КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Альберто Латтуада. 2 страница
Лидзани — автор книги «Итальянское кино» (1954, русский перевод — 1956) и расширенного ее издания — «История итальянского кино. 1895—1961» (1961). 1 «Век Перикла» — Перикл (ок. 490—429 до н. э.) — афинский 2 «Prosa d'arte» — буквально «художественная проза» — направление 3 Пьовене, Гуидо (1907—1974) — итальянский писатель и публи 4 Блазетти, Алессандро (1900—1987) — итальянский кинорежиссер, 5 Лидзани имеет в виду героя лирической комедии М. Камерини 6 Поджоли, Фердинандо Мария (1897—1945) — итальянский ре 7 Кастеллани, Ренато (р. 1913) — итальянский режиссер. Дебютиро Умберто Барбаро. Реализм и мораль Впервые опубликовано в журнале «Film» (1943, № 31). На русский язык переводится впервые. БАРБАРО, Умберто (1902—1959) — итальянский киновед, критик, режиссер и сценарист. Внес неоценимый вклад в распространение в Италии основ марксистской эстетики, а также развития неореализма. Переводчик и популяризатор работ В. Пудовкина, а также С. Эйзенштейна, Б. Балаша и других теоретиков кино. Один из создателей римского киноинститута — Экспериментального киноцентра, в 1936—1948 гг. — преподаватель, а затем директор этого учебного заведения — «кузницы кадров» неореализма, в 1945—1948 гг. — главный редактор журнала «Bianco e Nero». Как один из сценаристов участвовал в создании фильма Дж. Де Сантиса «Трагическая охота». Имеется в виду концепция австрийского историка искусства Макса Дворжака (1874—1921). 2 «Похищенное ведро» — героико-комическая поэма итальянского 3 «Эфиопика» — роман древнегреческого автора Гелиодора (III в.). 4 «Тридцать секунд любви» — кинокомедия (1936) режиссера Марио 5 Палаццо деи диаманти (Дворец алмазов) и Скифанойя — дворцы 6 Мелисанда — героиня воспевающей рыцарскую любовь драмы Заплатим наши долги Впервые опубликовано в журнале «Film d'oggi» (1945, № 4). На русский язык переводится впервые. ЛАТТУАДА, Альберто (р. 1914) —итальянский режиссер, кинокритик. Начинал как антифашистски настроенный журналист. Один из создателей киноархива, положившего начало итальянскому фильмофонду. В 1938 г. вошел в состав редакции литературно-художественного журнала «Corrente». С 1940 г. начал практическую работу в кино в качестве сценариста и режиссера. Являясь одним из наиболее видных «каллиграфистов», создал ряд тонких экранизаций: «Джакомо-идеалист» (1942) по Э. Де Марки, «Преступление Джованни Эпископо» (1947) по Г. Д'Аннунцио, «Мельница на По» (1949) по Р. Баккелли, «Шинель» (1952) по Гоголю и др. Участвовал в создании документального фильма о Сопротивлении «Наша война», в годы неореализма примкнул к этому направлению, поставил остросоциальные фильмы «Бандит» (1946) и «Без жалости» (1948). В 1950 году вместе с Ф. Феллини поставил «Огни варьете». 1 Имеется в виду семейство Аньелли — основные владельцы автомо 2 «Капитуляция Тити» — кинокомедия (1945), поставленная ре 3 «Форнарина» — фильм (1942) режиссера Энрико Гуаццони. 4 «Врата неба» — фильм (1945), поставленный Витторио Де Сика 5 «Наш городок» — фильм (1940) американского режиссера Сэма 6 «Человеческая комедия» — фильм (1943) американского режиссе 7 «Пришествие мистера Джордана» — фильм (1940) американского 8 «Выстрел» — фильм по повести Пушкина, поставленный в 9 Амато, Джузеппе (1899—1984) — влиятельный продюсер и второ 10 Понти, Карло (р. 1910) — крупнейший итальянский продюсер, под 11 «Фонтамара» — роман об итальянской деревне писателя Иньяцио Силоне, экранизировать который так и не удалось во времена неореализма. Фильм был поставлен Карло Лидзани лишь в 1980 году. 12 Фредди, Луиджи (р. 1895) — руководитель и организатор итальянской кинематографии при фашизме. С 1934 по 1939 г. возглавлял Главное управление кино при Министерстве народной культуры, затем руководитель римской киностудии «Чинечитта» («Киногородок»). Созданная при нем структура киноорганизаций Италии во многом сохранилась и после падения фашизма. Франко Вентурини. Истоки неореализма Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1950, № 2). На русский язык переводится впервые, печатается с сокращениями. ВЕНТУРИНИ, Франко — итальянский литературный и кинокритик, его статьи в годы неореализма публиковались в прогрессивной печати. Впоследствии его имя в прессе не встречалось. 1 Кьярини, Луиджи (1900—1975) — итальянский теоретик кино, 2 Ойетти, Уго (1871 — 1946) —итальянский писатель и критик. 3 Мастрочинкуэ, Камилло (1901 —1969) — итальянский киноре 4 Гуаццони, Энрико (1876—1949) — режиссер, один из зачинателей 5 Россо ди Сан Секондо, Пьер Мария (1887—1956) —итальянский 6 Чекки, Эмилио (1884—1966) —итальянский писатель, литератур кинокомпании «Чинес». Отец известной сценаристки Сузо Чекки Д'Амико. 7 Палерми, Амлето (1889—1941) —итальянский режиссер. В 1940 г. 8 Пьетранджели, Антонио (1919—1968) —итальянский режиссер, 9 «Этторе Фьерамоска» — исторический роман итальянского писате 10 Морелли, Доменико (1826—1901) и Микетти, Франческо Паоло 11 Пазинетти, Франческо (1911 —1949) —итальянский критик, сце 12 «Как листья» (1934), «Дам миллион» (1935), «Сердцебиение», 13 Ланг, Фриц (1890—1976) — немецкий кинорежиссер. После прихо 14 Сакки, Филиппо — кинокритик, в 30—40-е годы сотрудничавший 15 «Осада Алькасара» (1940) и «Бенгази» (1942) — фильмы военной 16 «Дон Боско» (1934) и «Сельская честь» (1936) —фильмы италь 17 Де Роберти, Эрколе (ок. 1450—1496) — итальянский художник, 18 Грирсон, Джон (1898—1972) — родоначальник английского доку 19 Унгаретти, Джузеппе (1888—1970) —крупный итальянский поэт, 20 Монтале, Эудженио (1896—1986) — итальянский поэт, также 21 Реверди, Пьер (1889—1960) —французский поэт. 22 Кавальканти, Альберто (1897—1982) — режиссер, продюсер. Работу в кино начинал как художник-декоратор. Режиссерский дебют во Франции — фильм «Поезд без глаз» (1926). С 1934 г. в Лондоне работал вместе с Грирсоном. Значительный фильм 30-х гг. — документальный фильм о шахтерах «Лицо, покрытое углем» (1936). Вито, Жан (1905—1934) — французский режиссер. Наиболее известен фильм «Аталанта» (1934). Лакомб, Жорж (р. 1902) — французский режиссер, начинал как документалист («Зона», 1928, фильм о парижских окраинах). 25 Казираги, Уго (р. 1921) — итальянский прогрессивный кинокритик. С 1940 г. сотрудничал в «Cinema», «Bianco e Nero» и других кино- журналах. С 1947 — кинокритик миланского издания газеты «Унита». 26 Виацци, Глауко (настоящая фамилия — Ашрафян, р. 1920) — 27 Паолелла, Доменико (р. 1915) — итальянский режиссер-докумен 28 Эммер, Лючано (р. 1918) — итальянский режиссер, начинал как 29 Грас, Энрико (р. 1919) — итальянский документалист. В 50-е годы 30 Паолуччи, Джованни (1912—1964) — итальянский режиссер-до 31 Черкио, Фернандо (р. 1914) — итальянский режиссер документаль 32 Феррони, Джорджо (р. 1908) — итальянский режиссер. В период 33 Поцци-Беллини, Джакомо — итальянский документалист, извест 34 Де Амичис, Эдмондо (1846—1908) —итальянский писатель, ав 35 Джерми, Пьетро (1914—1974) — итальянский режиссер, сцена 36 Лупи, Рольдано (р. 1909) — итальянский актер, популярный 37 Габен, Жан (1904—1976) —знаменитый французский киноактер. 39 Кастелло, Джулио Чезаре — итальянский кинокритик и киновед, автор одной из первых книг о неореализме — «Итальянское неореалистическое кино» (1956). 40 Фейдер, Жак (1888—1948) — французский режиссер, близкий движению Народного фронта. Фильмы «Кренкебиль» (1922, по А. Франсу), «Большая игра» (1934), «Героическая кермесса» (1935) и др. 41Уэллс, Орсон (1915—1985) —американский режиссер, актер, ав 42 Сегантини, Джованни (1858—1899) — итальянский живописец, 43 Ганс, Абель (1889—1981) — французский режиссер, актер, сцена 44 Л'Эрбье, Марсель (1890—1979) — французский режиссер, один из 2. ЗРЕЛОСТЬ Материалы, помещенные в этом разделе, совпадают по времени с годами стремительного развития неореализма, начавшегося в 1945 году — сразу после падения фашизма — с выхода первого неореалистического фильма в условиях свободы — «Рим — открытый город» режиссера Роберто Росселлини. Наконец вчерашние кинокритики «поневоле», а сегодня — полноправные мастера-режиссеры получили возможность претворить свои политические, социальные, эстетические взгляды и выработанные ранее теоретические принципы нового кино в фильмы. Вслед за «Римом — открытым городом» Росселини ставит «Пайза», Висконти — «Земля дрожит» и «Самую красивую», Де Сика в содружестве с Дзаваттини — «Шуша» и «Похитителей велосипедов», Де Сантис — «Трагическую охоту», Лидзани и Вергано — партизанские ленты «Опасно: бандиты!» и «Солнце еще всходит». К концу 40-х годов неореализм набирает силу, становится главным, основным направлением итальянского кино в трудных условиях несломленной производственной и прокатной машины буржуазного коммерческого кино. Бурный успех неореализма, собравшего под свои знамена все лучшие, здоровые силы итальянского кино, наталкивается на объединенное ожесточенное сопротивление всего консервативного лагеря во главе с католической церковью, Ватиканом, влиятельной христианско-демократической партией (с 1948 года — правящей). Становление неореализма происходит к тому же в условиях жесточайшей конкуренции с Голливудом — сразу же после окончания войны оккупационные власти одновременно ввезли в Италию более пятисот американских фильмов разных лет, заполонивших экран. Нехватка финансовых и технических средств (лишь некоторые наиболее дальновидные продюсеры поняли, что неореалистические фильмы могут принести выгоду, особенно при продаже за границу), цензурные преследования, кампании в печати, высказывания против неореализма и его мастеров влиятельных правых деятелей — все это создавало атмосферу нетерпимости и враждебности вокруг нового кино. И парадокс заключался в том, что именно тогда, к 1948 году, после выхода фильмов Росселлини, Де Сика, Висконти, неореализм достиг своего художественного расцвета и снискал за границей широкое признание. Парадоксальность этого момента отражают материалы раздела: с одной стороны, констатация несомненных достижений, с другой — призывы в защиту от преследований. Наряду с нескрываемым удовлетворением мастеров успехами неореализма, начинают звучать ноты тревоги за судьбу нового кино, впервые произносятся слова «кризис неореализма». В разделе преобладают статьи уже не критиков, а режиссеров, речь идет теперь не столько о теории, сколько о первых практических результатах. Мастеров заботит сохранение итальянским кино своего национального лица (статья Блазетти), другие (Вергано, Висконти, Де Сика) говорят о своих фильмах, о проблематике, которая их привлекает, — страданиях бедняков, недавней партизанской борьбе, подчеркивают необходимость свободы творчества. Любопытны оценки, которые мастера дают фильмам своих коллег (например, статья Антониони о фильме Висконти «Земля дрожит»). Лидзани указывает на опасность не только непосредственных цензурных преследований, но и «усталости от правды», охватившей некоторых режиссеров, угрозы со стороны официального конформизма. Он напоминает, что перед неореализмом непочатый край тем, «которые надо обрести», в первую очередь — Сопротивление и История. Под косвенным влиянием распада правительственной антифашистской коалиции, распада былого антифашистского единства впервые проявляются симптомы ослабления единства и внутри неореалистического лагеря. Один из таких симптомов — дискуссия вокруг фильма Де Сика «Чудо в Милане»: не является ли этот фантастический фильм, сатирическая сказка «отходом» от принципов неореализма? Может ли сказка быть реалистической? Впоследствии подобные дискуссии среди неореалистов становятся все чаще. К сожалению, не все эти дискуссии, как мы увидим, укрепляли и закаляли в спорах новое кино — некоторые способствовали его разобщению и -ослаблению. Важным моментом в судьбе нового итальянского кино в тот период был 1949 год, когда прогрессивная печать, общественность, массовые партии и организации сплотились в защиту итальянского киноискусства, доказав, что лишь при сплочении сил можно дать отпор наступлению стремящихся к реваншу противникам неореализма — от клерикалов до Голливуда. На Пьяцце дель Пополо в Риме состоялся огромный митинг, на котором выступили Витторио Де Сика, Анна Маньяни, профсоюзные лидеры. Была создана ассоциация киноклубов, которую возглавил Чезаре Дзаваттини и которая сыграла важную роль в борьбе за прогрессивное киноискусство. В ряду событий того периода следует упомянуть печально известное открытое письмо ведавшего кинематографией су-секретаря при премьер-министре, христианского демократа Джулио Андреотти, правой руки премьера Де Гаспери, режиссеру Витторио Де Сика по поводу его фильма «Умберто Д.» (1951). Андреотти требовал не ворошить грязное белье на глазах у всего мира, называл этот гуманный фильм о трагедии старости «самой плохой услугой, которую только можно оказать родине», и призывал к тому, чтобы неореализм был «здоровым» и «оптимистическим». Это письмо было попыткой внести раскол в ряды неореалистов; продюсеры начали поддерживать лишь «оптимистические» комедии, цензура стала еще жестче. К этому прибавилась «самоцензура»: создатели «Умберто Д.» — Де Сика и Дзаваттини — сами убрали из фильма ряд остросоциальных сцен... О трудностях, с которыми сталкивался неореализм, дает некоторое представление подборка высказываний ведущих мастеров, озаглавленная «В защиту итальянского кино». В разделе приведены две обстоятельные «беседы о неореализме» — одна Кьярини, другая Росселлини, представляющие попытку сформулировать, что же все-таки такое неореализм, разобраться в этом сложном и важнейшем послевоенном художественном и общекультурном явлении, подвести некоторые итоги первого периода его не только теоретической, но и практической деятельности. Большой интерес представляют «Некоторые мысли о кино» Чезаре Дзаваттини; в свойственной этому крупнейшему практику и теоретику кино парадоксальной форме он излагает — и это первая такого рода попытка — основные принципы неореализма. Однако изложенные им взгляды вряд ли отражают программу, поэтику, стилистику неореализма в целом — это крайняя, «экстремистская» форма неореализма, которую исповедовал и отстаивал в своем многогранном творчестве сам Дзаваттини — неутомимый кинодраматург, общественный деятель, публицист, писатель-сатирик, теоретик, человек, которого называли «мозгом неореализма».
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |