Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Проблематика, особенности жанра, романтический герой)




Проблематика, особенности жанра, романтический герой).

 

План:

I. История создания поэмы Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда".

П. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в произведении. III. Проблема романтического героя в поэме.

1."Байронический герой", его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи.

2. Эволюция Чайльд-Гарольда, его отношение к природе, любви, страданиям и борьбе народов.

3. Проблема центрального героя поэмы, изменение соотно­шения между Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой к четвертой песни.

IV. Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения.

1. Паломничество Чайльд-Гарольда как лиро-эпичская ро­мантическая поэма; Соотношение эпического и лирического пластов повествования.

2. Компоненты композиции, придающие единство поэме.

V. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.

VI. "Байронизм", "байронический герой" и творчество русских поэтов.

Литература

1. История зарубежной литературы XIX века: Учеб.для вузов / А.С.Дмитриев, Н.А.Соловьева, Е.А.Петрова и др.; Под.ред. Н.А.Соловьевой. М.,2000. С.72-114.

2. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. М. Е. Елизаровой - М., 1972. - С. 110-132.

3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литерату­ры. - М„ 1975.-С. 174-189.

4. Байрон. Сочинения // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб.пособие / Сост.: А.С.Дмитриев, Б.И.Колесников, Н.Н.Новикова. – М., 1990. С.234-260.

5. Дубашинский И. А. Д. Г. Байрон: Книга для учащихся. - М., 1985.-С. 20-45.

6. Дубашинский И. А. Поэма Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда".- Рига, 1975.

7. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

8. Луков В. А. Поэма Д. Г. Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда" // Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева.- М., 1981.- С.117-121.

9. Трапезникова Н.С. Байрон: разработка уроков // Трапезнико­ва Н.С- Зарубежная литература в школе. - Казань, 1982.- С. 69-81.

10. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум: Учеб.пособие для студентов вузов. – М., 2003. С.110-157.

11. Чавчанидзе Д. Л. Байрон и русские поэты // Тураев С. В., Чавчанидзе Д. Л. Изучение зарубежной литературы в школе: Пособие для учителей (7-10 кл.) - М., 1982.- С. 47-58.

Обращение к поэме Д. Г. Байрона на практическом занятии оп­ределяется тем, что это произведение, во-первых, особенно типично для романтической литературы, во-вторых, оно оказало большое влияние на русскую литературу, в-третьих, поэма включена в про­грамму по литературе для средней школы.

Конечно, практически 200 лет, протекшие со времени выхода первых песен "Чайльд-Гарольда", сгладили злободневную остроту политических намеков и характеристик, которые теперь нередко требуют особого комментария, тогда как читатели 1812 года ловили их на лету. Читателю XX века далеко не всегда ясна лексика, при помощи которой создается местный и временной колорит. Поэтому при чте­нии "Паломничества" не следует пренебрегать примечаниями в конце произведения, причем желательно пользоваться изданием из серии БВЛ (Библиотека Всемирной Литературы).

Известно, что создавалось "Паломничество Чайльд-Гарольда" на основе личных впечатлений Байрона, посетившего в 1809-1811 годах Португалию, Испанию, Грецию, Албанию, Турцию, Мальту, а в 1816-1817 - Швейцарию и Италию. Но важно помнить, что поэма - это не дневник, а художественное произведение, в котором реальные события и автопортрет соединены с вымыслом. Говоря об истории написания поэмы, укажите, в какие годы появились 1-4 песни "Паломничества" и какие в них страны изображены. На основе како­го принципа поэт сравнивает страны в первых двух песнях? Насколько исторически спра­ведливо обвинение в покорности, брошенное Байроном Португалии? Изображение рабской покорности португальцев соответствует одно­му из приемов, характерных для романтизма. Какому?

Зачитайте строфы поэмы, в которых предстают образы, симво­лизирующие мятежную Испанию. Чем отличается от этих символов образ бога войны (I, 39)? Каким народам автор предлагает черпать волю к борьбе в их прошлом? Зачитайте примеры. Насколько это соответствует принципам романтизма?

Каково социальное содержание третьей и четвертой песен? В чем их своеобразие? Почему в песне третьей звучат нотки сожаления, но поводу разгрома Франции в сражении при Ватерлоо, тогда как в пер­вой песни Байрон восклицал: "О, Франция, давно бы ты дрожала, когда б имел хоть ружья здесь народ!" (I, 50). Определяя основную идею поэмы, обратите внимание на то, каково отношение автора к рево­люционным выступлениям народен.

Главная идея вытекает из центральной проблемы свободы. По­нятие свободы в первых двух песнях "Чайльд-Гарольда" раздваивает­ся. С одной стороны, оно связано с борьбой народов против порабо­тителей, с другой - с проблемой свободы отдельной личности. Такой личностью здесь предстает Чайльд-Гарольд, который олицетворяет собой разновидность целого литературного типа, получившего на­звание "байронического героя". Как вы понимаете этот термин?

Назовите черты, которые позволяют считать Гарольда романти­ческим героем. Изменяется ли Чайльд-Гарольд внутренне? Найдите подтверждение в тексте, обратите внимание на отношение героя к любви и к природе. Кто является героем поэмы: Чайльд-Гарольд или автор? Обоснуйте свое мнение. В чем сходство и различие автора и Чайльд-Гарольда? Каково место Чайльд-Гарольда в 3-й и 4-й песнях? Ведущая роль автора определяет и особенности жанра "Паломничества". Лиро-эпическая поэма позволяет сочетать музыку сердца и эпос мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию. Присутствие автора, его оценка событий - организующий фактор такого произведения. Каково новаторство Байрона в разработке жанра ли­ро-эпической поэмы по сравнению с сентименталистами?

Другим компонентом композиции, скреп­ляющими поэму, является спенсерова строфа, которой написана вся поэма. Что пред­ставляет собой эта строфа? В каких случаях Байрон изменяет размер и структуру строфы в поэме?

Образ природы также проходит через все четыре песни, хотя функции пейзажа различны в них. Зачитайте строфы: I, 19-21; II, 23-28; III, 62; IV, 179-184. Сделайте выводы о роли пейзажа в каждой песни. Сравните байроновскую и пушкинскую трактовку образа моря.

Творчество Байрона оказало глубокое воздействие на читателей и писателей XIX века. Особый интерес представляет проблема влия­ния Байрона на творчество русских писателей - Пушкина и Лермон­това. Подготовьте сообщение по темам: "Романтическая поэма в творчестве Байрона, Пушкина, Лермонтова", "Чайльд-Гарольд и Онегин", "Чайльд-Гарольд и Печорин". При подготовке этих вопро­сов следует помнить, что поэт, как пишет В.М. Жирмунский в моно­графии "Байрон и Пушкин", "заимствует не идеи, а мотивы, и влияют друг на друга художественные образы".

В заключение подумайте над тем, в чем специфика проведения уроков по зарубежной литературе в школе.

 

 

Тема 4: Исторический роман В. Скотта «Айвенго»

 

План

I. Вопрос о творческом методе Вальтера Скотта.

II. Проблема историзма в литературе, особенности историзма В. Скотта.

III. Тематика и проблематика романа «Айвенго»:

1. Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета.

2. Способы создания исторической атмосферы в романе.

3. Проблема движущих сил исторического процесса.

4. Изображение социальных отношений в романе.

IV. Система образов в романе:

1. Основные принципы построения системы образов.

2. Место и роль образа Айвенго.

3. Объективность отражения взаимодействия классов в романе.

4. Особенности изображения исторических деятелей в романе.

5. Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.

V. Авторская позиция в романе «Айвенго». Реалистические и романтические элементы.

VI. Новаторство В. Скотта как создателя исторического романа.

 

Литература

1. История зарубежной литературы XIX века: Учеб.для вузов / А.С.Дмитриев, Н.А.Соловьева, Е.А.Петрова и др.; Под.ред. Н.А.Соловьевой. М.,2000. С.124-149.

2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1975.

3. Бельский А. А. Вальтер Скотт. Очерк творчества. - М., 1988.

4. Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. – М., 1987

5. Долинин А.А. История, одетая в роман: В. Скотт и его читатели. – М., 1988.

6. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, - М., I960.

7. Пирсон Х. Вальтер Скотт. – М., 1983

8. Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. пособие/ Под. ред. Н.П. Михальской и Б. И. Пуришева. - М., 1981.

9. Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. – М.-Л., 1965.

10. Скотт В. Предисловие к роману «Айвенго» // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб.пособие / Сост.: А.С.Дмитриев, Б.И.Колесников, Н.Н.Новикова. – М., 1990. С.297-306..

11. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум: Учеб.пособие для студентов вузов. – М., 2003. С.158-179.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.