Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вечер из детства




Поле

На таёжном лугу

Байкалу

Я не знаю, где оно, начало

Нашего знакомства и родства.

С детских лет волна твоя качала

И меня, и деда, и отца.

Закаляло,

Исцеляло море:

Крепкий дед мой

От любой беды

В туеске, как заговор от хвори,

Мне байкальской привозил воды.

Мы растём, мы ездим за полсвета,

Изучили улицы столиц.

У меня родного края мета —

Ветром обожжён и темнолиц.

Если сил моих ослабнут токи,

Если в чём-то вдруг не повезёт,

Я приду на берег твой высокий,

Будто добрый кто-то позовёт.

Ты глазам предстанешь синий-синий,

Радости отцовской не тая.

И взлетит в твоих ладонях сильных

Лодка, словно колыбель моя.

 

Я скачу на коне —

сорванец темнокожий —

Разнотравьем высоким,

Как маленький бес.

Эта скачка

С байкальскою качкою схожа

Пляской дальней горы

И круженьем небес...

Вот взлетает за лугом

Лоскут перелеска,

Вот беззвучно,

Как воды,

Несётся трава.

У прищуренных глаз

По-таёжному резко

Солнце блещет,

Лица не касаясь едва.

За спиною моей —

Нарастающий топот:

Следом скачут,

Коней понукая, друзья.

Это детство летит.

Это время торопит,

Нас ездой вихревой

Залихватски

Дразня.

Я не знаю дорог,

Что откроются завтра,

Но сегодня

На этом нагретом лугу

Смутно чувствую,

Что без труда и азарта

Я ни дня в этой жизни

Прожить не смогу.

 

В чистом поле — снега да метель.

Огоньки издалече мигают.

Будто вешки,

берёза да ель

след вчерашний найти помогают.

Каждый день предрассветной порой,

добираясь от дома до школы,

я ходил заметённой тропой

через гребни сугробов тяжёлых.

Мне понятнее школьных наук

были,

если признаться по чести,

разъярённая музыка вьюг

и спокойная книга созвездий.

И сегодня на поле родном

вспомню,

радуясь каждому звуку,

что усвоил когда-то на нём

не последнюю в жизни науку.

 

***

И даже как будто с обидой,

зап а льчиво скажет иной:

«Чего я в деревне не видел?» —

о доме, деревне родной.

Я думаю:

«Что же я видел?»

Сухое цветенье тайги и дом свой,

ветвями увитый и небом укрытый тугим.

Мне видятся

день сенокоса,

созревшей черёмухи гроздь

да искры зерна,

когда осень

мне первую бросила горсть.

Солдатка с её неудачей

в безмужнем дому,

как в лесу,

когда она смотрит незряче,

когда утирает слезу...

Я вижу за маревом сосен

над отчей горой облака —

мне кажется, дому под солнцем

сосновая машет рука.

Мой край, обновлённый и светлый,

вершины хребтов накреня,

плывёт среди ясного лета,

как в детстве, качает меня.

Я с ним в ликованье, в обиде,

В раздумьях его и беде.

Что в этом краю я увидел,

того не увижу нигде!

Вопросы и задания

1.Можно ли говорить, что в предложенных стихотворениях А. Румянцева присутствует устойчивый образ лирическо­го героя, поэтического «двойника» автора? Докажите своё мнение, характеризуя лирического героя (факты из его биографии, отношение к прошлому и настоящему, отно­шение к миру природы и окружающим людям).

2.В биобиблиографическом справочнике «Писатели Приангарья» (Иркутск, 1996, с. 100 — 103), в других источниках вы можете узнать биографию поэта Андрея Румянцева. Можно ли отношения между биографической личностью поэта и его лирическим героем соотнести как отношения между прототипом и литературным героем? Аргументи­руйте свои суждения.

3.Какое из стихотворений Андрея Румянцева вам хотелось бы сохранить в своей душе? Выучите его наизусть.

 

Анатолий Кобенков (1948-2006)

Анатолий Иванович Кобенков — поэт, эссе­ист, критик. Родился в Хабаровске. Жил в Биробиджане, Ангарске, Иркутске. Работал слесарем, геологом, редактором завод­ского радио, корреспондентом газеты «Советская молодёжь». Окончил Литературный институт им. М. Горького. Возглавлял в течение семи лет Иркутское отделение Союза российских писа­телей, организовал Международный фестиваль поэзии на Бай­кале, Дни памяти отца Александра Меня. Редактор-составитель иркутских альманахов «Зелёная лампа» и «Иркутское время». Автор журналов «Новый мир», «Знамя», «Континент», «Арион», «Огонёк». В 2004 году Анатолий Иванович переехал жить в Моск­ву, где 5 сентября 2006 года скоропостижно скончался.

 

***

Последний месяц летнего тепла,

ему три дня отпущено кукушкой...

Горька роса, кувшинка протекла —

ещё вчера в ней плавала лягушка.

За ближним лесом скошена трава,

и далеко ушли грибные тропы,

и крыльями широкими сова

на землю лечь

тяжёлый лист торопит.

Ещё немного —

птицы улетят,

и старый пень в сиреневом подлеске

наденет ожерелье из опят,

смешному счастью радуясь по-детски...

 

Бабушка очки искала тихо,

но очки лежали тихо-тихо,

тише, чем их бабушка искала,

тише, чем наш дедушка болел;

я сидел на лавочке и слушал

(тихо-тихо),

как на свете тихо...

Думал я, что, если будет тихо,

дедушка не сможет умереть...

Я ещё не знал, что в этой жизни

есть такое правило для жизни:

смерть, любовь,

и вера, и надежда

к нам приходят в полной тишине.

 

Вопросы и задания

Вы познакомились с двумя стихотворениями Анатолия К-бенкова. Постарайтесь выразить словами своё впечатле­ние от прочитанного.

1. Как вы думаете, какое определение более подходит к опи­санию пейзажа в первом лирическом произведении:

а) психологический пейзаж отражает душевное состояние лирического героя;

б) пейзаж выполняет философскую функцию, то есть вос­создаёт картину сложного, противоречивого, загадочного мира;

в) пейзаж — фон действия лирического героя;

г) пейзаж — самостоятельная живописная зарисовка.

2.Какое эмоциональное состояние выражено в этом стихот­ворении (тревога, грусть, радость, счастье и т.д.)? Докажи­те своё мнение.

3.Аргументируйте своё мнение толкованием стихотворения, используя цитаты.

4. Что, на ваш взгляд, является главным в стихотворении «Вечер из детства»: воспоминание о событии из детства, новое переживание определённого состояния, осмысле­ние (понимание) этого состояния? Можно ли в поисках от­вета на этот вопрос выделить один-единственный вариант ответа? Дайте развёрнутое суждение.

5.Можем ли мы утверждать, что в этом стихотворении даёт­ся не просто информация о состоянии, но выражение это­го состояния?

6.С помощью каких художественных средств передаётся со­стояние лирического героя?

7.Дайте своё толкование стихотворения «Вечер из дет­ства».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.