КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни, лежащие выше уровня 3 страница
Итак, проведенное исследование показало возможность и перспективность экспериментального изучения процессов экстраполяции в глазодвигательной системе и выявило существование двух основных форм экстраполяции и их связь с различными отделами мозга. Полученные факты имеют отношение к сравнительно узкому кругу явлений: к ритмическим (следящим и саккадическим) движениям глаз, Процессы экстраполяции, возникающие при ритмических следящих и саккадических движениях глаз, относятся, по-видимому, к сравнительно элементарным формам предвосхищения (к «текущему программированию» по Н.А.Бернштейну или к «сенсомоторному уровню антиципации» по Б.Ф.Ломову и Е.Н.Суркову), однако они выявляют ряд общих закономерностей, свойственных механизмам управления движения. Авторы полностью отдают себе отчет в том, что их работа представляет собой лищь первые шаги на этом пути, однако они надеются, что полученные ими факты внесут определенный вклад в изучение проблемы управления движениями глаз и будут с интересом приняты читателями Е.Д.ХОМСКЛЯ, И.А.РЫЖОВА КОМПЬЮТЕРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ЛИЦ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС1 Рядом нейропсихологических исследований было показано, что произвольная регуляция высших психических функций (двигательных, мнестических, интеллектуальных) связана с работой префронтальных отделов коры головного мозга (преимущественно левого полушария). Клинические нейропсихологические исследования высших психических функций у лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, позволили выявить наиболее типичные для данных пациентов нейропсихологические синдромы, центральное место среди которых занимают синдромы поражения неспецифических структур головного мозга (преимущественно диэнцефального уровня). Патология неспеиифической системы мозга, имеющей обширные связи с передними отделами коры больших полушарий, как известно, приводит ко вторичной функциональной недостаточности прсфронтальной коры. Кроме того, у таких Пациентов можно предположить наличие и первичной недостаточности функций передних отделов мозга как филогенетически молодых и наиболее ранимых образований вследствие общей интоксикации мозга (тяжелыми металлами). Нейропсихологический анализ «лобных» симптомов (описанных на феноменологическом уровне) у лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, показал наличие у них нарушений произвольной регуляции психических процессов в виде трудностей сосредоточения на любой когнитивной деятельности, импульсивности двигательных персевераций и т.д. (Е.Д.Хомская, 1989, 1992 и др.). Такая симптоматика имеет мягкий, стертый характер, поэтому весьма актуальна точная диагностика дефицитарности регуляторных функций передних отделов мозга, позволяющая с уверенностью судить о снижении функциональных возможностей префронтальных отделов коры. Цель настоящей работы заключалась в выявлении и количественной оценке нарушений произвольной регуляции двигательных функций у лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с помощью компьютерных методов исследования. В задачи исследования входило также сопоставление особенностей произвольной регуляции движений с обшим клиническим состоянием пациента, характером и степенью выраженности психопатологических синдромов. 1 Социальная и клиническая психиатрия. 1996. Т. 6. Вып. 4. С.32-38.
В исследовании приняли участие 25 больных в возрасте от 30 до 53 лет, которые в 1986—1987 гг. в среднем в течение двух месяцев находились в зоне Чернобыльской АЭС, где участвовали в работах по ликвидации последствий аварии. Согласно данным истории болезни, средняя доза радиационного облучения у больных составила 20 бэр, что относится к диапазону малых доз, не связанных с опасностью развития острой лучевой болезни. В процессе исследования все больные были разделены на две подгруппы («легких» и «тяжелых» больных) по критерию тяжести их общего состояния, оцениваемого на основании анализа жалоб пациентов в двигательной сфере, нейропсихологической симптоматики и клинических данных. Как показывает таблица, по результатам психиатрической диагностики в группе «тяжелых» больных у 4 пациентов обнаружились различные варианты психоорганического синдрома, 8 человек имели диагноз: астенический (2 человека) или астено-депрессив-ный (6 человек) синдром, и 1 — неврозоподобный синдром. Из 12 пациентов «легкой» группы у 6 наблюдался астенический синдром, у 2 — астено-депрес-сивный синдром, у 2 — неврозоподобный синдром, у 1 — психовегетативный синдром и у 1— психоорганический синдром. Контрольную группу составили 10 здоровых испытуемых — мужчин, являющихся студентами МГУ (20-23 лет). Таблица 1 Количество пациентов «тяжелой» и «легкой» подгрупп с различными типами психопатологических синдромов
методика У лиц, предварительно обследованных с помощью клинических нейропсихологических тестов и обнаруживающих симптомы недостаточности функций прсфронтальной коры («Чернобыльский след», 1992), с помощью компьютерной методики (Е.Д.Хом-ская и др., 1993) изучались латентные периоды двигательных реакций правой и левой руки в ответ на зрительные стимулы. Испытуемый, сидя перед монитором компьютера и фиксируя взором расположенную в центре экрана точку, должен был реагировать нажатием на одну из клавиш клавиатуры в момент появления зрительного стимула (вспышки) в правой или левой половине поля зрения. Тест состоял из 4 заданий (в каждом задании по 50 предъявлений стимула с интервалом в 2—3 с), В первом задании моторные реакции осуществлялись испытуемым правой рукой в удобном (обычном) для него скоростном режиме, во втором — также правой рукой, но уже в режиме максимально быстрого реагирования, в третьем и четвертом заданиях аналогичные действия выполнялись левой рукой. Результаты обрабатывались раздельно для правой и левой руки, а также — для правого и левого полей зрения при реагировании каждой рукой. Сопоставлялись данные, полученные при оптимальном (удобном для испытуемого) и максимально быстром режимах реагирования. Иными словами, изучалась способность испытуемого к произвольному ускорению простых двигательных реакций. Данная модель эксперимента неоднократно использовалась в нейропсихолотческих исследованиях, посвященных изучению произвольной регуляции психических функций (Е.В.Еникалопова, 1992; Е.Д.Хомская и др., 1995). Проводилось сравнение результатов с клиническими данными, характеризующими состояние больного. результаты исследования и их обсуждение А. здоровые испытуемые Выполнение заданий моторного типа выявило зависимость уровня скоростного реагирования от стороны предъявления зрительных стимулов и работающей руки. В среднем у всех испытуемых максимально быстрые реакции1 (то есть минимальные значения временных показателей зрительно-моторного реагирования) отмечались в ситуации предъявления сенсорных стимулов в правое поле зрения при реагировании правой рукой, т.е. при «двойной активации» левого полушария мозга, иными словами, в том случае, когда левое полушарие и «воспринимает» зрительные стимулы и «реагирует» на их появление. При левосторонней зрительной стимуляции и работе правой рукой скорость зрительно-моторных реакций падала в среднем на 5,7%. При подаче сенсорных стимулов в правое полуполе и ответных движениях левой рукой скорость реагирования уменьшалась на 6,4% по сравнению с результатами тестирования в условиях «двойной активации» левого полушария мозга. Наиболее низкие результаты были показаны здоровыми испытуемыми в ситуации, когда стимулы предъявлялись в левое поле зрения, а ответные движения осуществлялись левой рукой, т.е когда стимулы «воспринимались» правым полушарием и реакции осуществлялись преимущественно тем же полушарием (скорость реакций снижалась на 10,5%), Следовательно, значения времени реакций левой рукой были больше, чем правой. Таким образом, у здоровых испытуемых максимальные значения скорости сенсомоторного реагирования отмечались при предъявлении раздражителей в правое поле зрения и движениях правой рукой, что подтверждает существующее в литературе мнение о преимущественном отношении левого полушария (у правшей) к осуществлению произвольных двигательных актов. При переходе от обычного к ускоренному режиму работы, задававшемуся инструкцией «реагировать как можно быстрее», у здоровых испытуемых наблюдалось существенное сокращение латентных периодов двигательных ответов. Изменение скорости зрительно-моторных реакций было статистически достоверным при работе обеими руками независимо от стороны предъявления раздражителей (р<0,05; Т-статистика знаковых рангов Уилкоксона). На рис. 1 показан проявляющийся у здоровых испытуемых эффект ускорения двигательных реакций правой и левой руки при предъявлении зри- 1 Абсолютные значения латентных периодов искажались из-за электрического способа регистрации движений (нажим на клавиши IBM PC AT), поэтому в работе использовались относительные показатели.тельных стимулов в разные поля зрения. Как видно из рисунка, величина сокращения латентных периодов двигательных ответов составила от 7,3 до 11,1%. Причем максимально выраженный эффект ускорения наблюдался у испытуемых в ситуации «двойной активации» левого полушария мозга, т.е. при правостороннем предъявлении стимулов и работе правой рукой (выборка состояла из правшей и праворуких испытуемых). Этот факт согласуется с полученными в ряде исследований данными о преимущественной роли левого полушария в осуществлении регулятор-ных функций (у правшей) (рис. 1). правая рука правая рука левая рука левая рука ппз лпз ппз лпз Рис. 1. Эффект ускорения (сокращение латентных периодов, %} двигательных реакций, осуществляемых правой и левой руками при предъявлении раздражителей в правое поле зрения (ППЗ) и левое поле зрения (ЛПЗ), наблюдающийся у здоровых испытуемых Б. больные Анализ тех же скоростных характеристик двигательных реакций «ликвидаторов» показал, что по сравнению со здоровыми испытуемыми у них наблюдается общее снижение скорости зрительно-моторного реагирования в обеих руках независимо от режима работы и стороны предъявления раздражителей (в среднем скорость у больных была ниже на 38%) Этот факт, видимо, нужно расценивать как признак, указывающий на общее снижение функционального состояния мозга и прежде всего — дисфункцию неспецифических структур У больных соотношение работающей руки и стороны подачи сенсорных стимулов со значениями величин латентных периодов двигательных реакций носило тот же характер, что и у здоровых испытуемых. Так, скорость реагирования при выполнении моторного задания правой рукой была выше, чем при работе левой рукой (в среднем на 3,3%). Латентные периоды двигательных реакций как правой, так и левой руки значительно увеличивались (в среднем на 8%), если раздражители предъявлялись не в правое, а в левое поле зрения, т.е., если стимулировалось правое полушарие, Причем у больных разница в результатах тестирования при подаче стимулов в разные полуполя была выражена сильнее, чем у здоровых (в среднем различия составили у них 5%), что в целом указывает на плохое функциональное состояние правого полушария мозга у «ликвидаторов». Исследование показало, что возможности произвольно регулировать скорость двигательных реакций у данного контингента больных ограничены, поскольку предъявление инструкции, ориентирующей на предельно быстрые реакции, вызывало у пациентов статистически значимое сокращение латентных периодов двигательных ответов только в правой руке при предъявлении зрительных стимулов в правое поле зрения (р<0,05; Т-статистика знаковых рангов Уилкоксона). Как видно из рисунка 2, выраженный эффект ускорения при переходе к выполнению теста в режиме, требующем максимально быстрых двигательных ответов на раздражители, наблюдался у больных лишь в условиях «двойной активации» левого полушария мозга, что проявлялось в сокращении латентных периодов реакций на 11,4% (сокращение латентных периодов реакций, т.е увеличение скорости реагирования, соответствует улучшению результатов). Можно думать, что появление заметного регу-ляторного эффекта у больных при сенсорном и двигательном воздействии на левое полушарие мозга обусловлено, с одной стороны, преимущественным участием левого полушария в рсгуляторных процессах (как об этом свидетельствуют нейропсихологичес-кие данные), а с другой — большей вовлеченностью в патологический процесс правого полушария мозга по сравнению с левым. Можно думать также и о том, что низкая скорость реагирования у больных в начале эксперимента связана с их общей адинамией Эксперимент выявил повышение скорости реакций в процессе «врабатывания». Итак, согласно полученным результатам, у лиц, перенесших облучение в малых дозах в результате аварии на Чернобыльской АЭС, выявлены достоверные нарушения произвольной регуляции двигательных функций, что свидетельствует о функциональной недостаточности префронтальных отделов коры, причем преимущественно у данного контингента лиц страдают функции правого полушария мозга.
Используемая методика позволила дифференцировать две группы пациентов с различной степенью выраженности нарушений функций передних отделов мозга. Сравнительный анализ результатов, полученных в данном исследовании, показал, что больные подгруппы А (табл. 1), в которую входило 13 человек, обнаружили по сравнению с больными подгруппы Б как более низкий уровень скоростного реагирования в целом (в среднем скорость зрительно-моторных реакций была ниже на 25%), так и более грубые нарушения ре-гуляторных процессов (рис. 2). Различия во временных показателях реакций у пациентов указанных двух групп достигали статистически значимого уровня — «тяжелые» пациенты реагировали достоверно медленнее (р<0,05, U- статистика Манна—Уитни), за исключением результатов выполнения теста левой рукой в удобном для испытуемого скоростном режиме при предъявлении раздражителей в левое поле зрения (т.е. когда правым полушарием и воспринимались стимулы, и осуществлялись моторные ответы). Вероятно, это связано с преимущественным участием в патологическом процессе правого полушария мозга, отчетливо выраженная дисфункция которого проявляется, даже если болезнь протекает в легкой форме или находится на начальном этапе своего развития. Эксперимент показал, что у «тяжелых» пациентов на фоне общей замедленности сенсомотор-ных реакций по сравнению с нормальными испытуемыми, что выявляется при сопоставлении абсолютных показателей реагирования, тем не менее, имеет место эффект ускорения, как и у здоровых испытуемых Так, эффект проявлялся в правой руке, управляемой левым полушарием мозга, при предъявлении зрительных стимулов как в правое, так и в левое поля зрения (р<0,05) Как видно из рис. 3, наблюдалось сокращение латентных периодов реакций на 13% и 9% Полученный факт, видимо, можно объяснить большей сохранностью левого полушария мозга пациентов. Однако, в условиях, когда реакции осуществлялись левой рукой, то есть контролировались преимущественно правым полушарием мозга, эффект ускорения в группе «тяжелых» пациентов, в отличие от «нормы», полностью отсутствовал — латентные периоды реакций сокращались на 2% и -0,2% (рис. 3), т е. скорость реагирования не только не увеличивалась, но даже падала. Этот факт еще раз свидетельствует о преимущественной патологии правого полушария мозга в генезисе «чернобыльских» расстройств. Рис. 3. Эффект ускорения (сокращение латентных периодов, %} двигательных реакций, осуществляемых правой и левой руками при предъявлении раздражителей в правое поле зрения (ППЗ} и левое поле зрения (ЛПЗ), наблюдающийся у пациентов с различной степенью тяжести заболевания В группе «легких» пациентов значимое ускорение проявилось при работе правой рукой в условиях подачи сенсорных стимулов в правое полуполе, как и у здоровых испытуемых (сокращение латентных периодов ответов на 10,7%, что также близко к нормальному; рис. 1, 3). В отличие от «тяжелой» группы статистически достоверное сокращение латентных периодов реакций у «легких» пациентов при переходе к режиму максимально быстрого реагирования обнаружилось также в условиях восприятия стимулов левым полушарием мозга и осуществления ответных движений тем же полушарием (сокращение латентных периодов на 13,3%, что отлично от нормального; рис. 1, 3). Можно думать, что этот факт обусловлен способностью пациентов с легкой степенью тяжести заболевания за счет хорошей произвольной регуляции компенсировать исходно низкий уровень функционального состояния правого полушария мозга. Однако, отличие пациентов обеих подгрупп от здоровых испытуемых в способности произвольно контролировать двигательные акты обнаружилось в ситуации, когда в работе участвовали оба полушария мозга одновременно, т.е. когда сенсорные сигналы подавались в одно из полушарий — правое или левое, а двигательные ответы обеспечивались преимущественно другим (говорить об участии одного или двух полушарий в психическом акте можно лишь с известной долей условности, поскольку неопровер--жим факт работы мозга как единого целого). В этих условиях, т.е. когда в реакциях были задействованы межполушарные связи, у чернобыльских пациентов феномен ускорения практически отсутствовал в отличие от здоровых испытуемых. Итак, наблюдающиеся при клиническом нейропсихологическом исследовании чернобыльских пациентов симптомы расстройства у них функций передних отделов мозга, проявляющиеся в нарушении процессов произвольной регуляции, могут быть выявлены с помощью компьютерной методики Компьютерное исследование показало, что все пациенты по сравнению со здоровыми испытуемыми обнаружили достоверные различия как в скорости зрительно-моторного реагирования, так и, главным образом, в способности произвольно контролировать двигательные акты. Выявлено соответствие между тяжестью нейро-психологической симптоматики и результатами компьютерного исследования, а именно были описаны две группы пациентов, которые достоверно отличались между собою по степени нарушения у них регуляторных процессов. Подтвердилось и наблюдаемое при клиническом нейропсихологическом исследовании преимущественное участие в патологическом процессе правого полушария мозга. При сопоставлении данных с результатами психиатрического обследования было установлено следующее: в подгруппу А (табл. 1) попадало максимальное количество лиц с психоорганическим синдромом (4 из 5) и минимальное с астеническим (2 из 8), и наоборот для подгруппы Б. Таким образом, использованная методика позволяет выявить субклинические («стертые») нарушения функций лобных долей мозга, которые нечетко дифференцируются в клинических условиях. Компьютерные методы исследования, используемые в клинике пограничных состояний, могут помочь в уточнении диагностики и дать точную, количественно обоснованную оценку степени нарушения той или иной функции. Однако, они ни в коем случае не претендуют на то, чтобы заменить традиционные клинические нейропсихологические методы исследования. Выводы 1. У здоровых испытуемых обнаружился выраженный эффект ускорения двигательных реакций правой и левой руки при всех условиях эксперимента, наиболее ярко проявляющийся в ситуации активации левого полушария мозга. 2. У лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выявлено, с одной стороны, существенное замедление скорости зрительно-моторных реакций, а с другой, нарушение произвольной регуляции движений, максимально выраженное в левой руке. 3. Пациенты с различной степенью выраженности префронтальной симптоматики (поданным клинического нейропсихологического исследования) обнаруживают как количественные, так и качественные различия в нарушении регуляторных процессов. 4. Предложенная компьютерная методика может быть использована для точного анализа процессов произвольной регуляции движений, реализуемых преимущественно левым или правым полушарием мозга. Л.В.КУРГАНСКИЙ, Т.В.АХУТИНЛ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ1 В последние годы резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении в школе вследствие отставания в развитии высших психических функций (ВПФ). В связи с этим необходимо найти простые и надежные методы ранней диагностики уровня психического развития ребенка. Проведенные к настоящему времени исследования показали перспективность использования нейро-психологического подхода к оценке ВПФ. Основная задача, стоящая перед исследователями и практиками в этой области, заключается в адаптации существующих нейропсихологических методов к функциональной диагностике детей, т.е. в обоснованном выборе диагностических методик и экспериментальной проверке их валидности. Важной составной частью такой диагностики должно быть исследование серийной организации движений и действий, в особенности произвольных серийных движений рук. Это неудивительно, поскольку серийная организация движений — не только необходимый компонент, но и основа большинства социально значимых действий (письма, чтения, речи и трудовых навыков). В настоящее время распространены два основных подхода к оценке серийной организации движений. Один из подходов, разработанных главным образом в рамках отечественной нейропсихологической школы, предполагает качественный анализ ошибок в выполнении тестовых заданий, направленных на выявление сохранности того или иного компонента мозговой организации ВПФ Правомерность применения такого качественного (как пострадала функция) и системного (какие функции пострадали), иначе говоря, синдромного анализа к диагностике детей можно подкрепить следующими соображениями. Типичная для детей гетерохронность созревания мозговых структур, обусловленная как биологическими, так и социальными факторами, ведет к неравномерности развития отдельных функциональных компонентов ВПФ и соответственно к временному опережению или отставанию одной или нескольких из них по отношению к остальным. Отставание в развитии некоторого функционального компонента выглядит как его частичное «выпадение» на фоне остальных, причем первичное отставание влечет за собой вторичные дефекты и компенсаторные изменения, что вызывает потребность в синдромном анализе, принципиально сходном с анализом, применяемым в клинике локальных поражений. Многолетняя практика применения в клинике локальных поражений мозга, а также исследования нормы и патологии продемонстрировали высокую надежность и топическую специфичность таких нейропсихологических методик, как проба на динамический праксис, где оцениваются трудности серий- 1 Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 2. С.58—65.
ной организации движений, или проба на праксис позы пальцев, с помощью которой выявляются трудности точного выполнения изолированных движений (АР.Лурия, 1969, 1973). Другой подход, развиваемый в основном западной когнитивной нейропсихологией, основан на измерении скорости выполнения разных по сложности движений и, с частности, серийных. В основе этого подхода лежит мысль о том, что более высокий уровень развития некоторой функции, задействованной в обеспечении серийного движения, проявляется в более высокой скорости его выполнения, и, наоборот, незрелость этой функции или ее «выпадение» приводят к снижению скорости выполнения серийного движения. В качестве модели серийного движения часто используется теппинг — периодическое постукивание указательным пальцем руки по твердой поверхности. Исследователи неоднократно обращали внимание на связь скорости и характера выполнения теппинга (особенно сложных его видов) с функциональным состоянием мозга. Так, получены данные об изменении характера выполнения теппинга при наличии локальных поражений коры (А Р.Лу-рия, 1969; G.Leonard, B.Milner, L.Jones, 1988), дисфункциях мозга — дизлексии (C.Rousseile, H.P.Wolf, 1991), при дополнительной функциональной нагрузке — выполнении конкурентной задачи (D.W.Kee, K.Rathurst, J.BMellige, 1983). Настоящая работа посвящена сравнительному анализу обоих подходов, а также проверке валиднос-ти каждого из них путем сопоставления получаемых показателей с тем, в какой степени младшие школьники испытывают трудности в обучении. методика Испытуемые. В эксперименте приняли участие 68 мальчиков и девочек 6—7 лет, учащихся первых и вторых классов одной из московских школ. Все дети прошли полное нейропсихологическое обследование по методике А.Р.Лурия, адаптированной для детей 6—7 лет. В качестве проб на серийную организацию движений использовались пробы на динамический праксис («ладонь — кулак — ребро»), реципрок-ную координацию (РК), а также графическая проба с чередованием альтернативных элементов («забор»). Выполнение любого произвольного движения (в том числе и серийного) опирается на взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга (А.Р.Лурия, 1973). В случае серийного движения основная нагрузка ложится на третий функциональный блок, осуществляющий программирование, исполнение программы и автоматизацию серии. Однако, если мы хотим анализировать функциональную организацию серийного движения, мы должнм оценить развитие не только упомянутых функций третьего блока, но и уровень развития других необходимых для движения функций, реализуемых двумя другими блоками — развитие функций кинестетического контроля движений (второй блок) и возможностей поддержания тонуса мозга (первый блок). Исходя из этого, в рамках настоящей работы мы проанализировали следующие параметры, характеризу-юшие вклад каждого из трех блоков мозга. В качестве показателя вклада первого блока (далее ТОН) использовалось наличие в графической пробе «забор» признаков микрографии (1 штрафной балл) и незавершенности строки (2 штрафных балла). Кинестетическая организация движений (функция второго блока мозга) оценивалась с помощью пробы «праксис позы пальцев» Качество выполнения этой пробы характеризовалось при помощи интегрального показателя (далее ППП), получаемого как результат суммирования оценок за выполнение отдельных заданий и измеряемого по четырехбалльной шкале (0—3) Необходимые для серийного движения функции третьего блока оценивались на основании выполнения пробы на динамический праксис Динамический праксис характеризовали следующие три параметра усвоение первой программы (УСВ^, оцениваемое по пятибалльной шкале (0—4), усвоение второй программы (УСВ,), оцениваемое по пятибалльной шкале (0—4), качество выполнения последовательности (ВЫП), оцениваемое по четырехбалльной шкале (0—3) Теппинг Детям предлагалось выполнить в максимальном темпе пять видов периодического ритмического теппинга простои унимануальный периодический теппинг правой (R) и левой (L) рукой, ритмический (структурный) теппинг, образованный периодическим повторением группы из трех ударов правой (RRR) и левой рукой (LLL), простой бимануальный периодический теппинг, образованный чередованием ударов правой и левой рук — альтернативный (RL), наконец, два варианта сложного бимануального теппинга (LRR и RLL) Здесь и ниже латинскими буквами R и L обозначены удары пальцем соответственно правой и левой рук (А В Курганский, 1994 а, б) Оценка трудностей в школьном обучении Показатели трудностей в школьном обучении были получены путем опроса учителей Использовалась следующая трехбалльная шкала 0 — нет трудностей (ученик успевает на 4 и 5), 1 — присутствуют некоторые трудности (ученик учится на 3—4), 2 — значительные трудности (наличие неудовлетворительных оценок по основным предметам) Организация эксперимента Неиропсихологическое обследование проводилось экспертами-нейропсихоло-гами, результаты наблюдения заносились в протокол Балльные оценки выставлялись на основе последующего анализа протоколов с использованием разработанных в лаборатории нейропсихологии ф-та психологии МГУ шкал оценок, учитывающих качество и количество характерных ошибок в каждой пробе Все виды теппинга выполнялись детьми в фиксированном порядке (R, L, RRR, LLL, RL, LRR, RLL) Перед выполнением очередного вида теппинга экспериментатор объяснял ребенку характер движения и предлагал его выполнить Если требовалось, объяснение повторялось и сопровождалось показом Затем ребенок тренировался в выполнении очередного движения, стараясь достичь максимального темпа при сохранении правильной пространствено-временнои структуры По окончании тренировки движение-регистрировалось, причем время регистрации выбиралось из компромиссных соображении достаточно продолжительным, чтобы получить статистически устойчивые оценки временной структуры последовательности, и в то же время достаточно коротким, чтобы предотвратить развитие утомления Обычно время регистрации теппинга составляло 10—15с По окончании регистрации очередного движения ребенок недолго отдыхал
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |