Смешанные сектора описываются в одном квадранте в следующем порядке: вначале дается сектор с большей нагрузкой по первому фактору, затем — с большей нагрузкой по второму. Все значения общностей и двух нагрузок даны в скобках перед формулировкой пункта. Знаки перед названиями указывают на ориентацию полюсов. В табл. 26 приводятся пункты с общностью до порога 10, что соответствует корреляции, значимой на уровне ошибки р < 0,05 при числе наблюдений п = 480.
Таблица 26
Предварительная русскоязычная циркуляторная модель АВ5С на материале 60 прилагательных (пояснения в тексте).
Интересно, насколько полно смогли заполнить 60 терминов все 80 смешанных двухфакториых секторов личностного пространства (исключая сектора 12, 3, 6 и 9)? Оказалось, что достаточно полно: всего только 60 терминов заполняют уже 59 секторов, и только 21 остается незаполненным!
Если посмотреть на количество значимых корреляций для каждого пункта, то мы обнаружим, что русскоязычные термины черт по результатам учителей гораздо в большей степени, чем англоязычные термины, имеют две и более нагрузок по факторам: нет ни одного термина, который не имел бы ни одной значимой нагрузки, а 26 из 60 имеют свыше 1 нагрузки. Подобную «размазанность» терминов черт по факторам В5 мы встретили только при шкалировании национальных стереотипов (Пибо-ди, Шмелев и др., 1992). из чего можно сделать два предположения: либо суждения учителей, стереотипны, либо личность младшеклассника еще не сформировалась и факторы темперамента играют в этом возрасте большую роль, чем факторы ситуационной регуляции поведения.
Двухфакторпая кодировка личностных черт в пространстве В5 оказывается в этом случае не вполне достаточной для описания: 29 пунктов из 60 попали более, чем в один двухфакторный сектор, что означает необходимость использования для их кодировки не одной, а множества пар факторов. Например, три черты "из 60 имели значимые нагрузки сразу по трем факторам: «мнительный» (факторный код: «глупый», «пассивный», «тревожный»), «тихий» (код: «пассивный», «сознательный», «дружелюбный»), «трусливый» (код: «тревожный», «глупый», «пассивный»). Это заведомо означает, что эти черты попадают уже в три пары двухфакторных плоскостей (число сочетаний из 3 по 2).
На рис. 36 дается циркограмма для одной из парных комбинаций «учительских» факторов Большой Пятерки, которая оставляет «дыры» — незаполненные сектора в циркуляторной модели. Эти «провалы» легко интерпретировать: видимо, сказываются стереотипы и предрассудки обыденного сознания. Учителям трудно помыслить наличие такой комбинации черт как «экстраверсия + сознательность», так как в их представлении «сознательность» всегда базируется па некоторой умеренной «активности и общительности». Отсюда появляются «пустоты» в секторах номер 1 и 2. Выйле (см. 4.2) мы уже писали о том, что у учителей фактор «сознательности» существенно сцеплен с «дисциплинарной управляемостью», так что данный «провал» восходит корнями к той же причине. Возможный термин-кандидат на заполнение «провала» — черта «настойчивый» — не набрала достаточной нагрузки по фактору «Экстраверсия» и осталась в секторе (+1 +1) вместо (+I+III).
Русскоязычная циркупяторная модель (данные студентов)
Апробировав алгоритм построения циркуляторной модели В5С на сравнительном небольшом списке из 60 личностных черт, мы построили
Рис. 36. Русскоязычная циркуляторная модель для факторов I «Сознательность* н III..Экстраверсия» по 480 описаниям учителями учеников. В каждом из!2 30-градусных сектором указаны черты с максимальной общностью (длиной вектора). Дна пустых сектора указываю! на специфичные «провалы» в семантическом пространстве учителей.
В5С для КСП-240. Полный текст этой модели мы'приводим в кашей докторской диссертации 1994 года. Здесь важно отметить, что в данном случае уже все 80 двухфакторных секторов оказались -заполненными! Только 20 пунктов из 240 не попали ни в один сектор В5С.
Стоит обратить внимание на то, что модель В5С предъявляет в некотором смысле более слабое требование для включения пункта в двухфак-торный сектор. Если в обычном случае мы требуем от пункта, чтобы его на1~рузка была значимой хотя бы по одному фактору, то в случае цирку-ляторной модели — чтобы только общность (сумма квадратов двух нагрузок) бьша выше значимой корреляции. В случае КСП-240 это, например, приводит к тому, что при обычном подходе мы обнаруживаем 56 пунктов, не попавших ни в один из 10 полюсов пяти факторов (т. е. они не вошли ни в один одпофакторный сектор), а с точки зрения цпркуля-торного подхода, 36 из этих пунктов оказывается,-имеют значимую общность для каких-то двух факторов из Большой Пятерки и получают тем самым вполне интерпретируемый, семантический (факторный) код. Например, пункт «Лидер, авторитетный» не имел значимой корреляции ни по фактору 1, ни по фактору II, но общность оказалась значимой 0,27л' + 0,27л2 > 0,14, и пункт попал в сектор «+Экстраверсия+Созиатель-ность». Только 2 пункта из 240 имели значимые нагрузки сразу но трем факторам из пяти. Например, код «индивидуалиста»: «— Экстраверсия- Дружелюбие+Интеллектуальная свобода». Но-надо сказать, что обнаружено 55 пунктов, которые попали более чем в 1 двухфактормый сектор. То есть почти одна четверть пунктов не может быть описана простым двухфакторным кодом. Это ощутимо ниже, чем для учителей, но все же довольно значительная доля.
На рис. 37 и рис. 38 проиллюстрированы две двух факторные циркограм-мы—для факторов «Экстраверсия+Сознателыюсть» и «Экстраверсия+Дру-желюбие».
Интересно сравнить рис. 36 и 37. Мы сразу же легко можем увидеть, в чем специфика учительского сознания и самосознания студентов. У учителей верхнее полупространство оказывается как бы повернутым на 1 сектор против часовой стрелки — происходит недооценка «организованности» активных учеников. Видна и та специфика личностного пространства у студентов-психологов, о которой мы говорили в прежних параграфах: двухфакторный полюс «-Экстраверсия-Сознательность» (сектор 7) наполняется содержанием «Эмоциональной нестабильности» (в этот сектор с максимальной длиной вектора входят качества «тревожный» и «слабый»). То есть «тревожность» рассматривается как дефицит самоконтроля, что можно проинтерпретировать с обратной стороны и так: самоконтроль — средство компенсации высокой тревожности и эмоциональной нестабильности. Эта особенность циркограммы совпадает с данными в матрице коэффициентов конгруэнтности между факторами КСП-240и В5 (табл. 21).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление