КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психосемантика черт личности 2 страница
Семантические пространства черт личности Теперь рассмотрим пространственные модели черт личности, полученные в относительно более ранних работах (50—70-е годы). Как только появился аппарат многомерного шкалирования и первые еще маломощные компьютеры для его реализации, разными авторами были выполнены десятки исследований, в которых так или иначе оценивались связи между дескрипторами черт, а затем с помощью многомерного шкалирования матриц расстояний (или с помощью факторного анализа матриц корреляций) реконструировалась пространственная модель — черты размещались в семантическом пространстве. Ограниченная мощность компьютеров в первые годы позволяла охватить подобной технологией, как правило, не более 30 дескрипторов. Наши собственные первые работы в указанной методической схеме были реализованы также на незначительных, не особенно представительных наборах дескрипторов {Шмелев, 1979). Только в начале 80-х годов удалось получить компьютеры, которые позволяли обрабатывать данные по сотням дескрипторов {Шмелев, 1982), а в конце 80-х — уже по тысячам {Шмелев, Похилько, Козловская-Тельнова, 1988; 1991). Но это уже ознаменовало переход к этапу таксономических исследований (см. следующий параграф). Оставим в стороне самые ранние модели, посвященные механизмам интеграции впечатления о человеке (усреднение — Anderson, 1962; суммирование — Fishbein, Hunter, 1964), хотя в них и представлена косвенно полезная для нас информация. В этом контексте нам важно остановиться на работах, в которых предпринималась попытка структурного моделирования семантического пространства дескрипторов черт личности. Питер Боркенау (Вогкепаи, 1990) предложил различать три типа пространственно-семантических моделей личностных черт: факторные (Cattell, 1943; Eysenk, 1967; Guilford, 1987; McCray, Costa, 1987), «циркулятор-ные», или «циркограммные» (circumplex — Leary, 1958; Wiggins, 1973) и основанные на многомерном шкалировании (Friendly, Glucksberg, 1970; Keiffer а. о., 1975)'. К первой группе автор явно отнес исследования, выполненные в большей мере на материале вопросников с развернутыми формулировками (сложными дескрипторами), чем на материале отдельных слов, и не отнес сюда почему-то разработчиков «личностного семантического дифференциала» (Osgood, 1962; Kuusinen, 1969), а также работы по факторизации «контрольных списков прилагательных» {Parker, Veldman, 1969). Основной целью представителей первой группы было достижение так называемой «простой структуры»: чтобы как можно больше черт были однозначно отнесены к одному фактору. Поэтому этот подход во многом сближается с таксономическими исследованиями. Для второй группы моделей характерно стремление, наоборот, «упаковать» как можно больше черт в пространство минимальной размерности — желательно на плоскости. Пожалуй, самая знаменитая из подобных компактных моделей — «круг Лири» (Leary, 1958; см. на русском языке — «Спецпрактикум по социальной психологии», 1984; Практическая психодиагностика, 2000, с. 410). Модели, подобные «кругу Лири», строились с расчетом на то, чтобы достичь максимальной связности — чтобы одна черта как бы переходила в другую через ряд промежуточных градаций, то есть возникал бы эффект своеобразного непрерывного смыслового континуума. Циркограмма Лири, как это показано на рисунке, разбита на восемь секторов-октантов. В перечне Лири, состоящем из 128 пунктов-дескрипторов, каждый октант представлен 16 дескрипторами. Представители третьей группы решают ту же задачу «плотной упаковки»2, но, отказавшись от ограничений векторно-сфероидной модели (рис. 18а) и допуская наличие «идеальных точек» не по краям, а в середине пространства, трудно было ожидать высокой степени совпадения результатов этих разнородных групп исследований. Слишком велики были различия в методических схемах и, главное, в отобранном для исследования лексическом материале. Хотя надо все же отметить, что среди глазных осей семантических пространств, построенных в этот период, намечается определенное смысловое родство. Ось «дружелюбие-враждебность» у Т. Лири хотя и не совпадает, но явно перекликается с фактором «моральной 1 В этот список ссылок мы помещаем работы, процитированные не только самим П. Боркенау, но и рассмотренные в наших собственных более ранних обзорах (Шмелев, 1982, 1983). 2 Goodness of fit — качество подгонки — важнейший критерий в методах многомерного шкалирования (Kruskal, 1964). Рис. 19. Круг Лири. По секторам-октантам располагаются: | __авторитарный; 2 — эгоистичный: 3 — агрессивный; 4 — подозрительный; 5 — подчиняемый; 6 — зависимый; 7 — дружелюбный; 8 — альтруистичный. оценки» у Ч. Осгуда, «психотизмом» у Г. Айзенка, «альтруизмом-эгоизмом» в наших ранних работах (Шмелев, 1979). Ось «доминантность» у Лири перекликается с фактором «силы» у Осгуда, «стабильности» у Айзенка. «динамичности» в наших ранних работах. И так далее. Но в целом уточнение иерархии главных осей пространства (по вкладу в дисперсию), а также повышение воспроизводимости (устойчивости) большого числа личностных измерений можно было ожидать только от продуманных таксономических исследований (см. следующий параграф), охватывающих всю полноту естественных дескрипторов личностных черт. К 80-м годам становилось уже понятно, что даже незначительный акцент при выборе лексики (да и при формулировке пунктов вопросников) в сторону формально-динамических характеристик темперамента выводит на первый план факторы, которые оказались самыми главными у Г. Айзенка и Р. Кэттэлла: «эмоциональная стабильность-невротизм» и «экстра-версия-интроверсия». А небольшой крен в сторону терминов, описывающих социальное взаимодействие (как это было сделано у Т. Лири), делает главными осями семантического пространства факторы, описывающие именно социально-ролевые диспозиции личности (ориентация общения и взаимодействия «к или от», «за или против», «над или под» и т. п.). Но в целом первые попытки реконструкции ЛСП Fie оставили удовлетворения ни у кого: фактически начиная с третьего фактора между моделями разных исследователей начинался полнейших разброд. У кого-то появлялся третий фактор, перекликающийся с осгудовской «активное- тыо» (она же «экстраверсия» по Айзенку и Кэттэллу), а у кого-то этот фактор оказывался сцепленным с «силой» в одном монолитном факторе «эмоциональной адаптированное™», или «динамизма». Несомненно, что кроме офаниченной представительности стимульно-го материала, сказывалось различие методических схем (или «типов данных» в терминологии Р. Кэттэлла). В контексте психосемантических экспериментов нам важно различать не только L-, Q- или Т-данаые (биографические, опросные и тестовые — см. Мельников, Ямполъский, 1985; Первый, Джон, 2000), но и данные, которые получаются в результате использования субъективных суждений в разных экспериментальных ситуациях — приписывание черт людям (свойств — объектам) или оценки сходства между словами. В этой книге мы предлагаем такое условное обозначение для этого типа данных — S-данные, которые можно расшифровать как «семантические данные», или «данные на базе субъективных оценок», «данные шкалирования». В свою очередь, внутри категории S-данных целесообразно различать суждения о сходстве слов и суждения по приписыванию черт внешним объектам (внешним по отношению к языку и самому субъекту). Действительно, специальными сравнительными экспериментами было установлено, что для индивидуальных (а не групповых, усредненных) данных корреляция между эмпирическими матрицами сходства-контраста конструктов, реконструированными на основе косвенных атрибутивных (external), и прямых оценках сходства (internal) не так высока и колеблется в пределах 0,4—0,5 (Honess, 1978). В наших работах {Шмелев, 1982а) также были обнаружены отдельные случаи низкой степени подобия таких структур, что говорит о декларативности интравербальных систем' конструктов у отдельных людей (подчеркиваю — не у всех, а именно у отдельных людей). Но все же, несмотря на выявленные проблемы и трудности, уже на списках дескрипторов численностью в несколько десятков при самых разных методических схемах сбора и анализа данных довольно очевидной тенденцией оказывается интерпретационный смысл по крайней мере двух главных осей «личностного семантического пространства» (ЛСП). Причем эта устойчивость воспроизводится и на материале суждений о семантическом сходстве слов, и на материале атрибуции черт реальным людям (internal and external judgements в терминологии Wiggins, 1973). Эта устойчивость факторов описаний, самоописаний и оценок сходства слов послужила даже основой для выдвижения гипотез в духе лингвистического детерминизма: структура значений естественного языка детерминируют структуру поведения человека (D'Andrade, 1965). Происхождение главных осей ПСП Итак, в двухфакторной (плоской) проекции первая ось репрезентирует моральную оценку (дружественность-враждебность, социально одобряемое поведение, аффектотимичность и т. п.), вторая ось — деятельност-ную, прагматическую оценку (у Лири на этом месте мы находим межличностную доминантность, но так или иначе сюда относятся качества, предопределяющие способность к деловому лидерству, подкрепляющие претензии на то, чтобы занять «позицию сверху»-в общении). Что же стоит за этой инвариантностью? Одни авторы полагают, что за этим может скрываться содержание главных факторов межличностных отношениях — «симпатия-антипатия», «уважение-презрение» (см. Сто-лин, 1983; Гозман, 1987). И это объяснение заведомо заслуживает внимания, так как оно опирается на глубокую и эвристичную концепцию «интери-оризации»: личностные черты усваиваются человеком в ходе усвоения определенных привычных ролей в общении. Второе объяснение сводит эти факторы к пространству эмоций, к коннотативным факторам Е-Р-А, спроецированным и на сферу межличностных отношений, и на сферу личности. Для предпочтения одного из возможных вариантов объяснения мы до сих пор не имеем достаточного массива данных. Более того, возможен и такой взгляд на этот вопрос, что в психике человека — на разных уровнях осознанности — одновременно существуют, как минимум, две категориальные системы, которые в разной степени (и у разных людей по-разному) могут актуализироваться в одном и том же эксперименте, а при обработке данных они «накладываются» одна на другую {Шмелев, 2000). Итак, остановимся здесь подробнее на проблеме интеграции предметного знания и эмоционально-оценочного отношения в пространствах личностных черт. В предыдущей главе мы уже приводили данные о структуре осгудовского «личностного дифференциала». Легко видеть, что эта структура во многом подчиняется логике векторной модели предпочтения: «благо» предстает как точка, бесконечно удаленная к полюсам факторов Оценки, Силы и Активности (ЕРА). Действительно, казалось бы, что можно ждать от модели, если она реконструируется на базе субъективных суждений обывателя? Результат и должен подчиняться логике обывателя1. Возможность взаимоналожения коннотативных и денотативных факторов в структуре ЛСП одним из первых показал в эксперименте финский психолог Норма Куусинен {Kuusinen, 1969). Когда в матрице интеркорреляций шкал ЛСД присутствовали общеконнотативные шкалы (неспецифичные для социальной перцепции — «горячий-холодный», «тяжелый-легкий» и т. п. — всего 12 известных осгудовских антонимических пар), то в результате факторного анализа универсальные факторы ЕРА объяс- 1 Интравербальными мы называем в данном контексте системы значений, которые получены не в результате приписывания свойств реальным объектам, а в результате попарной оценки сходства слов между собой. 1 В последнее время мы склоняемся к тому, что эта логика уходит своими корнями в филогенез человеческой психики — в ее зоологическую, эволюционную предысторию {Шмелев, 2000). няли до 90 процентов совокупной дисперсии результатов. Но когда в матрице интеркорреляций исследователь оставлял только специфические для личностного лексикона шкалы («общительный-замкнутый», «рациональный-эмоциональный» и т. п.), а общеконнотативные шкалы исключались, то факторный анализ выделял 5 факторов денотативного (предметно-специфичного) содержания: Уникальность, Доминирование, Общительность, Твердость, Рациональность. Таким образом, в сознании человека одновременно функционируют две категориальные системы разного уровня, результаты «срабатывания» которых особым образом взаимодействуют: • эффективно-оценочная система (Е. Ю. Артемьева говорила в таком случае о «системе первовидения», В. Ф. Петренко окрестил эту систему названием «глубинная семантика» — Артемьева, 1980; Петренко, 1983); • предметно-категориальная (система нормативно-оценочных суждений о человеке, усваиваемая в процессе социализации). В своей монографии 1983 года «Введение в экспериментальную психосемантику» (Шмелев, 1983а, 19836) мы связали работу первой репрезентативной системы с функцией аффективно-энергетической, тонической регуляции психической деятельности, а работу второй системы — с функцией операционально-поведенческой, фазической регуляции (построением конкретных алгоритмов поведения). Хотя в настоящее время нам представляется более существенным различие в источнике формирования двух данных систем (наследственность или социальная среда). Четырехполюсная модель черты гшчности Итак, одни и те же термины черт имеют два разных одновременно существующих компонента в своей семантике — коннотативный (эмоционально-оценочный) и денотативный (предметно-социальный). Дин Пибоди (Peabody, 1967, 1970) назвал эти компоненты «оценочным» (evaluative) и «описательным» (de-scriptive). В своем исследовании Дин Пибоди отобрал 15 четверок терминов (см. Пибоди и др., 1993), репрезентировавших, с его точки зрения, прямую и компенсаторную комбинации оценочного и описательного компонентов личностных черт в английском языке. Например, в паре «thrifty-extravagant» (скромный-претенциозный) положительный полюс оценочного компонента имеет левая характеристика, а в компенсаторной паре «stingy-generous» (скупой-щедрый) — наоборот, правая. Для этих 15 * 4 = 60 терминов Д. Пибоди собирал субъективные суждения по типу вывода о сходстве (импликативные суждения типа «если, то» — inferences): получая одиночные термины в качестве стимулов (антецеденты), испытуемый должен был оценить вероятность одной из двух контрастирующих черт на 7-балльной шкале («скромный-претенциозный», «скупой-щедрый»). Полученная матрица 60*60 подвергалась двум видам факторного анализа: а) анализ матриц интеркорреляций единичных черт (антецедентов) дал немного факторов с выраженной дескриптивной интерпретацией; два наи- более важных из них были названы автором «собранность-разболтанность» («сильный-слабый», контроль за экспрессивными импульсами) и «самоуверенность-неуверенность»; б) анализ шкал (биполярных пар черт) дат факторы, которые в большей степени включали оценочный компонент. Например, фактор с высокой позитивной нагрузкой по шкале «скромный-претенциозный» имел только низкую негативную нагрузку по шкале «щедрый-скупой» и мог быть, таким образом, интерпретирован как «собранный-хороший» против «несобранного-плохого». Д. Пибоди предложил рассчитывать описательный компонент путем суммирования субъективных оценок по дескриптивно родственным полюсам шкал (+скромный, +скупой, -претенциозный, -щедрый), а оценочный компонент — путем суммирования по оценочно родственным полюсам (+скромный, +щедрый,-скупой, -претенциозный). Таким образом, различение описательного и оценочного компонентов дает нам «четырехполюсную модель» личностной черты (см. рис. 20). На рис. 20а мы намеренно уходим от только что обсуждавшейся четверки «скромный-щедрый-скупой-претенциозный», чтобы выразить универсальный смысл обсуждаемой здесь четырехгюлюсной модели. Рис. 20а. Двумерная иллюстрация «четырехполюсной модели» личностной черты в естественном языке. Рис. 206. Одномерная иллюстрация «четырехпозиционной модели» репрезентации личностной черты в естественном языке. Высокая эвристичность предпринятого Д. Пибоди подхода косвенно подтверждается тем, что к этим же самым идеям (еще до знакомства с работами Д. Пибоди) мы вынуждены были обратиться, следуя самой логике развития исследований в данной области {Шмелев, \ 986). Особенно привлекательна возможность явного сопоставления «четы-рехполюсной модели» черты с линейной моделью «золотой середины» в духе Аристотеля. На рис. 206 нами предлагается схема, совмещающая эти два подхода: два оценочно позитивных термина помещаются на линейном континууме ближе к центру — к «золотой середине», в то время как два оценочно негативных термина помещаются на полюсах единой оси '- — как некие «крайности», указывающие на дезадаптивное поведение. Для модели 206 нам представляется более удачным название «четы-рехпозиционная». Эта модель сближает семантику лексикона черт с теми представлениями, которые сложились в психодиагностике: крайняя выраженность черт, или гак называемая «акцентуированность», ведет к дез-адаптивному поведению. По-видимому, одной из причин этой дезадаптации может служить механизм категориальных, ошибок: широко генерализированная установка, направляемая сверхобобщенной стереотипной категорией, ведет к ошибкам в распознавании ключевых, признаков ситуации, и поведение оказывается неадекватным. В этом контексте «легкомыслие» мы должны трактовать как нечувствительность к таким признакам обстановки, которые делают ситуацию серьезной, рискованной и требуют вдумчивого, взвешенного и осторожного поведения. Напротив, крайность «угрюмой сверхсерьезности» порождена сверхчувствительностью к риску и, наоборот, низкой чувствительностью к таким аспектам, которые делают ситуацию комичной, увлекательной и веселой. Четырехпопюсная модепь и влияние среды В нашей работе 1987 года {Шмелев, 19876) мы предложили связать «четырехполюсную модель» черты с различными типами сред, в которых разворачивается поведение индивида. Используя контекст конструкта «серьезный-веселый», поясним: в средах с высоким риском негативных последствий более адаптивным оказывается поведение «серьезного» индивида, а в средах с низким риском — поведение «веселого» индивида (рис. 21). Векторная ориентация оценочного компонента, как видим на рис. 21а, может меняться на 180 градусов в зависимости от перемеш юго фактора адаптационных требований внешней среды (ситуации поведения). Именно поэтому в ситуации низкого риска у нас скорее актуализируется категориальная оппозиция (личностный конструкт) «веселый-угрюмый», при этом «идеальная точка» (см. рис. 216) смещается в сторону дескриптивного полюса «высокий оптимизм» и актуализируется локальная векторная модель с ориентацией вектора оценки в сторону «веселости» (рис. 22). В этот момент может возникнуть (хотя и не обязательно) смещение категориатыюй шкалы по механизму динамического уровня адаптации (рис. 8). В результате даже «легкомысленный» человек кажется просто «веселым», а «серьезный» — слишком Низкий полюс черты «оптимизм» {- Описательный фактор) Рис. 21а. Модификация «четырех полюсной модели» черты с учетом фактора изменчивой среды (ситуации). Локальная направленность вектора оценки (или адаптивности) для различных полупространств оказывается притивопо,ложной: в средах с высоким риском адаптивнее низкий полюс черты «оптимизм», в средах с низким риском — высокий полюс. Рис. 216. Четырехпозициониая линейная модель личностной черты с учетом фактора изменчивой среды. Точки О — позиции наблюдателей; точки А — «идеальные точки». В ситуации низкого риска уровень адаптивного поведения смешен к полюсу «веселый», поэтому возникает риск смещения категориальной шкалы (установочная иллюзия), при которой «серьезный» интерпретируется как «угрюмый», а «легкомысленный» — как «веселый». В ситуации высокого риска возникают обратные иллюзии: «угрюмый» воспринимается как «серьезный», а «веселый» — как «легкомысленный». «угрюмым». Обратные трансформации и иллюзии возникают в том случае, если мы имеем дело с ситуацией повышенного риска. Индивид, привыкший к жизнедеятельности в среде с высоким уровнем риска, скорее будет оперировать конструктом «легкомысленный-серьезный», так как осторожное и ответственное поведение, снижающее и без того высокий уровень риска, будет рассматриваться им как «желательная перспектива». Напротив, индивид, привыкший к среде с низким риском, скорее будет оперировать конструктом «угрюмый-веселый». Предложенный нами механизм позволяет, с нашей точки зрения, объяснить, как именно возникают локальные противоречащие друг другу векторные модели предпочтения: «сужение» семантического пространства под действием ситуационной установки (или эталонизированного субъектом его собственного специфического прошлого опыта) приводит к экстраполяции локальной тенденции до бесконечности (рис. 22). Таким образом, мы видим, что обыденное сознание отличается от научно-философского своей ситуационной ограниченностью и пристрастностью, генерализацией локальных тенденций до предела. Оно, как мы уже говорили выше, как бы оказывается Рис. 22. Совмещение моделей «золотой середины» и «желательной перспективы» в рамках отдельных полупространств, сепарированных по уровню риска. Индивид, привыкши» к жизнедеятельности в среде с высоким уровнем риска, скорее будет оперировать конструктом «легкомысленный — серьезный», так как осторожное и ответственное поведение, снижающее и без того высокий уровень риска, будет рассматриваться им как «желательная перспектива». Напротив, индивид, привыкший к среде с низким риском, скорее будет оперировать ко*нструктом «угрюмый — веселый». слепым к той общей диалектической закономерности, что любое благо в чрезмерных количествах превращается во вред. В нашей работе 1987 года {Шмелев, 19876) мы пытались дать вариант интерпретации тех средовых факторов (параметров ситуации), которые отвечают за появление конкретных адаптационных и дезадаптационных эффектов. Такой подход согласуется с представлениями, развитыми в работах. Б. М. Теплова (1961), отрицающего, как известно, безусловную (внеситуационную, внесредовую) позитивно-негативную оценку черт и типов темперамента. Так:, например, «сильный» тип нервной системы,предопределяет более хорошие возможности приспособления к средам с сильными физическими факторами воздействия, требующими высокой выносливости, в то время как «слабый» тип нервной системы — к средам со слабыми, информационными по своей природе воздействиями (сигналами), требующими повышенной сензитивности и быстрого образования второ-сигнальных условно-рефлекторных связей. Конструкт «гибкость-ригидность» в своей обыденно-психологической, житейской трактовке отдает предпочтение поведению гибкому, именно полюс «гибкость» в этом биполярном конструкте окрашен позитивно. Но это верно прежде всего для динамических сред. В статических средах более динамичному, гибкому индивиду будет не хватать внешнего активирующего разнообразия1, и он будет сам создавать избыточные проблемы,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |