес, где обитают “верхние” боги из рода Аннуннаков. Под землей имеется Гора, внутри нее расположена преисподняя – обиталище мертвецов и управляемая “нижними” богами из рода Игигов. Обожествление личности царя – участие в обряде “священного брака” между царем и богиней Инаной. Укрепление внешнеторговых связей “царства Шумера и Аккада” с соседними государствами Передней Азии. Унификация и упорядочение системы мер, веса, длины и т.п. при новой III-й династии Ура. Торговые контакты с Сирией, Финикией и Индостаном (через посредников). Политическая история царства Шумера и Аккада при III-й династии Ура. Военные походы преемников Шульги – Амар-Суэна (2045-2037 гг. до н.э.), Шу-Суэна (2036-2028 гг. до н.э.), Ибби-Суэна (2027-2017 гг. до н.э.). Вторжение племен скотоводов-амореев из Сирийской степи в северную Месопотамию, эламитов – в южную часть страны. Падение Ниппура. “Плач о гибели Ура” – исторический источник о падении царства III-й династии Ура. Установление в Месопотамии владычества амореев. Правление аморейских царей новой династии Иссина – Ишби-Эрры (2017-1985 гг. до н.э.), Шуилишу (1984-1975 гг. до н.э.), Иддигин-Дагана (1974-1954 гг. до н.э.), Ишме-Дагана (1953-1935 гг. до н.э.). Кодификация судебника при Липит-Иштаре (1934-1924 гг. до н.э.). Падение аморейской династии Иссина в 1932 году до н.э. при правителе Гунгунуме. Политический распад Месопотамии на самостоятельные аморейские царства. Оценка периода правления III-й династии Ура в историографии. Старовавилонский период в Двуречье (XIX-XVII вв. до н.э.). Держава Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Обособление царств Иссина на севере и Ларсы на юге, возникших на обломках державы III-й династии Ура. Провозглашение Гунгунумом (1932-1906 гг. до н.э.) себя “царем Шумера и Аккада”. Правление царя Ларсы Абисарихи (1906-1895 гг. до н.э.), война Ларсы с Иссином и смерть обоих правителей – Абисарихи в Ларсе и Ур-Нинурты в Иссине в 1895 г. до н.э. Новая волна аморейского вторжения в Ларсу и Иссину. Правление в Ларсе царя Нур-Адада (1865-1850 гг. до н.э.) и его трех сыновей Синиддинама, Синэрибама и Синикишама (1849-1836 гг. до новой эры). Резкое ослабление царств Ларсы и Иссины к 1830-м годам до н.э. Основание вождем Сумуабумом в 1895 году до н.э. царства с центром в провинциальном городке Бабили (Вавилон – “Врата Бога”) и новой Старовавилонской династии в Месопотамии. Приход к власти в Верхней (северной) Месопотамии правителя Шамши-Адада (держава “Субарту”, 1824-1777 гг. до н.э.). Распад державы “Субарту” после смерти ее создателя. Возвышение Вавилона (возник в 15 км от Киша) и превращение его в лидера ближневосточного мира. Приход к власти в Вавилоне шестого царя Старовавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). “Десятилетие войн” царя Хаммурапи: захват Ларсы, Иссина, Урука в союзе с Шамши-Ададом. Новый период войн Хаммурапи с 1764 г. до н.э.: присоединение Элама (1764 г. до н.э.), Мари (1759 г. до н.э.), Ашшура (1757 г. до н.э.), Эшнунны (1756 г. до н.э.), Сузианы (1755 г. до н.э.). Образование мощной централизованной державы-империи Хаммурапи, включавшей в себя Нижнюю и часть Северной Месопотамии и делившейся на аккадоязычную метрополию и иноязычные колонии-периферии. Превращение Вавилона в традиционный центр хозяйственной и духовной жизни страны (Месопотамию в течение последующих двух тысяч лет стали именовать Вавилонией). Упорядочение административной системы державы Хаммурапи (1768 год до н.э.): централизация и переподчинение храмовых администраций власти царя, а не храма (“рабы царя, а не рабы бога”). Назначение в каждый город от шести до десяти царских чиновников с широкими административными, налоговыми, военными, судебными полномочиями в территориальные области страны; чиновников, отвечавших за управление царским земельным фондом; за управление ирригационными сооружениями. Проведение в жизнь судебной реформы при царе Хаммурапи: изъятие судебных функций из рук храмовых чиновников и передача их в руки царских судей (“дайяну-шаррим”), установление единообразной системы судоустройства и судопроизводства по всей стране, введение в действие царских писаных законов и указов (“цимдат-шаррим”). Функции храмовых судов – проведение судебных поединков (“ордалий”), приведение к клятве и присяге сторон, занятых в судебной тяжбе. Хозяйственный и общественный строй Древней Вавилонии по Законам Хаммурапи (кодифицированы около 1755 г. до н.э.). Всестороннее регулирование государством частнособственнических отношений в стране и установление тотального государственного контроля за хозяйственной, общественной и духовной сторонами жизни в Вавилонии. Структура и содержание основных разделов судебника. Регулирование норм гражданского, имущественного (вещного), договорного, торгового, семейного, уголовного права. Категории свободных (авилумы), полусвободных (мушкенумы) и подневольных (вардумы) лиц по судебнику. Воинское право в судебнике Хаммурапи (статус редумов и баирумов). Долговое рабство (“мишарум”, т.е. “акты справедливости”, аннулировавшие долговую зависимость раз в несколько лет) и ростовщичество. Заемные и кредитные операции. Регулирование условий аренды и найма рабочей силы, цен, тарифов землепользования и водопользования, движимого имущества в судебнике. Система судоустройства и судопроизводства по Законам Хаммурапи. Система наказаний, предусмотренных старовавилонским судопроизводством. Оценка судебника Хаммурапи в науке и его значение. Налоговая реформа царя Хаммурапи: введение чиновничьих должностей мушаддинумов (“заставляющие давать” налоги) и мушепишумов (“заставляющие делать” повинности). Одновременная попытка власти подчинить тамкаров (купцов) и торговый товарооборот государственному контролю. Категорический запрет купли-продажи пахотной земли (кроме городских участков), очевидно, с целью пополнения царского (государственного) фонда и превращения прежних самостоятельных владельцев земли в царских людей. Мероприятия по урегулированию и упорядочению храмовой (статус жриц-надитум) и городской (учреждение карума – торговой организации в городах) жизни; в итоге – повышение деловой активности храмов и городов. Воцарение на престоле преемника Хаммурапи – Самсуилуны (1749-1712 гг. до н.э.). Вторжение в пределы Вавилонии племени касситов под предводительством вождя Гандаша и создание кассито-аморейского государства Хана на Среднем Евфрате. Выход шумерского юга Нижней Месопотамии из состава царства Самсуилуны с 1722 г. до н.э. Цари Аммицадука (1646-1625 гг. до н.э.) и Самсудитана (1625-1595 гг. до н.э.) – последние правители Старовавилонской династии. Захват царем Хеттского царства Мурсилисом I (Мурсили I) Вавилонии в 1595 г. до н.э. в результате набега из малоазийской области Анатолии на Старовавилонское царство. Уход хеттов из Вавилона и восстановление власти бывших кассито-аморейских правителей Ханы над Месопотамией. Вступление страны в Средневавилонский период – время правления касситской династии. Средневавилонский период в Нижней Месопотамии и Эламе (XVI-XII вв. до н.э.). Кардуниаш – самоназвание государства вавилонских касситов. Скупость и фрагментарность контингента исторических источников, отражающих экономику, общественные отношения и духовную жизнь Средневавилонского царства. Продолжительный упадок средневавилонской экономики в XVI в. до н.э. и медленный подъем хозяйственного развития Вавилонии с начала XV в. до н.э. Внедрение в сельское хозяйство плуга-сеялки и создание сети дорог. Прогресс в военном деле и внедрение конноколесничных войск. Использование золота наряду с серебром как средства денежного обращения. Завершение складывания классической социальной структуры Вавилонии в касситский период. Резкое сокращение общинного сектора в структуре средневавилонской экономики. Предоставление крупнейшим торгово-ремесленным центрам страны – Вавилону, Ниппуру и Сиппару – высокой степени автономии с освобождением от повинностей и налогов. Политика сочетания в экономике страны государственного сектора с частно-общинным (передача во владение вельможам земель с правом передачи по наследству на правах “кудурру” – так назывались межевые камни, определявшие границы земельных владений). Получение касситскими аристократами “в кормление” целых территориальных округов, со временем превращавшихся в автономные княжества. Усиление позиций Вавилона по отношению к окружавшим его номам. Агум II – первый известный царь касситской (или III-ей Вавилонской) династии, “царь Кашшу и Аккада, царь обширной страны Вавилона, царь Падана и Алмана, царь страны Гути (кутиев)”. Восприятие касситами вавилонской культуры, пантеона вавилонских богов, проведение политики покровительства традиционным культам и храмам. Правление царя Бурна-Буриаша (около 1366-1340 гг. до н.э.) – вершина касситского могущества в Вавилонии. Захват и присоединение Аррапхи, Элама, Южного Ирана, установление союза с хеттским царем Суппилулиумой, скрепленного династическим браком. Начало 150-летней эпохи войн Вавилонии с Ассирией. Аннексия Вавилонии в правление ассирийского царя Тукульти-Нинурты I (1228-1212 гг. до н.э.). Утрата Вавилонией части своих пограничных владений у Нижнего Заба в правление ассирийского царя Ашшурдана I (1179-1133 гг. до н.э.). Активизация завоевательной политики со стороны эламского царя Унташ-Напириша против Вавилонии с 1275 г. до н.э. Победоносный и разрушительный поход в Вавилонию эламского царя Китен-Хутрана около 1226 г. до н.э., закончившийся разграблением Ниппура. Потеря касситской Вавилонией былого могущества и утрата лидерства в регионе Передней Азии. Ухудшение внешнеполитических отношений с Египтом, Эламом, Ассирией. Падение касситской (III-ей Вавилонской) династии к 1150 г. до н.э. под ударами эламитов при “великом царе Элама” Шилхак-Иншушинаке. Наступление эпохи Нововавилонского царства в Месопотамии и Новоассирийского периода в Ассирии. Оценка Средневавилонского периода в отечественной и зарубежной исторической науке. Нововавилонское (Халдейское) царство (VII-VI вв. до н.э.). Восстановление независимости Вавилонии II-ой династией Иссина, изгнавшей эламитов из страны. Нашествие халдеев (одно из арамейских племен) на Месопотамию в XI-X вв. до н.э. и заселение ими приморского юга страны. Завоевание Вавилонии ассирийским правителем Тиглатпаласаром III в 729 г. до н.э. Наступление эпохи войн с Ассирией. Новое разрушение Вавилона ассирийским царем Синаххерибом в 688 г. до н.э. Восстания халдеев против ассирийского владычества в 652-648 гг. до н.э. Сближение халдейской знати с новоаасирийской при царе Ашшурбанипале (Ашшурбанапале, умер в 626 г. до н.э.). Восстание против ассирийцев в Вавилонии под руководством Набопаласара (Набупаласара, 626-605 гг. до новой эры) и основание им Нововавилонской (Халдейской) династии со столицей в Ниневии. Вторжение союзников ассирийцев – египтян – в Вавилонию и начало пятидесятилетней вавилоно-египетской войны. Правление царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.), разгром ассирийцев при Каркемише, взятие Иерусалима в 597 г. до н.э. (повторно был взят и разграблен в 586 г. до н.э.), захват приморского Тира после 13-летней осады в 574 г. до н.э., успешное завершение противоборства с Египтом в 567 г. до н.э. (воцарение в Египте Амасиса, союзника Вавилонии). Новая война с Эламом и захват Навуходоносором II Cузианы. Сохранение нововавилонского контроля над Сирией и Палестиной и вытеснение оттуда египтян. Вступление Нововавилонского царства в период дворцовых переворотов: правление сына Навуходоносора – царевича Авельмардука (убит в 559 г. до новой эры), зятя Навуходоносора – Нериглиссара (Нергалшаррусур, 559-555 годы до н.э.). Приход к власти ставленника жреческой группировки Набонида (Набунаида, 555-538 гг. до н.э.), последнего монарха Нововавилонской династии. Разрыв Набонида со жречеством Вавилона и воцарение сына Набонида – царевича Валтасара – в Вавилоне. Утрата поддержки правящей Нововавилонской династии в стране. Нарастание недовольства внутренней политикой Набонида и Валтасара в светских и религиозных кругах нововавилонской элиты. Падение обороноспособности Нововавилонского царства. Пассивное безразличие народа к судьбе своей страны, обреченность Вавилонии на гибель. Возвышение Персии при царе Кире II. Начало персидского наступления на Вавилонию. “Валтасаров пир” и падение Вавилона (539/538 годы до н.э.). Раздел страны на сатрапии и установление персидского владычества над Вавилонией (размер ежегодной дани доходил до 30 тонн серебра, тогда как покоренный Египет платил Персии 20 тонн серебра в год). Кровавое подавление последнего антиперсидского восстания при правителе Ксерксе в 482 г. до н.э. Упразднение святилища Мардука в столице. Социально-экономические отношения в Нововавилонском царстве. Города и городская жизнь Строительная деятельность. Храмовые хозяйства, жречество. Более высокий уровень развития товарно-денежных отношений. Сословный строй. Положение рабов и свободных людей. Культура и искусство Халдейского Вавилона. Нововавилонская религия и мифология. Оценка периода Нововавилонского царства в историографии. Вавилонская идеология и культура. Двуречье – колыбель мировой цивилизации и культуры, один из древнейших очагов городской (урбанистической) культуры, наиболее полно влиявший на развитие остальных регионов.Исторические условия развития вавилонской культуры. Синтез достижений и совместной творческой деятельности целого ряда народов (шумеров, аккадцев, семитов, хурритов, амореев, касситов), обогащавших друг друга продолжительное время в различных сферах духовной жизни. Шумерский язык – основа духовной культуры Месопотамии. Менталитет вавилонян. Широкое распространение грамотности в Вавилонии, уважительное отношение к науке, письменности, искусству. Словесно-слоговое клинописное письмо с твердой фиксацией гласных на письме – важнейшее культурное достижение вавилонян. Шумерский и аккадский языковые диалекты. Стенные барельефы с надписями – ценный исторический источник по истории вавилонской письменности. Религиозный, обрядово-магический характер идеологии Месопотамии. Культовые центры страны. Солнечный культ Шамаша, лунный культ Нанны (Сина), культ богини страстей Иштар, бога подземных и мировых вод и мудрости Энки, бога смерти Нергала, бога дождя и грозы Адада, военного бога Энлиля и его сына Нинурты. Общешумерский культ Мардука и его сына Набу. Жречество, богослужение и храмы в Месопотамии. Структура пантеона богов (Игиги – подземные, Аннунаки – небесные). Вавилонская триада, правившая миром: Ану (на небе), Энлиль (на земле), Эйя (в океане). Культ воскресающего и умирающего бога плодородия Таммуза (Думузи, супруг матери-богини Иштар-воительницы, “владычицы богов”, “царицы царей”, “яростной львицы”, ей посвящалась планета Венера). Ежегодное празднование мистерий (комплексов культовых обрядов). Унификация культов в последние годы существования Древней Вавилонии. Гибкая и многоэтапная система образования у вавилонян. Светские (частные и казенные) школы (“э-дубы”, “дома табличек”) для подготовки писцов и служителей храмов. Дидактические школьные тексты, поэмы, пословицы. Рационализм и прагматизм, индивидуализм и правильный выбор индивидуума – фундаментальные черты мировоззрения древних вавилонян. Доминирование системы зубрежки, механического запоминания. Широкие, энциклопедические познания выпускников школ. Библиотечные собрания “глиняных книг” (библиотека Ашшурбанипала в Ниневии). Развитие филологических наук в Вавилонии, глубокий интерес к вопросам лексикологии и грамматики шумерского и аккадского языков. Словари и словарное дело. Развитие математических знаний в Вавилонии. Интерес к астрономии и астрологии (знаки Зодиака – изобретение вавилонян). Календарь и введение единого летосчисления. Развитие зоологии, минералогии, ботаники, анатомии. Картография и география. Значение многопрофильной и развитой системы знаний и ее влияние на развитие ближневосточных цивилизаций. Вавилонская наука и техника. Широкое внедрение изделий из бронзы. Усовершенствование ткацкого станка. Прикладной характер вавилонской науки (“халдеями” стали именовать всех ученых-гадателей, астрологов). Книжность и литература. Фольклорная основа старовавилонской литературы. Идейные и культово-магические задачи литературы. Культовая и некультовая литература. Писцы – основные творцы литературных произведений в Вавилонии. Лаконичность и продуманность композиции – отличительные черты месопотамской стихотворной литературы (прозаических произведений очень мало). Огромное дидактическое значение литературы (глиняные таблички нельзя читать “про себя”, только вслух, на аудиторию слушателей). Эмоциональное воздействие на слушателей – главный компонент творчества древневавилонского книгочея. Героический эпос – “Сказание о Гильгамеше” – шедевр некультовой древнемесопотамской литературы, центральное произведение шумерской книжности. Тема обретения бессмертия в шумерской литературе в образе Утнапишти – единственного бессмертного человека, выжившего после Всемирного потопа (по совету бога Энки соорудившего деревянный ковчег и спасшегося от Потопа). Миф о Всемирном потопе как о гневе богов, недовольных непокорностью людей и наславших на землю ужасный ливень. Идея дружбы, взаимопонимания людей, готовности придти на помощь, идея высоких моральных и физических качеств героев. Эпос о кишском герое Этане, добывшем “траву рождения”, с помощью которой его жена благополучно разрешилась от бремени и родила преемника, продолжателя династии царей Киша. Жанр басни – наиболее тесно связан с народным творчеством и повседневной жизнью вавилонян. Распространение жанра диалогов (“Диалог господина с рабом”). Памятники любовной лирики. Жанр космогонической поэзии о мироздании Вселенной, о богах-творцах Вселенной (демиургах). Гимны, песнопения и заклинания, обращенные к богам – произведения богослужебной лирики. Изобразительное искусство. Художественные приемы вавилонян. Стела царя Нарам-Суэна – замечательный памятник аккадского искусства. Храмовая архитектура. Простота, монументальность и геометричность архитектурных форм вавилонян. Зиккураты (трехступенчатый зиккурат в Уре XXII-XXI вв. до н.э.). Статуи богов (Мардука, Иштар) для проведения праздничных ритуалов. Царские гробницы. Культ мертвых с человеческими жертвоприношениями. Каменные и бронзовые головы царей (одна из них, якобы, принадлежит Хаммурапи). Статуэтки культового, мифологического содержания. Искусство стенной росписи (дворца в Мари). Дворцовые комплексы в Вавилоне и Ниневии. Цилиндры-печати с изображением героических сцен. Непреходящее значение памятников месопотамской культуры для всего ближневосточного мира.Отражение культурных достижений Месопотамии в Библии, Талмуде и Коране. Проникновение религиозных мотивов и сюжетов Вавилонии в иконографию и символику культуры европейского средневековья. Использование поэтических образов Древнего Двуречья писателями и драматургами нового и новейшего времени. Возникновение Ассирии. Географическое положение, природные и климатические условия. Горы, реки, низменности. Богатые залежи металлов, сырьевых ресурсов и наличие больших лесных массивов. Средняя часть долины реки Тигра (ныне северо-восточная территория Ирака) – ядро ассирийского государства. Преобладающее развитие скотоводства. Культура винограда – отличительная особенность ассирийского земледелия. Ирригация и мелиорация (“вода бога Адада”). Этнический состав населения, родственного урартам (хурритский этнос). Вытеснение хурритского языка и этноса аккадским этносом и клинописью. Шумерские источники сообщают о стране “Су-бир”, аккадские источники именуют страну “Субарту” или “Шубарту”, самоназвание народонаселения – племена “хурру” (хурриты), аккадцы именовали их субареями. Название “Ниневия” – хурритского происхождения, “Ашшур” – семитского. Выгодное географическое и стратегическое положение Ассирии на пересечении магистральных торговых путей, ведущих с Иранского нагорья в Аккад, в северное Двуречье и из Закавказья в Элам. Крайне удачное расположение столицы страны Ашшура как опорного укрепленного пункта, цитадели перед главной переправой через реку Тигр как в западном, так и в восточном направлениях. Северные торговые пути из Ашшура в Вавилон и Киш до стен Ниневии. Проникновение выходцев из Шумера и Аккада в регион для основания там опорных торговых колоний и факторий и установления контроля над важнейшими торговыми путями транзитной торговли со странами Передней Азии. Освоение караванных путей торговли серебром, медью, свинцом, шерстью и кожей. Использование ассирийскими купцами вавилонской системы мер и весов (талант-мина-шекель). Ассимиляция культур и языков в ассирийских торговых колониях. Древний Ашшур. Возникновение древней торговой аккадской колонии “алум Ашшур” (община Ашшур) по имени племенного бога Ашшура на среднем течении Тигра после 3000 года до н.э. Строительные надписи энси или ишшиаккумов, найденные при раскопках храмовых и дворцовых сооружений – исторический источник по реконструкции экономической истории древнейшего Ашшура. Подчинение Ашшуром своему влиянию соседних колоний (представители колоний имели членство в общинном совете Ашшура). Хозяйственное развитие древнего Ашшура. Зерновое земледельческое хозяйство. Огородничество и плодоводство. Господство общинной формы землевладения. Домашнее патриархальное рабство. Деревообделочное и металлургическое ремесла, кораблестроение, бронзолитейное ремесло. Натурально-хозяйственный строй древнеассирийской экономики с сочетанием простейших форм меновой торговли. Политическое развитие древнего Ашшура. Доминирование аккадцев в течение III-го тыс. до н.э. Развитие Ашшура в составе III-й династии Ура в XXI в. до н.э. Правление аккадского наместника – энси Зарикума (Сарикума) в период правления III-й династии Ура. Захват власти в городе хурритскими правителями. Переход власти в городе от хурритов к династии коренных ашшурцев около 1970 года до н.э. Установление в Ашшуре власти “ишшиаккума” (“градоправителя”, аккадский эквивалент “энси”). Вступление Ашшура в Староассирийский период своего развития. Староассирийский период (XX-XVI вв. до н.э.). Основание ашшурцами целой сети периферийных торговых колоний с центром в Канише. Установление в Ашшуре династии, основанной неким Пузур-Ашшуром и его преемниками – Шаллимахумом, Илушумой, Эришумом и Икунумом (ХХ век до н.э.). Участие Ашшура в широкой посреднической международной торговле. Большая строительная деятельность, развернутая царем Эришумом II. Захват Ашшура аморейским правителем Шамши-Ададом I (1813-1781 гг. до н.э.). Превращение Ашшура в удельный центр верхнемесопотамской державы Шамши-Адада I (всего насчитывалось 14 уделов – военных округов во главе с командирами гарнизонов). Смена Шамши-Ададом I своего титула “ишшиаккум Ашшура” на титул “шар кишшатим” – “царь Вселенной, поставленный Энлилем”. Храмовое строительство в Ашшуре. Аннексия Ашшура царем Старовавилонской династии – Хаммурапи при сыне Шамши-Адада I – правителе Ишме-Дагане (1757 год до н.э.). Восстановление независимости Ашшура после завоевания Вавилона касситами (1742- 1740 гг. до н.э.). Династия Шамши-Адада и его потомков – блестящая страница ассирийской истории. Среднеассирийский период (XV-XI вв. до н.э.). Основание новой династии неким Ашшурраби I в середине XV в. до н.э. Внутренняя и внешняя политика царя Ашшурубаллита I (1353-1318 гг. до н.э.), переписывавшегося с “солнечным фараоном” Эхнатоном и указавшего свой титул как “царь страны Ассирии”. Превращение номового государства Ашшур в могущественное территориальное царство Ассирию. Война с хеттским царем Суппилулиумой в союзе с Митанни. Изгнание ассирийцами хеттов из Верхней Месопотамии и выход к верховьям Евфрата. Превращение Ассирии в великую военную державу с историей продолжительностью в 700 лет. Окончательное превращение власти ассирийского правителя в царскую в период правления “великого царя” Ададнерари I (1295-1264 гг. до н.э.). Дальнейшее усиление Ассирийской военной державы при великих царях Салманасаре I (1263-1234 гг. до н.э.) и его преемнике Тукульти-Нинурте I (1233-1197 гг. до н.э.). Так называемое “первое возвышение Ассирии”, датируемое второй половиной XIV-XIII вв. до н.э., – эпоха непрерывных войн с хеттами на западе Ассирии и с Вавилонией на юге. Четырехкратное завоевание Верхней Месопотамии и четырехкратная ее потеря Ассирией. Свержение ассирийской верхушкой царя Тукульти-Нинурты и вступление страны в полосу упадка, период борьбы с балканскими племенами мушков и эламскими нашествиями. Так называемое “второе возвышение Ассирии” при царе Тиглатпаласаре I (1114-1076 гг. до н.э.). Новый цикл военного подъема и упадка Ассирии. Специфика военной державы ассирийцев: 1) власть царей уравновешивалась властью городской общины Ашшура, что заставляло царей строить все новые служилые столицы вдали от Ашшура. В итоге власть как бы отрывалась, денационализировалась от своей коренной базы; 2) непрерывная военная экспансия, многократные покорения соседей и непрерывное подавление восстаний порабощенных народов; 3) невиданная жестокость завоевательной политики ассирийцев в целях устрашения покоренных народов, поголовное истребление населения и “вырывание с корнем” (принудительная депортация) порабощенного населения; 4) так называемый “пульсирующий” ритм правления каждого ассирийского царя; в начале правления – подавление мятежей народов покоренных стран и попыток освободиться из-под власти Ассирии, затем – начало новых масштабных завоеваний; 5) господство в ассирийском обществе милитаристской, завоевательной идеологии под знаменем “священной войны во славу бога Ашшура и храма Ашшура”. Исключительная роль храма бога Ашшура в функционировании ассирийской государственности. Хозяйственный и общественный строй Ассирии по Среднеассирийским законам. Происхождение законов (найдены при раскопках города Ашшура около развалин ворот бога Шамаша – места городского суда, где, видимо, и использовались в процессе судопроизводства; две таблички обнаружены на развалинах храма бога Ашшура). Датировка источника (большинство списков на глиняных табличках или таблетках относятся к ХII-ХI вв. до н.э.). Компилятивный характер Среднеассирийских законов (включили в себя многие ранее изданные законодательные акты Ассирии). Фрагментарность, отрывочность сведений ряда поврежденных табличек. Архаичность хозяйственных и общественных отношений, отраженных в законах (переделы земель внутри общины, строгий контроль общины над собственностью, сохранение “большой семьи” – братья после смерти отца вели совместное хозяйство и не делили его между собой, сохранение долгового рабства, публичность наказаний как проявление общинной солидарности).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |