КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акварели
Ледоход Плывут по Лене льдины, как гусыни, — величественны белые бока... Я засыпаю. Синий воздух стынет, неся над Леной льдины-облака. Ах, Лена, Лена! Вырвалась из плена — и нет над нею снежного моста. Брожу по Лене я, и по колено мне все её глубокие места. Но то —во сне... Как жаль, что всё — во сне. Я просыпаюсь: Синий воздух стынет, плывут по Лене льдины, как гусыни, плывут на север птицы по весне.
Над городом повисли тучи. В аллеях парка — дыма просинь: сгорает в золотистых кучах с берёз поверженная осень. Река волной мостки качала. И, отвернувшись от реки, три лодки — словно сосунки — приткнулись сбоку у причала.
Вопросы и задания Вы прочитали два стихотворения Сергея Иоффе. 1. Предложите свои варианты названия первого и каждой части второго стихотворения. Ваши названия должны быть связаны с основным поэтическим образом лирического произведения. 2. Какие образы вы увидели в стихотворениях? 3.С помощью какого поэтического тропа создаётся образ ледохода? 4.Как соотносятся мир реальности и мир сна в первом стихотворении? Какие образы объединяют два мира? Как создаётся художественный образ ледохода? В рассуждениях используйте понятия «лирический герой», «пейзаж». 5.Подумайте и объясните, почему поэт даёт стихотворениям именно такие названия; «Ледоход» и «Акварели»?
*** Проникаю несуетным взглядом в тотИркутск, где не будет меня... С нестареющей церковью рядом пробегают трамваи, звеня. А над ней, в поднебесье взмывая, как в былые, мои, времена, мельтешит голубиная стая — слава богу, сыта и вольна. Поверну-ка незримо у рынка, отдохну на подъёме крутом. Прежде звали — Иерусалимка, Парк культуры — назвали потом. Нет в округе удобнее горок: безмятежность, простор, высота. Открывается прожитый город целиком — от моста до моста. Предугадываю перемены: подросли дерева и дома, но душа, сердцевина — нетленны, как нетленна природа сама. Только я бы едва ли ответил, в чём она, городская душа... Этот звон, переменчивый ветер, что балует, листву вороша, купола, предзакатное солнце, яркий блик на ангарской волне, вековая резьба над оконцем — всё, как было когда-то, при мне. Знать, не страшно сокрыться в природе, коли жил и томясь, и любя. Ведь с уходом твоим не уходит то, что в жизни превыше тебя. Вопросы и задания 1. Попробуйте выразить словами своё первое впечатление от прочитанного. 2. После второго прочтения стихотворения докажите, что речь в нём идёт именно об Иркутске: перечислите приметы города, здания, особенности рельефа. 3.От имени кого ведётся повествование? О каком времени говорится в стихотворении? Можем ли мы говорить о настоящем и будущем времени, одновременно присутствующем в тексте? Подтвердите свою точку зрения с помощью цитат. 4.Поэт говорит о нетленности, вечности души города, но не берётся дать однозначный ответ на вопрос, «в чём она, городская душа...» Как вы думаете, возможен ли однозначный ответ на такой вопрос? С чем связывается мысль о вечности города в стихотворении? 5.Как соотносятся образы города и лирического героя? Прочитайте последний катрен. Можно ли считать вывод лирического героя основой миропонимания автора? Докажите свою точку зрения толкованием всего стихотворения, опираясь на предшествующие размышления и используя цитаты из текста (устно или письменно).
*** Бабье лето сгорело дотла. В огороде пожухла ботва, прихватило морозом цветы... Ставни я затворил на болты, и повесил на двери замок, и шагнул из избы за порог. Не поверив в измену, верна, трое суток крепилась она, трое суток хранила тепло... А потом на дворе замело, запуржило, и первый мороз сквозь пустячные щели пронёс в неприступную крепость, в жильё, ледяное дыханье своё. Печь озябла, промёрзли полы, куржаком затянуло углы, и со стен, ознобившись, родня стылым взглядом корила меня... Только я был далече уже — на высоком, седьмом, этаже, а с бесхлопотной той вышины все напасти не очень страшны. Без меня зимовала изба — уж такая ей вышла судьба... Я сюда возвратился весной, распечатал замок навесной. Двери настежь и ставни вразброс — улетучься, исчезни, мороз! Леденящая кончилась власть!.. Печь дымила, но вскоре взялась — загудела голодной трубой, закурилась дымком над избой... Начались полюбовные дни. Подобрели глаза у родни. Отогрелась изба, отошла — по ночам не теряет тепла. Но глухою порой, иногда, когда стынет над крышей звезда, пробуждаюсь, и слышится мне то ли вздох, толи стон в тишине. Вопросы и задания 1.Как вы думаете, кто главный персонаж стихотворения: лирический герой или изба? 2.Почему мы можем говорить об избе как о человеке, называя её персонажем? 3.Какой приём положен автором в основу стихотворения? 4.Найдите детали, свидетельствующие о том, что для лирического героя изба является живым существом.
*** Пригляделся к байкальским красотам. Попривык. Перестал замечать. Что там горы в багульнике, что там предосенней тайги позолота — всё поблекло и стало мельчать. Ну, скалы нависает громада. Ну, тропа сквозь кедрач пролегла. След медведя. Следы камнепада. Эка невидаль! Так, мол, и надо. Заурядные, в общем, дела. Но пожаловал в гости однажды человек из далёких краёв. Словно путник, томящийся жаждой, и к цветку, и к травиночке каждой жадным взглядом приникнуть готов. Языка поначалу лишился — онемело качал головой... Уезжая, обнял, прослезился и тирадой в сердцах разразился умилительной: «Боже ты мой! Понимаете ли, где живёте? Чем владеете, цените ли?..» Теплоход, как и должно на флоте, дал четыре гудка при отходе и неспешно растаял вдали. Я остался стоять на причале. Как обычно, тугая волна била в брёвна. И чайки кричали. Но — о, чудо! — глаза не скучали, будто разом сошла пелена. И опять я увидел впервые и несчитанных птиц в вышине, и Дабана гольцы снеговые, и в воде облака кучевые — в неживой, ниже дна, глубине. На единой, на благостной ноте пели травы, стрижи и шмели. И донёс ветерок на подлёте: «Понимаете ли, где живёте? Чем владеете, цените ли?..» Вопросы и задания 1. Ваша задача — дать собственное толкование стихотворения. Прежде чем выполнить эту задачу, составьте цитатный план — основу своего рассуждения. В толковании стихотворения используйте понятия «лирический герой», «пейзаж», «деталь». 2. Вспомните ситуации, когда вам удавалось увидеть привычное «новым» взглядом. Напишите небольшой рассказ об этом. Андрей Румянцев Андрей Григорьевич Румянцев родился в 1938 году в деревне Шерашово в Бурятии. Автор многих поэтических сборников, книги воспоминаний об А. Вампилове.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |