КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вечер из детства
Поле На таёжном лугу Байкалу Я не знаю, где оно, начало Нашего знакомства и родства. С детских лет волна твоя качала И меня, и деда, и отца. Закаляло, Исцеляло море: Крепкий дед мой От любой беды В туеске, как заговор от хвори, Мне байкальской привозил воды. Мы растём, мы ездим за полсвета, Изучили улицы столиц. У меня родного края мета — Ветром обожжён и темнолиц. Если сил моих ослабнут токи, Если в чём-то вдруг не повезёт, Я приду на берег твой высокий, Будто добрый кто-то позовёт. Ты глазам предстанешь синий-синий, Радости отцовской не тая. И взлетит в твоих ладонях сильных Лодка, словно колыбель моя.
Я скачу на коне — сорванец темнокожий — Разнотравьем высоким, Как маленький бес. Эта скачка С байкальскою качкою схожа Пляской дальней горы И круженьем небес... Вот взлетает за лугом Лоскут перелеска, Вот беззвучно, Как воды, Несётся трава. У прищуренных глаз По-таёжному резко Солнце блещет, Лица не касаясь едва. За спиною моей — Нарастающий топот: Следом скачут, Коней понукая, друзья. Это детство летит. Это время торопит, Нас ездой вихревой Залихватски Дразня. Я не знаю дорог, Что откроются завтра, Но сегодня На этом нагретом лугу Смутно чувствую, Что без труда и азарта Я ни дня в этой жизни Прожить не смогу.
В чистом поле — снега да метель. Огоньки издалече мигают. Будто вешки, берёза да ель след вчерашний найти помогают. Каждый день предрассветной порой, добираясь от дома до школы, я ходил заметённой тропой через гребни сугробов тяжёлых. Мне понятнее школьных наук были, если признаться по чести, разъярённая музыка вьюг и спокойная книга созвездий. И сегодня на поле родном вспомню, радуясь каждому звуку, что усвоил когда-то на нём не последнюю в жизни науку.
*** И даже как будто с обидой, зап а льчиво скажет иной: «Чего я в деревне не видел?» — о доме, деревне родной.
«Что же я видел?» Сухое цветенье тайги и дом свой, ветвями увитый и небом укрытый тугим. Мне видятся день сенокоса, созревшей черёмухи гроздь да искры зерна, когда осень мне первую бросила горсть. Солдатка с её неудачей в безмужнем дому, как в лесу, когда она смотрит незряче, когда утирает слезу... Я вижу за маревом сосен над отчей горой облака — мне кажется, дому под солнцем сосновая машет рука. Мой край, обновлённый и светлый, вершины хребтов накреня, плывёт среди ясного лета, как в детстве, качает меня. Я с ним в ликованье, в обиде, В раздумьях его и беде. Что в этом краю я увидел, того не увижу нигде! Вопросы и задания 1.Можно ли говорить, что в предложенных стихотворениях А. Румянцева присутствует устойчивый образ лирического героя, поэтического «двойника» автора? Докажите своё мнение, характеризуя лирического героя (факты из его биографии, отношение к прошлому и настоящему, отношение к миру природы и окружающим людям). 2.В биобиблиографическом справочнике «Писатели Приангарья» (Иркутск, 1996, с. 100 — 103), в других источниках вы можете узнать биографию поэта Андрея Румянцева. Можно ли отношения между биографической личностью поэта и его лирическим героем соотнести как отношения между прототипом и литературным героем? Аргументируйте свои суждения. 3.Какое из стихотворений Андрея Румянцева вам хотелось бы сохранить в своей душе? Выучите его наизусть.
Анатолий Кобенков (1948-2006) Анатолий Иванович Кобенков — поэт, эссеист, критик. Родился в Хабаровске. Жил в Биробиджане, Ангарске, Иркутске. Работал слесарем, геологом, редактором заводского радио, корреспондентом газеты «Советская молодёжь». Окончил Литературный институт им. М. Горького. Возглавлял в течение семи лет Иркутское отделение Союза российских писателей, организовал Международный фестиваль поэзии на Байкале, Дни памяти отца Александра Меня. Редактор-составитель иркутских альманахов «Зелёная лампа» и «Иркутское время». Автор журналов «Новый мир», «Знамя», «Континент», «Арион», «Огонёк». В 2004 году Анатолий Иванович переехал жить в Москву, где 5 сентября 2006 года скоропостижно скончался.
*** Последний месяц летнего тепла, ему три дня отпущено кукушкой... Горька роса, кувшинка протекла — ещё вчера в ней плавала лягушка. За ближним лесом скошена трава, и далеко ушли грибные тропы, и крыльями широкими сова на землю лечь тяжёлый лист торопит. Ещё немного — птицы улетят, и старый пень в сиреневом подлеске наденет ожерелье из опят, смешному счастью радуясь по-детски...
Бабушка очки искала тихо, но очки лежали тихо-тихо, тише, чем их бабушка искала, тише, чем наш дедушка болел; я сидел на лавочке и слушал (тихо-тихо), как на свете тихо... Думал я, что, если будет тихо, дедушка не сможет умереть... Я ещё не знал, что в этой жизни есть такое правило для жизни: смерть, любовь, и вера, и надежда к нам приходят в полной тишине.
Вопросы и задания Вы познакомились с двумя стихотворениями Анатолия К-бенкова. Постарайтесь выразить словами своё впечатление от прочитанного. 1. Как вы думаете, какое определение более подходит к описанию пейзажа в первом лирическом произведении: а) психологический пейзаж отражает душевное состояние лирического героя; б) пейзаж выполняет философскую функцию, то есть воссоздаёт картину сложного, противоречивого, загадочного мира; в) пейзаж — фон действия лирического героя; г) пейзаж — самостоятельная живописная зарисовка. 2.Какое эмоциональное состояние выражено в этом стихотворении (тревога, грусть, радость, счастье и т.д.)? Докажите своё мнение. 3.Аргументируйте своё мнение толкованием стихотворения, используя цитаты. 4. Что, на ваш взгляд, является главным в стихотворении «Вечер из детства»: воспоминание о событии из детства, новое переживание определённого состояния, осмысление (понимание) этого состояния? Можно ли в поисках ответа на этот вопрос выделить один-единственный вариант ответа? Дайте развёрнутое суждение. 5.Можем ли мы утверждать, что в этом стихотворении даётся не просто информация о состоянии, но выражение этого состояния? 6.С помощью каких художественных средств передаётся состояние лирического героя? 7.Дайте своё толкование стихотворения «Вечер из детства».
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |