Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принадлежности древнерусского государства 4 страница




– налаживание международных связей, в первую очередь с Византией, которые осуществлялись самыми разными способами – от войн до мирных договоров.

 

 

Киевская Русь в XI – начале XII вв. Хронологические рамки данного периода истории Киевской Руси – 1015 – 1132 гг., со смерти Владимира Крестителя до смерти Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха. На каком основании этот период особо выделяется в рамках истории Киевской Руси? Дело в том, что в начале этого периода Киевская Русь представляет из себя еще единое государство (хотя многие историки считают, что это единство было лишь формальным), а в конце – Киевская Русь распадается на отдельные земли и княжества, то есть наступает период политической раздробленности (которую часто называют феодальной). Именно 1132 год летописец отметил как рубеж, когда «и разъдрася вся русская земля». Конечно, начало раздробленности невозможно датировать одним конкретным годом, это процесс, существуют и другие взгляды на время её начала. Но смерть Мстислава безусловно повлияла на распад древнерусского государства и, следовательно, летописная запись имеет под собой серьезные основания.

Таким образом, выделенный период является своеобразным мостиком между единой (хотя бы формально) Киевской Русью и политической раздробленностью. Содержанием этого периода являются княжеские усобицы. Они были и раньше (например, после Святослава), но именно теперь они становятся характерной приметой времени. Разумеется, они, наряду с другими факторами, сыграли значительную роль в распаде древнерусского государства.

Таким образом, задачей при рассмотрении истории Киевской Руси в XI – начале XII вв. является анализ хода и причин усобиц. Для этого необходимо хотя бы в общих чертах представлять себе их динамику. Первый этап междоусобиц в рамках данного периода происходит в 1015 – 1019 гг., после смерти Владимира Святославовича до окончательного сосредоточения власти в руках Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым. При его княжении (1019 – 1054 гг.) усобицы затихают и наступает сравнительно стабильный период в истории государства. После смерти Ярослава первое время его старшие сыновья правят дружно и согласованно, но затем, примерно с начала 70-х годов XI века усобицы вновь вспыхивают и с разной силой продолжаются до 1113 года, когда киевским князем стал Владимир Мономах. При нем и его старшем сыне Мстиславе, т. е. до 1132 гг. опять сохраняется стабильность, но после смерти Мстислава усобицы вспыхивают с новой силой и говорить о единой Руси уже не приходится.

Рассмотрим основные события этого периода. При жизни Владимира Крестителя его многочисленные сыновья сидели наместниками в разных городах. После его смерти начались междоусобицы. Старший сын его Святополк (прозванный за свои преступления Окаянным), убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и начал княжить в Киеве. Однако его брат Ярослав, бывший наместником в Новгороде, собрал большое войско из новгородцев и призванных на помощь варягов и победил Святополка. Сначала Ярослав владел правой стороной Днепра (левой владел другой сын Владимира, Мстислав), а затем стал властителем всей Киевской Руси.

В своей внутренней деятельности Ярослав был неутомимым строителем Руси и создателем новой христианской культуры. При нем началась, а при его сыновьях продолжилась запись норм обычного русского права (с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений), которая образовала впоследствии юридический сборник, известный под именем «Русской Правды». При Ярославе Мудром были построены знаменитые Золотые ворота и кафедральный собор Святой Софии в Киеве. Налаживались оживленные дипломатические и торговые отношения с другими странами. Ярослав положил начало традиции династических браков русских правителей. Сам он был женат на дочери шведского короля, три его дочери вышли замуж за королей французского, венгерского и норвежского.

Ярослав предпринял ряд военных экспедиций против соседних земель и народов. В 1030 г. он совершил успешный поход в землю прибалтийского племени «чудь». Были совершены походы в землю литовскую и землю мазовецкую. В 1043 г. состоялся последний русский поход в Византию, который возглавлял старший сын Ярослава Владимир (умерший при жизни отца). Поход окончился неудачей. Зато полным успехом закончилась борьба Ярослава с печенегами, которым он нанес решительное поражение в битве под Киевом в 1036 г. Создавалась прочная защита Руси против степных кочевников: строились укрепления, осваивались степные окраины.

Однако период стабильности был непродолжительным. Политическое единство Руси закончилось со смертью Ярослава.

Ярослав, помня о ситуации 1015 – 1019 гг., желая избежать борьбы за власть после его кончины, перед смертью разделил свои обширные владения между своими пятью сыновьями. Киев, киевскую область и Новгород он завещал своему старшему сыну Изяславу, Чернигов – второму сыну, Святославу, Переяславль – третьему сыну, Всеволоду. Игорь получил область Владимира Волынского, а Вячеслав – Смоленск. Он завещал детям жить в любви и мире, слушаться старшего брата.

Отметим, что Ростислав, внук Ярослава по линии старшего сына Владимира, ничего не получил по этому разделу. Владимир умер еще при жизни Ярослава Мудрого. Таким образом, потомки Владимира Ярославовича оказались в роли князей-изгоев, то есть князей, чей отец умер при жизни собственного отца (деда изгоев). Раз отец не успел ничего наследовать, то и они не получили наследства.

Несколько лет после смерти отца старшие Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод – жили в согласии между собой и образовали нечто вроде правительственного «триумвирата». Они совместно вели борьбу с внешними неприятелями Руси, предпринимали шаги по устройству внутреннего порядка в стране. Например, они издали важное законодательное постановление об отмене кровной мести за убийство, боролись с южными кочевниками – торками, а затем половцами.

Борьба с половцами была очень тяжелой. В 1068 году выступившие против половцев Ярославичи были наголову разбиты на реке Альте. Киевляне созвали вече и послали своих представителей к Изяславу с требованием спешно организовать новое войско и выступить против неприятеля. Когда Изяслав ответил отказом, киевляне освободили из заточения пленного полоцкого князя Всеслава и провозгласила его киевским князем (сентябрь 1068 г.). Испуганный Изяслав бежал из города. В следующем году Изяслав двинулся против Киева с войсками Болеслава польского. Всеслав, удержавшись в Киеве всего 7 месяцев, бежал из города, а киевляне опять должны были признать Изяслава своим князем.

В начале 70-х годов XI века время «триумвирата» закончилось. В 1073 году Святослав (в союзе со Всеволодом) прогнал старшего брата и захватил великокняжеский киевский престол. В 1076 году Святослав умер, и Изяслав, снова с помощью поляков, возвратился в Киев. В 1077 году он помирился со Всеволодом, но в следующем году погиб в междоусобной борьбе с князьями-племянниками, и на княжеский престол вступил третий Ярославич – Всеволод, который княжил до 1093 года.

Второй по значимости город Киевской Руси – Чернигов – Всеволод отдал своему старшему сыну Владимиру (прозванному Мономахом по имени своего деда со стороны матери). Детей Святослава он совсем вычеркнул из общего наследия как изгоев, которые не имели права на великокняжеский престол, так как их отец не мог бы стать великим князем, если бы соблюдал старшинство и не прогнал с престола пережившего его старшего брата. (Заметим, что здесь понятие «князь-изгой» употребляется в другом смысле, нежели по отношению к потомкам Владимира Ярославича; здесь изгои – лишенные прав).

После смерти Всеволода Владимир Мономах, если бы захотел, мог бы занять великокняжеский престол. На этом престоле умер его отец, кроме того, Владимир пользовался популярностью у киевлян и не встретил бы препятствий с их стороны. Но, не желая новых усобиц и соблюдая родовое старшинство, Мономах предоставляет киевский престол старшему из своих двоюродных братьев, Святополку Изяславичу. Тот был старшим в роде и имел на великокняжеский престол все права.

Святополк Изяславич (Святополк II) был князь, лишенный талантов полководца и правителя и человек весьма невысокого нравственного уровня, не гнушавшийся обогащаться продажей соли населению по ростовщическим ценам. Его «сребролюбие» (жадность до денег) и покровительство ростовщикам привели к тому, что он не пользовался народным расположением.

Во время его правления Святославичи, признанные изгоями, стали добиваться восстановления своих прав и заявили притязание на черниговский стол, занятый Мономахом. Кроме того, в качестве изгоев находились и правнуки Ярослава Мудрого по линии его старшего, рано умершего сына. Для решения накопившихся проблем в 1097 году русские князья съехались в городе Любече на Днепре. На Любечском съезде они упрекали себя за то, что своими усобицами губят страну и делают ее легкой добычей половцев. Чтобы примирить взаимные территориальные притязания, они приняли правило: «каждый держит отчину свою», то есть каждая линия княжеского рода должна была в основном владеть той областью, которая досталась ее отцу по Ярославову разделу. Были восстановлены права Святославичей на Чернигов. Правнукам Ярослава Мудрого, Володарю и Васильку Ростиславичам была отдана северная Галиция.

В Любече русские князья впервые прибегли к съезду как к высшему учреждению, имеющему окончательное решение. В литературе существует мнение, что Любечский съезд, провозгласив принцип «каждый держит отчину свою» заложил основу будущей раздробленности. Так ли это – отдельная тема. Но то, что съезд был цивилизованной попыткой решить накопившиеся противоречия – несомненно.

К сожалению, постановление Любечского съезда не предотвратило междоусобной борьбы князей, которая вскоре вспыхнула вновь. Инициатором новых распрей выступил человек, который по своему положению должен был гарантировать мир – киевский князь Святополк II. Он, действуя вместе со своим двоюродным братом Давидом Игоревичем, ослепил одного из князей-изгоев Василька. Это насилие повлекло за собой новые усобицы, для прекращения которых был назначен новый съезд. В 1100 году в городе Витичеве (Уветичах), Святополк II, Владимир Мономах и Святославичи заключили между собой союз для восстановления мира на Руси. Было произведено частичное перераспределение волостей. Но и этот княжеский съезд не принес существенного улучшения. В 1103 году на берегу Долобского озера состоялся еще один съезд, на котором князья по предложению Владимира Мономаха решили предпринять против половцев совместный поход.

В 1113 году после смерти непопулярного Святополка Изяславича в Киеве вспыхнули народные волнения. Киевляне настойчиво звали к себе на княжение Владимира Мономаха, но он опять отказывается, не желая нарушать принцип старшинства. Дело в том, что права Святославичей были восстановлены, а отец Мономаха, Всеволод, был младше Святослава. Однако киевляне, не любившие Святославичей, не принимают ни их, ни отказа Мономаха, и отправляют к нему новое посольство с тем же предложением, угрожая возмущением в случае его упорства. Тогда Владимир вынужден был согласиться и принять Киев. Так воля граждан нарушила права старшинства, передав их в руки достойнейшему помимо старейшего.

Во время княжения Владимира Мономаха были приняты некоторые меры в области социального законодательства: законом был установлен максимальный процент по займам, было запрещено обращение в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Владимир стремился к образованию союза князей для совместной защиты от внешних врагов. При нем затихли как народные волнения, так и междоусобицы князей. После его смерти (1125 год) Владимиру наследовал на киевском престоле его старший сын Мстислав, сильный и способный правитель, княживший до 1132 г. В исторической литературе его часто называют последним князем объединенной Руси.

После смерти Мстислава усобицы вспыхнули с новой силой. При жизни популярного Владимира Мономаха Святославичи были вынуждены затаить свою ненависть к нему как к невольному нарушителю своих прав; они не препятствовали и занятию киевского престола Мстиславом. Но когда, после смерти Мстислава, престол занял его брат Ярополк, что вызвало недовольство со стороны младших сыновей Мономаха, потомки Святослава воспользовались ослаблением рода Мономаховичей и начали новый виток междоусобиц. По мнению многих историков, говорить применительно к этому периоду о единстве Киевской Руси уже не приходится (хотя есть и другие точки зрения).

Начавшийся этап раздробленности и его причины – новый период нашей истории, требующий изложения в отдельном учебном пособии. В заключение следует сказать о причинах упадка Киевской Руси.

По мнению некоторых историков (например, С.Г. Пушкарева, автора «Обзора русской истории»), Киевская Русь так и не стала единым государством, ни централизованным, ни федеративным. Элементами объединения служили единство веры и церковной организации, единство языка, обычаев, княжеского рода и зарождающееся общенациональное сознание. Но все эти факторы (за исключением единства княжеского рода) только формировались. Поэтому запутанность отношений в княжеском роде, усобицы подрывали наиболее значительный фактор единства Киевской Руси.

Как одну из внутренних причин упадка Киевской Руси В.О. Ключевский называет приниженное юридическое и экономическое положение «рабочих классов»: большое количество несвободного населения – «челяди», отсутствие гражданского и политического полноправия у полусвободного населения – «закупов» и «наймитов». Крестьяне же разорялись половецкими нападениями и княжескими усобицами, и многие из них были готовы променять свои плодородные земли на более спокойные и безопасные места в Окско-Волжском междуречье.

Наконец, было подорвано экономическое благосостояние Киевской Руси. Торговые пути были «засорены» кочевниками, а перемещение мировых торговых путей на юг привело к тому, что Киевская Русь перестала быть посредницей в отношениях между азиатским и европейским миром.

 

 

Таковы основные события истории Киевской Руси.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.