КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Избранные труды 3 страница
В этой работе Ксенофонтов останавливается на общей характеристике шаманства. Определяющими факторами его генезиса и развития автор считал природные условия и кочевое скотоводство (хозяйство), развитие которого определялось сменой отдельных видов ездовых животных, используемых в качестве основной рабочей силы. Культ страдающего, трудящегося животного в дальнейшем вылился в миф о умирающем и воскресающем шамане-богочеловеке, связь этого мифа с культом ездовых животных Ксенофонтов видел в наличии в бурятско-якутском шаманизме близнечного культа и «скотоводческих» атрибутов шаманского облачения. Шаманы в древности начинали свою миссию с душевной болезни, страдали зрительными и слуховыми галлюцинациями, манией преследования со стороны воображаемых духов. В этом они напоминали образ умирающего и воскресающего сына божьего. Наблюдения шаманских камланий объякученных северных тунгусов в среде самых отсталых в культурном развитии этногрупп убедили автора в том, что древний шаманский культ покоился на «актах настоящего душевного расстройства». Шаманы являлись больными людьми с хроническим душевным расстройством. «Самый акт их священнодействия, - писал автор, - был, по видимому ничего иным, как периодическим рецидивом общего духовного расстройства, переживаемого им в начале»[63]. Умопомешательство шамана выражалось в стремлении превратить себя в домашнее животное и найти в себе его признаки. Ксенофонтов был убеждён в том, что корни средиземноморских сказаний об умирающем и воскресающем сыне божьем обнаруживаются у северных урало-алтайских племен. Нервно-истерический характер шамана в известной степени может являться, с одной стороны, результатом того, что, начиная с периода подготовки и в течение всей своей деятельности, он специально развивает в себе подобные качества. С другой, — появление признаков нервного заболевания в традиционной среде обычно рассматривалось как призыв духов, которому человек не должен сопротивляться. С таким положением согласны в основном все исследователи. «Резюмируя подобные наблюдения, свои и чужие, — писал по этому поводу видный советский этнограф и религиовед С. Л. Токарев, — известный исследователь шаманизма Г. В.Ксенофонтов прямо называет эту форму религии «культом сумасшествия»[64]. Эту идею Ксенофонтова восприняли и поддержали некоторые зарубежные историки религии. В частности, Г. Ландман писал следующее: «...Конвульсивные жесты и бессвязные выкрики вдохновлённого (шамана – А.Д.) кажутся признаками того, что его воля отсутствует и телом его овладело некоторое странное существо. Поэтому считается, что дух или бог говорит его устами и направляет его действия[65]». И С. А. Токарев был солидарен с ним в этом... «Именно здесь, - считал он, - видимо, и следует искать реальную основу шаманских верований. Шаман отличается от обычного нервнобольного лишь тем, что не только одержим духом, а вступает с ним в постоянную связь и может по произволу вызывать и отпускать его, заставляя себе служить[66]». Шаманство. как писал С. А. Токарев, представляет собой определенный этап в развитии религии, и поэтому у народов Азии, Америки, Африки и Океании оно возникает на определенной ступени исторического развития: на низшей, средней и высшей ступенях варварства, с начале разложения первобытно-родовой общины, именно в этот период больные люди — неврастеники, истерики, эпилептики — оказываются в центре суеверных представлений. Только в условиях разложения родового строя нервнобольной может стать шаманом[67]». Завершая небольшой экскурс по его работам по шаманизму, следует подчеркнуть, что значение работ Г. В. Ксенофонтова не исчерпывается созданием солидного фонда материалов по шаманской мифологии. Хотя сделанное в этой области можно с полным правом назвать научным подвигом. Длительные и изнуряющие по своей продолжительности поездки в зимнее время в отдаленные глухие места Восточной Сибири отнимали здоровье, требовали мужества, бескорыстия и высокого чувства долга, качеств, свойственных большим ученым. Научная добросовестность, высокий профессиональный уровень записей шаманского фольклора делают их ценным и надежным источником для изучения мифологии и верований якутов. Особую ценность представляют новые материалы, отражающие малоизвестные стороны шаманства. В 1920-е годы изучение шаманизма в нашей стране только начиналось. И Г. В. Ксенофонтов был одним из тех, кто заложил основы научного подхода к этой проблеме. Ему удалось найти правильное решение многих конкретных вопросов шаманизма, наметить основные направления последующих исследований в этой области. Изучение шаманских культов и обрядов у ряда сибирских народов, их специфических и общих черт привело его к поиску обшей идейно-мифологической основы шаманского мировоззрения у народов Сибири. Большая эрудированность, глубокое знание предмета, широкие познания в области культуры, античной и библейской мифологии позволили Ксенофонтову свободно ориентироваться мифологии позволили в древней истории народов Центральной Азии и Средиземноморья и проводить параллели между мифами и культами раннехристианской религии и шаманизма. Исследование на таком широком пространственно-географическом фоне проблем шаманизма было сделано впервые. Проведение параллелей между христианством и шаманизмом и установление связей между ними привели Г. В. Ксенофонтова к поиску единых древних корней. Это было в духе того времени и отражало уровень развития науки тех лет. Однако это подчёркивается не для того, чтобы сделать скидку при оценке его работ, а с тем, чтобы показать, как они близки и понятны нам и всегда пользовались большим вниманием исследователей, а последнее время – и со стороны широких слоёв населения. Это связано, прежде всего, с появлением интереса к самой личности Ксенофонтова и конечно с теми переменами, которые происходят в нашей жизни. Если учесть что его работы давно стали библиографической редкостью, то станет понятной необходимость их переиздания. В данный сборник включены работы Г. В. Ксенофонтова по шаманству, опубликованные в конце 1920-х годов в Иркутске, где жил и работал в те годы ученый: «Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов», «Хрестес. Шаманизм и христианство», «Пастушеский быт и мифологические воззрения классического Востока», «Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме». Уверены, что работы известного якутского этнографа найдут своего читателя.
ЛЕГЕНДЫ И РАССКАЗЫ О ШАМАНАХ
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |