КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алессандро Блазетти
Или итальянцы, или ничего Впервые опубликовано в журнале «Panorama» (1947, 4 marzo). На русский язык переводится впервые. 1 Дэвис, Бэтт (р. 1908) — с конца 30-х годов одна из самых попу 2 Маньяни, Анна (1908—1973) — великая итальянская актриса, с 3 Лоутон, Чарлз (1899—1962) — англо-американский актер. 4 Фабрици, Альдо (р. 1906) — актер кино и варьете. В 1945 г. Альдо Вергано. Как родился и был поставлен фильм «Солнце еще всходит» Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1947, № 1). На русский язык переводится впервые. ВЕРГАНО, Альдо (1892—1957) — итальянский режиссер и сценарист. В 1929 г. сотрудничал с А. Блазетти при создании фильма «Солнце». В 30—40-е годы очень активен как автор сюжетов и сценариев. В 1938 г. дебютировал в режиссуре историческим фильмом «Пьетро Микка». Подвергался преследованиям за антифашистские взгляды. После падения фашизма примкнул к неореализму. Его фильм «Солнце еще всходит» (1946), над сценарием которого с ним вместе работали Г. Аристарко, Дж. Де Сантис и К. Лидзани, — одно из наиболее интересных и ярких произведений неореализма о Сопротивлении. 1 Парри, Ферруччо (1890—1981) — видный итальянский антифа-
шистский деятель, в 1943 г. возглавил Комитет Национального Освобождения Северной Италии. В 1945 г. — премьер-министр. 2 Аристарко, Гуидо (р. 1918) — итальянский кинокритик и киновед, активно участвовавший на страницах кинопечати в зарождении неореалистического направления, борьбе за его упрочение и развитие. Выступает с позиций марксистской эстетики. В 1948—1952 гг. — редактор журнала «Cinema», а с 1952 г. — журнала «Cinema Nuovo». В 1953 г. вместе с кинокритиком и сценаристом Ренцо Ренци подвергся преследованиям за публикацию антивоенного и антифашистского сценария «Гуляй-армия». В 1976 г. выпустил антологию журналов «Cinema» и «Cinema Nuovo», представляющую неоценимый материал по истории неореализма. На русский язык переведена его книга «История теорий кино» (М., 1966). 8 сентября 1943 года Италия капитулировала перед союзниками, подписала перемирие и превратилась в страну, «совоюющую» против гитлеровской Германии. 4 Тонти, Альдо (р. 1910) — один из лучших итальянских операторов. Снял много неореалистических лент, в том числе «Одержимость», «Бандит», «Солнце еще всходит», «Без жалости» и др. Одна из значительных работ— фильм Ф. Феллини «Ночи Кабирии» (1957). Дузе, Витторио (р. 1916) — итальянский актер и режиссер. Сыграл роль полицейского в фильме Висконти «Одержимость», снимался в фильме Де Сантиса «Трагическая охота» и др. 6 Падовани, Леа (р. 1920) — итальянская актриса, играла в неореа 7 Парво, Элли (р. 1915) — итальянская актриса, пользовавшаяся 8 Серато, Массимо (р. 1916) — популярный в 40—50-е годы италь 9 Дурбин, Дина (р. 1921) — американская актриса, популярная в Витторио Де Сика. Почему «Похитители велосипедов» Впервые опубликовано в журнале «Fiera Letteraria» (1948, 6 febbraio). На русский язык переводится впервые. 1 Бартолини, Луиджи (1892—1963) — итальянский художник (наиболее известны его гравюры), поэт и романист. По его роману «Похитители велосипедов» (1946) Ч. Дзаваттини создал сценарий одноименного фильма, поставленного в 1948 году режиссером В. Де Сика. Микеланджело Антониони. «Земля дрожит» Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1949, № 7). В сборнике «Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Интервью» (М., «Искусство», 1986, с. 115 — 117) был опубликован перевод Н. Ставровской. В настоящем издании публикуется новый перевод. 1 «Дилижанс» (в советском прокате — «Путешествие будет опас 2 «М» («Убийца», «Город ищет убийцу») — фильм (1931) немецкого 3 «День начинается» — фильм (1939) французского режиссера Мар 4 «Месье Верду» — фильм (1947) Ч. Чаплина. 5 «Процесс Марии Тарновской» — речь идет о неосуществленном за 6 Оливье, Лоренс (р. 1907) — английский актер и режиссер. «Гам 7 Гарроне, Дино (1904—1931) —итальянский историк литературы, В защиту итальянского кино Впервые эта подборка, из которой здесь приведены выступления режиссеров-неореалистов А. Латтуады, П. Джерми, Л. Дзампы, Дж. Де Сантиса и сценариста С. Амидеи, была опубликована в еженедельнике Итальянской коммунистической партии «Rinascita» (1949, № 3). На русский язык переводится впервые. 1 Речь идет о видном деятеле христианско-демократической партии Против нападок на итальянское кино в 1948 году выступил также Ч. Дзаваттини — см. перевод его статьи из журнала «Bianco e Nero» в сборнике «Чезаре Дзаваттини...» (с. 143—144). По данному вопросу см. статью А. Богемской «Борьба прогрессивного итальянского кино за существование» в сборнике «Современное искусство. Италия. Кино. Театр. Живопись. Скульптура. Архитектура» (М., 1970, с. 59—76). 2 «Свидетель» — фильм (1946) П. Джерми. 3 Брузаделли, Луиджи — крупный спекулянт, судебному процессу над которым в конце 40-х годов итальянская печать уделяла много внимания. 4 Коста, Анджело (р. 1901) — в те годы руководитель Конфедерации 5 «Во имя закона» — фильм (1949) П. Джерми (в советском прокате 6 «Фабиола» — фильм-«колосс» (1948) А. Блазетти, экранизация од 7 Амидеи, Серджо (1904—1981) — выдающийся итальянский сцена Карло Лидзани. Опасности конформизма Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1949, № 12). На русский язык переводится впервые. 1 «Заблудшая молодежь» — фильм (1947) П. Джерми. Темы, которые надо вновь обрести: Сопротивление и история Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1950, № 52). На русский язык переводится впервые. 1 «Два анонимных письма» — фильм (1945) М. Камерини. 2 «О, мое солнце» — фильм (1946) Джакомо Джентильомо. 3 «Иводзима» — американский фильм (1945) о войне против японцев 4 «Знамя еще реет» — американский фильм (1943) о движении Сопро 5 «Западный фронт, 1918» — первый звуковой фильм (1930) 6 Ренцо, Ренци (р. 1919) — итальянский сценарист, режиссер-доку 7 «Повесть о бедных влюбленных» — антифашистский роман (1947, Джузеппе Де Сантис. Переживает ли неореализм кризис? Впервые опубликовано в журнале «Filmcritica» (1951, № 4). На русский язык переводится впервые. 1 «Двадцатилетие» — имеется в виду период господства фашизма в 2 «Дорога надежды» — фильм (1950) П. Джерми. Луиджи Кьярини. О неореализме Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1951, № 7). На русский язык переводится впервые, печатается с сокращениями. 1 Де Санктис, Франческо (1817—1873) — итальянский историк литературы, критик, участник борьбы за объединение Италии. Автор «Истории итальянской литературы» (1870). 2 «Набережная туманов» — фильм (1938) М. Карне. 3 «Сеньорина» — искаженное американскими солдатами итальянское «Камо грядеши?» — один из самых известных итальянских псевдоисторических фильмов-«колоссов» (по роману Г. Сенкевича, режиссер Энрико Гуаццони, 1912). 5 «Черная рубашка» — фильм фашистской пропаганды режиссера 6 «Франциск, менестрель божий» (1950) и «Стромболи, земля 7 Садуль, Жорж (1904—1967) — французский критик и историк 8 «Первое причастие» — фильм (1950) режиссера А. Блазетти. 9 Малапарте, Курцио (1898—1957) — итальянский писатель, журна 10 «Цветочки («фьоретти») Франциска Ассизского» — средневековая 11 Речь идет о Стокгольмском воззвании Постоянного комитета Лукино Висконти. «Самая красивая»: история одного кризиса Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1951, № 75). Перевод публиковался с сокращениями в сборнике «Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания» (с. 213 — 215). В настоящем издании перевод дополнен. 1 «Карета святых даров» — пьеса П. Мериме. В 1953 г. французский 2 Д'Анджело, Сальво (р. 1909) — итальянский продюсер и художник 3 Куалюнкуисты — участники движения неофашистского типа, воз 4 «Бородачи» («барбони») — так называют миланских бездомных. 5 Ламбрате — рабочая окраина Милана. 6 Гандин, Микеле (р. 1914) — итальянский кинокритик и видный Роберто Росселлини. Беседа о неореализме Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1952, № 2). На русский язык переводится впервые. РОССЕЛЛИНИ, Роберто (1906—1977) —выдающийся итальянский режиссер, один из основоположников неореализма, создатель антифашистских фильмов «Рим — открытый город» и «Пайза», явившихся манифестом нового направления. Первые фильмы снимал как любитель, был сценаристом. В 1941 —1942 гг. поставил фильмы фашистской военной пропаганды «Белый корабль», «Пилот возвращается», «Человек с крестом», в которых пытался сблизить художественный кинематограф с документальным (влияние режиссера Ф. Де Робертиса, с которым вместе ставил первый из этих фильмов). В последние годы войны порвал с фашизмом, разочаровавшись в прежних идеалах. С подготовки документального фильма о римских подпольщиках, который вырос в «Рим — открытый город», началось сближение Росселлини с антифашистски настроенными кинематографистами, сотрудничество со сценаристом-коммунистом С. Амидеи и Ф. Феллини. Долгая творческая деятельность режиссера знала моменты взлетов и глубоких идейно-художественных кризисов. Наиболее значительные фильмы последующих лет — «Генерал Делла Ровере» (1959) и документальная лента «Индия, 1958» (1958). В последний период жизни работал преимущественно на телевидении, в котором видел средство образования и научно-культурной пропаганды. 1 «Проходите, впереди есть места» — комедия итальянского режиссера Марио Боннара (1942); «Последний извозчик» — фильм-ме- лодрама из народной римской жизни режиссера Марио Маттоли (1943); «Кампо деи Фьори» («Площадь цветов») — фильм М. Боннара (1943). 2 «Чудо» — вторая новелла фильма «Любовь» (1948 г., по сценарию 3 «Машина, убивающая негодяев» — фильм (1952) Р. Росселлини. 4 Росселлини, Ренцо (1908—1982) — итальянский композитор, брат Пальеро, Марчелло (1907—1980) — режиссер и актер, принимал участие в создании фильмов «Рим — открытый город» (исполнитель роли коммуниста Манфреди) и «Пайза» (разработка сюжета). 6 Бергман, Ингрид (1917—1987) — шведская киноактриса 30-х го 7 «Зависть» — фильм (1952) Р. Росселлини. 8 «Европа, 1951» — фильм (1952) Р. Росселлини. 9 Свой замысел Р. Росселлини осуществил в 1970, поставив теле 10 Вердоне, Марио (р. 1917) — итальянский режиссер-документа Чезаре Дзаваттини. Некоторые мысли о кино Запись беседы с журналистом, кинокритиком Микеле Гандином для журнала «Rivista del cinema italiano» (1952, № 2). Беседа опубликована в этом журнале в качестве предисловия к сценарию «Умберто Д.». Перевод опубликован в журнале «Искусство кино» (1957, № 7). Для настоящего издания перевод переработан. 1 Катерина Ригольозо — героиня эпизода «История Катерины» (или «Катерина Ригольозо»), поставленного в 1953 году режиссером Франческо Мазелли вместе с Дзаваттини по сюжету и сценарию Дзаваттини в фильме-репортаже «Любовь в городе», созданном группой молодых кинематографистов по идее и под общим руководством Чезаре Дзаваттини. В основе эпизода — подлинный факт газетной хроники: приехавшая с острова Сицилии в Рим молодая мать Катерина Ригольозо оставила на ступенях церкви своего ребенка, которого не могла прокормить. За это она попала в тюрьму. Главную роль играла сама Ригольозо. 3. ДИСКУССИИ Хронологически этот раздел пересекается с предшествующим, а затем продолжает его, доходя до 1955 года — времени углубления кризиса неореализма: условной вехи, после которой о неореализме уже нельзя больше говорить как о едином художественном направлении в итальянском кино. Именно в дискуссиях о неореализме и вокруг него выявились сильные и слабые стороны этого направления, раскрылись позиции его мастеров и критиков, друзей и противников, встал вопрос о дальнейшем развитии неореализма, перспективах этого развития. Дискуссии подвели к основной проблеме отношений между неореализмом и реализмом, поставили задачу перехода от неореализма к реализму. В ходе дискуссий был более глубоко осмыслен короткий, но славный путь, пройденный неореалистами, вклад неореализма в итальянское и мировое кино. В статье Джанни Пуччини, призывающей к углубленной дискуссии об итальянском кино, уже в 1948 году ставится вопрос о недостаточности «голого факта», «хроники», подчеркивается значение для нового кино его народного и национального характера, поднимается проблема примата формы или содержания. Марио Громо указывает на опасность появления псевдонеореализма, словно провидя возникший в середине 50-х годов «розовый неореализм», выхолостивший социальный заряд и сохранивший лишь внешний антураж неореалистических лент (от первых псевдофольклорных комедий вроде «Хлеб, любовь и фантазия» Луиджи Коменчини и «Два гроша надежды» Ренато Кастеллани этот «жанр» деградировал до откровенно утешительных лент). Заслуживает внимания статья ученого монаха-иезуита Феликса Морлиона как характерная попытка католической киномысли перетащить неореализм на свою сторону, солидаризовавшись с некоторыми его принципами — это не просто курьез, а одно из проявлений политики более дальновидных церковников, не раз заигрывавших с некоторыми неореалистами, например, с Росселлини и Феллини. Весьма плодотворны для неореализма были дискуссии на конгрессе, состоявшемся в сентябре 1949 года в Перудже, созванном в рамках кампании в защиту прогрессивного киноискусства. Выступления вошли в книгу «Кино и современный человек», вышедшую отдельным изданием. Наиболее значительные из них здесь приводятся (Дзаваттини, философа-марксиста Гальвано делла Вольпе, Латтуады, Лидзани). Полемика возникла и на страницах журналов. Так, орган киноинститута — римского Экспериментального киноцентра — журнал «Бьянко э неро» отозвался на появление псевдонеореалистических лент редакционной статьей «Стиль и стилизация», в которой, сравнивая фильмы «Одержимость» Висконти и «Небо над болотом» Дженины, показывает, что католическая лента Дженины не имеет ничего общего с неореализмом, так же как и развлекательные «киноводевили». Важной представляется дискуссия в журнале «Чинема Нуово», в которой два известных писателя-неореалиста Элио Витторини и Итало Кальвино рассуждают о неореализме в кино. О взаимоотношениях кино и литературы, о неореализме и реализме интересные мысли высказывает видный литературный критик Франко Фортини. Следующий после Перуджи форум неореалистов состоялся в 1953 году в Парме. Из выступлений о неореализме на этой конференции приведено выступление Карло Лидзани. Умберто Барбаро анализирует разногласия между неореалистами, начинающиеся с вопроса о происхождении понятия «неореализм». Чезаре Дзаваттини и Микеланджело Антониони спорят по поводу фильма-репортажа по идее Дзаваттини «Любовь в городе», один из эпизодов которого снимал Антониони. Против «критического пересмотра» его творчества горячо возражает в открытом письме к редактору журнала «Чинема Нуово» Гуидо Аристарко один из зачинателей неореализма — режиссер и кинокритик Джузеппе Де Сантис. Также в связи с оценкой его фильмов полемизирует с Альдо Вергано Алессандро Блазетти. Одной из самых широких и, пожалуй, самых важных как по составу участников, так и по своему содержанию была дискуссия вокруг фильма «Дорога». В ходе ее в значительной степени прояснились непростые отношения между направлением неореализма и кино Феллини, выявились как общие отправные точки, так и расхождения, различия. Споры об этом фильме переросли в обсуждение таких проблем, как отношения между индивидуумом и обществом, взаимоотношения в кино между фантазией и реальностью и т. д. Почти одновременно происходила и другая столь же важная дискуссия, вспыхнувшая вокруг фильма Лукино Висконти «Чувство». Может ли неореализм «оглядываться назад», обращаться не к сегодняшней действительности, а к истории? Насколько связано это обращение к далекому прошлому с еще совсем недавними событиями немецкой оккупации и движения Сопротивления? Эти споры поставили вопрос о правомерности обращения нового итальянского кино к истории, к литературе, и впервые встала проблема «от неореализма к реализму». 1952—1953 годы ознаменовались созданием некоторых значительных неореалистических фильмов, в том числе «Рим, 11 часов» Де Сантиса, «Повесть о бедных влюбленных» Лидзани, фильмов-репортажей Дзаваттини, однако уже начинал преобладать псевдонародный «розовый неореализм». Созданный в 1956 году по сценарию Чезаре Дзаваттини режиссером Витторио Де Сика фильм «Крыша» носил уже характер «арьергардного боя» неореализма. Однако в фильме прозвучали некоторые новые для неореализма мотивы — например, тема солидарности и взаимовыручки простых людей. Джанни Пуччини. За дискуссию об итальянском кино Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1948, № 2). На русский язык переводится впервые. ПУЧЧИНИ, Джанни (1914—1968) — кинодраматург, режиссер, критик, один из зачинателей неореализма. Выступал на страницах журналов «Cinema» и «Bianco e Nero». Участвовал в создании сценария фильма «Одержимость» Висконти, сценариев всех фильмов Дж. Де Сантиса до 1958 г. В начале 50-х годов обратился к режиссуре. В числе наиболее значительных — антифашистские фильмы «Танк 8 сентября» (1960), «Семь братьев Черви» (1968). 1 «Мальчик» — фильм (1933) режиссера Иво Перилли с участием 2 Любич, Эрнст (1892—1947) — немецкий и американский (с 1922 го Штрогейм, Эрих фон (1885—1957) —американский режиссер, актер, сценарист. Наиболее известен фильм «Алчность» (1924), вошедший в число лучших произведений реалистического мирового киноискусства. Высшее актерское достижение — роль в фильме Ренуара «Великая иллюзия» (1937). 4 Гобетти, Пьеро (1901 —1926) —итальянский публицист-антифашист, погибший от рук фашистских убийц. Феликс А. Морлион. Философские основы неореализма в итальянском кино Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1948, № 4). На русский язык переводится впервые, публикуется с сокращениями. МОРЛИОН, Феликс А. — монах-доминиканец, возглавивший в начале 50-х годов деятельность ватиканских и итальянских католических организаций по идеологическому отпору левым силам в сфере кино. Организатор движения «кинофорумов» — католических киноклубов, главным образом в учебных заведениях, в противовес «марксистским» киноклубам, входившим в Итальянскую федерацию киноклубов, бессменным председателем и руководителем которой был Чезаре Дзаваттини. Морлион активно печатался на страницах не только католической печати, но и во многих киножурналах, в том числе «Bianco e Nero». В отличие от грубых нападок рядовых церковников на неореализм, католические кинокритики во главе с Морлионом действовали более тонко, ища контакты с неореалистами и пытаясь представить, что католическое кинодвижение и неореализм имеют «общие» христианские корни и «общие» задачи. Данная статья Морлиона в этом отношении достаточно характерна. В практическом плане Морлион, иезуит Арпа и другие «киноведы» из католического университета «Про Деа» и «кинофорумов» боролись «за души» отдельных идеологически менее устойчивых режиссеров-неореалистов, в первую очередь Ф. Феллини и Р. Росселлини. 1 Рид, Кэрол (1906—1976) — английский режиссер, на творчество 2 «Атлантида» и «Владычица Атлантиды» (1932) —два варианта 3 Кокто, Жан (1889—1963) — французский писатель, сценарист и 4 «Дождь» — фильм (1929) крупнейшего нидерландского режиссера- 5 «Генрих V» — фильм (1944) Л. Оливье. 6 Фернандес, Эмилио (1904—1986) — ведущий мексиканский ре Марио Громо. С «измами» и без Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1948, № 1). На русский язык переводится впервые. ГРОМО, Марио (р. 1910) — итальянский писатель, киновед, критик. Начал журналистскую деятельность в 1922 году, с 1929 по 1950-е годы — кинокритик туринской газеты «Стампа». Автор многих книг, в том числе «Итальянское кино. 1903—1953», соавтор антологии «50 лет итальянского кино» (1953). Калвер Сити — городок в американском штате Кентукки; вероятно, автор употребил его название в смысле «захолустье», «глубинка». 2 Франчолини, Джанни (1910—1960) — итальянский режиссер. Выдвинулся реалистическим фильмом из жизни водителей грузовиков, совершающих дальние рейсы, «Фары в тумане». В послевоенные годы примкнул к неореализму. Тяготел к иронической и лирической комедии. Из последующих фильмов наиболее значительны экранизации рассказов А. Моравиа («Римские рассказы», 1955; «Летние рассказы», 1958). Кино и современный человек Впервые опубликовано в сборнике «II cinema e Vuomo moderno» (Milano, 1950). Ha русский язык выступления переводятся впервые, кроме текста Дзаваттини, опубликованного в сб. «Чезаре Дзаваттини. Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. Добряк Тото» (с. 144 — 148). Международный киноконгресс в Перудже на тему «Кино и современный человек» проходил с 24 по 27 сентября 1949 г. Он был созван по инициативе комитета, в который входили К. Альваро, А. Блазетти, М. Камерини, Р. Кастеллани, Дж. Де Сантис, В. Де Сика, П. Джерми, А. Латтуада, А. Моравиа, А. Пьетранджели, Р. Росселлини, М. Солдати, Л. Висконти, Л. Дзампа и Ч. Дзаваттини, то есть виднейшие представители неореализма в кино и литературе Италии. Помимо Дзаваттини на Конгрессе выступили Умберто Барбаро, американские сценаристы Бен Берзмен и Альва Бесси, чехословацкий киновед А. Броусил, французский историк кино и критик Ж. Садуль, советские кинематографисты — актер Борис Чирков, сценарист М. Папава, венгерский публицист Ференц Хонт, итальянский философ-эстетик Гальвано Делла Вольпе, а также режиссеры Всеволод Пудовкин, Йорис Ивенс, Александр Форд (Польша), А. Латтуада, К. Лидзани, А. Вергано и американский фотограф Пол Стрэнд. Кинофорум в Перудже явился одним из важных этапов теоретического осмысления неореализма. 2 Мельес, Жорж (1861 —1938) — режиссер, один из родоначальников французского и мирового кино. Творчество его достигло расцвета в 1902—1906 гг., когда он снимал свои фантастические и сказочные феерии, в которых применял много изобретенных им кинотрюков; Люмьер, Луи (1864—1948) —один из изобретателей (вместе с братом Огюстом) кинематографа, пионер французского кинопроизводства и кинорежиссуры. Первый публичный платный сеанс был ими дан в Париже в 1895 г. Ленты бр. Люмьер, в которых преобладало стремление к показу реальных фактов и событий (простейшие репортажи, видовые фильмы, игровые сценки с несложным сюжетом), представляли собой противоположность фильмам Мельеса. 3 Делла Вольпе, Гальвано (1895—1967) —видный итальянский фи 4 Штернберг, Джозеф фон (1894—1969) — американский режиссер, Стиль и стилизация Впервые опубликовано в качестве редакционной статьи в журнале «Bianco e Nero» (1949, № 12). На русский язык переводится впервые. 1 «Страсти Жанны д'Арк» — поставленный в 1927 г. во Франции фильм выдающегося датского режиссера Карла Теодора Дрейера (1889—1968). Проблемы реализма в итальянском кино и литературе Впервые опубликовано в журнале «Cinema Nuovo» (1953, № 13). На русский язык переводится впервые. 1 Витторини, Элио (1908—1966) — итальянский писатель-неореалист. 2 Бранкати, Витальяно (1907—1954) —итальянский писатель-сати виднейший итальянский писатель-антифашист, в конце 40-х и 50-х годах поддерживал неореализм. Большинство романов, повестей, много рассказов писателя экранизированы («Чочара» — Де Сика, «Презрение» — Годар, «Равнодушные» — Мазелли, «Радостный смех» — Моничелли и др.). В течение многих лет выступает как кинокритик миланского журнала «Espresso»; Кальвино, Итало (1923—1985) — итальянский писатель, во времена неореализма один из видных представителей этого направления (повесть «Тропинка паучьих гнезд», 1947, рассказы). Впоследствии писал сатирико-фантастические рассказы, социальные романы; Комиссо, Джованни (р. 1895) — итальянский писатель, автор многочисленных приключенческих романов, описаний путешествий, очерков быта и нравов. 3 «Девушки с площади Испании» — фильм (1952) режиссера Лю- 4 Стено и Моничелли — постановщики неореалистической комедии 5 Фортини, Франко (р. 1917) — видный итальянский литературный 6 Лукач, Дьердь (1885—1971) —венгерский философ и литератур «Луна и костры» — роман, написанный в 1950 году основоположником неореализма в итальянской литературе Чезаре Павезе. 8 Кассола, Карло (р. 1917) — итальянский писатель-неореалист, 9 Кьяри, Вальтер (р. 1924) — популярный актер кино и варьете. 10 Бранди, Чезаре (1906—1988) — итальянский искусствовед и ху 11 Баттисти, Карло — профессор языкознания Флорентийского университета, исполнитель роли старика Умберто в фильме В. Де Сика «Умберто Д.». Написал книгу «Как я был Умберто Д.». 12 «Дама без камелий» — фильм (1953) М. Антониони. 13 ... крестьяне из Ланге... — имеются в виду персонажи произведений 14 Дзено Козини — герой романа итальянского писателя Итало Умберто Барбаро. Азартная игра Впервые опубликовано в газете «L'Unità» (1953, 9 agosto). На русский язык переводится впервые. 1 Балаш, Бела (1884—1949) — венгерский писатель, сценарист, тео 2 «Такова жизнь» — фильм (1929) К. Юнгханса, «Люди в воскре 3 Кракауэр, Зигфрид (1889—1966) — немецкий историк, социолог и Материалы этой конференции полностью опубликованы не были, напечатано в журнале «Rivista del cinema italiano» было только четыре выступления: Чезаре Дзаваттини «Неореализм, как я его понимаю», Карло Лидзани «Неореализм и итальянская действительность», Ренцо Ренци «Неореализм в фильмах о войне» и Вито Пандольфи «Сценаристы неореализма». С докладом Дзаваттини читатель может познакомиться в сборнике «Чезаре Дзаваттини. Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. Добряк Тото» (166—177). 2 Завод «Пиньоне» — одно из самых крупных предприятий Флорен 3 Тезисы Дзаваттини о неореализме были опубликованы в журнале
Неореалистический фильм: явление и понятие Написано У. Барбаро в 1954 г. Впервые опубликовано в кн. Barbaro U. «Servitù e grandezza del cinema». Roma, 1962, p. 187—192. Ha русский язык переводится впервые. 1 «Сципион Африканский» — фильм-«колосс» (1937) Кармине Гал 2 «Одиссей» — фильм (1954) Марио Камерини с участием американ 3 «Ассунта Спина» — веристский фильм, поставленный в 1915 году
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |