Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альберто Латтуада. 2 страница




Лидзани — автор книги «Итальянское кино» (1954, русский перевод — 1956) и расширенного ее издания — «История итальянского кино. 1895—1961» (1961).

1 «Век Перикла» — Перикл (ок. 490—429 до н. э.) — афинский
стратег, вождь афинской рабовладельческой демократии, провел ряд зако
нодательных мер, способствовавших ее расцвету.

2 «Prosa d'arte» — буквально «художественная проза» — направление
в итальянской литературе 20—30-х годов, стремившееся к совершенству
формы, близкое к направлению «каллиграфистов» в кино.

3 Пьовене, Гуидо (1907—1974) — итальянский писатель и публи
цист. Автор романов «Письма одной послушницы» (1942), «Жалость
против жалости» (1946), «Холодные звезды» (1970) и др.

4 Блазетти, Алессандро (1900—1987) — итальянский кинорежиссер,
один из самых популярных в 30-е годы. Дебютировал в 1929 г. фильмом
«Солнце». Его творческие поиски отличались непоследовательностью:
наряду с фильмами «Мать-земля» (1931) и «1860» (1933), отражавшими
тяготение к реализму, он снимал костюмные ленты («Приключения
Сальватора Розы», 1940, «Железная корона», 1941) и даже фильмы,
близкие к фашистской идеологии («Старая гвардия», 1935). После гуман
ной комедии «Прогулка в облаках» (1942, в нашем прокате — «Четыре
шага в облаках») в 1946 г. поставил антифашистский фильм «Один
день в жизни».

5 Лидзани имеет в виду героя лирической комедии М. Камерини
«Господин Макс» (1937), Макса играл Витторио Де Сика.

6 Поджоли, Фердинандо Мария (1897—1945) — итальянский ре
жиссер. Один из представителей «каллиграфизма».

7 Кастеллани, Ренато (р. 1913) — итальянский режиссер. Дебютиро
вал в 1941 г. и утвердился как один из представителей «каллиграфизма».
Поставил фильмы «Под солнцем Рима» (1948), «Это весна...» (1949).
Широкую известность получила его комедия «Два гроша надежды»
(1952), открывшая, однако, путь так называемому «розовому неореализ
му». В 1954 г. поставил фильм «Джульетта и Ромео» (по Шекспиру).
В 1971 г. создал телесериал «Жизнь Леонардо да Винчи».

Умберто Барбаро.

Реализм и мораль

Впервые опубликовано в журнале «Film» (1943, № 31). На русский язык переводится впервые.

БАРБАРО, Умберто (1902—1959) — итальянский киновед, критик, режиссер и сценарист. Внес неоценимый вклад в распространение в Италии основ марксистской эстетики, а также развития неореализма. Переводчик и популяризатор работ В. Пудовкина, а также С. Эйзенштейна, Б. Балаша и других теоретиков кино. Один из создателей римского киноинститута — Экспериментального киноцентра, в 1936—1948 гг. —


преподаватель, а затем директор этого учебного заведения — «кузницы кадров» неореализма, в 1945—1948 гг. — главный редактор журнала «Bianco e Nero». Как один из сценаристов участвовал в создании фильма Дж. Де Сантиса «Трагическая охота».

Имеется в виду концепция австрийского историка искусства Макса Дворжака (1874—1921).

2 «Похищенное ведро» — героико-комическая поэма итальянского
поэта А. Тассони (1565—1635); «Адонис» — поэма итальянского поэта
Дж. Марино (1569—1625), воспевающая наслаждение и роскошь;
«Вакх в Тоскане» — пьеса итальянского писателя Фр. Реди (1626—
1698).

3 «Эфиопика» — роман древнегреческого автора Гелиодора (III в.).

4 «Тридцать секунд любви» — кинокомедия (1936) режиссера Марио
Боннара.

5 Палаццо деи диаманти (Дворец алмазов) и Скифанойя — дворцы
XV —XVI вв. в городе Ферраре, где происходит действие «Одержимости».

6 Мелисанда — героиня воспевающей рыцарскую любовь драмы
«Принцесса Греза», написанной французским поэтом и драматургом Эд
моном Ростаном (1868—1918)

Заплатим наши долги

Впервые опубликовано в журнале «Film d'oggi» (1945, № 4). На русский язык переводится впервые.

ЛАТТУАДА, Альберто (р. 1914) —итальянский режиссер, кинокритик. Начинал как антифашистски настроенный журналист. Один из создателей киноархива, положившего начало итальянскому фильмофонду. В 1938 г. вошел в состав редакции литературно-художественного журнала «Corrente». С 1940 г. начал практическую работу в кино в качестве сценариста и режиссера. Являясь одним из наиболее видных «каллиграфистов», создал ряд тонких экранизаций: «Джакомо-идеалист» (1942) по Э. Де Марки, «Преступление Джованни Эпископо» (1947) по Г. Д'Аннунцио, «Мельница на По» (1949) по Р. Баккелли, «Шинель» (1952) по Гоголю и др. Участвовал в создании документального фильма о Сопротивлении «Наша война», в годы неореализма примкнул к этому направлению, поставил остросоциальные фильмы «Бандит» (1946) и «Без жалости» (1948). В 1950 году вместе с Ф. Феллини поставил «Огни варьете».

1 Имеется в виду семейство Аньелли — основные владельцы автомо
бильной компании «Фиат».

2 «Капитуляция Тити» — кинокомедия (1945), поставленная ре
жиссером Джорджо Бьянки.

3 «Форнарина» — фильм (1942) режиссера Энрико Гуаццони.

4 «Врата неба» — фильм (1945), поставленный Витторио Де Сика
по заказу Ватикана (кинокомпания «Орбис»).

5 «Наш городок» — фильм (1940) американского режиссера Сэма
Вуда.


6 «Человеческая комедия» — фильм (1943) американского режиссе
ра Кларенса Брауна (по У. Сарояну).

7 «Пришествие мистера Джордана» — фильм (1940) американского
режиссера Александра Холла.

8 «Выстрел» — фильм по повести Пушкина, поставленный в
1941 году режиссером Ренато Кастеллани.

9 Амато, Джузеппе (1899—1984) — влиятельный продюсер и второ
степенный режиссер, возглавлял ассоциацию итальянских продюсеров.

10 Понти, Карло (р. 1910) — крупнейший итальянский продюсер, под
державший постановку многих неореалистических фильмов. До 1954
года — глава совместной кинокомпании с продюсером Дино Де Лаурентисом.

11 «Фонтамара» — роман об итальянской деревне писателя Иньяцио Силоне, экранизировать который так и не удалось во времена неореализма. Фильм был поставлен Карло Лидзани лишь в 1980 году.

12 Фредди, Луиджи (р. 1895) — руководитель и организатор итальянской кинематографии при фашизме. С 1934 по 1939 г. возглавлял Главное управление кино при Министерстве народной культуры, затем руководитель римской киностудии «Чинечитта» («Киногородок»). Созданная при нем структура киноорганизаций Италии во многом сохранилась и после падения фашизма.

Франко Вентурини.

Истоки неореализма

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1950, № 2). На русский язык переводится впервые, печатается с сокращениями.

ВЕНТУРИНИ, Франко — итальянский литературный и кинокритик, его статьи в годы неореализма публиковались в прогрессивной печати. Впоследствии его имя в прессе не встречалось.

1 Кьярини, Луиджи (1900—1975) — итальянский теоретик кино,
критик, режиссер. В 1935 г. участвовал в создании римского Эксперимен
тального киноцентра, один из его руководителей и ведущих профессоров
до 1950 г. В 1937 г. основал журнал «Bianco e Nero», до 1951 г. — его
главный редактор. У нас переведена его книга «Сила кино» (М., 1955).
Как режиссер в 40-е годы выступал поборником «каллиграфизма»
(фильмы «Улица Пяти лун», «Спящая красавица» — оба 1942 г. и др.).

2 Ойетти, Уго (1871 — 1946) —итальянский писатель и критик.

3 Мастрочинкуэ, Камилло (1901 —1969) — итальянский киноре
жиссер и актер. Работал в кино с 1936 г., поставил много фильмов
разных жанров, главным образом развлекательных комедий. Из актерских
работ наиболее значительна в фильме П. Джерми «Во имя закона».

4 Гуаццони, Энрико (1876—1949) — режиссер, один из зачинателей
итальянского кино.

5 Россо ди Сан Секондо, Пьер Мария (1887—1956) —итальянский
драматург, продолжатель традиций Пиранделло («юморизм», гротеско
вость).

6 Чекки, Эмилио (1884—1966) —итальянский писатель, литератур
ный и кинокритик, сценарист. С 1932 года был главой крупнейшей


кинокомпании «Чинес». Отец известной сценаристки Сузо Чекки Д'Амико.

7 Палерми, Амлето (1889—1941) —итальянский режиссер. В 1940 г.
поставил свой наиболее значительный фильм «Грешница».

8 Пьетранджели, Антонио (1919—1968) —итальянский режиссер,
сценарист, критик. Входил в группу молодых антифашистски настроен
ных кинематографистов, закладывавших основы неореализма на страни
цах журналов «Cinema» и «Bianco e Nero».

9 «Этторе Фьерамоска» — исторический роман итальянского писате
ля Массимо Д'Адзелио (1798—1866).

10 Морелли, Доменико (1826—1901) и Микетти, Франческо Паоло
(1851 —1929) — итальянские художники, творчество которых было свя
зано с Неаполем.

11 Пазинетти, Франческо (1911 —1949) —итальянский критик, сце
нарист, режиссер. Преподавал в Римском экспериментальном киноцентре,
был его директором. Его перу принадлежит много работ по теории и
истории кино.

12 «Как листья» (1934), «Дам миллион» (1935), «Сердцебиение»,
(1939) — фильмы М. Камерини.

13 Ланг, Фриц (1890—1976) — немецкий кинорежиссер. После прихо
да нацистов к власти работал во Франции и США.

14 Сакки, Филиппо — кинокритик, в 30—40-е годы сотрудничавший
в газете «Коррьере делла Сера».

15 «Осада Алькасара» (1940) и «Бенгази» (1942) — фильмы военной
фашистской пропаганды, поставленные итальянским режиссером Аугусто
Джениной (1892—1957). В 1949 г. по заказу Ватикана он поставил
псевдонеореалистический фильм «Небо над болотом».

16 «Дон Боско» (1934) и «Сельская честь» (1936) —фильмы италь
янского режиссера Гоффредо Алессандрини (р. 1904). Наряду с Дже
ниной один из наиболее видных представителей официальной кинемато
графии. В конце 30-х — начале 40-х годов ставил фильмы фашистской
военной пропаганды («Лучано Ceppa — пилот», «Мы живы», «Джарабуб»,
«Прощай, Кира»).

17 Де Роберти, Эрколе (ок. 1450—1496) — итальянский художник,
работавший в Ферраре.

18 Грирсон, Джон (1898—1972) — родоначальник английского доку
ментального кинематографа. В 1929 г. снял фильм «Рыбачьи суда».

19 Унгаретти, Джузеппе (1888—1970) —крупный итальянский поэт,
представитель направления герметизма. «Аллегрия» («Веселье корабле
крушений») — вторая книга Унгаретти (1919).

20 Монтале, Эудженио (1896—1986) — итальянский поэт, также
«герметик». В 1975 г. удостоен Нобелевской премии.

21 Реверди, Пьер (1889—1960) —французский поэт.

22 Кавальканти, Альберто (1897—1982) — режиссер, продюсер. Работу в кино начинал как художник-декоратор. Режиссерский дебют во Франции — фильм «Поезд без глаз» (1926). С 1934 г. в Лондоне работал вместе с Грирсоном. Значительный фильм 30-х гг. — документальный фильм о шахтерах «Лицо, покрытое углем» (1936).

Вито, Жан (1905—1934) — французский режиссер. Наиболее известен фильм «Аталанта» (1934).

Лакомб, Жорж (р. 1902) — французский режиссер, начинал как документалист («Зона», 1928, фильм о парижских окраинах).

25 Казираги, Уго (р. 1921) — итальянский прогрессивный кинокритик. С 1940 г. сотрудничал в «Cinema», «Bianco e Nero» и других кино-


журналах. С 1947 — кинокритик миланского издания газеты «Унита».

26 Виацци, Глауко (настоящая фамилия — Ашрафян, р. 1920) —
итальянский прогрессивный кинокритик и киновед.

27 Паолелла, Доменико (р. 1915) — итальянский режиссер-докумен
талист. В 1935—1937 гг. ставил экспериментальные фильмы. Во время
второй мировой войны — оператор на Восточном фронте. Затем возглав
лял ИНКОМ —кинокомпанию, выпускавшую журналы кинохроники.

28 Эммер, Лючано (р. 1918) — итальянский режиссер, начинал как
документалист, снимавший главным образом ленты, посвященные жи
вописи. С 1950 г. — в игровом кино, снимал комедии, в известной мере
сохранявшие дух неореализма («Воскресенье в августе», 1950; «Париж
всегда Париж», 1951 и др.) Из документальных фильмов наиболее
значителен «Земной рай» (1951).

29 Грас, Энрико (р. 1919) — итальянский документалист. В 50-е годы
в содружестве с Л. Бонци и М. Кравери создал полнометражные
документальные ленты «Затерянный континент», «Империя солнца».

30 Паолуччи, Джованни (1912—1964) — итальянский режиссер-до
кументалист и кинокритик. С 1946 г. ставил также игровые фильмы.

31 Черкио, Фернандо (р. 1914) — итальянский режиссер документаль
ного и игрового кино. Наиболее известен документальный фильм «Комак-
кио» (1942).

32 Феррони, Джорджо (р. 1908) — итальянский режиссер. В период
1930—1940 гг. — один из самых видных итальянских документалистов.
С 1940 г. — в игровом кино.

33 Поцци-Беллини, Джакомо — итальянский документалист, извест
ность которому принес документальный фильм о паломниках «Плач
христовых невест», снятый в 1939 году. Так же как в документальных
лентах Де Робертиса и в фильме «Мальчик» Иво Перилли (1933),
некоторые критики находили в нем черты неореализма.

34 Де Амичис, Эдмондо (1846—1908) —итальянский писатель, ав
тор знаменитой книги «Сердце» (1886, в русском переводе «Дневник
школьника»).

35 Джерми, Пьетро (1914—1974) — итальянский режиссер, сцена
рист, актер, острые социально-критические фильмы которого выдвинули
его в число наиболее видных мастеров неореализма. Впоследствии —
основоположник жанра сатирической социально-бытовой комедии —
«Развод по-итальянски» (1961), «Соблазненная и покинутая» (1964) и др.

36 Лупи, Рольдано (р. 1909) — итальянский актер, популярный
при фашизме. В послевоенные годы снимался главным образом в приклю
ченческих лентах.

37 Габен, Жан (1904—1976) —знаменитый французский киноактер.
38 Дзампа, Луиджи (р. 1905) — итальянский режиссер, предприняв
ший интересную попытку создания жанра неореалистической сатириче
ской комедии: «Жить в мире» (1946) и «Депутатка Анджелина»
(1947, с участием Анны Маньяни). В комедиях «Трудные годы»
(1948) и «Легкие годы» (1953) правдиво показал жизнь Италии во
время войны.

39 Кастелло, Джулио Чезаре — итальянский кинокритик и киновед, автор одной из первых книг о неореализме — «Итальянское неореалистическое кино» (1956).

40 Фейдер, Жак (1888—1948) — французский режиссер, близкий


движению Народного фронта. Фильмы «Кренкебиль» (1922, по А. Франсу), «Большая игра» (1934), «Героическая кермесса» (1935) и др.

41Уэллс, Орсон (1915—1985) —американский режиссер, актер, ав
тор знаменитого «Гражданина Кейна» (1941).

42 Сегантини, Джованни (1858—1899) — итальянский живописец,
представитель неоимпрессионизма. Изображал суровые сцены крестьян
ской жизни, альпийские пейзажи.

43 Ганс, Абель (1889—1981) — французский режиссер, актер, сцена
рист. В период немого кино поставил 20 фильмов, из которых наиболее
значительны «Колесо» (1923) и «Наполеон» (1927).

44 Л'Эрбье, Марсель (1890—1979) — французский режиссер, один из
ведущих деятелей авангарда.

2. ЗРЕЛОСТЬ

Материалы, помещенные в этом разделе, совпадают по времени с годами стремительного развития неореализма, начавшегося в 1945 году — сразу после падения фашизма — с выхода первого неореалистического фильма в условиях свободы — «Рим — открытый город» режиссера Роберто Росселлини. Наконец вчерашние кинокритики «поневоле», а сегодня — полноправные мастера-режиссеры получили возможность претворить свои политические, социальные, эстетические взгляды и выработанные ранее теоретические принципы нового кино в фильмы. Вслед за «Римом — открытым городом» Росселини ставит «Пайза», Висконти — «Земля дрожит» и «Самую красивую», Де Сика в содружестве с Дзаваттини — «Шуша» и «Похитителей велосипедов», Де Сантис — «Трагическую охоту», Лидзани и Вергано — партизанские ленты «Опасно: бандиты!» и «Солнце еще всходит». К концу 40-х годов неореализм набирает силу, становится главным, основным направлением итальянского кино в трудных условиях несломленной производственной и прокатной машины буржуазного коммерческого кино. Бурный успех неореализма, собравшего под свои знамена все лучшие, здоровые силы итальянского кино, наталкивается на объединенное ожесточенное сопротивление всего консервативного лагеря во главе с католической церковью, Ватиканом, влиятельной христианско-демократической партией (с 1948 года — правящей). Становление неореализма происходит к тому же в условиях жесточайшей конкуренции с Голливудом — сразу же после окончания войны оккупационные власти одновременно ввезли в Италию более пятисот американских фильмов разных лет, заполонивших экран. Нехватка финансовых и технических средств (лишь некоторые наиболее дальновидные продюсеры поняли, что неореалистические фильмы могут принести выгоду, особенно при продаже за границу), цензурные преследования, кампании в печати, высказывания против неореализма и его мастеров влиятельных правых деятелей — все это создавало атмосферу нетерпимости и враждебности вокруг нового кино. И парадокс заключался в том, что именно тогда, к 1948 году, после выхода фильмов Росселлини, Де Сика, Висконти, неореализм достиг своего художественного расцвета и снискал за границей широкое признание. Парадоксальность этого момента отражают материалы раздела: с одной стороны, констатация несомненных достижений, с другой — призывы в защиту от преследований. Наряду с нескрываемым удовлетворением мастеров успехами неореализма, начинают звучать ноты тревоги за судьбу нового кино, впервые произносятся слова «кризис неореализма».


В разделе преобладают статьи уже не критиков, а режиссеров, речь идет теперь не столько о теории, сколько о первых практических результатах. Мастеров заботит сохранение итальянским кино своего национального лица (статья Блазетти), другие (Вергано, Висконти, Де Сика) говорят о своих фильмах, о проблематике, которая их привлекает, — страданиях бедняков, недавней партизанской борьбе, подчеркивают необходимость свободы творчества. Любопытны оценки, которые мастера дают фильмам своих коллег (например, статья Антониони о фильме Висконти «Земля дрожит»). Лидзани указывает на опасность не только непосредственных цензурных преследований, но и «усталости от правды», охватившей некоторых режиссеров, угрозы со стороны официального конформизма. Он напоминает, что перед неореализмом непочатый край тем, «которые надо обрести», в первую очередь — Сопротивление и История.

Под косвенным влиянием распада правительственной антифашистской коалиции, распада былого антифашистского единства впервые проявляются симптомы ослабления единства и внутри неореалистического лагеря. Один из таких симптомов — дискуссия вокруг фильма Де Сика «Чудо в Милане»: не является ли этот фантастический фильм, сатирическая сказка «отходом» от принципов неореализма? Может ли сказка быть реалистической? Впоследствии подобные дискуссии среди неореалистов становятся все чаще. К сожалению, не все эти дискуссии, как мы увидим, укрепляли и закаляли в спорах новое кино — некоторые способствовали его разобщению и -ослаблению.

Важным моментом в судьбе нового итальянского кино в тот период был 1949 год, когда прогрессивная печать, общественность, массовые партии и организации сплотились в защиту итальянского киноискусства, доказав, что лишь при сплочении сил можно дать отпор наступлению стремящихся к реваншу противникам неореализма — от клерикалов до Голливуда. На Пьяцце дель Пополо в Риме состоялся огромный митинг, на котором выступили Витторио Де Сика, Анна Маньяни, профсоюзные лидеры. Была создана ассоциация киноклубов, которую возглавил Чезаре Дзаваттини и которая сыграла важную роль в борьбе за прогрессивное киноискусство.

В ряду событий того периода следует упомянуть печально известное открытое письмо ведавшего кинематографией су-секретаря при премьер-министре, христианского демократа Джулио Андреотти, правой руки премьера Де Гаспери, режиссеру Витторио Де Сика по поводу его фильма «Умберто Д.» (1951). Андреотти требовал не ворошить грязное белье на глазах у всего мира, называл этот гуманный фильм о трагедии старости «самой плохой услугой, которую только можно оказать родине», и призывал к тому, чтобы неореализм был «здоровым» и «оптимистическим». Это письмо было попыткой внести раскол в ряды неореалистов; продюсеры начали поддерживать лишь «оптимистические» комедии, цензура стала еще жестче. К этому прибавилась «самоцензура»: создатели «Умберто Д.» — Де Сика и Дзаваттини — сами убрали из фильма ряд остросоциальных сцен...

О трудностях, с которыми сталкивался неореализм, дает некоторое представление подборка высказываний ведущих мастеров, озаглавленная «В защиту итальянского кино».

В разделе приведены две обстоятельные «беседы о неореализме» — одна Кьярини, другая Росселлини, представляющие попытку сформулировать, что же все-таки такое неореализм, разобраться в этом сложном и важнейшем послевоенном художественном и общекультурном явлении, подвести некоторые итоги первого периода его не только теоретической, но и практической деятельности. Большой интерес


представляют «Некоторые мысли о кино» Чезаре Дзаваттини; в свойственной этому крупнейшему практику и теоретику кино парадоксальной форме он излагает — и это первая такого рода попытка — основные принципы неореализма. Однако изложенные им взгляды вряд ли отражают программу, поэтику, стилистику неореализма в целом — это крайняя, «экстремистская» форма неореализма, которую исповедовал и отстаивал в своем многогранном творчестве сам Дзаваттини — неутомимый кинодраматург, общественный деятель, публицист, писатель-сатирик, теоретик, человек, которого называли «мозгом неореализма».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.