Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д р е в н и й в о с т о к 4 страница




Отражение в законах переломного момента в истории среднеассирийского общества: 1) распада общинной и большесемейной земельной собственности; 5) разрешения необратимой продажи земли; 3) строгого различия между рабами и нерабами; 4) победы патриархальнородовой семьи: только муж – глава семьи (“аилу” – “человек”) – обладает полным объемом правоспособности и дееспособности; легкость узаконения детей ашшурца от наложницы и узаконения наложницы в качестве жены; при разводе муж был вправе не давать бывшей жене ничего; после безвестного отсутствия супруга вышедшая вторично замуж бывшая жена возвращалась вернувшемуся мужу; суровые наказания за нарушение супружеской верности со стороны жены; право мужа подвергать жену любым телесным и калечащим наказаниям, отрезанию носа и ушей, палочным ударам и обливанию смолой.

Традиции и быт древних ассирийцев по данным законов. Обряд заключения и расторжения брака (узаконения наложницы) через заключение сделки (риксу) между главами семей жениха и невесты и выплаты брачного выкупа (“цены невесты”), получения приданого и брачных даров (фактическая покупка невесты). Наличие категорий храмовых блудниц (“кадишту”) и обычных проституток (“харимту”). Система наказаний. Беспрецедентно широкое распространение членовредительных наказаний. Менее частое упоминание о смертных приговорах по сравнению с Законами Хаммурапи (наказания 50-100 палочных ударов вызывали смерть приговоренного). Система судоустройства и судопроизводства. Применение ордалий (судебных поединков) и клятвы как пережитков норм обычного права, сохранившихся от эпохи родового строя. Значение и оценка Среднеассирийских законов в историографии.

Новоассирийская держава (X-VI вв. до н.э.). Вторжение в Ассирию во второй четверти XI в. до н.э. из Сирийской пустыни и южной Сириикочевников-арамеев, ввергших страну в полосу упадка. Правление царя Ададнерари II (911-891 гг. до н.э.), отбросившего арамеев из Ассирии. Усиление внутриполитической стабильности и внешнеполитического положения страны при царях Ашшурнацирпале II (Ашшурназирпале II, 883-859 гг. до н.э.), Салманасаре III (858-824 гг. до н.э.) и Аднерари III (810-783 годы до н.э.). Аннексия Верхней Месопотамии и юго-востока Малой Азии Ассирией вплоть до Армянского нагорья. Столкновение Ассирии с Урарту в первой половине VIII в. до н.э. и утрата ассирийцами ранее приобретенных территорий.

Так называемое “третье возвышение Ассирии”,датируемое VIII- VII веками до н.э. Правление Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н.э.) – реформатора военной системы, отказавшегося от привлечения на военную службу ополченцев и разукрупнившего наместничества; создателя новой административной системы, прославившегося массовыми насильственными депортациями (выселением) покоренного населения с родных земель. Перевооружение ассирийских войск железным оружием, замена колесничного рода войск конницей, организация саперных и разведывательных служб, создание “царского полка”, комплектовавшегося на основе рекрутского набора на полном государственном обеспечении. Использование военных машин таранного типа и приемов восточного военного искусства при осаде городов противника (запруд, плотин, перекрытий и отвода русла рек). Дорожное и мостовое строительство. Развертывание сети широкой разведывательной службы. Ассирийское войско (до 120 тысяч человек) – самое сильное и крупное на Ближнем Востоке и в Передней Азии. Перенос опоры на военно-служилую массу наемников-арамеев, что усилило боеспособность войска и позволило разгромить Урарту в 743-735 гг. до н.э. Покорение всего Восточного Средиземноморья, затем Вавилонии к 729 г. до н.э. Завоевания в Мидии и Западном Иране. Подавление мятежа Израильского царства ассирийским правителем Салманасаром V (727-722 гг. до н.э.) с последующей аннексией Израиля и его столицы – Самарии – при узурпаторе Саргоне II (722-705 гг. до н.э.). Войны Саргона II с фригийским царем Мидасом и урартским царем Русой I. Разгром Урарту Саргоном II в 714 г. до н.э. Перенос столицы Ассирии в Ниневию при свирепом правителе Синаххерибе (705-681 гг. до н.э.). Утрата юго-востока Малой Азии. Войны с Иудеей и мятежным Вавилоном, поражение Египта от ассирийцев, победа в сражении при Халуле над эламскими войсками – союзниками Вавилона в 691 г. до н.э. Затопление улиц Вавилона водами Евфрата в 689 г. до н.э. – акт немыслимой жестокости по отношению к родственным ассирийцам вавилонянам. Осада Иерусалима Синаххерибом и признание Иудеей власти Ассирии над собой.

Правление царя Ассархаддона (680-669 гг. до н.э.). Стабилизация внутриполитического положения в Ассирии. Развязывание войн с киммерийцами (679 г. до н.э.), Шуприей (граничившей с Урарту в 673-672 гг. до н.э.), Мидией, Кипром. Завоевание Египта Ассархаддоном в 671 г. до н.э. Подчинение власти Ассирии североарабских племен. Расширение границ Великой Ассирийской военной державы от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Малой Азии, от Средиземного моря до Персидского залива.

Воцарение в Ассирии правителя Ашшурбанапала (668-627 гг. до н.э.) – выдающегося книгочея и собирателя древностей, строителя, искусного воина и лицемерного политика, ловкого и хитрого дипломата, коварного и жестокого правителя. Создание в Ниневии обширной библиотеки из 30 тысяч глиняных книг. Распространение верховной власти Ассирии на юг и запад Малой Азии (в Лидию и Фригию), присоединение Мидии, изгнание эфиопов из Египта и разгром Фив в первый период ассирийской внешней политики (669-654 гг. до н.э.). Отпадение Египта от Ассирийской военной державы в 655 г. до н.э. Нарастание политического кризиса внутри Ассирии и нарастание антиассирийских мятежей в 652-648 гг. до н.э., во главе с мятежным Вавилоном. Разгром Вавилона в 648 г. до н.э. и переход вавилонского престола к самому Ашшурбанапалу. Аннексия Элама Ассирией в 644-643 гг. до н.э., восстановление ассирийского влияния над Урарту, Лидией, Персией. Внезапное вторжение скифов в пределы Ассирийской державы в 630-х гг. до н.э. Падение власти Ашшурбанапала в Ниневии (сохранил лишь младший, вавилонский престол). Обособление Халдейского Вавилона во главе с Набопаласаром от Ассирии в 626 г. до н.э. Включение Мидии в состав антиассирийской коалиции в 615 г. до н.э. Захват мидийцами Ашшура в 614 г. до н.э., падение Ниневии в 612 г. до н.э. Гибель последнего ассирийского правителя Ашшурубаллита II в сражении с вавилонянами при Харране (запад Верхней Месопотамии) в 609 г. до н.э. Присвоение наименования “ассирийцев” племенами арамеев. Окончание полуторавекового могущества Ассирийской военной державы.

Факторы, вызвавшие падение Ассирии: 1) отрыв от национальных и общегосударственных традиций огромной массы военно-служилого населения, превратившейся в самостоятельную политическую силу; 2) расширение завоевательной экспансии по всей периферии Передней Азии привело к консолидации антиассирийских сил и приближало свержение могущества Ассиийской мировой военной державы. Оценка периода Новоассирийского царства в исторической науке.

Ассирийская идеология и культура. Тесная связь ассирийской культуры с хетто-хурритскими и вавилонскими традициями. Полное использование ассирийскими писцами вавилонского литературно-научного канона (лишь выработали свой почерк). Использование ассирийскими историками и писателями литературного вавилонского диалекта аккадского языка. Арамейский язык – язык бытового общения рядового населения Ассирии. Восприятие ассирийцами культурного наследия Шумера и Аккада, культов небесных богов (Ану, Энлиля, Мардука) и архитектуры храмовой башни-зиккурата. Почитание вавилонского пантеона богов. Ассирийский вариант космогонического эпоса “Энума элиш”, где Ашшур занял место вавилонского Мардука, Энлиль передал “энлильство” (власть) в Ассирии Ашшуру впридачу со своей супругой Нинлиль – у ассирийцев именовалась как Шеруа. Усиление культурного влияния Вавилона на Ассирию после взятия Вавилона царем Тукульти-Нинуртой I (1233-1197 гг. до н.э.). Заимствование ассирийцами у вавилонян элементов и норм старовавилонского каузального права, разработанного при царе Хаммурапи. Жанр ассирийских царских анналов, заимствованный у хеттов и митаннийцев (писали на глиняных цилиндрах и закладывали в основание, под фундамент здания в назидание будущим царям, когда они снесут старое здание и воздвигнут на его месте свое). Собрания глиняных табличек с текстами (“библиотека Ашшурбанапала” в царском дворце Ниневии). Жанр “жалобных песен для успокоения сердца”. Храмовые библиотеки. Древние архивы (в Хорсабаде), состоявшие из документов деловой переписки. Ассирийские писцы – создатели богатейшей клинописной литературы. Школы – центры образования и культуры в Ассирии. Ассирийская словесность. Мифологические, философские и дидактические произведения. Повесть о премудром писце и советнике ассирийских царей Синаххериба и Ассархаддона – Ахикаре (лице, реально существовавшем в исторической действительности). “Роман об Ашшурбанапале и Шамашшумукине” (текст, найденный в Египте), – описание спора двух братьев из-за верховной власти и бесплодных попыток их сестры помирить враждующие стороны. Оригинальные произведения ассирийской литературы: описания военных походов, битв, подавления мятежей, штурма неприятельских крепостей, царских охот на львов.

Ассирийская религия и мифология. Ритуалы и обряды магического характера. Роль людей – кормить богов своими жертвами. Территориальная принадлежность богов. Иерархия богов – копия иерархии всего ассирийского государства. Официальная обрядность и мифология. Пережитки фетишизма, тотемизма и анимизма. Ассирийское жречество. Культ царя – покровителя державы. Освящение власти царя – главное предназначение ассирийской религии.

Ассирийская наука. Сочинения научного содержания – перечни, справочники, рецепты (вавилонского происхождения). Словари, сборники языковых и юридических упражнений, медицинские, химические, рецептурные справочники, сводки ботанических и минералогических терминов, астролого-астрономические записи. Состояние военного дела и военной техники. Карты и картография. Географические знания ассирийцев.

Искусство и архитектура Ассирии. Распространение архитектурного стиля “бит-хилани” – прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам. Возведение зиккуратов. Использование арочных сводов. Тонкое высокохудожественное оформление внутренних помещений. Техника использования раскрашенных рельефов, росписи и цветных изразцов (заимствованная из Митанни и Хатти). Реализм в изображении пейзажа, сцен охоты. Использование заранее разработанных трафаретов в изображении лиц и разворотов тела художественных персонажей. Развалины дворцов Ашшурбанапала в Калахе и царя Саргона II в Хорсабаде – образцы ассирийского архитектурного зодчества.

Ассирийские фризы – ярчайшая страница в истории мирового искусства. Смелость композиции, изысканная стилизация, сильное движение в сочетании с плавностью линий – особенности ассирийского искусства. Влияние ассирийского изобразительного искусства на официальное искусство Персидской империи.

Быт и повседневность ассирийцев. Тип одноэтажных построек с двумя внутренними двориками, второй дворик использовался как семейный некрополь (кладбище). Одежда и обувь ассирийцев. Прикладные ремесла. Сирийское, финикийское и египетское влияние на произведения ассирийских ремесленников. Значение достижений древних ассирийцев в сфере материальной и духовной культуры.

Территория, народонаселение и древнейшая история Малой Азии (Анатолия и Армянское нагорье). Географическое положение, природные условия, климат региона Армянского нагорья, ограниченного Средиземным, Эгейским, Черным и Каспийским морями, Кавказскими горами. Изолированность отдельных областей, пестрота и сложность этнополитической истории региона. Закавказье – “ворота миграций”, “заповедник этносов”, древнейший центр производящей экономики (протоцивилизация Чатал-Хююк в Малой Азии, датированная VIII-VII тыс. до н.э.), родина ранней обработки металла (V тыс. до н.э.).

Народонаселение. Преобладание племен хурритов и урартов северокавказской этнической общности (относилась к Куро-Араксской энеолитической культуре). Заселение долины реки Галис (современная река Кызыл-Ырмак в Турции) племенами хаттов (регион Хатти). Вторжение индоевропейских племен в III тыс. до н.э. в Малую Азию (Хатти) и изменение этнического состава региона. Образование государств Хатти в излучине реки Галис и Каниш к югу от нее в XXV-XXIII вв. до н.э. Обособление хурритской и урартской этнических групп в горных районах между озерами Ван, Урмия и рекой Тигр. Проникновение индоевропейцев-хеттов в области Армянского нагорья и ассимиляция хеттов с местными племенами-хаттами в XXII-XVIII вв. до н.э. Возникновение семитской колонии купцов из Ашшура в ХХ-ХVIII вв. до н.э. с центром в Канише (хеттское название Неса, Кнеса; современный город Кюль-тепе). Ускорение процесса политогенеза в регионе и образование местных номовых государств, через которые шла международная торговля металлами и высококачественными тканями.

Источники и историография. Памятники материального быта, хозяйственной жизни и искусства древних урартов. Археологические находки остатков крепостей, дворцов, храмов, каналов. Таблички из глины с текстами и надписи на бронзовых сосудах в честь важных исторических событий. Клинописные тексты-надписи (всего около 400) на каменных плитах – основные источники по истории стран Закавказья. Открытие и начало изучения урартских памятников в 1828-1829 гг. археологом Шульцем. Первая попытка дешифровки ванских надписей, предпринятая Хинксом в 1848 г. Надписи урартских царей Аргишти I и Сардури I. Большая надпись урартского царя Сардури II, высеченная в нише скалы около озера Ван (VIII век до новой эры, эпоха расцвета Урарту). Ассирийские надписи царей Саргона II и Салманасара III. Произведения фольклора. Эпические поэмы (“Давид Сасунский”).

Дореволюционный российский ученый-ассириолог М.В.Никольский – пионер изучения и публикации урартских исторических источников. Раскопки в Закавказье А.С.Уварова и А.А.Ивановского, дешифровка урартских текстов К.П.Паткановым. Организация первых научных экспедиций под руководством Н.Я.Марра и И.А.Орбели. Высокая оценка заслуг советских историков-востоковедов Г.А.Меликишвили, Г.А.Капанцяна, Н.В.Арутюняна. Открытие и исследование памятников материальной культуры учеными И.А.Орбели, Б.Б.Пиотровским, А.А.Мартиросяном, В.М.Массоном и другими отечественными востоковедами.

Неоценимый вклад в урартологию зарубежных ориенталистов А.Г.Сэйса, К.Ф.Леманн-Хаупта, Белька (конец ХIХ в.).

Древние Урарту и Армина (Древнеармянское царство). ХIII век до новой эры – время возникновения Урартского государства (по ассирийским источникам). Племенной союз Уруатри в бассейне озера Ван и истоков Верхнего Заба – ядро будущего Урартского царства. Оформление Ванского царства (Биайнели) к середине IХ в. до н.э. со столицей в городе Ту(р)шпа на восточном берегу озера Ван. Образование второго урартского государства Муцацир в долине Верхнего Заба и юго-западу от озера Урмия с храмом бога Халди в городе Ардини (главной религиозной святыней урартов). Военный характер державы Урарту. Влияние на урартскую экономику, государственность и культуру ассирийской военной, административной и культурной систем.

Правитель Араму (864-845 гг. до н.э.) – первый царь объединенного Урарту и его борьба с Салманасаром III. Принятие официального титула правителем Сардури I (835-825 гг. до н.э.) с заменой названия страны Ассирия на Урарту в титуле (“царь царей, который получал дань от всех царей”).

Внутренняя и внешняя политика Ишпуини (825-810 гг. до н.э.) и его соправителя и наследника Менуа (810-786 гг. до н.э.). Начало составления урартских анналов. Строительная деятельность Менуа. Создание “канала Менуа” длиной 70 километров. Административная реформа Менуа. Перевооружение урартского войска по лучшим ассирийским образцам. Подчинение ассирийских территорий по верхнему течению Тигра и Евфрата, присоединение Муцацира и аннексия западного берега озера Урмия. Успехи царя Аргишти I (786-764 гг. до н.э.) в борьбе с ассирийцами. Распространение урартского влияния на запад за Евфрат, на территорию Мелида на Верхнем Евфрате, на север к реке Аракс до границ Кулха (Колхиды), на северо-западе – к южному берегу Черного моря, на востоке – к озеру Урмия. Включение в состав Урарту закавказских территорий вокруг озера Севан. Основание крепостей Эребуни (Ереван) в 782 г. до н.э. и Аргиштихинели (Армавир) в 776 г. до н.э. Широкая программа хозяйственно-строительной деятельности по созданию второго важного экономического центра в Закавказье, удаленного от театра военных действий с ассирийцами. Достижение Урарту зенита своего могущества.

Неудачная война с Ассирией (743-735 гг. до н.э.), проигранная правителем Урарту – Сардури II (764-735 гг. до н.э.). Возникновение в бассейне озера Урмия враждебного Урарту царства Манна, утрата Сирии и областей Верхнего Евфрата. Правление царя Русы I (735-714 гг. до н.э.) – сложный период в истории Урарту. Отражение нашествия киммерийцев на Урарту (720 г. до н.э.). Осторожная и гибкая внешняя политика с Ассирией. Расширение владений Урарту к северо-востоку от озера Севан. Большая строительная деятельность Русы I: создание водохранилища и нового города Русахинили. Вторжение войск ассирийского правителя Саргона II с востока на Урарту в 714 году до н.э. Полный военный разгром Урарту Ассирией. Разграбление ассирийцами священного города Муцацир. Политическое поражение Урарту в борьбе за гегемонию в Передней Азии.

Социально-экономический строй урартского общества. Подъем поливного земледелия и специализированных ремесел, связанных с металлургией. Коневодство – особая гордость Древней Армении. Виноградарство и виноделие. Преобладание царских и храмовых хозяйств (“виноградники и долины Менуа”, “долины Русы”). Государственные рабы – основная категория трудового населения страны.

Политические отношения в государстве Урарту и его социальный состав. Свободные общинники (1,5 млн. человек). Военно-служилая знать. Военно-административный аппарат страны. Рабство и категории подневольного населения. Централизованная административно-хозяйственная система управления страной. Внутренняя рыхлость и непрочность Урартской державы. Наличие нескольких слабо связанных друг с другом хозяйственных центров в стране. Пестрый, неоднородный этнический состав страны.

Упадок Урарту. Скифское нашествие на Урарту в середине 640-х гг. до новой эры. Пятилетняя война Урарту с Вавилонией и Мидией на стороне Ассирии в качестве ее союзника. Покорение Урарту Мидией в 610 г. до н.э. и последующее прекращение существования древнеармянского государства к 590 году до н.э. Аннексия большей части Урарту Мидией.

Позднехеттское царство при Верхнем Евфрате со столицей в Мелиде (официально именовалось Хатти) – основной центр сосредоточения древнеармянского этноса после падения Урарту. Приход к власти в Мелиде армянской династии Ервандидов около 630 г. до н.э. Сохранение старого названия Хатти (отсюда самоназвание армян – “хай-к”, соседним государствам известно под именем “Армина” – античное “Армения”). Признание Арминой зависимости от Мидии и персидской державы Ахеменидов. Тесные династические связи правящего дома Ервандидов (по-гречески, Оронтидов) с персидским царским домом. Провозглашение правителя Армении – Ерванда III – самостоятельным царем после падения империи Ахеменидов к 330 г. до н.э. Восстановление независимости Древней Армении.

Урартская культура. Глубокое своеобразие и самобытность культуры древних армян. Создание урартами собственной иероглифической письменности. Памятники материальной культуры. Дворцовые и храмовые комплексы. Высокохудожественная техника обработки металлических изделий. Урартская живопись. Анналы. Надписи царей. Литературный стиль древних урартов. Первобытный фетишизм (поклонение горам, скалам, камням). Культ священного дерева. Религия и мифология урартов. Культ верховного божества Халди. Тейшеба – бог грозы и бури, бог Солнца Шивини (близок к ассирийскому Шамашу). Ассирийское, хеттское, митаннийское, персидское культурное влияние. Культурное наследие древних армян. Значение древнеурартской культуры и ее оценка.

Возникновение Хеттского царства – Хатти (ок.1750-1180 гг. до новой эры). Географическое положение, природные условия, климат. Этнический состав. Протохетты (хатты, хатти) – древнейшее автохтонное население Малой Азии, говорившее на языках абхазо-адыгейской языковой группы и оставившее свое название всей стране. Многозначность (полисемантичность) термина “Хатти”: город-столица – Хаттуса, Хаттушаш; автохтонный народ, населявший эту столицу до начала II тыс. до н.э.; держава, имевшая своей столицей Хаттусу; позднехеттские царства, возникшие после ХII в. до н.э.; собирательное название всего этноса к западу от Евфрата. Расселение индоевропейских хетто-лувийских, неситских племен (от торговой колонии Неса, Кнеса, Каниш). Присутствие лувийцев, палайцев и хурритов. Ассимиляция неситов с хурритскими и эгейскими племенами. Неситский язык – государственный язык древних хеттов, язык делопроизводства и межнационального общения. География древнехеттских поселений (восточная часть центрального плато Малой Азии, область Каппадокия). Выгодное геополитическое положение страны Хатти – ее расположенность на магистральных торговых путях от Черного моря к Средиземному, от Эгейского моря к Двуречью. Особая, исключительная роль торговли и обмена в хозяйственной жизни Хатти. Проникновение аккадских и ассирийских купцов в регион. Занятия древних хеттов. Преобладание скотоводческих племен.

Источники и историография. Упоминание о вожде племени “кетеев” – Еврипиле – в поэме Гомера “Одиссее”. Ветхозаветные упоминания о древних хеттеях – предках хеттов. Миф о Вирсавии – жене хетта Урии, соблазненной царем Иудеи и Израиля Давидом и женившимся на ней после гибели Урии. Дипломатические связи фараонов XVIII-й династии Нового царства в Египте со страной Хета.

Находки европейскими путешественниками образцов неизвестной письменности в Малой Азии и северной Сирии в XVIII в. Первое описание неизвестных текстов французским ученым Тексье в 1839 г. Реконструкции остатков древнехеттских цитаделей. Тексты и рельефы со скалы Язылыкая около селения Богазкей в излучине реки Галис, обнаруженные археологами Гийомом и Перро в 1861 г. Обнаружение и исследование археологами во второй половине ХIХ в. остатков столицы древних хеттов с XVII в. до н.э. – города Хаттусы (Хаттушаш). Экспедиции в Малую Азию Джонсона и Джессупа в 1870 г., Гумана и Пухштейна в 1872 г. Раскопки Лушана в Северной Сирии с 1882 по 1902 гг. Смелое предположение английского востоковеда А.Г.Сэйса (1876 г.) о господстве державы хеттов на обширной территории Малой Азии, Северной Сирии и Митанни после изучения надписи на Хаматском камне.

Начало раскопок в Богазкее под руководством Гуго Винклера и Макриди-бея в 1906-1921 гг. Обнаружение 10 тысяч клинописных табличек – царского архива государства Хатти. Раскопки Остеном остатков крепости Новохеттского царства в 1927-1931 гг. Находка таблички с текстом мирного договора хеттского царя Хаттусили с египетским фараоном Рамсесом II.

Опубликование чешским востоковедом Бедржихом Грозным первого наброска хеттской грамматики в 1915 г. – ключа к дешифровке хеттских клинописных текстов.

Изучение отечественными востоковедами различных аспектов хеттской истории. Путешествие русского ученого Я.И.Смирнова в 1893-1894 годах в Малую Азию. Постановка академиком Б.А.Тураевым так называемого “хеттского вопроса” в науке в начале ХХ в. Неоценимый вклад академиков В.В.Струве и Н.М.Никольского в становление и развитие отечественной хеттологии. Перевод профессором В.К.Шилейко на русский язык ряда хеттских надписей. Труды советских хеттологов В.В.Иванова, Э.А.Менабде, Г.Г.Гиоргадзе, Г.А.Меликишвили, В.Н.Хачатряна, Г.И.Довгяло, А.З.Чернышевой, Д.Г.Редера, К.К.Римшнейдера и других ученых. Исследования по грамматике хаттского языка лингвистов Э.Форрера, Э.Лароша, И.М.Дунаевской, А.Камменхубера, Х.З.Шустера, Вяч.Вс.Иванова, Г.А.Джаукяна и других.

Своеобразие хеттских исторических источников. Свод Древнехеттских законов – важнейший юридический памятник по истории царства Хатти. Жалованные грамоты и кадастровые записи на владение землей царей Анитты, Лабарны (Табарны), Телепина, анналы Мурсилиса II (Муршили II), дипломатическая переписка между правителями соседних стран. Религиозно-магические тексты, молитвы, гимны, заклинания. Ветеринарный и астрономический трактаты. Египетские и ассирийские источники по различным аспектам хеттологии. Оценка степени достоверности различных типов и групп исторических источников, их датировка и дешифровка.

Древнехеттское царство Хатти(XVIII – XVI вв. до н.э.). Исторические условия и предпосылки возникновения Древнехеттского царства. Пережитки родового строя в виде существования панкуса – войскового народного собрания, деятельностью которого руководила тулия – родовая верхушка панкуса, старшая дружина, оплот родовой аристократии. Существенное ограничение власти царя. Пережитки матриархата в виде параллельных (мужского и женского) рядов правителей, поклонение культу Великой Матери.

Экономические сдвиги в древнехеттском обществе. Преобладание мотыжного земледелия. Скот – основное богатство и мерило ценности древнехеттской родовой верхушки. Складывание городов-государств (“номовых царств”) на рубеже III-II тыс. до н.э. – Пурусханда, Амкува, Куссара, Хатти, Каниш, Вахшушана, Самуха и др. Начало консолидации малоазийских государственных образований. Приход к власти в Канише некоего Питханаса (сначала бывшего царем Куссары и завоевавшего Каниш) и его сына Аниттаса около 1800 г. до н.э., периода расцвета канишской (несийской) торговой колонии. Принятие Аниттасом титула “рубаум” – “правитель, царь”– после завоевания соседней области Цальпы на побережье Черного моря, недалеко от устья реки Галис. Разрушение столицы соседнего нома – Хаттусы около 1800 г. до н.э. Перенос столицы потомками династии Аниттаса в Хаттусу – формальное основание Древнехеттского царства (около 1750 г. до н.э.), хотя правители Древнехеттского царства вели свою генеалогию от эпохи Аниттаса. Приход к власти в Древнехеттском царстве нового царского дома. Правление царя Лабарны I (Табарны I, 1675-1650 гг. до н.э.) – великого завоевателя и реформатора державы Хатти – и его супруги Тавананнас (их имена собственные превратились в нарицательные титулы “л(т)абарна”– “царь”,“тавананнас”– “царица”). Перенос столицы древнехеттской державы в разрушенную 150 лет назад Аниттой Хаттусу при лабарне Хаттусили I (1650-1625 гг. до н.э.). Расширение пределов державы Хатти до границ с Сирией. Передача престола своему усыновленному внуку – Мурсили I – вопреки традиции передачи власти по боковой линии сыну сестры. Внутренняя и внешняя политика Мурсили I (Мурсилиса, Муршиля I, 1625-1590 гг. до н.э.). Аннексия соседней области Халпы и разгром опасного племени хурритов. Победоносный поход Мурсили I на Вавилон в 1595 г. до новой эры, свержение династии потомков Хаммурапи. Убийство Мурсили I в результате дворцовых смут. Вступление Древнехеттского царства в период политической нестабильности, междоусобной борьбы и внутренних раздоров. Воцарение правителя Телепинуса (1530-1500 гг. до н.э.) после многолетних смут и дворцовых заговоров. Установление новой традиции передачи престола по прямой, а не по боковой, линии – от отца к старшему сыну и далее к сыну сестры в случае отсутствия прямых наследников. Предоставление тулии (родовой верхушке) права судить и казнить царей, без согласия тулии царь был не вправе казнить ее членов и конфисковывать их имущество. Ограничение власти лабарны верхушкой панкуса (тулией).

Хозяйственный и общественный строй древнехеттского общества по Древнехеттским законам (составлены в конце Древнехеттского царства). Каузальное право. Происхождение законов и их дешифровка. Формы поземельных отношений (государственный, т.е. царский и общинный фонды). Земля в собственности “каменных домов” или “домов каменной печати” – царских заупокойных храмов. Часть земель передавалась в держание в качестве условных служебных наделов – “земля саххан”, царская служба. Хеттское рабство типа спартанской илотии. Источники рабства. Категории подневольного, трудового населения и их правовое положение. Территориальные общины, их состав, распределение собственности между общинниками. Имущественное и социальное расслоение общинников. Формы налогообложения и рентные отношения. Повинности.

Рыхлая политическая структура Древнехеттского государства. Статус царской власти. Статус царицы – хассусар и одновременно верховной жрицы (тавананнас). Наместники округов (мадгалти), общинные старейшины – мияхвантес. Архаизм Древнехеттских законов. Признание за рабами некоторых гражданских прав. Сохранение родовых пережитков в форме самосуда и кровной мести. Уголовное законодательство хеттов: убийства, кражи, поджоги, похищения рабов и движимого имущества. Карательные нормы Древнехеттских законов. Политические, ритуальные и половые преступления – повод к применению смертной казни. Воинское право. Брачное и семейное право древних хеттов. Регулирование всякого рода тарифов и штрафов при совершении хозяйственных сделок. Система судопроизводства и судоустройства. Наказания. Оценка законов в науке.

Среднехеттское и Новохеттское царства (середина XV – начало XII вв. до н.э.). Дискуссии в исторической литературе по вопросу существования Среднехеттского периода или его полного отсутствия. Точка зрения хеттолога Г.Оттена о существовании преемников Телепинуса (царей Хандилиса II, Цитандаса II, Хуццияса II, правивших между 1500-1400 гг. до н.э.). Отрицание хеттоллогом А.Камменхубером самого факта существования Среднехеттского царства. Вступление государства хеттов в период смут и нестабильности. Значительная децентрализация государства, уменьшение территории страны вследствие неудачных войн. Восстановление единства соседнего царства Киццувадна со столицей в Кумманне, усиление могущества Митанни в XV веке до н.э. – неблагоприятные внешнеполитические факторы развития державы хеттов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.