Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни, лежащие выше уровня 3 страница




Итак, проведенное исследование показало воз­можность и перспективность экспериментального изучения процессов экстраполяции в глазодвигатель­ной системе и выявило существование двух основ­ных форм экстраполяции и их связь с различными отделами мозга.

Полученные факты имеют отношение к сравни­тельно узкому кругу явлений: к ритмическим (следя­щим и саккадическим) движениям глаз, Процессы экстраполяции, возникающие при ритмических следя­щих и саккадических движениях глаз, относятся, по-видимому, к сравнительно элементарным формам предвосхищения (к «текущему программированию» по Н.А.Бернштейну или к «сенсомоторному уровню ан­тиципации» по Б.Ф.Ломову и Е.Н.Суркову), однако они выявляют ряд общих закономерностей, свойствен­ных механизмам управления движения.

Авторы полностью отдают себе отчет в том, что их работа представляет собой лищь первые шаги на этом пути, однако они надеются, что полученные ими факты внесут определенный вклад в изучение проблемы управления движениями глаз и будут с интересом приняты читателями


Е.Д.ХОМСКЛЯ, И.А.РЫЖОВА КОМПЬЮТЕРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ЛИЦ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС1

Рядом нейропсихологических исследований было показано, что произвольная регуляция высших психи­ческих функций (двигательных, мнестических, интел­лектуальных) связана с работой префронтальных отделов коры головного мозга (преимущественно ле­вого полушария).

Клинические нейропсихологические исследования высших психических функций у лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС, позволили выявить наиболее типич­ные для данных пациентов нейропсихологические синдромы, центральное место среди которых занима­ют синдромы поражения неспецифических структур головного мозга (преимущественно диэнцефального уровня).

Патология неспеиифической системы мозга, имеющей обширные связи с передними отделами коры больших полушарий, как известно, приво­дит ко вторичной функциональной недостаточнос­ти прсфронтальной коры. Кроме того, у таких Па­циентов можно предположить наличие и первичной недостаточности функций передних отделов мозга как филогенетически молодых и наиболее рани­мых образований вследствие общей интоксикации мозга (тяжелыми металлами).

Нейропсихологический анализ «лобных» симп­томов (описанных на феноменологическом уровне) у лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, показал наличие у них наруше­ний произвольной регуляции психических процес­сов в виде трудностей сосредоточения на любой когнитивной деятельности, импульсивности двига­тельных персевераций и т.д. (Е.Д.Хомская, 1989, 1992 и др.).

Такая симптоматика имеет мягкий, стертый ха­рактер, поэтому весьма актуальна точная диагностика дефицитарности регуляторных функций передних от­делов мозга, позволяющая с уверенностью судить о снижении функциональных возможностей префрон­тальных отделов коры.

Цель настоящей работы заключалась в выявлении и количественной оценке нарушений произвольной регуляции двигательных функций у лиц, принимав­ших участие в ликвидации последствий аварии на Чер­нобыльской АЭС, с помощью компьютерных методов исследования. В задачи исследования входило также сопоставление особенностей произвольной регуляции движений с обшим клиническим состоянием пациен­та, характером и степенью выраженности психопато­логических синдромов.

1 Социальная и клиническая психиатрия. 1996. Т. 6. Вып. 4. С.32-38.

 

В исследовании приняли участие 25 больных в возрасте от 30 до 53 лет, которые в 1986—1987 гг. в среднем в течение двух месяцев находились в зоне Чернобыльской АЭС, где участвовали в работах по ликвидации последствий аварии. Согласно данным истории болезни, средняя доза радиационного об­лучения у больных составила 20 бэр, что относится к диапазону малых доз, не связанных с опасностью развития острой лучевой болезни.

В процессе исследования все больные были раз­делены на две подгруппы («легких» и «тяжелых» боль­ных) по критерию тяжести их общего состояния, оцениваемого на основании анализа жалоб пациен­тов в двигательной сфере, нейропсихологической симптоматики и клинических данных.

Как показывает таблица, по результатам пси­хиатрической диагностики в группе «тяжелых» боль­ных у 4 пациентов обнаружились различные варианты психоорганического синдрома, 8 человек имели диаг­ноз: астенический (2 человека) или астено-депрессив-ный (6 человек) синдром, и 1 — неврозоподобный синдром. Из 12 пациентов «легкой» группы у 6 наблю­дался астенический синдром, у 2 — астено-депрес-сивный синдром, у 2 — неврозоподобный синдром, у 1 — психовегетативный синдром и у 1— психооргани­ческий синдром.

Контрольную группу составили 10 здоровых ис­пытуемых — мужчин, являющихся студентами МГУ (20-23 лет).

Таблица 1

Количество пациентов «тяжелой» и «легкой» подгрупп с различными типами психопатологических синдромов

 

^^индромы Больные ^\ Астени­ческий А стен о-депрес-сивный Невро­зопо­добный Психо­вегета­тивный Психо­орга­нический
А. «Тяжелая» группа          
Б. «Легкая» группа          

методика

У лиц, предварительно обследованных с помо­щью клинических нейропсихологических тестов и обнаруживающих симптомы недостаточности функ­ций прсфронтальной коры («Чернобыльский след», 1992), с помощью компьютерной методики (Е.Д.Хом-ская и др., 1993) изучались латентные периоды дви­гательных реакций правой и левой руки в ответ на зрительные стимулы.

Испытуемый, сидя перед монитором компью­тера и фиксируя взором расположенную в центре экрана точку, должен был реагировать нажатием на одну из клавиш клавиатуры в момент появления зрительного стимула (вспышки) в правой или ле­вой половине поля зрения. Тест состоял из 4 зада­ний (в каждом задании по 50 предъявлений стимула с интервалом в 2—3 с), В первом задании моторные реакции осуществлялись испытуемым правой рукой в удобном (обычном) для него скоростном режиме, во втором — также правой рукой, но уже в режиме максимально быстрого реагирования, в третьем и четвертом заданиях аналогичные действия выполня­лись левой рукой.

Результаты обрабатывались раздельно для пра­вой и левой руки, а также — для правого и левого полей зрения при реагировании каждой рукой.

Сопоставлялись данные, полученные при опти­мальном (удобном для испытуемого) и максимально быстром режимах реагирования. Иными словами, изучалась способность испытуемого к произволь­ному ускорению простых двигательных реакций. Данная модель эксперимента неоднократно испо­льзовалась в нейропсихолотческих исследованиях, посвященных изучению произвольной регуляции психических функций (Е.В.Еникалопова, 1992; Е.Д.Хомская и др., 1995). Проводилось сравнение ре­зультатов с клиническими данными, характеризу­ющими состояние больного.

результаты исследования

и их обсуждение А. здоровые испытуемые

Выполнение заданий моторного типа выявило зависимость уровня скоростного реагирования от стороны предъявления зрительных стимулов и ра­ботающей руки.

В среднем у всех испытуемых максимально быст­рые реакции1 (то есть минимальные значения времен­ных показателей зрительно-моторного реагирования) отмечались в ситуации предъявления сенсорных сти­мулов в правое поле зрения при реагировании правой рукой, т.е. при «двойной активации» левого полуша­рия мозга, иными словами, в том случае, когда левое полушарие и «воспринимает» зрительные стимулы и «реагирует» на их появление. При левосторонней зри­тельной стимуляции и работе правой рукой скорость зрительно-моторных реакций падала в среднем на 5,7%.

При подаче сенсорных стимулов в правое полу­поле и ответных движениях левой рукой скорость реагирования уменьшалась на 6,4% по сравнению с результатами тестирования в условиях «двойной ак­тивации» левого полушария мозга. Наиболее низкие результаты были показаны здоровыми испытуемыми в ситуации, когда стимулы предъявлялись в левое поле зрения, а ответные движения осуществлялись левой рукой, т.е когда стимулы «воспринимались» правым полушарием и реакции осуществлялись пре­имущественно тем же полушарием (скорость реак­ций снижалась на 10,5%), Следовательно, значения времени реакций левой рукой были больше, чем правой.

Таким образом, у здоровых испытуемых макси­мальные значения скорости сенсомоторного реагиро­вания отмечались при предъявлении раздражителей в правое поле зрения и движениях правой рукой, что подтверждает существующее в литературе мне­ние о преимущественном отношении левого полу­шария (у правшей) к осуществлению произвольных двигательных актов.

При переходе от обычного к ускоренному режи­му работы, задававшемуся инструкцией «реагировать как можно быстрее», у здоровых испытуемых на­блюдалось существенное сокращение латентных пе­риодов двигательных ответов. Изменение скорости зрительно-моторных реакций было статистически достоверным при работе обеими руками независи­мо от стороны предъявления раздражителей (р<0,05; Т-статистика знаковых рангов Уилкоксона).

На рис. 1 показан проявляющийся у здоровых испытуемых эффект ускорения двигательных реак­ций правой и левой руки при предъявлении зри-

1 Абсолютные значения латентных периодов искажа­лись из-за электрического способа регистрации движений (нажим на клавиши IBM PC AT), поэтому в работе исполь­зовались относительные показатели.тельных стимулов в разные поля зрения. Как видно из рисунка, величина сокращения латентных пери­одов двигательных ответов составила от 7,3 до 11,1%. Причем максимально выраженный эффект ускоре­ния наблюдался у испытуемых в ситуации «двойной активации» левого полушария мозга, т.е. при право­стороннем предъявлении стимулов и работе правой рукой (выборка состояла из правшей и праворуких испытуемых). Этот факт согласуется с полученными в ряде исследований данными о преимущественной роли левого полушария в осуществлении регулятор-ных функций (у правшей) (рис. 1).

правая рука правая рука левая рука левая рука

ппз лпз ппз лпз

Рис. 1. Эффект ускорения (сокращение латентных периодов, %} двигательных реакций, осуществляемых правой и левой руками при предъявлении раздражителей в правое поле зрения (ППЗ) и левое поле зрения (ЛПЗ), наблюдающийся у здоровых испытуемых

Б. больные

Анализ тех же скоростных характеристик двига­тельных реакций «ликвидаторов» показал, что по сравнению со здоровыми испытуемыми у них на­блюдается общее снижение скорости зрительно-мо­торного реагирования в обеих руках независимо от режима работы и стороны предъявления раздражи­телей (в среднем скорость у больных была ниже на 38%) Этот факт, видимо, нужно расценивать как признак, указывающий на общее снижение функ­ционального состояния мозга и прежде всего — дис­функцию неспецифических структур

У больных соотношение работающей руки и сто­роны подачи сенсорных стимулов со значениями величин латентных периодов двигательных реакций носило тот же характер, что и у здоровых испытуемых. Так, скорость реагирования при выполнении мо­торного задания правой рукой была выше, чем при работе левой рукой (в среднем на 3,3%). Латентные периоды двигательных реакций как правой, так и левой руки значительно увеличивались (в среднем на 8%), если раздражители предъявлялись не в пра­вое, а в левое поле зрения, т.е., если стимулирова­лось правое полушарие, Причем у больных разница в результатах тестирования при подаче стимулов в раз­ные полуполя была выражена сильнее, чем у здоро­вых (в среднем различия составили у них 5%), что в целом указывает на плохое функциональное состо­яние правого полушария мозга у «ликвидаторов».

Исследование показало, что возможности про­извольно регулировать скорость двигательных реак­ций у данного контингента больных ограничены, поскольку предъявление инструкции, ориентирую­щей на предельно быстрые реакции, вызывало у

пациентов статистически значимое сокращение ла­тентных периодов двигательных ответов только в правой руке при предъявлении зрительных стиму­лов в правое поле зрения (р<0,05; Т-статистика зна­ковых рангов Уилкоксона).

Как видно из рисунка 2, выраженный эффект ус­корения при переходе к выполнению теста в режиме, требующем максимально быстрых двигательных отве­тов на раздражители, наблюдался у больных лишь в условиях «двойной активации» левого полушария моз­га, что проявлялось в сокращении латентных перио­дов реакций на 11,4% (сокращение латентных периодов реакций, т.е увеличение скорости реагирования, со­ответствует улучшению результатов).

Можно думать, что появление заметного регу-ляторного эффекта у больных при сенсорном и дви­гательном воздействии на левое полушарие мозга обусловлено, с одной стороны, преимущественным участием левого полушария в рсгуляторных процессах (как об этом свидетельствуют нейропсихологичес-кие данные), а с другой — большей вовлеченностью в патологический процесс правого полушария моз­га по сравнению с левым. Можно думать также и о том, что низкая скорость реагирования у больных в начале эксперимента связана с их общей адинами­ей Эксперимент выявил повышение скорости реак­ций в процессе «врабатывания».

Итак, согласно полученным результатам, у лиц, перенесших облучение в малых дозах в результате ава­рии на Чернобыльской АЭС, выявлены достоверные нарушения произвольной регуляции двигательных функций, что свидетельствует о функциональной не­достаточности префронтальных отделов коры, причем преимущественно у данного контингента лиц страда­ют функции правого полушария мозга.

Рис. 2. Эффект ускорения (сокращение латентных периодов, %) двигательных реакций, осуществляемых правой и левой руками при предъявлении раздражителей в правое поле зрения (ППЗ) и левое поле зрения (ЛПЗ), у «ликвидаторов»

Используемая методика позволила диффе­ренцировать две группы пациентов с различной степенью выраженности нарушений функций пе­редних отделов мозга. Сравнительный анализ ре­зультатов, полученных в данном исследовании, показал, что больные подгруппы А (табл. 1), в ко­торую входило 13 человек, обнаружили по срав­нению с больными подгруппы Б как более низкий уровень скоростного реагирования в целом (в сред­нем скорость зрительно-моторных реакций была ниже на 25%), так и более грубые нарушения ре-гуляторных процессов (рис. 2).


Различия во временных показателях реакций у пациентов указанных двух групп достигали статисти­чески значимого уровня — «тяжелые» пациенты реа­гировали достоверно медленнее (р<0,05, U- статистика Манна—Уитни), за исключением результатов выпол­нения теста левой рукой в удобном для испытуемого скоростном режиме при предъявлении раздражителей в левое поле зрения (т.е. когда правым полушарием и воспринимались стимулы, и осуществлялись мотор­ные ответы). Вероятно, это связано с преимуществен­ным участием в патологическом процессе правого полушария мозга, отчетливо выраженная дисфункция которого проявляется, даже если болезнь протекает в легкой форме или находится на начальном этапе сво­его развития. Эксперимент показал, что у «тяжелых» пациентов на фоне общей замедленности сенсомотор-ных реакций по сравнению с нормальными испытуе­мыми, что выявляется при сопоставлении абсолютных показателей реагирования, тем не менее, имеет место эффект ускорения, как и у здоровых испытуемых Так, эффект проявлялся в правой руке, управляемой ле­вым полушарием мозга, при предъявлении зритель­ных стимулов как в правое, так и в левое поля зрения (р<0,05) Как видно из рис. 3, наблюдалось сокращение латентных периодов реакций на 13% и 9% Получен­ный факт, видимо, можно объяснить большей сохран­ностью левого полушария мозга пациентов.

Однако, в условиях, когда реакции осущест­влялись левой рукой, то есть контролировались преимущественно правым полушарием мозга, эф­фект ускорения в группе «тяжелых» пациентов, в отличие от «нормы», полностью отсутствовал — латентные периоды реакций сокращались на 2% и -0,2% (рис. 3), т е. скорость реагирования не толь­ко не увеличивалась, но даже падала. Этот факт еще раз свидетельствует о преимущественной па­тологии правого полушария мозга в генезисе «чер­нобыльских» расстройств.

Рис. 3. Эффект ускорения (сокращение латентных периодов, %} двигательных реакций, осуществляемых правой и левой руками при предъявлении раздражителей в правое поле зрения (ППЗ} и левое поле зрения (ЛПЗ), наблюдающийся у пациентов с различной степенью тяжести заболевания

В группе «легких» пациентов значимое ускоре­ние проявилось при работе правой рукой в условиях подачи сенсорных стимулов в правое полуполе, как и у здоровых испытуемых (сокращение латентных периодов ответов на 10,7%, что также близко к нор­мальному; рис. 1, 3).

В отличие от «тяжелой» группы статистически достоверное сокращение латентных периодов реак­ций у «легких» пациентов при переходе к режиму максимально быстрого реагирования обнаружилось также в условиях восприятия стимулов левым по­лушарием мозга и осуществления ответных движе­ний тем же полушарием (сокращение латентных периодов на 13,3%, что отлично от нормального; рис. 1, 3). Можно думать, что этот факт обусловлен способностью пациентов с легкой степенью тяже­сти заболевания за счет хорошей произвольной ре­гуляции компенсировать исходно низкий уровень функционального состояния правого полушария мозга.

Однако, отличие пациентов обеих подгрупп от здоровых испытуемых в способности произвольно контролировать двигательные акты обнаружилось в ситуации, когда в работе участвовали оба полуша­рия мозга одновременно, т.е. когда сенсорные сиг­налы подавались в одно из полушарий — правое или левое, а двигательные ответы обеспечивались пре­имущественно другим (говорить об участии одного или двух полушарий в психическом акте можно лишь с известной долей условности, поскольку неопровер--жим факт работы мозга как единого целого). В этих условиях, т.е. когда в реакциях были задействованы межполушарные связи, у чернобыльских пациентов феномен ускорения практически отсутствовал в от­личие от здоровых испытуемых. Итак, наблюдаю­щиеся при клиническом нейропсихологическом исследовании чернобыльских пациентов симптомы расстройства у них функций передних отделов моз­га, проявляющиеся в нарушении процессов произ­вольной регуляции, могут быть выявлены с помощью компьютерной методики

Компьютерное исследование показало, что все пациенты по сравнению со здоровыми испытуемыми обнаружили достоверные различия как в скорости зрительно-моторного реагирования, так и, главным образом, в способности произвольно контролиро­вать двигательные акты.

Выявлено соответствие между тяжестью нейро-психологической симптоматики и результатами ком­пьютерного исследования, а именно были описаны две группы пациентов, которые достоверно отлича­лись между собою по степени нарушения у них регуляторных процессов. Подтвердилось и наблюдаемое при клиническом нейропсихологическом исследо­вании преимущественное участие в патологическом процессе правого полушария мозга.

При сопоставлении данных с результатами пси­хиатрического обследования было установлено следующее: в подгруппу А (табл. 1) попадало мак­симальное количество лиц с психоорганическим синдромом (4 из 5) и минимальное с астеничес­ким (2 из 8), и наоборот для подгруппы Б.

Таким образом, использованная методика позво­ляет выявить субклинические («стертые») нарушения функций лобных долей мозга, которые нечетко диф­ференцируются в клинических условиях.

Компьютерные методы исследования, исполь­зуемые в клинике пограничных состояний, могут помочь в уточнении диагностики и дать точную, количественно обоснованную оценку степени нару­шения той или иной функции. Однако, они ни в коем случае не претендуют на то, чтобы заменить традиционные клинические нейропсихологические методы исследования.

Выводы

1. У здоровых испытуемых обнаружился выраженный эффект ускорения двигательных реакций правой и левой руки при всех условиях эксперимента, наиболее ярко проявляющийся в ситуации активации левого полушария мозга.

2. У лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выявлено, с одной стороны, существенное замедление скорости зрительно-моторных реакций, а с другой, нарушение произвольной регуляции движений, максимально выраженное в левой руке.

3. Пациенты с различной степенью выраженности префронтальной симптоматики (поданным клинического нейропсихологического исследования) обнаруживают как количественные, так и качественные различия в нарушении регуляторных процессов.

4. Предложенная компьютерная методика может быть использована для точного анализа процессов произвольной регуляции движений, реализуемых преимущественно левым или правым полушарием мозга.


Л.В.КУРГАНСКИЙ, Т.В.АХУТИНЛ

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ1

В последние годы резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении в школе вследствие отставания в развитии высших психичес­ких функций (ВПФ). В связи с этим необходимо найти простые и надежные методы ранней диагностики уров­ня психического развития ребенка.

Проведенные к настоящему времени исследова­ния показали перспективность использования нейро-психологического подхода к оценке ВПФ. Основная задача, стоящая перед исследователями и практиками в этой области, заключается в адаптации существующих нейропсихологических методов к функциональной диагностике детей, т.е. в обоснованном выборе диаг­ностических методик и экспериментальной проверке их валидности.

Важной составной частью такой диагностики долж­но быть исследование серийной организации движе­ний и действий, в особенности произвольных серийных движений рук. Это неудивительно, поскольку серий­ная организация движений — не только необходимый компонент, но и основа большинства социально зна­чимых действий (письма, чтения, речи и трудовых навыков).

В настоящее время распространены два основ­ных подхода к оценке серийной организации дви­жений.

Один из подходов, разработанных главным образом в рамках отечественной нейропсихологической школы, предполагает качественный анализ ошибок в выполнении тестовых заданий, направленных на выявление сохран­ности того или иного компонента мозговой организации ВПФ Правомерность применения такого качественного (как пострадала функция) и системного (какие функции пострадали), иначе говоря, синдромного анализа к диаг­ностике детей можно подкрепить следующими сообра­жениями. Типичная для детей гетерохронность созревания мозговых структур, обусловленная как биологическими, так и социальными факторами, ведет к неравномернос­ти развития отдельных функциональных компонентов ВПФ и соответственно к временному опережению или отставанию одной или нескольких из них по отношению к остальным. Отставание в развитии некоторого функци­онального компонента выглядит как его частичное «выпа­дение» на фоне остальных, причем первичное отставание влечет за собой вторичные дефекты и компенсаторные изменения, что вызывает потребность в синдромном ана­лизе, принципиально сходном с анализом, применяе­мым в клинике локальных поражений.

Многолетняя практика применения в клинике локальных поражений мозга, а также исследования нормы и патологии продемонстрировали высокую надежность и топическую специфичность таких нейропсихологических методик, как проба на дина­мический праксис, где оцениваются трудности серий-

1 Вестник Московского университета. Сер. 14. Психо­логия. 1996. № 2. С.58—65.

 

ной организации движений, или проба на праксис позы пальцев, с помощью которой выявляются труд­ности точного выполнения изолированных движе­ний (АР.Лурия, 1969, 1973).

Другой подход, развиваемый в основном запад­ной когнитивной нейропсихологией, основан на измерении скорости выполнения разных по слож­ности движений и, с частности, серийных. В осно­ве этого подхода лежит мысль о том, что более высокий уровень развития некоторой функции, задействованной в обеспечении серийного движе­ния, проявляется в более высокой скорости его вы­полнения, и, наоборот, незрелость этой функции или ее «выпадение» приводят к снижению скорос­ти выполнения серийного движения.

В качестве модели серийного движения часто используется теппинг — периодическое постуки­вание указательным пальцем руки по твердой по­верхности. Исследователи неоднократно обращали внимание на связь скорости и характера выполнения теппинга (особенно сложных его видов) с функ­циональным состоянием мозга. Так, получены дан­ные об изменении характера выполнения теппинга при наличии локальных поражений коры (А Р.Лу-рия, 1969; G.Leonard, B.Milner, L.Jones, 1988), дис­функциях мозга — дизлексии (C.Rousseile, H.P.Wolf, 1991), при дополнительной функциональной на­грузке — выполнении конкурентной задачи (D.W.Kee, K.Rathurst, J.BMellige, 1983).

Настоящая работа посвящена сравнительному анализу обоих подходов, а также проверке валиднос-ти каждого из них путем сопоставления получаемых показателей с тем, в какой степени младшие школь­ники испытывают трудности в обучении.

методика

Испытуемые. В эксперименте приняли участие 68 мальчиков и девочек 6—7 лет, учащихся первых и вторых классов одной из московских школ.

Все дети прошли полное нейропсихологическое обследование по методике А.Р.Лурия, адаптирован­ной для детей 6—7 лет.

В качестве проб на серийную организацию дви­жений использовались пробы на динамический праксис («ладонь — кулак — ребро»), реципрок-ную координацию (РК), а также графическая проба с чередованием альтернативных элементов («за­бор»).

Выполнение любого произвольного движения (в том числе и серийного) опирается на взаимодей­ствие трех основных функциональных блоков мозга (А.Р.Лурия, 1973). В случае серийного движения ос­новная нагрузка ложится на третий функциональ­ный блок, осуществляющий программирование, исполнение программы и автоматизацию серии. Од­нако, если мы хотим анализировать функциональ­ную организацию серийного движения, мы должнм оценить развитие не только упомянутых функций третьего блока, но и уровень развития других необ­ходимых для движения функций, реализуемых двумя другими блоками — развитие функций кинестети­ческого контроля движений (второй блок) и воз­можностей поддержания тонуса мозга (первый блок). Исходя из этого, в рамках настоящей работы мы про­анализировали следующие параметры, характеризу-юшие вклад каждого из трех блоков мозга.

В качестве показателя вклада первого блока (далее ТОН) использовалось наличие в графической пробе «забор» признаков микрографии (1 штрафной балл) и незавершенности строки (2 штрафных балла).

Кинестетическая организация движений (функ­ция второго блока мозга) оценивалась с помощью пробы «праксис позы пальцев» Качество выполне­ния этой пробы характеризовалось при помощи ин­тегрального показателя (далее ППП), получаемого как результат суммирования оценок за выполнение отдельных заданий и измеряемого по четырехбалль­ной шкале (0—3)

Необходимые для серийного движения функции третьего блока оценивались на основании выполне­ния пробы на динамический праксис Динамический праксис характеризовали следующие три парамет­ра усвоение первой программы (УСВ^, оценивае­мое по пятибалльной шкале (0—4), усвоение второй программы (УСВ,), оцениваемое по пятибалльной шкале (0—4), качество выполнения последователь­ности (ВЫП), оцениваемое по четырехбалльной шкале (0—3)

Теппинг Детям предлагалось выполнить в мак­симальном темпе пять видов периодического ритмичес­кого теппинга простои унимануальный периодический теппинг правой (R) и левой (L) рукой, ритмический (структурный) теппинг, образованный периодическим повторением группы из трех ударов правой (RRR) и левой рукой (LLL), простой бимануальный периоди­ческий теппинг, образованный чередованием ударов правой и левой рук — альтернативный (RL), наконец, два варианта сложного бимануального теппинга (LRR и RLL) Здесь и ниже латинскими буквами R и L обо­значены удары пальцем соответственно правой и ле­вой рук (А В Курганский, 1994 а, б)

Оценка трудностей в школьном обучении Пока­затели трудностей в школьном обучении были получе­ны путем опроса учителей Использовалась следующая трехбалльная шкала 0 — нет трудностей (ученик ус­певает на 4 и 5), 1 — присутствуют некоторые трудно­сти (ученик учится на 3—4), 2 — значительные трудности (наличие неудовлетворительных оценок по основным предметам)

Организация эксперимента Неиропсихологическое обследование проводилось экспертами-нейропсихоло-гами, результаты наблюдения заносились в протокол Балльные оценки выставлялись на основе последующе­го анализа протоколов с использованием разработан­ных в лаборатории нейропсихологии ф-та психологии МГУ шкал оценок, учитывающих качество и количе­ство характерных ошибок в каждой пробе

Все виды теппинга выполнялись детьми в фик­сированном порядке (R, L, RRR, LLL, RL, LRR, RLL) Перед выполнением очередного вида теппинга экспериментатор объяснял ребенку характер движе­ния и предлагал его выполнить Если требовалось, объяснение повторялось и сопровождалось показом Затем ребенок тренировался в выполнении очередного движения, стараясь достичь максимального темпа при сохранении правильной пространствено-временнои структуры По окончании тренировки движение-ре­гистрировалось, причем время регистрации выбира­лось из компромиссных соображении достаточно продолжительным, чтобы получить статистически устойчивые оценки временной структуры последова­тельности, и в то же время достаточно коротким, что­бы предотвратить развитие утомления Обычно время регистрации теппинга составляло 10—15с По окон­чании регистрации очередного движения ребенок не­долго отдыхал




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.