Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д р е в н и й в о с т о к 6 страница




Социально-экономический и политический строй эламского общества. Царские и храмовые хозяйства. Большесемейные общины. Политогенез. Система управления. Формирование централизованной деспотии. Пережитки матриархата. Культурное развитие Элама. Клинопись. Религиозные культы. Искусство. Влияние шумеро-вавилонской культуры на Элам. Зиккураты. Политические и культурные достижения Элама.

Арийскоепереселение в Иран. Первое крупное массовое переселение ариев (“ритуально чистых, лучших людей”) из Предкавказья в Иран в XVIII – XVII вв. до н.э. Вторая волна переселения древних ариев в XVI / XV-XIV вв. до новой эры. Изменение этнического состава и ассимиляция аборигенного населения региона между Тигром, Индом и Амударьей. Появление термина Арйана, (Ариана, современное Иран) с середины I тыс. до н.э. для обозначения района расселения ариев. Социальная структура раннего иранского общества (жрецы, воины, рядовые общинники-скотоводы и земледельцы). Мифология и религия древних индоиранцев. Деление божеств на дайвов (злых) и ахуров (асуров, добрых) существ. Двойные культы (бог Солнца Митра у индоариев относился к дайвам, у иранцев – к ахурам). Итоги, последствия и оценка арийской колонизации Ирана.

Иран в первой половине I тыс. до н.э. Мидийская держава. Складывание мидийского племенного союза на основе взаимодействия пришлых иранцев с местными кутийско-каспийскими племенами к началу IX в. до н.э. Области, лежавшие сбоку, на окраине от мидян, назывались Парсуа в долине реки Дияла; Парса-Персия, лежавшая между Мидией и Эламом (от иранского термина “парс”, т.е. “бок”, “окраинная земля”); Парта-Парфия в предгорьях Копетдага.

Долгая, упорная борьба мидийских племен с ассирийскими нашествиями. Покорение Ассирией Мидии при Семирамиде (Шаммурамат) на рубеже IX-VIII вв. до н.э. (первая волна ассирийских набегов в 834-788 гг. до новой эры). Государство Мана – первое объединение мидийских земель, ядро будущей Мидии (VIII в. до н.э.). Вторичное покорение мидийских земель Ассирией после походов 744-678 гг. до н.э. Передвижения кочевых племен киммерийцев, скифов, треров из Причерноморья в Западную Азию и образование целого ряда ранних держав на территории Ирана: на востоке, в начале I тыс. до н.э. державы авестийских Ариев (“кейанидов”), боровших с кочевыми племенами тура (что получило отражение в текстах “Авесты”). Новая волна скифо-сакских ираноязычных кочевников в VIII в. до н.э. и основание предкавказскими скифами около 680 года до н.э. собственного Скифского царства (“прямошапочных саков”, по Геродоту) на северо-западе Ирана. Свержение мидянами в союзе со Скифским царством ассирийского владычества и основание собственного государства со столицей в Экбатанах.

Царь Хшатрита (Каштарити, 673-653 гг. до н.э.) – первый самостоятельный правитель Мидии, объединивший мелкие областные государственные образования в крупное единое государство Древнего Востока. Правление сына Хшатрита – Хувахштры (греч. Киаксар, 625-585 гг. до новой эры). Военная реформа Хувахштры, начало войны с Ассирией в 615 году до н.э., разрушение Ашшура и полное покорение Ассирии к 605 гг. до новой эры. Завоевание Мидией Урарту, Парфии, Гиркании, Каппадокии, Скифского царства и древнеармянского государства Армина. Кровопролитная война Мидии с Лидией в 590-585 гг. до н.э. Заключение союза с Лидией.

Принятие Киаксаром нового титула “царя народов” вместо “царя Мидии” в 613 г. до н.э. и основание им мощной, централизованной азиатской державы с хорошо организованным государственным аппаратом, с неограниченной царской властью, с объединявшей все присоединенные территории единой идеей – концепцией развития Мидии как мировой деспотии, претендовавшей на весь мир.

Правление сына Киаксара – Астиага (Иштувегу, 585-550 гг. до н.э.), последнего царя Мидии. Рост богатств и влияния мидийской знати в результате территориального роста ее владений. Имущественное и социальное расслоение. Завоевание персидским царем Киром II (Курушем II, 558-529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов Мидии в 550 г. до н.э. и ее присоединение к Персидской державе.

Мировая держава Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.). Парсида (Фарс, Парса, по-гречески Персия) – юго-западная область, расположенная на Иранском плоскогорье, между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом. Приход к власти в Парсе наследственных вождей из рода Ахеменидов. Захват ахеменидским царем Киром I области Анчан (современный Фарс). Кратковременное завоевание Мидией Парсиды. Объединение Киром II (внук Астиага по материнской линии) всех западных иранских территорий под своей властью, свержение режима мидийского царя Астиага (убит в 550 г. до новой эры) после трехлетней войны (553-550 гг. до н.э.) и захват Ахеменидами мидийского престола в Экбатанах. Замена Мидийской империи Персидской державой Ахеменидов.

Кир II Старший, в отличие от его деда, Кира I (“Отец персов”, 558-529 годы до н.э.) – видный государственный деятель, строитель державы Ахеменидов, выдающийся полководец. Завоевательная политика Кира II. Захват Суз (столицы Элама) в 549 году до н.э. Подчинение Армении, Каппадокии, Лидии (547-546 гг. до н.э.). Завоевание восточноиранских провинций (современные районы Афганистана, Пакистана и Индии), среднеазиатских областей Дрангианы, Маргианы, Хорезма, Согдианы, Бактрии, Гедросии, Арахосии и Гандхары в 545-539 гг. до н.э. Начало войны с Вавилонией и покорение Вавилона (538 г. до н.э.). Подготовка похода в Египет и гибель в сражении с кочевниками-массагетами (царица массагетов Томирис победила Кира II в бою и погрузила голову трупа царя в кожаный мешок с человеческой кровью – “я напою тебя кровью, как обещала!”).

Правление царя Камбиза (529-523 гг. до н.э.), “жестокого и безумного” в противовес “гуманному и справедливому” Киру II. Начало войны с Египтом в 526 г. до н.э. Жесточайший террор против египтян и колоссальное разрушение египетских культурных ценностей. Официальное провозглашение Камбиза фараоном Египта в августе 525 г. до н.э. Государственный переворот против Камбиза самозванца Гауматы и его семимесячное правление. Захват престола Дарием I после убийства Гауматы в сентябре 522 г. до н.э.

Внутренняя и внешняя политика Дария I (522-486 гг. до н.э.). Подавление мятежей против Ахеменидов в Мидии, Эламе, Вавилонии, Армении, самой Персии. Реформы Дария I (административная, судебная, денежная, военная), обширная строительная деятельность (дорожное строительство), создание службы связи, тайной полиции и инспекторов. Чеканка золотого дарика (1 дарик = 8,4 г. золота = 20 шекелям; 1 шекель = 5,6 г. серебра). Организация местного управления 23-24-мя сатрапиями. Централизация государственного аппарата. Внешняя политика Дария I. Присоединение земель присырдарьинских “прямошапочных саков” (519 г. до н.э.), долины среднего и нижнего течения Инда и острова Самос (517 г. до н.э.), Фракии и Македонии (516-515 гг. до н.э.), неудачный поход против скифов за Дунай в 514 г. до н.э., присоединение земель на нижней Сырдарье (“саков засогдийских”) к 500 г. до н.э. Создание мировой Персидской империи Ахеменидов от Инда и Армении до Эгейского моря и первого порога Нила.

Внутренняя и внешняя политика Ксеркса (486-465 гг. до н.э.). Поражение персов в греко-персидских войнах после проигрыша сражений при Саламине, Платеях и Микале. Правление Артаксеркса I (465-424 гг. до н.э.). Начало распада Персидской державы. Частичное восстановление могущества Персии при Артаксерксе III к 340-м гг. до н.э. Восточный поход Александра Великого (334-330 гг. до н.э.) против Дария III (336-330 гг. до н.э.). Поражение персов в сражениях при Гранике, Иссе и Гавгамелах. Сожжение Персеполя. Подавление последних очагов сопротивления в восточных сатрапиях империи Ахеменидов и ее воссоединение под властью Македонии.

Культура и идеология Древнего Ирана. Культурный синтез (синкретизм) в рамках мировой державы Ахеменидов. Зороастризм – религиозно-философское учение Зороастра (Заратуштры). “Авеста” – священная книга зороастрийцев (составлена к VII в. до н.э., в это же время в Восточном Иране жил Заратуштра; был убит жрецом-приверженцем старой веры). Противоборство верховного бога Ахура-Мазды (по-гречески Ормузд, олицетворял доброе начало) со злым божеством (Анхра-Манью) – суть развития Вселенной. Превращение зороастризма в официальную религию Ирана при Астиаге; являлся государственной религией Персии около тысячелетия. Зороастрийское жречество (маги), знатоки и хранители культов, ритуалов, обрядов. Поклонение Митре (бог Солнца), Анахите (богиня воды, плодородия), обожествление сил и явлений природы. Веротерпимость персидской идеологии, отсутствие догматизма. Уважительное отношение персов к местным религиям и божествам. Восстановление храмов в завоеванных странах. Религиозная реформа Ксеркса, направленная на централизацию зороастрийского культа.

Персидская архитектура. Царские дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе, Сузах. Скальные гробничные комплексы царей (Накш-и-Рустам).

Культурные связи Ирана с Грецией, Эфиопией, Индией, Малой Азией, Египтом, Средней Азией. Прикладное искусство: металлические чаши, вазы, ритоны, кубки из слоновой кости и лазурита. Цилиндрические печати из агата, халцедона, яшмы.

Культура древних народов Средней Азии. Среднеазиатский эпос. Оружие, утварь, предметы обихода. Образцы керамики. Рельефы. Раскопки остатков царских дворцов в Бухаре, Хорезме. Заимствование элементов античной (греческой) культуры. Среднеазиатское скульптурное искусство.

Персия и Средняя Азия – мост, соединивший восточный мир с миром античной культуры. Значение древнеиранского культурного наследия.

Древняя Индия.Источники и историография Древней Индии. Ограниченное количество и слабая изученность археологических источников в Индии. Археологические, нумизматические, эпиграфические источники по истории Древней Индии. Непрерывность литературной традиции индусов на санскрите – благоприятный фактор, облегчающий исследование индийской истории. Многообразие письменных источников по истории Индии. Ведическая поэзия (самхиты – сборники ведийских гимнов – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) – важнейший источник индийской истории. Самхиты, брахманы и упанишады – составные части ведийской литературы. Веданты (части Вед): грихьясутры (наставления по домашним обрядам) и дхармасутры (дхармашастры). Махабхарата и Рамаяна – крупнейшие эпические поэмы Индии I тыс. до н.э. Дхармашастры (“науки о выгоде”) – древние сборники обычного права индусов. Законы легендарного прародителя людей Ману – важнейший юридический памятник Индии III века до новой эры. Политико-экономический трактат “Артхашастра” государственного советника царя Чандрагупты Каутильи. Эдикты царя Ашоки – памятники раннебуддийского времени. Буддийский канон “Типитака” (“Три корзины”) на языке пали (“Палийский канон”). Сборники буддийских легенд – авадан. Джайнский канон “Сиддханта” или “Агама”. Труды греческих путешественников об Индии: Геродота, Мегасфена, Страбона, Плиния, Арриана. Труд Флавия Арриана “Индика”. Вклад китайских историков Сыма Цяня и Фа Сяня в описание социальных отношений и системы управления Древней Индии. Неоценимый вклад среднеазиатского ученого XI в. Абурейхана-аль-Бируни в изучение Индии. Труды по истории буддизма тибетских ученых Будона (XIV в.) и Таранаты (начало XVII в.). Начало изучения литературных памятников на санскрите с середины XVIII века (Г.С.Лебедев, англичанин Ф.Бопп). Англичанин У.Джонс (1746-1794 гг.) – “отец индологии”. Создание Бенгальского Азиатского общества в 1784 г. Издание Чарльзом Уилкинсом английского перевода религиозно-философского трактата “Бхагавадгита” в 1785 г. Организация первых археологических раскопок в Индии во второй половине XIX века “Археологической службой Индии” (А.Кеннингем, Дж.Маршалл, Э.Маккэй). Возникновение прогрессивной индийской историографии в науке: С.А.Данге, Тилак, Кунте, Раджваде. Заслуги российских исследователей-индологов В.П.Васильева, И.П.Минаева, П.Я.Петрова, советских ученых С.Ф.Ольденбурга, А.П.Баранникова, Г.М.Бонгард-Левина и других. Западноевропейская индология на современном этапе (французские ученые Л.Рену, Ж.Филлиоза, голландский ученый Я.Гонды, англичанин Дж.Браф, бельгиец Э.Ламотт, австралийский исследователь А.Бэшем).

Огромные территориальные размеры страны, превосходящие все иные рабовладельческие государства Древнего мира. Географическое положение, удобные природные условия и окружающая среда, благоприятные климатические условия страны Синдху (санскрит; Хинду – персидское звучание, Индос – с греческого языка). Изолированность Индии Гималаями от внешнего мира. Деление Индии на Южную (полуостровную) и Северную, материковую. Народонаселение, неоднородный этнический состав. Племена австралоидной расы – древнейшее население Индии. Заселение Индии дравидийскими племенами в VII-V тыс. до н.э. Индоарийское переселение в Индию в середине II тыс. до н.э. Занятия населения: ирригационное земледелие, скотоводство, ремесла, торговые связи с соседями.

Протоиндская (Хараппская) цивилизация (XXIII-XVII вв. до н.э.). Эпоха неолита – время заселения Индии. Обнаружение английским археологом А.Кеннингемом в 1875 г. остатков неизвестной цивилизации в Хараппе (современный Пакистан, Западный Пенджаб) и Мохенджо-Даро (Пакистан, округ Ларкхана). Изучение индийскими археологами Д.Р.Сахни и Р.Д.Банерджи хараппской цивилизации в 1920-х годах. Раскопки поселений Мохенджо-даро и Хараппы европейскими учеными В.-А.Фейерсервисом, Б.де Карди, Ж.-М.Казалем и др. археологами (обнаружено более 200 поселений на территории 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток, вплоть до верховьев Ганга). Конец III тыс. до н.э. – время расцвета Протоиндской (Хараппской) цивилизации. Генетическая связь Хараппской цивилизации с предшествовавшей ей культурой Амри. Тенденция к урбанизации и влияние географического фактора, разноплановость и разнородность этнического состава, неодинаковый уровень развития внутри древнейшего производящего общества – главные особенности первой протогородской цивилизации в долине Инда. Каменные печати – наиболее важный исторический источник по истории Индии XXIII-XVII вв. до н.э.

Возведение цитаделей со стенами, ведение монументального строительства, строительство огромных водохранилищ со шлюзами, изобретение системы слоговой письменности (не расшифрованной до сих пор), бронзолитейное производство и развитое ирригационное земледелие –достижения хозяйственного развития древних индусов. Широкие торговые и культурные контакты индусов с соседями по Аравийскому морю и Персидскому заливу и до Средней Азии на юге.

Высокий уровень социального расслоения в протоиндском обществе и начало перехода к государственности. Религия древних хараппанцев.

Внезапный упадок Протоиндской цивилизации и ее стремительный финал, исчезновение с политической арены Индостана вследствие двух объективных факторов: экологического, резкого ухудшения природных условий; и внешнего, вызванного миграцией в Индию с запада на восток племен индоариев. Довершение упадка главных хараппских центров. Оценка периода в историографии.

Индия в Ведийский период (середина II тыс. до н.э. – вторая половина I тыс. до н.э.). Дискуссии в науке вокруг так называемой “арийской проблемы”. Племена “арья” (“чужак”, “иноземец”, позднее “свободный человек благородного происхождения”), родственные ираноязычным племенам (Иран – “Ариана”, т.е “страна ариев”), заселили Пенджаб с территории Афганистана в XIV-XIII вв. до н.э. Синтез пришельцев (“носителей культуры серой расписной керамики”) и местных аборигенов дравидийского происхождения к первой трети I тыс. до н.э. вплоть до среднего течения Ганга. Освоение Индо-Гангского междуречья и верховий Ганга (Индо-Гангской равнины или “Срединной земли”, Арьварты, т.е. “Земли ариев”) к XII в. до н.э. Социальная структура ведийского общества: деление на три страты жрецов, воинов и общинников. Отражение междоусобных конфликтов соседних племен в Ведах и “Махабхарате”.

Процесс интенсивного политогенеза и социального расслоения в ведийском обществе как результат вступления Индии в железный век. Создание так называемых “великих царств” (“махаджанапад”) в VII-VI вв. до новой эры – в пределах 16-ти арийских территориальных княжеств-государств (Камбоджа, Гандхара, Аванти, Кошала, Каши, Видеха, Магадха, Вриджи, Малла в среднем и нижнем течении Ганга и верхнем течении Инда).

Индийские общины – основная хозяйственная и социальная ячейка полноправных земледельцев, в основе ее – кровное родство ее членов и общая, совместная территория расселения. Становление и укрепление института рабства, в т.ч. долгового. Значительная доля рабов в экономике Индии ведийского периода. Семь типов рабов в экономике Индии по “Законам Ману”: военнопленные, работающие за пропитание, рожденные в рабстве, купленные, подаренные, переданные по наследству, попавшие в рабство в качестве наказания за преступления. Использование труда наемных работников на сезон, в мастерских и т.п.

Длительный и противоречивый процесс образования государства в Индии. Усиление власти племенных вождей – раджей – и превращение органов племенного самоуправления в государственные. Падение роли органов общинного самоуправления (сабхи и самити) и переход реальной власти к “паришадам” – царским советам. Развитие государственного аппарата управления. Формирование чиновничьего аппарата должностных лиц (виры, ратнины), искусства управления страной (данданити). Появление налогов (бали, шулка), полицейской организации (дживагрибхи, угры).

Оформление сословно-кастового (варнового) деления общества на четыре касты (джати, варны) в связи со строгим делением по видам трудовой деятельности. Концентрация собственности сообразно принадлежности к своей варне – принцип, лежащий в основе сословно-кастового деления общества. “Пурушасукта” – древнейший гимн Ригведы о сотворении брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр из частей тела мифического первочеловека Пуруши. Брахманы (“знающие священные учение”), кшатрии (“наделенные могуществом”), вайшьи (“наделенные имуществом”), шудры (“неприкасаемые”) – иерархическая система варн. Строгая регламентация прав и обязанностей членов каждой варны. Обряд посвящения (упанаяна) для членов первых трех “дваждырожденных” варн. Прочность индийских общинных отношений. Культ домашнего очага (гриха) – центра семейной жизни во главе с хозяином-патриархом (грихапати).

Религия и культура ведийской эпохи. Ведизм – основа религиозной системы в Индии. Близость Вед к религии и культуре Древнего Ирана. Политеизм (многобожие); три группы ведийских божеств: неба, земли и антарикши (пространства между небом и землей). Пережитки фетишизма, тотемизма и анимизма у древних индусов. Солнечный культ (Сурья), огненный культ (Агни), бог миропорядка Варуна, богиня утренней звезды Ушас, богиня производительных сил природы – Адити (“общая мать”). Культ предков. Божества антарикши: бог грозы Рудра, бог ветра Вайю, бог-громовержец Индра. Описания подвигов Индры, победившего чудовище-дракона на колеснице с молнией в руке, в гимнах Ригведы. Культ трехликого божества с рогами – Шивы. Ведийское жречество – посредник между миром людей и богов. Жертвоприношения. Знание ритуалов и тайных магических формул – священная обязанность жрецов. Учение о “стадиях жизни” истинного индуса. Эпическая мифология древних индусов. Ведийская литература. Зачатки научных знаний. Упанишады – религиозно-философские трактаты. Смена триады индийских богов (Варуны, Индры, Сурьи) на новую (Шива, Рудра, Вишна) в поздневедийский период. Учение о переселении душ и карме (воздаянии за грехи). Учение о мокше (бессмертии души). Шесть философских систем.

Индия в магадхско-маурийскую (“буддийскую”) эпоху. Династия Маурьев в Индии (317-180 гг. до н.э.). Эпоха создания объединенного, централизованного государства, подъема экономики на основе широкого использования железных орудий труда, распространения новых религиозных направлений – буддизма, вишнуизма, шиваизма. Перемещение центра экономической и политической жизни Индии в долины среднего и нижнего течения Ганга – ведущего хозяйственного региона Индии (центр рисоводства). Масштабная урбанизация региона. Начало чеканки собственной индийской золотой монеты (паны). Укрепление сословия крупных землевладельцев-рабовладельцев. Рост могущества и ресурсов царской власти. Создание регулярных наемных войск на казенном обеспечении. Нарастание территориальной интеграции 16-ти североиндийских государств-монархий и обострение борьбы за политическую гегемонию над соседними царствами. Возвышение княжества Магадхи со столицей в Раджагрихе к VI в. до н.э., объединившей под своей властью весь бассейн Ганга. Правление царя Бимбисара (543-491 гг. до н.э.) и завоевание им княжества Ангу. Присоединение соседней монархии Кошалы к Магадхе при царе Аджаташатру (491-459 гг. до н.э.). Перенос столицы из Раджагрихи в Паталипутру при царе Удаине (459-445 гг. до н.э.). Превращение Магадхи в сильнейшее государство Северо-Восточной и Центральной Индии в правление Калашоки (первая половина IV века до н.э., умер в 364 г. до н.э.).

Индийский поход Александра Македонского в 327-325 гг. до н.э. Завоевание македонянами Пенджаба (владений царей Таксилы к западу от Инда и Пора к востоку от него). Выдвижение Чандрагупты, бывшего беглого аристократа из Магадхи, в качестве объединителя Пенджаба, освободителя Индии от греко-македонских войск и основателя новой династии Маурьев. Внутренняя и внешняя политика Чандрагупты (317-293 гг. до н.э.), его сына Биндусара (293-264 гг. до н.э.) и внука Ашоки (264-231 гг. до н.э.). Война с государством Калингой на побережье Бенгальского залива и присоединение Калинги к державе Маурьев. Тесные дипломатические связи державы Маурьев с эллинистическим Египтом, державой Селевкидов, царями Македонии, Цейлона и Эпира. Царская власть в эпоху Ашоки. Паришад (совет сановников) и сабха (царский совет). Налоговая система. Система провинциального управления. Городское управление. Религиозная политика Ашоки. Покровительство буддизму. Кампания “распространения добра” (дхармавиджаи). Консолидация разноэтничного населения Индии на основе общих буддийских ценностей. Дхарма эдиктов Ашоки (система моральных ценностей и принципов). Лишение Ашоки власти и падение империи Маурьев. Вторжение греко-бактрийцев в Индию. Быстрый распад державы Маурьев. Смена на престоле династии Маурьев Шунгами (180-68 гг. до н.э.) и Канвами (68-22 гг. до н.э.).

Итоги правления династии Маурьев. Создание относительно централизованного государства с сильным войском и крепким аппаратом управления, единой идеологией на основе буддизма – особенности периода правления династии Маурьев. Историография периода и его оценка в науке.

“Классическая эпоха” в истории Индии. Держава Гуптов (II в. до новой эрыV/VI вв. н.э.). Дальнейшее развитие и оформление религиозной системы индуизма, общинно-кастовых отношений, противоборство мелких династий друг с другом и перемены на политической карте Индии. Наступление эпохи массовых вторжений с северо-запада в Индию (II в. до новой эры – III в. н.э.). Образование Греко-Индийского государства к югу от Гиндукуша в 171 г. до н.э. Правление царя Милинда (Менандра, 155-130 гг. до н.э.) и распад Греко-Индийского царства к концу II в. до н.э. Новая волна вторжений в Индию саков – народов Памира в I в. до н.э. Создание Индо-Сакского царства правителем Мауэсом в 70 г. до н.э. от Арахосии до границ Пенджаба. Возникновение Индо-Парфянского царства в середине I в. н.э. и его завоевание царем кушанов Бактрии Кадфизом I (ок.30-79 гг. н.э.). Усиление могущества кушанов при Кадфизе II (86-97 гг. н.э.) и Канишке (97-120 гг. н.э.). Синтез среднеазиатской и индийской культур. Превращение Кушанского царства в одну из четырех великих держав Древнего мира (наряду с Римом, Парфией и Ханьским Китаем). Правление Васудева (140-178 гг. н.э.). Начало ослабления Кушанской империи и ее распад к 230 гг. н.э. в связи с усилением государства Сасанидов в Иране.

Новое возвышение Магадхи к первой половине IV в. н.э. Вступление на престол Чандрагупты I (320-335 гг. н.э.) и его сына Самудрагупты (335-380 годы новой эры). Расцвет державы Гуптов при Чандрагупте II Викрамадитья (“Солнце могущества”, правил в 380-415 гг. н.э.) – “золотой век” индийской истории.

Новое вторжение в 450-455 гг. н.э. ираноязычных кочевников-эфталитов с северо-западных границ Индии: покорение эфталитами Пенджаба и распад северной половины державы Гуптов на мелкие владения. Завершение правления династии Гуптов к середине VI в. н.э.

Социально-экономические и политические отношения в Кушанской державе и империи Гуптов. Процветание южных государств Индии: Чола, Пандья, Керала. Экономический подъем. Рост золотого денежного обращения. Расширение сухопутной и морской внешней торговли со странами Центральной Азии, Египтом, античной Европой через южные порты Мадура, Тирукарур. Усиление государства Паллавов в середине IV в. новой эры. Дальнейшая эволюция сословно-варновых отношений в стране. Превращение каст в упорядоченные наследственные профессионально-родовые группы, охватившие все население Индии.

Заметное снижение роли буддизма при Гуптах. Вытеснение местными брахманистскими культами буддизма. Создание предпосылок складывания нового комплекса религиозных верований, приведших к появлению нового идеологического направления – индуизма.

Поощрение частно-экономических отношений и частной эксплуатации в державе Гуптов. “Мягкие” формы рабства (с правом рабов распоряжаться своим имуществом и создавать семьи). Налоги (шестая доля урожая) – основная форма эксплуатации подвластного населения. Политика раздачи государством “кормлений” сановникам и чиновникам. Право перепродажи земель новому хозяину – признак товарности земли. Выделение в сельских общинах верхушки, эксплуатировавшей обедневших соседей через долговую кабалу и аренду. Итогом стало появление крупного частного землевладения – нового уклада в индийской экономике начала новой эры. Начало ранней феодализации Индии.

Культура кушано-гуптской эпохи. Древнеиндийская философия и ее черты. Школы индийской философии. Драматургия и литература. Драма Калидасы “Шакунтала”. Научные достижения в области математики, астрономии, медицины, химии. Вклад выдающегося индийского математика Арьябхаты и его ученика Брахмагупты в точные науки. Трактаты по медицине Чараки (II в. н.э.). Архитектура. Пещерный буддийский комплекс в Карле (близ Бомбея). Памятники религиозной и светской архитектуры. Буддийские храмовые комплексы. Индуистские храмы начала новой эры. Изобразительное искусство и его направления. Каноны буддийской скульптуры. Изображения Будды, Вишну, Шивы. Фрески Аджанты. Влияние кушано-гуптской культуры на духовное развитие стран Востока.

Оценка достижений кушано-гуптского периода в исторической науке и его итоги.

Религия и культура Древней Индии. Общие и особенные условия развития древнеиндийской культуры. Менталитет и система ценностей древних индусов. Дхарма (праведность, добропорядочность), артха (выгода), кама (наслаждение), мокша (достижение внутреннего покоя) – наиболее привлекательные ценности индусов. Концепция круговорота перерождений, подчиненного закону кармы (воздаяния).

Эволюция древнеиндийской идеологии. Ведийская религия индоариев и ее связь общими индоиранскими культами. Ритуалы жертвоприношения –“кормления богов” (“даю тебе, чтобы ты дал мне”). Трансформация идеологии ведизма в буддизм. Учение Сиддхарта Гаутамы (условн. 565-486 годы до н.э.). Призыв Будды (“Просветленного истиной”) к человеку изменить свое отношение к миру и найти истинный путь спасения души от страданий. Ориентация буддизма на отдельную личность. Социальная сущность раннего буддизма и состав первых буддийских общин. Буддийские монастыри и монашество (бхикшу, “нищие”). Достижение нирваны – конечная цель правоверного буддиста. “Узкий путь спасения” (“малая колесница”, хинаяна) и “широкий путь спасения” (“большая колесница”, махаяна) – две концепции достижения нирваны в буддизме.

Индуизм – новая система ценностей и верований как итог эволюции индийского общества от родовых устоев (брахманизм) к рабовладельческим отношениям (буддизм) и от них к раннефеодальным (индуизм). Троица верховных божеств индуизма (Тримурти): Брахма – создатель, творец мира, Вишну – его хранитель, Шива – поддерживает круговорот жизни и смерти. Социально-этические постулаты индуизма. Оправдание кастового деления общества, рабства, угнетения, войн и насилия. Точные науки. Литература и изобразительное искусство Древней Индии. Языки и письменность древних индусов. Архитектура и скульптура. Значение древнеиндийской культуры и ее влияние на соседние страны Востока.

Древний Китай.Источники и историография Древнего Китая. Изолированность Китая от других ранних центров цивилизации. Почти полное отсутствие иноязычных исторических источников о Китае. Разнообразие, многочисленность и хорошая датировка китайских письменных источников. Типология исторических источников: антропологические, фольклорные, письменные памятники. Древнекитайские письменные источники. “Шаншу” (“Книга истории”), найденная в начале II в. до н.э. и состоящая из 58 глав. “Бамбуковая летопись” – древнейший письменный памятник III в. до н.э. “Шицзи” (“Исторические записки”) – первая сводная история Китая выдающегося китайского историка II-I веков до новой эры. Сыма Цяня (охватывает XIV-IX вв. до н.э.). Древнекитайские летописи: “Чуньцю”, “Цзочжуань”, “Гоюй”, посвященные эпохе VIII-V вв. до новой эры. “Шицзин” (“Книга песен”) – “энциклопедия древнекитайской жизни” второй четверти I тыс. до н.э. Собрание высказываний Конфуция (551-479 гг. до н.э.) “Луньюй” (“Рассуждения и беседы”) – главное сочинение раннего конфуцианства. Философское кредо конфуцианства в изложении мыслителя IV-III вв. до н.э. Мэн Кэ (трактат “Мэн-цзы”). Трактат основоположника моизма Мо Ди (“Мо-цзы”, V в. до н.э.). Труды основоположников легизма Шан Яна (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэя (умер в 233 г. до н.э.). Военные трактаты: “Сунь-цзы”, “Сунь Бинь бинфа” (“Трактат о военном искусстве” Сунь Биня), “Лю тао”, “Вэй Ляо-цзы”. “Ханьшу” (“Ханьская история”) видного китайского историка Бань Гу, посвященная событиям III в. до н.э. - I в. н.э. Историк Фань Е (398-445 гг. н.э.) и его “Поздняя Ханьская история”. Полемический трактат “Критические рассуждения” философа I в. н.э. Ван Чуна. Чжан Чжунцзин (150-219 гг. н.э.) – основоположник традиционной китайской медицины. Оригинальный юмористический рассказ Ван Бао “Контракт о покупке раба” (I в. до н.э.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.