Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алессандро Блазетти




Или итальянцы, или ничего

Впервые опубликовано в журнале «Panorama» (1947, 4 marzo). На русский язык переводится впервые.

1 Дэвис, Бэтт (р. 1908) — с конца 30-х годов одна из самых попу
лярных актрис американского кино (фильмы «Иезавель», «Все о Еве»,
«Лисички» и др.).

2 Маньяни, Анна (1908—1973) — великая итальянская актриса, с
наибольшей глубиной выразившая в своем творчестве идейные и художе
ственные принципы неореализма. Исполнительница главных женских
ролей — Пины в фильме Р. Росселлини «Рим — открытый город»,
Маддалены — «Самая красивая» Л. Висконти, в фильме «Бандит»
А. Латтуады, «Депутатка Анджелина» Л. Дзампы, «Мечты на дорогах»
М. Камерини и др.

3 Лоутон, Чарлз (1899—1962) — англо-американский актер.

4 Фабрици, Альдо (р. 1906) — актер кино и варьете. В 1945 г.
создал высокодраматический образ священника-патриота в фильме
«Рим — открытый город» Р. Росселлини. Снимался и в других неореали
стических фильмах, в частности в комедии «Полицейские и воры»
(1951, режиссеры Стено и М. Моничелли).

Альдо Вергано.

Как родился и был поставлен фильм «Солнце еще всходит»

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1947, № 1). На русский язык переводится впервые.

ВЕРГАНО, Альдо (1892—1957) — итальянский режиссер и сценарист. В 1929 г. сотрудничал с А. Блазетти при создании фильма «Солнце». В 30—40-е годы очень активен как автор сюжетов и сценариев. В 1938 г. дебютировал в режиссуре историческим фильмом «Пьетро Микка». Подвергался преследованиям за антифашистские взгляды. После падения фашизма примкнул к неореализму. Его фильм «Солнце еще всходит» (1946), над сценарием которого с ним вместе работали Г. Аристарко, Дж. Де Сантис и К. Лидзани, — одно из наиболее интересных и ярких произведений неореализма о Сопротивлении.

1 Парри, Ферруччо (1890—1981) — видный итальянский антифа-

 


шистский деятель, в 1943 г. возглавил Комитет Национального Освобождения Северной Италии. В 1945 г. — премьер-министр.

2 Аристарко, Гуидо (р. 1918) — итальянский кинокритик и киновед, активно участвовавший на страницах кинопечати в зарождении неореалистического направления, борьбе за его упрочение и развитие. Выступает с позиций марксистской эстетики. В 1948—1952 гг. — редактор журнала «Cinema», а с 1952 г. — журнала «Cinema Nuovo». В 1953 г. вместе с кинокритиком и сценаристом Ренцо Ренци подвергся преследованиям за публикацию антивоенного и антифашистского сценария «Гуляй-армия». В 1976 г. выпустил антологию журналов «Cinema» и «Cinema Nuovo», представляющую неоценимый материал по истории неореализма. На русский язык переведена его книга «История теорий кино» (М., 1966).

8 сентября 1943 года Италия капитулировала перед союзниками, подписала перемирие и превратилась в страну, «совоюющую» против гитлеровской Германии.

4 Тонти, Альдо (р. 1910) — один из лучших итальянских операторов. Снял много неореалистических лент, в том числе «Одержимость», «Бандит», «Солнце еще всходит», «Без жалости» и др. Одна из значительных работ— фильм Ф. Феллини «Ночи Кабирии» (1957).

Дузе, Витторио (р. 1916) — итальянский актер и режиссер. Сыграл роль полицейского в фильме Висконти «Одержимость», снимался в фильме Де Сантиса «Трагическая охота» и др.

6 Падовани, Леа (р. 1920) — итальянская актриса, играла в неореа
листических фильмах «Солнце еще всходит» и «Рим, 11 часов».

7 Парво, Элли (р. 1915) — итальянская актриса, пользовавшаяся
популярностью до войны. В послевоенные годы наиболее значительная
роль — в фильме «Солнце еще всходит».

8 Серато, Массимо (р. 1916) — популярный в 40—50-е годы италь
янский актер романтического плана. Играл главную роль в фильме Сол
дата «Старинный мирок» (1941).

9 Дурбин, Дина (р. 1921) — американская актриса, популярная в
30-х — начале 40-х годов (фильмы «Сто мужчин и одна девушка»,
1937; «Первый бал», 1939; «Это началось с Евы» — в советском прокате
«Брак поневоле», 1941; «Сестра его дворецкого», 1943 и др.).

Витторио Де Сика. Почему «Похитители велосипедов»

Впервые опубликовано в журнале «Fiera Letteraria» (1948, 6

febbraio).

На русский язык переводится впервые.

1 Бартолини, Луиджи (1892—1963) — итальянский художник (наиболее известны его гравюры), поэт и романист. По его роману «Похитители велосипедов» (1946) Ч. Дзаваттини создал сценарий одноименного фильма, поставленного в 1948 году режиссером В. Де Сика.

Микеланджело Антониони.

«Земля дрожит»

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1949, № 7). В сборнике «Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Интервью»


(М., «Искусство», 1986, с. 115117) был опубликован перевод Н. Ставровской. В настоящем издании публикуется новый перевод.

1 «Дилижанс» (в советском прокате — «Путешествие будет опас
ным») — известный вестерн, поставленный американским режиссером
Джоном Фордом в 1939 году.

2 «М» («Убийца», «Город ищет убийцу») — фильм (1931) немецкого
режиссера Фрица Ланга.

3 «День начинается» — фильм (1939) французского режиссера Мар
селя Карне.

4 «Месье Верду» — фильм (1947) Ч. Чаплина.

5 «Процесс Марии Тарновской» — речь идет о неосуществленном за
мысле фильма о нашумевшем в начале этого века в Италии судебном про
цессе. Документальная лента о процессе была снята в 1910—1911 гг.

6 Оливье, Лоренс (р. 1907) — английский актер и режиссер. «Гам
лет» — одна из принесших ему мировую славу экранизацией пьес Шек
спира — была выполнена в 1948 году (премия «Оскар» и главный приз
фестиваля в Венеции).

7 Гарроне, Дино (1904—1931) —итальянский историк литературы,
писатель и критик. Его исследование о творчестве Дж. Верги вышло по
смертно в 1941 г.

В защиту итальянского кино

Впервые эта подборка, из которой здесь приведены выступления режиссеров-неореалистов А. Латтуады, П. Джерми, Л. Дзампы, Дж. Де Сантиса и сценариста С. Амидеи, была опубликована в еженедельнике Итальянской коммунистической партии «Rinascita» (1949, № 3). На русский язык переводится впервые.

1 Речь идет о видном деятеле христианско-демократической партии
Джулио Андреотти (р. 1919), в тот период занимавшем пост су-секретаря
при председателе Совета министров Италии и являвшемся правой рукой
премьера Алчиде Де Гаспери. Андреотти ведал вопросами кино и на
правлял кампании в правой и католической печати против набиравшего
силу неореализма. Его выступление в Парламенте (опубликовано в жур
нале «Bianco e Nero», 1948, № 10) послужило сигналом к очередной
атаке всех консервативных сил на неореализм. С аналогичным по содер
жанию «открытым письмом» Дж. Андреотти обратился в 1951 году к
В. Де Сика после выхода на экран его фильма «Умберто Д.», призывая
к «здоровому и действенному оптимизму» и упрекая произведения
неореализма в «пессимизме».

Против нападок на итальянское кино в 1948 году выступил также Ч. Дзаваттини — см. перевод его статьи из журнала «Bianco e Nero» в сборнике «Чезаре Дзаваттини...» (с. 143—144).

По данному вопросу см. статью А. Богемской «Борьба прогрессивного итальянского кино за существование» в сборнике «Современное искусство. Италия. Кино. Театр. Живопись. Скульптура. Архитектура» (М., 1970, с. 59—76).

2 «Свидетель» — фильм (1946) П. Джерми.

3 Брузаделли, Луиджи — крупный спекулянт, судебному процессу


над которым в конце 40-х годов итальянская печать уделяла много внимания.

4 Коста, Анджело (р. 1901) — в те годы руководитель Конфедерации
итальянских промышленников.

5 «Во имя закона» — фильм (1949) П. Джерми (в советском прокате
«Под небом Сицилии»).

6 «Фабиола» — фильм-«колосс» (1948) А. Блазетти, экранизация од
ноименного романа кардинала Уайзмена о преследовании христиан в
Древнем Риме.

7 Амидеи, Серджо (1904—1981) — выдающийся итальянский сцена
рист, внесший большой вклад в развитие неореализма. Один из авторов
сценария первого неореалистического фильма «Рим — открытый город»
(1945), а также других фильмов этого направления — «Пайза», «Шуша»,
«Трудные годы», «Легкие годы», «Повесть о бедных влюбленных» и др.
В 60-е годы — автор сценариев многих антифашистских фильмов (в том
числе «Генерал Делла Ровере», «В Риме была ночь»), в 70-е — лент
политического кино.

Карло Лидзани.

Опасности конформизма

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1949, № 12). На русский язык переводится впервые.

1 «Заблудшая молодежь» — фильм (1947) П. Джерми. Темы, которые надо вновь обрести: Сопротивление и история

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1950, № 52). На русский язык переводится впервые.

1 «Два анонимных письма» — фильм (1945) М. Камерини.

2 «О, мое солнце» — фильм (1946) Джакомо Джентильомо.

3 «Иводзима» — американский фильм (1945) о войне против японцев
на Тихом океане (режиссер Далмер Дейз).

4 «Знамя еще реет» — американский фильм (1943) о движении Сопро
тивления в Норвегии (режиссер Льюис Майлстоун).

5 «Западный фронт, 1918» — первый звуковой фильм (1930)
еорга Вильгельма Пабста, носивший пацифистский характер.

6 Ренцо, Ренци (р. 1919) — итальянский сценарист, режиссер-доку
менталист, киновед и критик, внесший большой вклад в развитие
послевоенного прогрессивного киноискусства. Автор работы о творчестве
Феллини (1956), сборника статей и рецензий «От Стараче до Антониони»
(1961) и др.

7 «Повесть о бедных влюбленных» — антифашистский роман (1947,
русский перевод — 1956) итальянского писателя-неореалиста Васко Пра
толини (р. 1913), экранизированный в 1953—1954 гг. режиссером
Карло Лидзани.

Джузеппе Де Сантис. Переживает ли неореализм кризис?

Впервые опубликовано в журнале «Filmcritica» (1951, № 4). На русский язык переводится впервые.


1 «Двадцатилетие» — имеется в виду период господства фашизма в
Италии (1922—1943 гг.).

2 «Дорога надежды» — фильм (1950) П. Джерми.

Луиджи Кьярини. О неореализме

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1951, № 7). На русский язык переводится впервые, печатается с сокращениями.

1 Де Санктис, Франческо (1817—1873) — итальянский историк литературы, критик, участник борьбы за объединение Италии. Автор «Истории итальянской литературы» (1870).

2 «Набережная туманов» — фильм (1938) М. Карне.

3 «Сеньорина» — искаженное американскими солдатами итальянское
слово «синьорина». Так во время англо-американской оккупации называ
ли проституток.

«Камо грядеши?» — один из самых известных итальянских псевдоисторических фильмов-«колоссов» (по роману Г. Сенкевича, режиссер Энрико Гуаццони, 1912).

5 «Черная рубашка» — фильм фашистской пропаганды режиссера
Джоваккино Форцано (1933).

6 «Франциск, менестрель божий» (1950) и «Стромболи, земля
божья» (1951) — фильмы Роберто Росселлини.

7 Садуль, Жорж (1904—1967) — французский критик и историк
кино, автор многотомной «Всеобщей истории кино» (русский перевод
1958—1982).

8 «Первое причастие» — фильм (1950) режиссера А. Блазетти.

9 Малапарте, Курцио (1898—1957) — итальянский писатель, журна
лист, автор снискавших скандальную известность пьес и книг, проделавший
в последние годы войны сложную эволюцию от ярого фашизма к антифа
шизму. В 1951 году поставил свой единственный фильм «Запретный
Христос» (сценарий и музыку написал сам Малапарте).

10 «Цветочки («фьоретти») Франциска Ассизского» — средневековая
антология притч и рассказов о деяниях и чудесах Франциска Ассизского
и его последователей, представляющая перевод на вульгарное тосканское
наречие с недошедшего до нас более раннего латинского оригинала.
Франциск Ассизский (1181 или 1182—1226) — итальянский проповедник,
основатель ордена монахов-францисканцев, автор религиозно-поэтических
произведений, причисленный католической церковью к лику святых.

11 Речь идет о Стокгольмском воззвании Постоянного комитета
Всемирного конгресса сторонников мира, требовавшем запрещения атом
ного оружия, принятом 19 марта 1950 года.

Лукино Висконти.

«Самая красивая»: история одного кризиса

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1951, № 75). Перевод публиковался с сокращениями в сборнике «Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания» (с. 213215). В настоящем издании перевод дополнен.


1 «Карета святых даров» — пьеса П. Мериме. В 1953 г. французский
режиссер Ж. Ренуар экранизировал ее, поставив в Италии фильм
«Золотая карета» (в главной роли Анна Маньяни).

2 Д'Анджело, Сальво (р. 1909) — итальянский продюсер и художник
кино. Участвовал в создании нескольких неореалистических фильмов
(«Врата неба» Де Сика, «Свидетель» Джерми, «Один день в жизни»
Блазетти и др.).

3 Куалюнкуисты — участники движения неофашистского типа, воз
никшего в Италии в первые годы после второй мировой войны. Были
созданы «Фронт уомо куалюнкуэ» («Фронт рядового человека») и
еженедельник «Уомо куалюнкуэ», отличавшиеся безудержной социальной
демагогией и оголтелым антикоммунизмом. Куалюнкуизму удалось на
короткое время увлечь за собой значительное число политически неустой
чивых обывателей. Движение распалось в 1947 году.

4 «Бородачи» («барбони») — так называют миланских бездомных.

5 Ламбрате — рабочая окраина Милана.

6 Гандин, Микеле (р. 1914) — итальянский кинокритик и видный
режиссер документального кино. Составитель сборников, посвященных
творчеству режиссеров и отдельным фильмам (в частности, «Крыше»
Де Сика).

Роберто Росселлини.

Беседа о неореализме

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1952, № 2). На русский язык переводится впервые.

РОССЕЛЛИНИ, Роберто (1906—1977) —выдающийся итальянский режиссер, один из основоположников неореализма, создатель антифашистских фильмов «Рим — открытый город» и «Пайза», явившихся манифестом нового направления. Первые фильмы снимал как любитель, был сценаристом. В 1941 —1942 гг. поставил фильмы фашистской военной пропаганды «Белый корабль», «Пилот возвращается», «Человек с крестом», в которых пытался сблизить художественный кинематограф с документальным (влияние режиссера Ф. Де Робертиса, с которым вместе ставил первый из этих фильмов). В последние годы войны порвал с фашизмом, разочаровавшись в прежних идеалах. С подготовки документального фильма о римских подпольщиках, который вырос в «Рим — открытый город», началось сближение Росселлини с антифашистски настроенными кинематографистами, сотрудничество со сценаристом-коммунистом С. Амидеи и Ф. Феллини. Долгая творческая деятельность режиссера знала моменты взлетов и глубоких идейно-художественных кризисов. Наиболее значительные фильмы последующих лет — «Генерал Делла Ровере» (1959) и документальная лента «Индия, 1958» (1958). В последний период жизни работал преимущественно на телевидении, в котором видел средство образования и научно-культурной пропаганды.

1 «Проходите, впереди есть места» — комедия итальянского режиссера Марио Боннара (1942); «Последний извозчик» — фильм-ме-


лодрама из народной римской жизни режиссера Марио Маттоли (1943); «Кампо деи Фьори» («Площадь цветов») — фильм М. Боннара (1943).

2 «Чудо» — вторая новелла фильма «Любовь» (1948 г., по сценарию
Ф. Феллини. В ролях — Ф. Феллини и А. Маньяни). Первая новелла —
«Человеческий голос» (по пьесе Ж. Кокто).

3 «Машина, убивающая негодяев» — фильм (1952) Р. Росселлини.

4 Росселлини, Ренцо (1908—1982) — итальянский композитор, брат
Роберто Росселлини.

Пальеро, Марчелло (1907—1980) — режиссер и актер, принимал участие в создании фильмов «Рим — открытый город» (исполнитель роли коммуниста Манфреди) и «Пайза» (разработка сюжета).

6 Бергман, Ингрид (1917—1987) — шведская киноактриса 30-х го
дов. С 1939 г. — в Голливуде. Лучшие роли в фильмах «Касабланка»
(1942), «Газовый свет» (1944). С 1948 г. — в Италии, снималась в
фильмах Р. Росселлини «Стромболи» (1950), «Поездка в Италию»
(1954) и др. В 1956 г. возвратилась в США.

7 «Зависть» — фильм (1952) Р. Росселлини.

8 «Европа, 1951» — фильм (1952) Р. Росселлини.

9 Свой замысел Р. Росселлини осуществил в 1970, поставив теле
фильм «Сократ».

10 Вердоне, Марио (р. 1917) — итальянский режиссер-документа
лист, историк кино и кинокритик католического толка, выступавший в
40—50-е годы в поддержку неореализма. Много печатался в журналах
«Rivista del cinematografo» и «Bianco e Nero».

Чезаре Дзаваттини.

Некоторые мысли о кино

Запись беседы с журналистом, кинокритиком Микеле Гандином для журнала «Rivista del cinema italiano» (1952, № 2). Беседа опубликована в этом журнале в качестве предисловия к сценарию «Умберто Д.».

Перевод опубликован в журнале «Искусство кино» (1957, № 7). Для настоящего издания перевод переработан.

1 Катерина Ригольозо — героиня эпизода «История Катерины» (или «Катерина Ригольозо»), поставленного в 1953 году режиссером Франческо Мазелли вместе с Дзаваттини по сюжету и сценарию Дзаваттини в фильме-репортаже «Любовь в городе», созданном группой молодых кинематографистов по идее и под общим руководством Чезаре Дзаваттини. В основе эпизода — подлинный факт газетной хроники: приехавшая с острова Сицилии в Рим молодая мать Катерина Ригольозо оставила на ступенях церкви своего ребенка, которого не могла прокормить. За это она попала в тюрьму. Главную роль играла сама Ригольозо.

3. ДИСКУССИИ

Хронологически этот раздел пересекается с предшествующим, а затем продолжает его, доходя до 1955 года — времени углубления кризиса неореализма: условной вехи, после которой о неореализме уже нельзя больше говорить как о едином художественном направлении в итальянском кино.


Именно в дискуссиях о неореализме и вокруг него выявились сильные и слабые стороны этого направления, раскрылись позиции его мастеров и критиков, друзей и противников, встал вопрос о дальнейшем развитии неореализма, перспективах этого развития. Дискуссии подвели к основной проблеме отношений между неореализмом и реализмом, поставили задачу перехода от неореализма к реализму. В ходе дискуссий был более глубоко осмыслен короткий, но славный путь, пройденный неореалистами, вклад неореализма в итальянское и мировое кино.

В статье Джанни Пуччини, призывающей к углубленной дискуссии об итальянском кино, уже в 1948 году ставится вопрос о недостаточности «голого факта», «хроники», подчеркивается значение для нового кино его народного и национального характера, поднимается проблема примата формы или содержания. Марио Громо указывает на опасность появления псевдонеореализма, словно провидя возникший в середине 50-х годов «розовый неореализм», выхолостивший социальный заряд и сохранивший лишь внешний антураж неореалистических лент (от первых псевдофольклорных комедий вроде «Хлеб, любовь и фантазия» Луиджи Коменчини и «Два гроша надежды» Ренато Кастеллани этот «жанр» деградировал до откровенно утешительных лент). Заслуживает внимания статья ученого монаха-иезуита Феликса Морлиона как характерная попытка католической киномысли перетащить неореализм на свою сторону, солидаризовавшись с некоторыми его принципами — это не просто курьез, а одно из проявлений политики более дальновидных церковников, не раз заигрывавших с некоторыми неореалистами, например, с Росселлини и Феллини.

Весьма плодотворны для неореализма были дискуссии на конгрессе, состоявшемся в сентябре 1949 года в Перудже, созванном в рамках кампании в защиту прогрессивного киноискусства. Выступления вошли в книгу «Кино и современный человек», вышедшую отдельным изданием. Наиболее значительные из них здесь приводятся (Дзаваттини, философа-марксиста Гальвано делла Вольпе, Латтуады, Лидзани).

Полемика возникла и на страницах журналов. Так, орган киноинститута — римского Экспериментального киноцентра — журнал «Бьянко э неро» отозвался на появление псевдонеореалистических лент редакционной статьей «Стиль и стилизация», в которой, сравнивая фильмы «Одержимость» Висконти и «Небо над болотом» Дженины, показывает, что католическая лента Дженины не имеет ничего общего с неореализмом, так же как и развлекательные «киноводевили».

Важной представляется дискуссия в журнале «Чинема Нуово», в которой два известных писателя-неореалиста Элио Витторини и Итало Кальвино рассуждают о неореализме в кино. О взаимоотношениях кино и литературы, о неореализме и реализме интересные мысли высказывает видный литературный критик Франко Фортини.

Следующий после Перуджи форум неореалистов состоялся в 1953 году в Парме. Из выступлений о неореализме на этой конференции приведено выступление Карло Лидзани.

Умберто Барбаро анализирует разногласия между неореалистами, начинающиеся с вопроса о происхождении понятия «неореализм». Чезаре Дзаваттини и Микеланджело Антониони спорят по поводу фильма-репортажа по идее Дзаваттини «Любовь в городе», один из эпизодов которого снимал Антониони. Против «критического пересмотра» его творчества горячо возражает в открытом письме к редактору журнала «Чинема Нуово» Гуидо Аристарко один из зачинателей неореализма — режиссер и кинокритик Джузеппе Де Сантис. Также в связи с оценкой его фильмов полемизирует с Альдо Вергано Алессандро Блазетти.


Одной из самых широких и, пожалуй, самых важных как по составу участников, так и по своему содержанию была дискуссия вокруг фильма «Дорога». В ходе ее в значительной степени прояснились непростые отношения между направлением неореализма и кино Феллини, выявились как общие отправные точки, так и расхождения, различия. Споры об этом фильме переросли в обсуждение таких проблем, как отношения между индивидуумом и обществом, взаимоотношения в кино между фантазией и реальностью и т. д.

Почти одновременно происходила и другая столь же важная дискуссия, вспыхнувшая вокруг фильма Лукино Висконти «Чувство». Может ли неореализм «оглядываться назад», обращаться не к сегодняшней действительности, а к истории? Насколько связано это обращение к далекому прошлому с еще совсем недавними событиями немецкой оккупации и движения Сопротивления? Эти споры поставили вопрос о правомерности обращения нового итальянского кино к истории, к литературе, и впервые встала проблема «от неореализма к реализму».

1952—1953 годы ознаменовались созданием некоторых значительных неореалистических фильмов, в том числе «Рим, 11 часов» Де Сантиса, «Повесть о бедных влюбленных» Лидзани, фильмов-репортажей Дзаваттини, однако уже начинал преобладать псевдонародный «розовый неореализм». Созданный в 1956 году по сценарию Чезаре Дзаваттини режиссером Витторио Де Сика фильм «Крыша» носил уже характер «арьергардного боя» неореализма. Однако в фильме прозвучали некоторые новые для неореализма мотивы — например, тема солидарности и взаимовыручки простых людей.

Джанни Пуччини.

За дискуссию об итальянском кино

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1948, № 2). На русский язык переводится впервые.

ПУЧЧИНИ, Джанни (1914—1968) — кинодраматург, режиссер, критик, один из зачинателей неореализма. Выступал на страницах журналов «Cinema» и «Bianco e Nero». Участвовал в создании сценария фильма «Одержимость» Висконти, сценариев всех фильмов Дж. Де Сантиса до 1958 г. В начале 50-х годов обратился к режиссуре. В числе наиболее значительных — антифашистские фильмы «Танк 8 сентября» (1960), «Семь братьев Черви» (1968).

1 «Мальчик» — фильм (1933) режиссера Иво Перилли с участием
непрофессиональных исполнителей, поставленный в духе веризма.

2 Любич, Эрнст (1892—1947) — немецкий и американский (с 1922 го
да) режиссер, мастер салонной комедии, фарса, кинооперетты.

Штрогейм, Эрих фон (1885—1957) —американский режиссер, актер, сценарист. Наиболее известен фильм «Алчность» (1924), вошедший в число лучших произведений реалистического мирового киноискусства. Высшее актерское достижение — роль в фильме Ренуара «Великая иллюзия» (1937).

4 Гобетти, Пьеро (1901 —1926) —итальянский публицист-антифашист, погибший от рук фашистских убийц.


Феликс А. Морлион.

Философские основы неореализма в итальянском кино

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1948, № 4). На русский язык переводится впервые, публикуется с сокращениями.

МОРЛИОН, Феликс А. — монах-доминиканец, возглавивший в начале 50-х годов деятельность ватиканских и итальянских католических организаций по идеологическому отпору левым силам в сфере кино. Организатор движения «кинофорумов» — католических киноклубов, главным образом в учебных заведениях, в противовес «марксистским» киноклубам, входившим в Итальянскую федерацию киноклубов, бессменным председателем и руководителем которой был Чезаре Дзаваттини. Морлион активно печатался на страницах не только католической печати, но и во многих киножурналах, в том числе «Bianco e Nero». В отличие от грубых нападок рядовых церковников на неореализм, католические кинокритики во главе с Морлионом действовали более тонко, ища контакты с неореалистами и пытаясь представить, что католическое кинодвижение и неореализм имеют «общие» христианские корни и «общие» задачи. Данная статья Морлиона в этом отношении достаточно характерна. В практическом плане Морлион, иезуит Арпа и другие «киноведы» из католического университета «Про Деа» и «кинофорумов» боролись «за души» отдельных идеологически менее устойчивых режиссеров-неореалистов, в первую очередь Ф. Феллини и Р. Росселлини.

1 Рид, Кэрол (1906—1976) — английский режиссер, на творчество
которого оказала влияние документальная школа Дж. Грирсона. Мастер
экранизаций: «Ракитовая аллея» (по Пристли, 1936), «Звезды смотрят
вниз» (по Кронину, 1939). В 1968 г. поставил фильм-мюзикл «Оливер!»
(по Диккенсу), удостоенный премии «Оскар» и спецприза ММКФ.
Лин, Дэвид (р. 1908) — английский режиссер. В 1942 поставил военный
фильм «... в котором мы служим» (в нашем прокате — «Повесть об
одном корабле»). Его фильмы «Мост через реку Квай» (1957) и «Лоуренс
Аравийский» (1962) были удостоены премии «Оскар». Уотт, Гарри
(р. 1906) — английский режиссер, участвовал в создании фильма Р. Фла
эрти «Человек из Арана» (1934), автор сценариев и сорежиссер некото
рых документальных фильмов А. Кавальканти. Ставил фильмы в доку
ментальной манере о второй мировой войне. В 50—60-е годы работал в
Африке и Австралии.

2 «Атлантида» и «Владычица Атлантиды» (1932) —два варианта
фильма Г. -В. Пабста — немецкий и французский.

3 Кокто, Жан (1889—1963) — французский писатель, сценарист и
кинорежиссер. Фильм «Красавица и чудовище» (по Лепренсу Де Бомону)
поставил в 1946 году.

4 «Дождь» — фильм (1929) крупнейшего нидерландского режиссера-
документалиста и оператора Йориса Ивенса (р. 1898).

5 «Генрих V» — фильм (1944) Л. Оливье.

6 Фернандес, Эмилио (1904—1986) — ведущий мексиканский ре
жиссер, сценарист и актер; Фигероа, Габриэль (р. 1907) — мексиканский
оператор, работавший в многолетнем содружестве с Фернандесом.


Марио Громо. С «измами» и без

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1948, № 1). На русский язык переводится впервые.

ГРОМО, Марио (р. 1910) — итальянский писатель, киновед, критик. Начал журналистскую деятельность в 1922 году, с 1929 по 1950-е годы — кинокритик туринской газеты «Стампа». Автор многих книг, в том числе «Итальянское кино. 1903—1953», соавтор антологии «50 лет итальянского кино» (1953).

Калвер Сити — городок в американском штате Кентукки; вероятно, автор употребил его название в смысле «захолустье», «глубинка».

2 Франчолини, Джанни (1910—1960) — итальянский режиссер. Выдвинулся реалистическим фильмом из жизни водителей грузовиков, совершающих дальние рейсы, «Фары в тумане». В послевоенные годы примкнул к неореализму. Тяготел к иронической и лирической комедии. Из последующих фильмов наиболее значительны экранизации рассказов А. Моравиа («Римские рассказы», 1955; «Летние рассказы», 1958).

Кино и современный человек

Впервые опубликовано в сборнике «II cinema e Vuomo moderno»

(Milano, 1950).

Ha русский язык выступления переводятся впервые, кроме текста Дзаваттини, опубликованного в сб. «Чезаре Дзаваттини. Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. Добряк Тото» (с. 144148).

Международный киноконгресс в Перудже на тему «Кино и современный человек» проходил с 24 по 27 сентября 1949 г. Он был созван по инициативе комитета, в который входили К. Альваро, А. Блазетти, М. Камерини, Р. Кастеллани, Дж. Де Сантис, В. Де Сика, П. Джерми, А. Латтуада, А. Моравиа, А. Пьетранджели, Р. Росселлини, М. Солдати, Л. Висконти, Л. Дзампа и Ч. Дзаваттини, то есть виднейшие представители неореализма в кино и литературе Италии.

Помимо Дзаваттини на Конгрессе выступили Умберто Барбаро, американские сценаристы Бен Берзмен и Альва Бесси, чехословацкий киновед А. Броусил, французский историк кино и критик Ж. Садуль, советские кинематографисты — актер Борис Чирков, сценарист М. Папава, венгерский публицист Ференц Хонт, итальянский философ-эстетик Гальвано Делла Вольпе, а также режиссеры Всеволод Пудовкин, Йорис Ивенс, Александр Форд (Польша), А. Латтуада, К. Лидзани, А. Вергано и американский фотограф Пол Стрэнд. Кинофорум в Перудже явился одним из важных этапов теоретического осмысления неореализма.

2 Мельес, Жорж (1861 —1938) — режиссер, один из родоначальников французского и мирового кино. Творчество его достигло расцвета в 1902—1906 гг., когда он снимал свои фантастические и сказочные феерии, в которых применял много изобретенных им кинотрюков; Люмьер, Луи (1864—1948) —один из изобретателей (вместе с братом Огюстом) кинематографа, пионер французского кинопроизводства и кинорежиссуры. Первый публичный платный сеанс был ими дан в Париже в 1895 г.


Ленты бр. Люмьер, в которых преобладало стремление к показу реальных фактов и событий (простейшие репортажи, видовые фильмы, игровые сценки с несложным сюжетом), представляли собой противоположность фильмам Мельеса.

3 Делла Вольпе, Гальвано (1895—1967) —видный итальянский фи
лософ-марксист. Занимаясь преимущественно эстетикой, он уделял нема
лое внимание проблемам киноискусства. В числе наиболее известных
работ, в которых затрагиваются эти вопросы, — «Критика вкуса»,
«Правдоподобие в кино» и др.

4 Штернберг, Джозеф фон (1894—1969) — американский режиссер,
выходец из Австрии. Автор известных фильмов «Трущобы» (1927),
«Доки Нью-Йорка» (1928), «Голубой ангел» (1929) и др. «Испанское
каприччио» (другое название — «Дьявол — это женщина») — фильм, по
ставленный Штернбергом в 1935 году (с участием Марлен Дитрих) по
роману французского писателя Пьера Луиса «Женщина и картонный
паяц».

Стиль и стилизация

Впервые опубликовано в качестве редакционной статьи в журнале «Bianco e Nero» (1949, № 12). На русский язык переводится впервые. 1 «Страсти Жанны д'Арк» — поставленный в 1927 г. во Франции

фильм выдающегося датского режиссера Карла Теодора Дрейера

(1889—1968).

Проблемы реализма в итальянском кино и литературе

Впервые опубликовано в журнале «Cinema Nuovo» (1953, № 13). На русский язык переводится впервые.

1 Витторини, Элио (1908—1966) — итальянский писатель-неореалист.
Замысел экранизировать его роман о Сопротивлении «Люди и нелюди»
(1945), вынашивавшийся режиссерами-неореалистами, удалось осуще
ствить лишь в 1980 г. Валентине Орсини, стилизовавшему свой фильм
под произведение 1940-х гг.

2 Бранкати, Витальяно (1907—1954) —итальянский писатель-сати
рик, антифашист. Участвовал в создании сценариев множества фильмов.
По его повести «Старик в сапогах» поставил фильм «Трудные годы»
(1947) режиссер Л. Дзампа. По сценарию Бранкати Дзампа поставил
также «Легкие годы» (1953) и «Искусство устраиваться» (1955).
Роман «Красавчик Антонио» экранизировал в 1960 г. М. Болоньини;
Альваро, Коррадо (1895—1956) — итальянский писатель-неореалист,
писавший об итальянской деревне. Выступал в коммунистической печати
также как кинокритик; Павезе, Чезаре (1908—1950) —итальянский
писатель-коммунист, один из представителей неореализма в литературе.
Наиболее известен роман о Сопротивлении «Товарищ» (русский перевод
1960 г.); Гадда, Карло Эмилио (1893—1973) —итальянский писатель,
тяготевший к сатире, гротеску. Антифашист. Его роман «Пренеприят
нейшее происшествие на улице Мерулана» экранизировал П. Джерми
(фильм «Проклятая путаница», 1959); Моравиа, Альберто (р. 1907) —


виднейший итальянский писатель-антифашист, в конце 40-х и 50-х годах поддерживал неореализм. Большинство романов, повестей, много рассказов писателя экранизированы («Чочара» — Де Сика, «Презрение» — Годар, «Равнодушные» — Мазелли, «Радостный смех» — Моничелли и др.). В течение многих лет выступает как кинокритик миланского журнала «Espresso»; Кальвино, Итало (1923—1985) — итальянский писатель, во времена неореализма один из видных представителей этого направления (повесть «Тропинка паучьих гнезд», 1947, рассказы). Впоследствии писал сатирико-фантастические рассказы, социальные романы; Комиссо, Джованни (р. 1895) — итальянский писатель, автор многочисленных приключенческих романов, описаний путешествий, очерков быта и нравов.

3 «Девушки с площади Испании» — фильм (1952) режиссера Лю-
чано Эммера.

4 Стено и Моничелли — постановщики неореалистической комедии
«Полицейские и воры» (1951). До 1953 г. эти два режиссера работали
вместе, утвердившись в жанре комедии. Моничелли, Марио (р. 1915)
начал работу в кино в 1935 г., был помрежем у Де Сантиса, Джерми,
примыкал к неореалистам. Впоследствии — видный мастер итальянской
сатирической комедии. Стено (полное имя Стефано Ванцина, р. 1915)
пошел по пути чисто развлекательного кино, продолжая тоже работать в
жанре комедии.

5 Фортини, Франко (р. 1917) — видный итальянский литературный
критик и поэт.

6 Лукач, Дьердь (1885—1971) —венгерский философ и литератур
ный критик, автор трудов по марксистской эстетике, литературоведению,
истории философии.

«Луна и костры» — роман, написанный в 1950 году основоположником неореализма в итальянской литературе Чезаре Павезе.

8 Кассола, Карло (р. 1917) — итальянский писатель-неореалист,
автор антифашистских произведений. Роман «Девушка Бубе» (1960)
экранизировал Л. Коменчини в 1963 г.

9 Кьяри, Вальтер (р. 1924) — популярный актер кино и варьете.

10 Бранди, Чезаре (1906—1988) — итальянский искусствовед и ху
дожественный критик, автор работ по истории современного искусства.
Майя — древнеримская богиня.

11 Баттисти, Карло — профессор языкознания Флорентийского университета, исполнитель роли старика Умберто в фильме В. Де Сика «Умберто Д.». Написал книгу «Как я был Умберто Д.».

12 «Дама без камелий» — фильм (1953) М. Антониони.

13 ... крестьяне из Ланге... — имеются в виду персонажи произведений
итальянского писателя-неореалиста Беппе Фенольо (1922—1963); Лан
ге — район в Пьемонте; «Римлянка» — роман А. Моравиа (1947, рус
ский перевод— 1978 г.).

14 Дзено Козини — герой романа итальянского писателя Итало
Звево (1861 —1928) «Самопознание Дзено» (1923, русский перевод —
1972), действие которого происходит в Триесте; «Сицилийские беседы»
(1941) — книга Элио Витторини.

Умберто Барбаро.

Азартная игра

Впервые опубликовано в газете «L'Unità» (1953, 9 agosto). На русский язык переводится впервые.


1 Балаш, Бела (1884—1949) — венгерский писатель, сценарист, тео
ретик кино. В книге «Видимый человек» (1925) исследовал эстетические
закономерности киноискусства на материале немого кино; в труде «Дух
фильмы» (1930) рассмотрел возможности звукозрительной образности.
Итог теоретической деятельности — работа «Искусство кино» (1945).

2 «Такова жизнь» — фильм (1929) К. Юнгханса, «Люди в воскре
сенье» — фильм (1932), в создании которого участвовала группа извест
ных кинематографистов — режиссеры Р. Сьодмак, Б. Уайлдер, Ф. Цин
неман, оператор Э. Шюфтан и др.

3 Кракауэр, Зигфрид (1889—1966) — немецкий историк, социолог и
теоретик кино. Автор книг «Психологическая история немецкого кино.
От Калигари до Гитлера» (1947, русский перевод— 1977), «Природа
фильма. Реабилитация физической реальности» (1960, русский перевод—
1974) и др.


Материалы этой конференции полностью опубликованы не были, напечатано в журнале «Rivista del cinema italiano» было только четыре выступления: Чезаре Дзаваттини «Неореализм, как я его понимаю», Карло Лидзани «Неореализм и итальянская действительность», Ренцо Ренци «Неореализм в фильмах о войне» и Вито Пандольфи «Сценаристы неореализма». С докладом Дзаваттини читатель может познакомиться в сборнике «Чезаре Дзаваттини. Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. Добряк Тото» (166—177).

2 Завод «Пиньоне» — одно из самых крупных предприятий Флорен
ции, в те годы его рабочие шли в авангарде забастовочной борьбы в
Италии.

3 Тезисы Дзаваттини о неореализме были опубликованы в журнале
«Emilia» (1953, № 17). См. полный перевод в сборнике «Чезаре Дзават
тини...» (с. 155—163).


 


Неореалистический фильм: явление и понятие

Написано У. Барбаро в 1954 г. Впервые опубликовано в кн. Barbaro U. «Servitù e grandezza del cinema». Roma, 1962, p. 187—192. Ha русский язык переводится впервые.

1 «Сципион Африканский» — фильм-«колосс» (1937) Кармине Гал
лоне, прославлявший в духе фашистской пропаганды величие Древнего
Рима.

2 «Одиссей» — фильм (1954) Марио Камерини с участием американ
ских актеров К. Дугласа и Э. Куина.

3 «Ассунта Спина» — веристский фильм, поставленный в 1915 году
режиссером Густаво Сереной по пьесе Сальваторе Ди Джакомо (в глав
ных ролях Франческа Бертини и Густаво Серена).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.