КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Д р е в н и й в о с т о к 7 страница
Эпиграфические, антропологические, археологические источники по истории Китая. Иньские гадательные кости (надписи на панцирях черепах и лопатках коров). Деревянные и бамбуковые таблички с текстами. Надписи на бронзовых пластинках. Надгробные надписи. Тексты на древнейших географических картах. Частно-юридические документы (акты сделок). Юридические памятники. Труды по естественным и точным наукам. Словари. Ханьские каменные печати V-III вв. до н.э. Исследования царских и императорских погребений, могил частных лиц различного происхождения и сословия. Живопись на шелке. Рельефы на камнях. Образцы погребальной пластики в виде скульптурных фигур воинов из гробницы Цинь Шихуанди. Орнаменты на тканях и вышивка погребальных убранств. Раскопки памятников материальной культуры (жилищ, мастерских). Оценка степени достоверности различных типов источников по истории Китая. Начало изучения Китая европейцами. Путешествие венецианца Марко Поло (1273-1291 гг.) в Китай – первое посещение Срединной империи европейцами. Проникновение португальцев в Китай в XVI-XVII столетиях. Выход в свет книги Мендозы “История великого китайского царства” в 1585 году. Складывание центра научного китаеведения во Франции (Абель-Ремюза, Э.Шаванн, А.Масперо, Криль). Вклад русских путешественников в описание Китая в XVII-XVIII вв. (отчеты посла России в Пекине Петлина, основателя русской духовной миссии в Пекине И.Лежайского, фундаментальные труды по географии и истории Китая миссионера первой половины XIX в. Н.Бичурина). Создание кафедры китайского языка в Казанском университете в 1837 г. Заслуги видных китаеведов В.П.Васильева и П.Кафарова, путешественников Н.М.Пржевальского, Обручева, Козлова, Потанина, Пясецкого, Грум-Гржимайло. Изучение проблем китайской истории во Франции, США и Японии. Вклад советских китаеведов в синологию (Н.И.Конрад, Л.С.Васильев, Л.С.Переломов, Л.И.Думан, Н.Т.Федоренко, Л.В.Симоновская, М.В.Крюков). Географическое положение, природные условия, окружающая среда, климатические условия страны “Чин” (с персидского), “Чжун го” (“Срединное государство”), “Хуа” (“Цветущая”), “Чжун хуа” (“Срединная цветущая”). Деление Китая на восточную и западную половины. Расовые и культурные различия обеих частей страны. Благоприятные географические и климатические условия востока Китая для появления древнейшего очага китайской государственности. Долины нижнего и среднего течения реки Хуанхэ – наилучший район для развития ирригационного земледелия с использованием аллювиальных (наносных) почв. Районы лессового плато в предгорьях (отложения минеральной пыли, сдуваемой с гор зимними муссонами) – более пригодны для скотоводства. Пестрый этнический состав народонаселения Китая. Расселение племен австронезийской группы в Китае в VI-V тыс. до н.э. Племена сино-тибетской, монгольской, тюркской и манчжуро-тунгусской языковых групп. Обособление неолитической археологической культуры Яншао, родственной протосинотибетским племенам к V тыс. до н.э. и считающейся протокитайской культурой. Ассимиляция протокитайцев с австронезийцами в долине Хуанхэ. Окончательное складывание китайской этнической общности в первой половине I-го тысячелетия до н.э. Поглощение китайской общностью австронезийцев в долине Янцзы к середине I тыс. до н.э. Разложение первобытнообщинного строя и обособление властной верхушки у потомков археологической культуры яншао во второй половине III тыс. до новой эры. Появление новой поздненеолитической земледельческой культуры Луншань (культура серой и чернолощеной керамики) к началу II тыс. до н.э. в долинах среднего и нижнего течения реки Хуанхэ. Переход к основанию крупных, хорошо укрепленных поселений-протогородских центров, очагов бронзолитейного производства на Великой Китайской равнине (современные провинции Хэнань, Шаньси, Хэбэй, Шаньдун). Выделение в особую категорию сословия военной знати во главе с военачальниками. Наступление периода жестоких междоусобных войн, острой борьбы за гегемонию между племенными, военно-культовыми союзами. Луншаньские погребения – свидетельства имущественной и социальной дифференциации в древнекитайском обществе. Выдвижение на передний план племен “шан” и “ся”, с именем которых связывается создание первого в истории Китая государства. Победа союза территориальных общин (протогородов) во главе с племенным союзом Шан к концу II тыс. до н.э. Древний Китай: эпоха Шан-Инь (1700-1027 гг. до н.э.). Династия Ся (конец III – начало I тыс. до н.э.), основанная Ци – сыном Великого Юя, мифологического героя, спасшего людей от Всемирного потопа, – первая наследственная династия правителей Китая (имеет “божественное” происхождение). Уничтожение вождем шанских племен Чэн Таном всего клана династии Ся и подчинение им своей власти соседних племен (около 1700 г. до н.э.). Основание Чэн Таном новой династии Шан (по-китайски обозначается иероглифом “инь”, поэтому имеет двойное название) и одноименного государства в среднем течении Хуанхэ со столицей в городе Великом Шане (современный город Аньян, провинция Хэнань). Эпоха Шан-Инь – время формирования первого в истории Китая раннеклассового государства (имелась автократическая власть правителя-вана, возвышавшегося над родовыми кланами и не зависевшего от них) наряду с устойчивым сохранением родовых структур. Род – главная ячейка в сфере социальных отношений. Круговая порука, ответственность сородичей за проступки одного из них, за преступление вождя рода отвечал весь родовой коллектив сородичей – стандартная правовая норма обычного древнекитайского права. Хозяйственные отношения в государстве Шан-Инь. Обилие бронзовых изделий (эпоха энеолита), производящая экономика. Зерновые культуры: просо, рис, сорго, пшеница, ячмень. Разведение тутового шелкопряда. Иньские гадательные кости как источник по истории эпохи Шан-Инь. Использование труда прирученных слонов. Иньские ремесла. Развитие обмена. Драгоценные раковины каури – первый, наиболее ранний эквивалент стоимости в иньском обществе. Государственный строй: сохранение пережитков родовой демократии на фоне складывания черт древневосточной деспотии. Ван (царь) – первое лицо страны, верховный собственник земли, первосвященник и верховный главнокомандующий. Культ личности вана – “Сына неба, управлявшего Поднебесной”. Сосредоточение всех ветвей власти в руках вана – посредника между людьми и космическими силами. Складывание государственного аппарата, войска (колесничное и пешее ополчение), наличие тюрем и других атрибутов государства. Социальная структура общества (“хоу”- военачальники, “бо”- правитель области, “цзы”- аристократический титул). Рабство (“си” и “фу” – военнопленные, “це”, “тун”, “цзай”, “чэнь”, “пу” – домашние, патриархальные рабы). Сельская община и поземельные отношения. Система “колодезных полей” (общинного землевладения). Частновладельческие и общинные поля. Государственные культы Шанской державы – культ вана, культ его предков. Человеческие жертвоприношения. Религия и мифология эпохи Шан-Инь. Внутренняя и внешняя политика шан-иньских ванов. Правление У-дина (около 1200 г. до н.э.) – период наивысшего могущества державы Шан-Инь. Захватнические войны шан-иньцев с соседним племенем Чжоу. Гу-гун Дань-фу – первый правитель династии Чжоу, наметил рубежи будущего государства Чжоу. Вэнь-ван, У-ван, Цзи Ди и Чан – великие полководцы династии Чжоу. Превращение Западного Чжоу в самое передовое государство на территории Китая. Обострение внутриполитического положения в государстве Шан-Инь по мере углубления процессов классогенеза и политогенеза. Восстания подвластного населения. Непопулярность в стране и отсутствие поддержки народа у последних шан-иньских правителей Вэнь Дина (1194-1191 гг. до н.э.), Ди И (1191-1154 гг. до новой эры) и Шоу (Ди) Синя (1154-1122 гг. до н.э.). Разгром шан-иньских войск чжоусцами в битве при Муе в 1027 г. до н.э. и покорение государства Шан-Инь племенами Чжоу. Победа царя Чжоу У-вана и основание им новой династии Западного Чжоу. Оценка периода в историографии. Древний Китай: эпоха Западного Чжоу (1027-770 гг. до н.э.). Обширный территориальный состав нового государства: от провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до реки Янцзы на юге. “Шуцзин” (“Книга документов”) и “Шицзин” (“Книга песен”) – важнейшие литературные источники по истории династии Чжоу. Изменения в государственном строе Китая. Фактический раздел огромного чжоуского государства на уделы-княжества и раздача их ванами в наследственное владение членам правящего дома и представителям знати (эти владетели именовались “чжухоу”). Превращение “чжухоу” в самостоятельных территориальных правителей к XI веку до н.э. (200-300 наследственных владений) в обмен на уплату ими вану доли податей и поставку воинских контингентов для службы. Запрет на частные войны внутри страны. Упорядочение системы сбора налогов с населения (не более трети урожая). Политика искусственного сближения представителей разных кланов путем установления родства между ними (межклановые браки). Новая система пятирангового деления населения страны для знати: “гун”, “хоу”, “бо”, “цзь”, “нань” и пять родов владений: “хоу”, “дань”, “нянь”, “вэй” и “цай”. Так оформлялась пятиступенчатая лестница соподчинения низших рангов высшим с передачей снизу вверх доли ренты и делегированием прав на эксплуатацию сверху вниз. Четкое определение прав и уровня потребления земельной ренты, количество и ассортимент еды, числа рабов, скота, утвари, одежды, размеров и убранства дома, характера и масштабов погребения для каждого ранга соответственно. Ранг наследовался старшим сыном, младшие сыновья получали ранг одной ступенью ниже (кроме простолюдинов). Мероприятия новой династии по укреплению внешнеполитического и внутриполитического положения страны: возведение вдоль границ опорных пунктов, ужесточение уголовного наказания по пяти видам (клеймение тушью на лице, отрезание носа, отрезание ног, кастрирование для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, отрубание головы). Сохранение в государстве Чжоу обрядов жертвоприношений, поклонения предкам и гаданий. Рабовладельческий характер государства Чжоу. Земельная собственность и землевладение чжоуской знати. Иерархический, пятиранговый характер структуры системы землевладения: высшая группа (ваны), высшая аристократия (чжухоу), правители наследственных владений (дафу, цзу), главы больших семей (ши), самая многочисленная группа простолюдинов (шужень). Сельская община. Дальнейшее развитие системы общинного землепользования (так называемых “колодезных полей”, “цзиньтянь”). “Колодезные поля” – казенные, государственные земли, передававшиеся казной чиновникам (богуань) и высшей земельной аристократии (чжухоу) для последующей обработки простолюдинами-земледельцами (налоги, “кормления” исчислялись от размера “колодезных полей”). Аналогичный, пятичленный принцип административного деления сельских общин в Китае: пять семейств = соседская община (линь), пять общин = деревня (ли), пять деревень = клан (цзу), пять кланов = группа (дан), пять групп = округ (чжоу). Пять чжоу объединялись в сан-саны по 12500 дворов в каждом под властью своего чжухоу – правителя административной единицы. Широкое распространение рабства в эпоху Чжоу. Множественность категорий подневольного (рабского) населения (“минь”, “лиминь”, “цнь-ли”, “мяоминь”, “ваньминь”). Раб – категория вещного права, разновидность движимого имущества, объект права. Бесправие и высокая смертность рабов вследствие тяжелого экономического положения. Прослойки внутри рабского сословия. Внутренняя непрочность государства Чжоу. Всевластие и злоупотребления местных владетелей уделов – “чжухоу” (насчитывалось до 300 внутренних уделов). Обострение борьбы за власть. Борьба чжоуских правителей с сепаратистски настроенной шанской знатью. Политика переселения сепаратистов. Войны Чжоу с кочевниками. Перенос столицы государства Чжоу в Цюаньцю (Хуайли). Первые свидетельства непрочности государства Чжоу в правление Ли Вана (878-842 гг. до н.э.). Подавление крупного антиправительственного восстания в стране в 842 г. до новой эры и приход нового вана Чжоу-гуна (Гунхэ) к власти в стране. Дальнейшее ослабление позиций чжоуской знати в государстве. Постепенное поглощение частновладельческим сектором экономики государственного землевладения. Запустение казенных земель. Натурализация налогов при Сюань-ване (827-781 гг. до н.э.). Широкое проникновение железных орудий труда в экономику. Тщетные, бесплодные попытки Сюань-вана остановить нарастание кризиса в стране. Падение популярности чжоуской династии в стране. Подъем восстаний. Вторжение в страну полукочевых племен жунов с верховьев Хуанхэ, нарастание мятежей владетельных князей при последнем правителе Чжоу – Ю-ване (781-771 гг. до н.э.). Завоевание державы Чжоу жунами и ее распад на самостоятельные княжества. Оценка периода в науке. Распад Китая и эпоха Чуньцю (“Весна и осень”, 722-403 гг. до новой эры). Начало нового периода в истории Китая – периода Восточного Чжоу – со времени правления Пин-вана (770-720 гг. до н.э.), бежавшего с двором на восток, в район Лояна (Ло-и, провинция Хэнань). Резкое падение значимости и авторитета власти ванов, уменьшение размеров домена (собственного владения) вана, прекращение выплаты дани вану, усиление власти удельных правителей (чжухоу). Территориальный распад Китая на более тысячи самостоятельных владений. Чуньцю – самый мрачный период в истории Китая, наполненный бесконечными войнами, кровавыми усобицами и смутами. Утрата правящей элитой страны ответственности за судьбу Китая. Ухудшение внешнеполитического положения Китая к концу VII в. до новой эры, связанное с вторжением в страну ираноязычных кочевников – племен “ди”. Развитие производительных сил в период Восточного Чжоу на основе широкого применения железных орудий труда. Развитие крупного землевладения. Острая борьба за землю как между царствами, так и внутри китайской правящей элиты. Подъем новой рабовладельческой олигархии (“циндафу”, крупные сановники), опиравшейся на служилое сословие (“ши”) и военных (“цзянши”). Возрастание числа рабов в экономике вследствие многочисленных войн и конфликтов. Закрепление перераспределения земельного фонда в стране между новой аристократией, сановниками, военачальниками и купечеством. Разрушение системы общинного землепользования (“колодезных полей”) в царстве Лу в 594 г. до н.э. (введение поземельного налога с единицы площади) в пользу правителя или сановников-собственников земли. Политическая нестабильность в Китае (за 240 лет существования царства Лу произошло около 500 военных конфликтов с соседями). Наступление периода “У ба” (“пяти гегемонов”) в VII-VI вв. до н.э. Среди У ба были царства Цинь на западе, Цзинь, Ци, Чу на юге, Юэ. Гегемония царства Ци в период правления Хуань-гуна и Гуань Чжуна. Лидерство царства Чу и его борьба с объединившимися царствами Ци и Цинь. Переход главенства к царству Цзинь в Китае с 632 по 546 гг. до н.э. Усиление юго-восточного царства У и его столетняя борьба с царством Чу. Постепенное укрупнение территориальных княжеств за счет поглощения крупными мелких владений. Резкое ухудшение положения народных масс в период Восточного Чжоу. Народные восстания против засилья чиновников и бесправия народа. Убийство правителя Хуань-гуна в царстве Вэй в 718 г. до н.э. Мятежи и восстания в соседних китайских царствах, ослаблявшие власть аристократии. Изменение характера самоидентификации древнекитайской общности и формирование новой этнокультурной самоидентификации (общность, сложившаяся по среднему течению Хуанхэ, получила самоназвание “хуася” или “чжуся” в противовес соседям – “варварам четырех стран света”). Расширение территориальной локализации общности хуася – на восток, к берегам Тихого океана и на юг, в бассейн Янцзы. Уменьшение числа противоборствовавших княжеств до десятка к V в. до н.э. Лидерство царств Чу на юге, Янь на северо-востоке, Цинь – на западе. Оценка периода в науке. Древний Китай: эпоха Чжаньго (“Воюющих царств”, 403-221 гг. до новой эры). Окончание бронзового века и вступление Китая в эпоху господства железа. “Семь сильнейших” царств на территории Китая: Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци, Янь. Распад к 403 г. до н.э. царства Цзинь – начало отсчета периода Чжаньго – эпохи создания предпосылок для образования в перспективе мощной древнекитайской империи. Глубокие, необратимые сдвиги в хозяйственном развитии Китая: внутренняя колонизация целинных земель, увеличение посевных площадей, окончательное исчезновение системы общинного землепользования и вытеснение ее частной собственностью на землю как товар, превращение кровнородственной и территориальной общины в соседскую, введение новой формы податного обложения – поземельного налога, взимавшегося с единицы земельной площади. Переход к созданию крупных ирригационных систем в масштабах всей страны (строительство Ханьского канала, соединившего Янцзы с Хуанхэ, а также канала “Чжэн Го”, соединившего реки Цзинхэ и Лохэ). Развитие ремесел и промыслов. Рост объема торговли внутри царств. Появление в обращении с VI в. до н.э. металлических денег. Ускорение расслоения древнекитайской общины после изменения системы налогового обложения (введения единого поземельного налога). Формы рабства в эпоху Чжаньго (“ну-бэй” – общее обозначение раба, “ну” – раба-мужчину, “бэй” – рабыню). Деление рабов на государственных и частновладельческих. Порабощение уголовных преступников. Развитие долгового рабства. Работорговля. Рост частновладельческого уклада в экономике страны. Появление слоя сверхбогатых собственников, владевших тысячами рабов. Восстание рабов и бедняков под предводительством Дао Чжэ в царстве Чжэн в VI в. до н.э. Разрушение системы наследования чиновничьих должностей и ее замена покупными привилегиями и доступом в государственный аппарат за деньги. Дальнейшее формирование богатой ремесленно-торговой верхушки в Китае. Возникновение всех основных учений Древнего Китая в переломную эпоху Чжаньго: конфуцианства, легизма (“фацзя”) и даосизма. Попытки решения наболевших социальных проблем эпохи: как преодолеть смуты, установить мир и согласие в душе каждого и в обществе в целом, добиться от людей исполнения общественных норм вместо личных интересов и выгод. Философская основа конфуцианства. Ключевые понятия: жэнь (способность оставаться Человеком), чжун (“верность”), и (“долг”), сяо (“уважение к старшим”), ли (“нормы поведения”). Развитие Конфуцием (Кун-цзы, даты жизни 551-479 гг. до н.э.) учения о благородном муже (“цзюнь-цзы”), живущем для исполнения общественного долга. Систематизация конфуцианства последователями Конфуция - Мэн-цзы (IV в. до н.э.) и Сюнь-цзы (III в. до н.э.). Политические взгляды сторонников учения легизма (“школы законников”). Лао-цзы (VI в. до н.э.) – основоположник учения даосизма. “Трактат о дао и дэ” (“Даодэцзин”) – страстное обличение несправедливостей, неравенства и угнетений, требование возврата к уравнительству первобытной общины, а выход из тупика – следовать “дао” – естественному ходу вещей, своим путем (“дао” – “путь”) и обрести подлинную благодать (“дэ” – “благодать”). Выдвижение на первое место в иерархии китайских “семи сильнейших” царства Цинь со времени правления Сяо гуна (361-338 гг. до н.э.). Проведение реформы легистского образца в западном царстве Цинь сановником-легистом Шан Яном в середине IV в. до н.э. Узаконение частной собственности на землю, поощрение земельных захватов, легализация купли-продажи земли, дробление крупных общинных земель на индивидуальные наделы, ликвидация привилегий земельных аристократов, унификация единиц мер и весов, введение новых 18-ти степеней знатности за военные заслуги. В основу нового социального деления был положен имущественный принцип. Реформы в китайском войске, проведенные Шан Яном как главнокомандующим: отмена колесничного рода войск и введение кавалерии, перевооружение воинов железным оружием, укрепление воинской дисциплины, основанной на круговой поруке воинов. Приход к управлению страной новой военной и торгово-ростовщической знати. Расправа старой земельной аристократии над Шан Яном после смерти вана Сяо гуна. Укрепление экономического, военного и политического могущества военно-бюрократической деспотии Цинь как результат необратимых реформ Шан Яна. Переход от раннерабовладельческой стадии к развитому рабовладению в стране. Стремительный рост циньской экономики, доходов и централизации власти вана. Захватническая внешняя политика царства Цинь. Захват циньскими правителями плодородной области Шу-Ба в Сычуани, присоединение верхнего течения реки Хань (юг Шаньси), западных областей провинции Хэнань. Поражение соседнего царства Вэй при Сяо гуне. Разгром войск царств Чжао, Хань и Чу к 278 году до н.э. Превращение Циньского царства в сильнейшее в стране к середине III века до н.э. Оценка периода в историографии. Древний Китай: эпоха Цинь (221-207 гг. до н.э.). Правление Цинь Шихуанди (221-210 гг. до н.э.). Победа циньского вана – Ин Чжэна (246-210 гг. до н.э.) – над остальными китайскими царствами (сначала завоевано царство Хань в 230 г. до н.э., в 228 г. до н.э. пало царство Чжао, в 225 г. до н.э. – царство Вэй, в 222 г. до н.э. окончательно покорено царство Чу, тогда же сдалось царство Янь, последним в 221 г. до н.э. пало царство Ци на Шаньдунском полуострове) в течение десяти лет и установление полной гегемонии царства Цинь. Отказ Ин Чжэна от использования старого титула “Сын Неба” и провозглашение Ин Чжэна “Первым императором династии Цинь” – Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. Продолжение завоевательной политики на север и на юг. Война с кочевыми племенами хунну (сюнну; очевидно, гуннами) на севере по течению реки Хуанхэ в 215-214 гг. до н.э., покорение царства Юэ на юге вплоть до границ Северного Вьетнама и Южно-Китайского моря. Вытеснение войсками полководца Мын Тяня кочевников-гуннов за реку Хуанхэ и снятие угрозы гуннских вторжений на северные и центральные области Китая. Начало возведения гигантского фортификационного сооружения – Великой Китайской стены, пересекавшей территории царств Цинь, Чжао, Янь общей протяженностью в пять тысяч километров. Кроме 300 тыс. воинов из армии Мын Тяня, стену возводили военнопленные, преступники, всего около двух миллионов человек. Налаживание регулярных торговых связей между северными племенами и Китаем благодаря строительству символа Циньской империи – Великой стены. Проведение Цинь Шихуанди широких преобразований в бюрократической централизованной империи. Новое деление Китая на 36 административных округов (“цзюнь”) с новыми границами, не совпадавшими с рубежами старых царств. Учреждение для населения страны нового единого наименования “черноголовые” (“хэшоу”) и запрещение самоназваний по старым царствам. Реформирование всех звеньев государственного аппарата и подчинение его особой инспекционной службе. Меры по унификации письменности (введение малого упрощенного иероглифического письма – сяо-чжуань), золотого и медного монетного обращения, единого законодательства. Введение в империи жестокой карательной системы, допускавшей широкое применение смертной казни, изощренных пыток, ссылки в каторжные работы, обращения в государственных рабов родственников провинившегося (в трех поколениях). Гонения на ученых-конфуцианцев, чтобы скорее забыть прошлое и не нарушать существующий порядок. Сожжение 460 наиболее видных конфуцианцев в 213 г. до н.э. Уничтожение частных древних бамбуковых книг (кроме трактатов по точным наукам). Запрет критики правящего режима. Насильственное переселение в 220 году до н.э. циньскими властями 120 тысяч семей бывших аристократов в новую столицу империи – Сяньян под постоянный контроль соглядатаев. Подавление любой оппозиции реформам, отмена старых доциньских титулов и привилегий для бывшей знати. Передача монополии на образование в руки государства и запрет частных школ. Огромная строительная деятельность императора Цинь Шихуанди. Дорожное строительство, возведение крепостей, опорных пунктов, прокладка каналов. Постройка новой столицы империи – Сяньяня (провинция Шэньси) по обоим берегам реки Вэйхэ с новым императорским дворцово-парковым ансамблем Эпан. Строительство более 700 императорских дворцов в разных местах империи. Невиданное обнищание населения империи, чудовищный рост налогов в империи (налоги выросли до 20 раз, рабочие и военные повинности – в 30 раз), углубление пропасти социального расслоения в стране. Введение подушной подати в стране, а вслед за ней – нового поземельного налога к 216 году до н.э. Гнет ростовщичества и долговой кабалы. Самозакладничество. Рост числа государственных рабов. Круговая порука. Массовая работорговля. Ликвидация института потомственной титулованной знати и наследственных земельных пожалований – главные причины нарастания недовольства политикой императора Цинь. Попытки устранения императора. Нарастание этнической розни в империи. Антициньские восстания и мятежи в последние годы правления династии Цинь. Смерть императора-деспота в 210 г. до н.э. и начало гражданской войны в стране. Осенний бунт 209 г. до н.э. под предводительством земледельцев Чэнь Шэна и У Гуана. Захват повстанцами столицы – Сяньяна к 207 г. до н.э. и убийство наследника престола, сына покойного Цинь Шихуанди. Гибель обоих вождей бунта и переход руководства восстанием к бывшему сельскому старосте – Лю Бану, укрепившемуся в районе провинций Шаньси и Сычуани, по берегам реки Хань. Соперничество Лю Бана с представителем аристократии Сян Юем. Установление короткого равновесия сил в борьбе за престол. Провозглашение Сян Юя правителем-гегемоном (ба-ваном) и пожалование Лю Бану титула вана Хань. Вынужденные уступки Лю Бана старой циньской земельной аристократии: восстановление ванских наделов и титулов “хоу”. Победа Лю Бана над Сян Юем в ходе четырехлетнего противостояния, провозглашение им себя императором Гао-цзу (202-195 гг. до н.э.) и основание им династии Старшей (или Западной) Хань со столицей в Чанани (правила с 202 г. до н.э. по 25 г. н.э.). Поражение аристократии, допустившей “приход безродного сельского мужика Лю Бана на престол”. Оценка периода правления династии Цинь в исторической науке.
Древний Китай: эпоха династии Старшей (Западной) Хань (202 г. до н.э. - 25 г. н.э.) и династии Младшей (Восточной) Хань (25 г. н.э. - 220 г. н.э.). Империя Хань – вершина политического развития Древнего Китая. Тяжелое экономическое и политическое положение в империи ко времени прихода Гао-цзу к власти. Восстановительные указы императора. Кратковременное облегчение рабской зависимости, предоставление общинам льгот и некоторое ослабление налогового гнета в империи (до 1/15 урожая). Постепенное восстановление циньской административной и государственной системы управления страной. Земельная аристократия – главная социальная опора династии Хань. Продолжение политики пожалования титулованной знати крупных земельных владений. Уничтожение Гао-цзу своих бывших соратников и укрепление режима личной, авторитарной власти. Популистские меры преемника Гао-цзу, его сына Сяо Вэнь-ди (180-165 годы до н.э.): сокращение расходов на содержание двора, отмена поземельного налога с крестьян, гуманизация уголовного законодательства, отказ от смертной казни за публичное оскорбление и критику императора. Отмена этих мероприятий после смерти Сяо Вэнь-ди. Открытие караванной торговли Китая по Великому шелковому пути от Желтого до Средиземного морей во II веке до н.э. – фактор быстрого развития ханьской экономики. Политика борьбы с сепаратизмом местных ванов и мероприятия по ослаблению их власти при императорах Лю Ци (Цзин-ди, 156-141 гг. до н.э.) и его преемнике Лю Чэ (У-ди, 140-67 гг. до н.э.). Воссоздание императором У-ди циньского института инспекторов и восстановление изучения конфуцианского канона чиновниками (должность чиновника претендент получал после сдачи экзамена). Развертывание широкомасштабных внешних завоеваний при У-ди: на север против кочевников-хунну, на запад, в Туркестан до Ферганы, на юг и юго-восток до границ Вьетнама и Бирмы. Вытеснение гуннов за пределы Великой стены. Завоевание Ферганы и укрепление внешнеторговых связей Китая с народами Средней Азии (Бактрией, Согдианой, Парфией). Увеличение территории Поднебесной империи на треть. Последствия завоевательной политики. Социально-экономическое развитие Ханьского Китая. Прогресс в земледелии, переход к грядковой (бороздковой) культуре землепользования в сочетании с системой “переменных полей”. Неравномерность хозяйственного развития отдельных регионов Китая. Увеличение специализации ремесленного производства. Увеличение объемов торговли и интенсификация товарно-денежных отношений. Эволюция института рабовладения. Положение категории свободных земледельцев. Усиление влияния торгово-ростовщической знати в стране. Новый виток массового обнищания китайского населения и его втягивание в экономическую зависимость от крупных земельных собственников. Оживление самопродажи и повсеместное распространение кабального рабства. Разорение свободных земледельцев. Попытка остановить рост частного землевладения и частного рабовладения при узурпаторе Ван Мане (9-23 гг. н.э.). Провозглашение Ван Маном себя императором династии Синь (“Новой”) в 9 году н.э. и издание им указа, запрещавшего куплю-продажу земли и рабов. Декларативное намерение восстановить общинную систему землевладения в стране и ограничить размеры земельного владения (не более 100 му, или 9 гектаров на семью). Усиление государственного контроля за рыночными операциями и искусственное снижение ссудного процента. Восстановление государственной монополии на соль, железо и отливку монет. Дальнейшая бюрократизация государственного аппарата при Ван Мане. Рост налогового гнета и разбухание аппарата чиновников – оборотные стороны популистских реформ Ван Мана. Скачок цен на товары первой необходимости (рис) в 50 раз. Ухудшение положения народных масс.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |