КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И М. А. Джерелиевской (1991). Названия соответствуют полюсам факторов 16ЛФ. 1 страница
Основное назначение данного эксперимента состояло в проверке гипотезы о влиянии ЛСП на принятие-отвержение испытуемым постдиагностической обратной связи (своего «психологического портрета»). Но структура данных этого исследования давала определенную возможность и для проверки ГКВ. Для этого в каждом индивидуальном протоколе для каждого пункта (заданного конструкта) подсчитывалась мера так называемой «активности» конструкта: частота его использования в качестве объясняющего термина при оценке сходства-контраста по отношению к другим терминам (число ненулевых элементов по столбцу матрицы). Эта мера «активности» является упрощенным аналогом PC, или «выпуклости» кон- структа. Но никакой значимой корреляции ни для униполярных конструктов, ни для их биполярной модификации1 с выраженностью отклонения диагностического профиля по данному фактору от среднего балла (5,5 по шкале стенов) обнаружено, увы, не было! Т. е. наличие диагностических отклонений по фактору (или т. н. «акцентуаций») 16ЛФ не влечет за собой повышения «активности» соответствующего конструкта в структуре ЛСП. Была обнаружена невысокая, но значимая корреляция «активности» конструкта с самооценкой (четы-рехклеточная корреляция phi = 0,32), которая говорит о том, что испытуемые склонны более активно использовать те конструкты, по которым они выше себя оценивают. Таким образом, гипотеза проекции 2.5 по данным этого эксперимента не подтвердилась. Но подтвердилась гипотеза 2.7 — эго-защитной трансформации ЛСП. Самооценка, в свою очередь, оказалась значимо положительно скоррелированной с наличием объективной акцентуации (баллом по тесту), что говорит о наличии в большинстве случаев адекватного самовосприятия у наших испытуемых. Причем оказалось, что активность вербальных конструктов косвенно влияет на меру этой адекватности: при «выпуклом» конструкте соответствие самооценки и объективного (тестового) профиля оказывается более высоким (phi = 0,37), чем при «пассивном», «невыпуклом» конструкте (phi = 0,28). Это значимое трехмерное взаимодействие — самая интересная находка данного эксперимента. Таким образом, результаты эксперимента А. С. Соловейчика следует интерпретировать как отрицательные с точки зрения ГКВ — гипотезы о конкурентной валидности теста конструктов по отношению к 16ЛФ: по введенному нами очень простому (доступному для ручного счета) индексу «активности» конструктов нельзя прогнозировать наличие диагностических отклонений (акцентуаций) по соответствующей факторной шкале 16ЛФ. Но означает ли это, что сформулированную в общем виде ГКВ на основании этих данных можно отвергнуть? Очевидно, это можно было бы сделать, только доказав, что примененная в эксперименте А. С. Соловейчика операциональная редукция понятия «активность» конструкта является корректной — необходимой и достаточной в логическом смысле. Но обратим внимание, что использованная в этом эксперименте упрощенная методика реконструкции ЛСП — на основании «интернальных» суждений, не выходящих из вербальной плоскости, — задает слишком серьезные ограничения. Вполне естественно, что индивидуальные отличия ЛСП, реконструированные по данным «интернальных» суждений (оценок сходства-контраста слов со словами же), оказываются ближе к декларативному слою самосознания индивида (о чем говорит корреляция с самооценкой), чем к операциональным системам значений, регулирующих реальное поведение. 1 Композиция столбцов, относящихся к разноименным полюсам одного и того ясе фактора из 16 ЛФ. Субъективная семантика фотопортретов и 16ПФ В дальнейшем нами были предприняты попытки выявления эмпирических связей факторов базисного вопросника 16ЛФ с конструктами и факторами ЛСП на основе «экстернальных» методик, в которых испытуемые сравнивали термины черт не со словами, но с реальными людьми или с символическими персонажами.; В проведенной под нашим руководством дипломной работе М. А. Джерелиевской (Джерелиевская, Шмелев, 1991) 40 испытуемых приписывали 32 конструкта (те же, которые мы использовали в предыдущем эксперименте, соответствующие полюсам 16ЛФ, см. табл. 30) 48 фотопортретам из теста Сонди и выполняли компьютерную версию 16ЛФ. Но опять же значимых связей между пиками и провалами на профиле 16ЛФ и тенденцией повышения или понижения частоты приписывания соответствующего конструкта фотопортретам обнаружено не было!1 Слишком сильными в своем влиянии- на «активность» конструктов оказались какие-то другие факторы (когнитивно-стилевые и, возможно, чисто когнитивные), чтобы влияние профиля 1.6ЛФ на эту зависимую переменную оказалось значимым. Тогда мы применили прием, позволяющий в значительной мере нивелировать «шумовое» влияние посторонних факторов: с помощью кластерного анализа на ЭВМ разбили все множество обследованных испытуемых на 3 кластера по сходству их профилей 16ЛФ. В этом случае разнообразное влияние «посторонних» факторов внутри этих кластеров как бы усреднялось и нивелировалось. И действительно, построенные для испытуемых из одного кластера факторные модели ЛСП оказались значимо отличными! Для каждого кластера черты, которые отличали испытуемых, вошедших в кластер, обладали, как оказалось, значимыми нагрузкам по первому, самому сильному фактору ЛСП. Например, испытуемые из первого кластера имели профиль с кодом +О (уязвимость), +Q4 (напряженность», -С («неустойчивость»), -Н (робость), -Q2 (несамостоятельность); и, оценивая фотопортреты, эти испытуемые в большей мере дифференцировали их по этим же чертам — «напряженный», «уязвимый», «робкий», «несамостоятельный», т. е. именно эти заданные конструкты получили мак- 1 Были обнаружены значимые связи между отдельными фактами приписывания или неприписывания отдельной черты отдельный фотопортретам. Позднее на этом была построена оригинальная компьютерная проективная методика «Фототест», в которой испытуемые приписывают 50 фотопортретам наших соотечественников характеристики с полюсов В5, а выводы делаются о наличии определенных отклонений по факторам 16РФ (эти связи устанавливались уже на представительных выборках в несколько сотен испытуемых). симальные нагрузки по первому варимакс-фактору, выделенному из матриц 32 * 48 «черты * фотопортреты», усредненных для данного кластера. Такое же совпадение наблюдалось для 2-го и 3-го кластеров (подробности см. в статье Джерелиевская, Шмелев, 1991). Но такие красивые совпадения мы смогли обнаружить лишь при группировке испытуемых, а для отдельных индивидуальных, испытуемых подобные устойчивые связи доминантного фактора в ЛСП и индивидуального профиля по вопроснику выявлены не были. В эксперименте с фотопортретами на индивидуальном уровне были обнаружены значимые связи между отдельными фактами приписывания или нецриписываиия отдельной черты отдельным фотопортретам и подъемом профиля по определенным факторам личностного вопросника (чаще всего по факторам, не совпадающим по смыслу с содержанием черты). Но об этом подробнее логичнее будет рассказать ниже — в параграфе «Поиск косвенных связей конструктов и черт». Таким образом, определенная связь между личностными чертами (Q-данными) и личностными конструктами (S-данными) на диагностическом уровне существует! Но... эта связь оказывается слишком слабой, уступающей по своей плотности другим связям, затрудняющим использование личностных конструктов в качестве эмпирических индикаторов для вывода о личностных чертах испытуемых. Компетентность и динамичность когнитивной сложности Одна из так называемых «контргипотез» (направленных против идеи диагностического использования структурных параметров ЛСП) сводится к идее подвижной компетентности личности, которая является неравномерной и динамичной: та же самая размерность (число независимых измерений) слишком быстро меняется с накоплением минимального опыта деятельности, чтобы быть устойчивым диагностическим показателем — иметь прогностнчность на значительных временных отрезках жизнедеятельности человека. Красивый по замыслу эксперимент (хотя и мало представительный по численности испытуемых) был проведен под нашим руководством Ю. А. Машипцевым в 1990 году. Испытуемые выполняли тест «11 слов» с использованием разных терминов, взятых из разных областей «Атласа», или «тезауруса личностных черт» (Шмелев и др., 1988). С помощью программной системы ДКС («Диагностика когнитивной сложности») все 11 слов попарно предъявлялись па экране, а затем компьютер быстро строил факторное семантическое пространство и рассчитывал индекс когнитивной сложности. Параллельно с этим те же испытуемые играли в компьютерную игру СЕ-ЛАБ («Семантический лабиринт»), построенную также на базе тезауруса личностных черт. При этом испытуемые должны были «провести путника» по лабиринту от начального пункта (исходного термина) до конечного (целевого термина), стараясь угадать кратчайший маршрут (серию симиляров. связывающих начальный и целевой термин кратчайшим образом — за минимальное число шагов). Оказалось, что отсутствует какая-либо значимая связь между общим индексом КС испытуемого и скоростью продвижения в игре СЕЛАБ, но зато выявлена не сильная, но значимая (на уровне ошибки р < 0,1) связь между локальными, внутри индивидуальным и различиями КС дая разных областей ЛСП, которую можно согласованно зарегистрировать и с помощью теста «II слов», и с помощью объективной игровой методики. Почему и эта связь оказалась такой невысокой? Совершенно очевидно (собственно, это выявилось уже в данном- эксперименте), что даже минимальный опыт игровой обучающей компьютерной игры СЕЛАБ позволяет испытуемому быстро наращивать когнитивную сложность для тех областей семантического пространства, в которых он «путешествует» в игре1. Таким образом, механизмы «компетентности» говорят о высокой пласти-чности категориальных структур и, по-видимому, объясняют онтологическую природу тех ограничений, которые не позволяют строить долгосрочные прогнозы на семантических тестах. Итак, мы изложили в этом параграфе в целом малоутешительные результаты прямой проверки гипотезы о конкурентной валидности (ГКВ). Суммируем здесь факторы, предопределившие опровержение ПСВ и низкий уровень подтверждения валидности психосемантических методик при использовании других критериев валидности. Первое — это низкий уровень плотности зафиксированных нами связей (модуль коэффициента корреляции). Да, при наличии многих десятков испытуемых коэффициент корреляции порядка 0,3—0,4 уже позволяет уверенно отбросить «нулевую статистическую гипотезу» об отсутствии всякой связи. Но из самого доказательства существования связи не вытекает возможность ее успешного использования для точной диагностики и прогноза. Практически во всех случаях зарегистрированные нами значимые связи психосемантических показателей и внешних критериев валидности не превышают пресловутый, хорошо известный психологам и уже упоминавшийся нами в самой первой главе «предел диспозиционально обусловленной надситуационной устойчивости» (см. Хекхаузен, 1986, т. 1, с. 95—97). Во-вторых, нередко мы не обнаруживали вообще никаких значимых связей, или ожидаемые связи не достигали даже минимального уровня статистической значимости. Так спрашивается: ради чего же «городить огород», внедряя гораздо более трудоемкую (хотя бы в вычислительном плане) психосемантическую диагностику, если мы опять же остаемся в тех 1 Эвристичность метафоры «путешествия», кстати, весьма часто признается в самых современных западных исследованиях по так называемому «концептуальному картированию» (conceptual mapping — Hammond, Allinson, 1991). же пределах точности прогноза критериального показателя, как и в случае традиционной (объектной) диагностики черт личности? Множественность причин в трансформациях ПСП Уже в ходе обзора позитивных результатов мы старались понять природу факторов, снижающих валидиость психосемантических методик: наличие или отсутствие устойчивой доминантной мотивации у испытуемого, широта охвата крайних случаев в экспериментальной выборке и другие. Но самое главное, что важно здесь особо подчеркнуть: низкую валидность использованных показателей во многом объясняет уже упомянутая разнородность выявленных нами факторов, детерминирующих значение этих показателей. Как уже говорилась, на PC одного и того же фактора (или на показатель сцепления двух заданных факторов) одновременно, но в противоположных направлениях могут влиять и содержание прошлого опыта, и актуальная мотивация испытуемого, и его позиция в ЛСП («точка зрения»), и его «Я-образ», и самооценка. Нет никаких методологических оснований ожидать, чтобы мы могли произвольно отключать воздействие одних «шумовых» факторов из перечисленных выше для максимально точной регистрации других или чтобы действие всех факторов на наши показатели совпадало по направлению. В результате в одной и той же экспериментальной ситуации у разных испытуемых складывается совершенно разный баланс в соотношении этих факторов, и индивидуальные трансформации ЛСП не могут нести в себе достаточной информации об этих факторах: одно и то же повышение значения определенного показателя у двух разных испытуемых может возникнуть по совершенно разным причинам. Смысл приведенного здесь рассуждения схематически проиллюстрирован на. рис. 39. Попытка превратить эмпирическое следствие в индикатор одной из возможных причин сродни распространенной логической ошибке, когда на основании истинной импликации в одну сторону (по формуле «Если А, то Б»), ошибочно полагают истинной импликацию в противоположную сторону (по формуле «Если Б, то А»). Да, наличие у субъекта выраженного доминирующего мотива может выразиться в появлении в его индивидуальном ЛСП соответствующей по смыслу главной факторной оси, но обратное неверно: из того факта, что у какого-то испытуемого выявлен определенный главный фактор, еще нельзя сделать вывод о том, что за этим лежат именно особенности его мотивации, за этим могут лежать и другие причины — как минимум, те психологические инстанции, которые показаны на схеме 40. Аннотированные исследования с положительными результатами в большинстве своем объединяла одна особенность — они были практически однофакторными либо по самой своей организации, либо по результатам (исключение, пожалуй, составляет лишь ТЮФ): как правило, выявлялась связь между каким-то структурным параметром ЛСП и каким-то одним Рис. 40 Схематическая иллюстрация множественности причинных факторов, детерминирующих значения структурных параметров Личностного Семантического Пространства. На основании определенных значений этих параметров нельзя однозначно восстановить значения отдельных факторов. критериальным показателем вал ид н ости,.рад и которого вся работа и строилась. Эта особенность типична для так называемой «конфирмативной» стратегии лабораторного исследования, когда план эксперимента целиком подчиняется проверяемой гипотезе и «шумовые» факторы просто сознательно изолируются (см. Готтсданкер, 1982). В области же многофакторной диагностики личности более адекватной является «эксплоратив-ная» стратегия факторно-корреляционного исследования, когда зависимые, регистрируемые переменные не фиксируются и не контролируются искусственно, алишь регистрируются на больших выборках. Как уже говорилось в первой главе, самое подробное обоснование применения такой методологии в эмпирических исследованиях личности разработал Р. Кэттэлл {Cattell, Klein, 1977). Означает ли все здесь перечисленное, что мы должны отказаться от самой идеи диагностического применения психосемантических методик как тестов, от всяких попыток формализованно-измерительной диагностики с использованием структурных параметров ЛСП? А отказавшись, вернуться к интуитивно-идеографической интерпретаций каждого ЛСП с учетом всевозможных внешних (клинических) сведений об индивидуальности испытуемого? Напомним, что Анна Анастази относит, например, тест конструктов и СД к феноменологическим техникам {Анастази, 1982), а Ли Кронбах — к техникам «исследования случая» (case study — Cronbach, 1970), что означает в конечном итоге отказ от использования стандартизированных параметров. В этом случае результаты проделанной нами методической работы Moiyr использоваться только как некое справочно-методиче-ское пособие для построения в каждом случае своеобразной «теории одного случая». А выявленные и перечисленные в этой главе закономерные связи между параметрами ЛСП и психологическими свойствами индивида могут учитываться не столько для диагностики, сколько, например, для проектирования корректных процедур сбора и анализа экспертных оценок. В корректной методике экспертных оценок перечисленные здесь психологические факторы выступают в своей вредной ипостаси — как источники искажений и снижения точности экспертных оценок. В корректной методике, по-видимому, они должны быть выявлены, учтены и каким-то образом сбалансированы или исключены. ПОИСК КОСВЕННЫХ СВЯЗЕЙ КОНСТРУКТОВ И ЧЕРТ Но все же нам представляется, что ставить точку в изучении возможности диагностического применения психосемантических методик слишком рано. Слабое соответствие результатов теста конструктов результатам личностного вопросника может быть проинтерпретировано не только как свидетельство низкой валидности теста конструктов, но как свидетельство низкой валидности самих вопросников. В самом деле, почему мы должны доверять тест-вопросникам, если мы хотим создать инструмент с целью их возможной замены? Идеальная схема проверки конкурентной валидности предполагает возможность сравнения и теста конструктов, и тест-вопросника с результатами по некой третьей «идеальной» методике. К сожалению, нам очень трудно практически организовать такой сбор идеально точных и объективных многомерных данных о личности. На репрезентативной выборке испытуемых на сегодня это сделать просто невозможно. Наилучшим приближением к этому «идеальному» критерию на сегодня являются те оценки, которые дают человеку хорошо знающие его и довольно психологически проницательные люди. Будучи «включенными наблюдателями», такие люди выступают свидетелями не только словесной самоподачи испытуемого в виде возможных самодекла-раций, не только поведения в безобидных ситуациях кулуарного общения, но и совершенных поступков и решений, принятых в значимых и ответственных жизненных обстоятельствах. * К сожалению, до сих в силу организационных ограничений мы не имеем данных, в которых на одной и той же выборке сочетались бы тест-вопросники, ГОЛ и тест конструктов. О том, что такое исследование перспективно, свидетельствует эксперимент, проведенный на базе нашей лаборатории в 1990 году М. А. Тихоновой и по-новому проанализированный нами в 1993 году. Сипа конструктов и ГОП В этом эксперименте 37 студентов 4-го курса факультета психологии выполняли 2 задания с использованием 16 биполярных заданных личностных конструктов, построенных на базе пятнадцати русскоязычных факторов 16РФ (см. табл. 31). Таблица 31 Список биполярных шкал (заданных конструктов), использованный в эксперименте со взаимными описаниями студентов, проведенном М. А. Тихоновой (1990). Названия соответствуют полюсам факторов 16РФ, хотя и приводятся под другой нумерацией. Здесь же дается список репертуарных инструкций, который' применялся М. А. Тихоновой.
основании интеркорреляций в приписывании черт «стимульным личностям»), но и давало источник внешней критериальной информации о личности — «групповую оценку личности» (ГОЛ) по 16 соответствующим параметрам. Во втором задании каждый студент выполнял с тем же списком собственно репертуарный тест конструктов: описывал по семибалльным шкалам значимых других людей, подобранных по 16 инструкциям (вторая часть табл. 31). Таблица 32 В первом задании каждый студент описывал каждого по указанным семибалльным биполярным шкапам. Так как за почти 4 года совместного обучения студенты-психологи уже достаточно неплохо изучили друг друга, то это задание, таким образом, давало нам возможность не только реконструкции ЛСП (на
В табл. 32 приводится реконструированная нами по всем данным (учитывались стимульные объекты и первой, и второй методики) факторная структура биполярных конструктов. Как видим, полученные факторы сравнительно неплохо воспроизводят уже хорошо известную нам Большую Пятерку. Особенность этой факторной структуры состоит в том, что на первое место выдвинулся фактор В5.5 «Интеллектуальной свободы». По-видимому, это можно как-то связать со спецификой ведущей деятельности наших испытуемых и содержанием общения между ними, ведь это студенты, которые общались друг с другом на семинарах и имели возможность оценить прежде всего интеллектуальные качества друг друга. Опять-таки неважно дело обстоит с «Эмоциональной стабильностью». Как это мы уже знаем по методике КСП-240 (см. 4.1), вместо «Эмоциональной нестабильности» мы имеем дело в данном случае скорее с инфантилизмом. Именно с этими факторами в дальнейшем была проделана значительная по своим вычислительным затратам работа. Обработка двух «кубов» данных 37 * 37 * 16 и 37 * 16 * 16 производилась с помощью программной системы ЭКСПАН. Для каждого испытуемого составлялось два профиля ГОЛ — по первичным шкалам (из 16 компонент) и по 5 факторам. Это достигалось путем расчета средних арифметических для каждой шкалы по всем наблюдателям, оценившим данного испытуемого. Надежность полученных профилей измерялась путем расчета согласованности оценок наблюдателей. Практически для всех первичных шкал интегральная Альфа-согласованность оказалась выше 0,9 (исключение составили шкалы «правдивый — обманщик» и «проницательный — поверхностный»), и только для 5 «стимульных личностей» из 37 она оказалась ниже 0,9 (но выше 0,8). Это позволяет рассматривать полученные профили ГОЛ как достаточно надежные портреты испытуемых. Интересно, что их корреляция с самооценкой (0,45) показывает, что в этих портретах заключается информация, не совпадающая полностью с «образом-Я» испытуемых. Для каждого из 37 испытуемых реконструировались индивидуальные факторные пространства. Число полученных факторов варьировало от 4 до 6 со средним значением 5. Рассчитывались коэффициенты конгруэнтности между индивидуальными и срупповыми факторами, приведенными в табл. 32. Оказалось, что только у 7 испытуемых из 37 более или менее однозначно воспроизводятся все 5 групповых факторов; у большинства испытуемых 2, 3 и даже 4 фактора серьезно трансформируются — сливаются между собой или вообще исчезают как самостоятельные пучки параметров. Попытки выяснения того, связана ли устойчивость групповых факторов в индивидуальном сознании с баллом испытуемого по этому фактору, не дали никаких значимых связей. Точно так же фактически не было получено устойчивых корреляций между баллами ГОЛ и тенденциями к сцеплению тех или иных факторов. Ряд подобных значимых корреляций, выявленных на массиве 37 * 37 * 16 из взаимных оценок студентов, не воспроизвелся на массиве реп-теста 37 * 16 * 16 (а именно такая воспроизводимость рассматривалась нами как важнейший показатель так называемой «перекрестной валидности» получаемых закономерностей). Этот отрицательный результат еще раз подтвердил, что превращение формальных показателей сцепления в диагностически ценные параметры требует прежде всего гораздо более семантически репрезентативных списков — больше пунктов па полюсах факторов. Казалось бы, все надежды на получение хотя бы одного позитивного, диагностически ценного результата рассеялись. Но... Затем производился подсчет факторных значений для всех объектов и всех испытуемых. Это дало возможность подсчитать PC не только для первичных конструктов (стандартные отклонения вдоль столбцов индивидуальных матриц), но и для вторичных, т. е. для факторов. В данном случае мы стали рассчитывать все возможные корреляции между PC всех конструктов и баллами ГОЛ по всем шкалам. В табл. 33 дается такая матрица корреляций по массиву взаимных оценок студентов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |