КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трансформации ПСП и идентификация с ропью 6 страница
#221. Вы совершаете много поступков, о которых потом жалеете {больше и чаше, чем другие). #337. Когда Вы что-нибудь делаете, то все время невольно отвлекаетесь. Кластер 3. Пунктов 18. ИНТРОВЕРСИЯ {приводятся не все пункты). #6. На вечерах Вы чаше сидите в одиночку или разговариваете с одним из гостей, а не присоединяетесь к группе.. #8. Когда Вы находитесь в обществе, Вам трудно найти подходящую тему для разговора. #26. Лучше всего Вы чувствуете себя в одиночестве. #38. Вы трудно поддерживаете разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились. #39. В школе Вам было трудно говорить перед всем классом. #49. Вам определенно не хватает уверенности в себе. #69. Вы легко смущаетесь. #95. Выступать или высказываться в присутствии большого числа людей Вам"трудно. #97. Когда это возможно, Вы стараетесь избегать толны. Кластер 4. Пунктов 16. ДЕПРЕССИЯ (МЕЛАНХОЛИЯ). #40. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни. #42. Вам определенно не везет в жизни. #52. Большую часть времени Вам хочется умереть. #54. Вы чувствуете, что у Вас что-то не в порядке с толовой. #64. Вы разочаровались в любви. #100. Обычно люди неправильно понимают Ваши поступки. #109. Вы боитесь сойти с ума. #111. Почти каждый день Вас что-нибудь пугает. #136. Плохое настроение бывает у Вас чаше, чем хорошее. #143. Вы считаете себя обреченным человеком. #158. Вы часто разочаровываетесь в людях. Кластер 5. Пунктов 12. ПАРАНОЙЯ (и сопутствующие симптомы?).. #76. Большую часть времени Вы чувствуете как бы комок в горле, #137. У Вас бывало кровохарканье или рвота кровью. #203. Вы считаете, что против Вас что-то замышляют. #265. Кто-то пытается ограбить Вас. #267. Вы считаете, что за Вами следят. #286, Вас почти все время беспокоит ощущение чего-то постороннего в носу или голове. #304. Ваши руки стали неловкими. • #327. Вашим мышлением кто-то управляет. #338. У Вас бывают приступы астмы или крапивница. #356. Каждую неделю Вам снятся кошмары. #357. Вас пытались отравить. #373. У Вас почти всегда болит голова. Кластер 6. Пунктов 11. АСОЦИАЛЬНОСТЬ (клептомания, психопагия). #78. Иногда Вам хочется затеять драку. #85. Иногда Вас так привлекают чужие вещи, что хочется их украсть, хотя они Вам не нужны. #91. Если с Вами поступают несправедливо, то Вы чувствуете, что должны из принципа отплатить за это. #147- Иногда Вы не могли удержаться от того, чтобы не украсть что-нибудь. #196. Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все делать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы. #207. Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому. #223. Иногда Вам хочется что-нибудь разбить. #234. Временами Вам очень хочется нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить. #319. Иногда Вы не уступаете людям не потому, что дело действительно важное, а просто из принципа." #341. В детстве Вы одно время совершали мелкие кражи. #349. Иногда Вы так настаиваете на чем-нибудь, что люди начинают терять терпение. Кластер 7. Пунктов 10. НЕАДЕКВАТНАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ МОЗГА {шизоидная утрата чувства реальности, галлюцинирование). #23. Часто Вы чувствуете! как будто вокруг все нереально. #28. Временами Вы чувствуете, что Вами управляет какая-то злая сила. #94. Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать. #128. Вам часто хочется снова стать ребенком. #141. Иногда Вы боитесь некоторых предметов или людей, хотя и знаете, что они Вам никак не yipoxaiOT. #199. Вы часто видите сны, о которых лучше не рассказывать. #231. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать. #232. Временами Вы ощущаете странные запахи. #247. С Вами происходили (или происходят) странные вещи. #350. Иногда Вам приходят в голову странные, необычные мысли. Кластер 8. Пунктов 9. «ПРОСТИТЕЛЬНЫЕ ГРЕХИ» (пункты, входящие с обратным ключом в шкалу лжи). #50. Иногда Вы с удовольствием слушаете неприличные анекдоты. #59. Временами Вам так нравилась ловкость какого-нибудь преступника, что Вы надеялись, что его не поймают. #65. Если Вам не грозит штраф, то Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено. #120. В гостях Вы держитесь за столом лучше, чем дома. #163- Иногда Вам хочется выругаться. #240- Иногда Вы немного сплетничаете. #270. Если у Вас есть возможность получить что-нибудь дефицитное и очень Вам нужное без очереди, по знакомству, то Вы этим воспользуетесь. #328. Когда несколько человек попадают в неприятную историю, им лучше условиться, что потом говорить. #360. В игре Вы предпочитаете выигрывать. Кластер 9. Пунктов 9. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ (цинизм). #33. Большинство людей заводит знакомства потому, что друзья могут оказаться полезными. #34. Большинство люден честны главным образом потому, что боятся попасться. #37. Обычно люди требуют больше уважения к своим правам, чем сами уважают чужие права. #133, Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи. #148. Мало кто искренне старается помочь другим, если это связано с неудобствами. #164. Безопаснее никому не доверять. #188. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей. #218. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным способом. #226. Вы считаете, что большинство людей не остановятся перед тем, чтобы солгать в своих интересах. Кластер 10. Пунктов 9. «АПАТИЯ (ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ)». ' #4. Вас не беспокоит желание стать красивее. #60. Ваша внешность никогда не вызывает у Вас беспокойства. #117. Вы полагаете, что было бы лучше отменить почти все законы. #{19. Если у кого-нибудь из Вашей семьи были бы неприятности из-за нарушения закона, то Вас бы это не особенно волновало. #131. Сейчас Вы не полнеете и не худеете.: #139. Вам довольно безразлична Ваша дальнейшая судьба. #220. В семье Вы совершенно независимы, и Вам не приходится придерживаться установленных в ней порядков. #271. Вам скучно слушать разговоры о модах. #280. Вам безразлично, что думают о Вас другие. Кластер II. Пунктов 8. ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. #102. Вашей семье не нравится специальность, которую Вы себе избрали (или собираетесь избрать). • #132. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам. #190. В Вашей семье отношения менее теплые и дружеские, чем в других. #250. Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств. #262. Вы считаете, что Вас часто незаслуженно наказывали. #264. Ваши родные обращаются с Вами, как с ребенком, а не как со взрослым. #274. Время от времени Вы испытываете ненависть к членам своей семьи, которых обычно любите. #281. Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома. Кластер 12. Пунктов 8. СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ. #3. В детстве Вы играли в «классы». #32. Вы вели дневник. #122. Было время, когда Вам нравилось играть в куклы. #181. Вы любите собирать цветы или выращивать их дома. #213. Вам хотелось бы работать цветоводом.. #302. Вам часто хотелось быть женшиной, а если Вы женщина, то никогда об этом не жалели. #332. Если бы Вы были художником, то охотно рисовали бы цветы. #362. Вы охотно читаете книги о любви. Кластер 13. Пунктов 7. «СНИЖЕНИЕ МОЗГОВОГО ТОНУСА». #13. Временами Ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно. #79. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу. #159. Когда Вам что-нибудь говорят. Вы часто тут же это забываете. #204. У Вас были случаи, когда Вы вдруг вынуждены были прервать работу или другое занятие и не понимали, что происходит вокруг. #243. Вы не раз замечали, что незнакомые люди смотрят на Вас критически. #353. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно. #365, Вы очень часто не в курсе дел и интересов тех людей, которые Вас окружают. Кластер 14. Пунктов 7. ДИСТОНИЧЕСКИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ. #77. Вы часто чувствуете в разных местах тела жжение, покалывание, «ползанье мурашек». #166, Раз в неделю (или чаще) без причины Вас вдруг «обдает жаром». #178. Находясь в закрытом помещении, Вы чувствуете некоторое беспокойство. #197. В некоторых местах Вашего тела кожа немеет. #308. Часто у Вас звенит или шумит в ушах. #329. У Вас почти все время пересыхает во рту. #375. Часто у Вас бывают подергивания в мышцах. Кластер 15. Пунктов 6. НЕПРЕЗЕНТАБЕЛЬНЫЕ СОМАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ.. #17. Раз в неделю (или чаще) Вас беспокоит неприятное ощущение в верхней части живота (под ложечкой). #227. Временами, когда Вы смущены, Вы сильно потеете, и это Вам очень неприятно. #279. Иногда у Вас пропадает или изменяется голос, даже если Вы в это время не простужены. #289. Вы часто потеете, даже в прохладную погоду. #346. 'Вас часто беспокоит желудок. #376. Несколько раз в неделю Вас беспокоит изжога. Кластер 16. Пунктов 6. «МУЖЕСТВЕННОСТЬ... #25. Если Вы видите мучения животных, то это Вас не особенно трогает. #31. Вы любите популярную литературу по технике. #61. Вам понравилась бы работа инженера-строителя. #92. Если бы Вы были журналистом, то предпочли бы писать о спорте. #121. Вам понравилась бы военная служба. ' #241. Вы любите футбол. Кластер 17. Пунктов 6. БОЛЕЗНЕННЫЕ СИМПТОМЫ. #15. У Вас бывает сильное сердцебиение, и Вы часто задыхаетесь. #45. Часто у Вас бывает чувство, как будто голова сжата повязкой или обручем. #46. Часто у Вас холодеют руки и ноги. #105. Временами Вас беспокоят тошнота и позывы на рвоту. #134. Когда Вы что-нибудь делаете, то часто замечаете, что у Вас дрожат руки. #135- Нередко у Вас бывают головокружения. Кластер 18. Пунктов 6. БЕСПРИЧИННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ НАСТРОЕНИЯ. #51. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача. #161. Иногда без причины (или даже при неприятностях) у Вас бывает приподнятое настроение, чувство радости. #277. У Вас бывают периоды, во время которых Вы необычно веселы без особой причины. #335. Вы помните периоды, когда у Вас был такой прилив сил, что казалось, можно было обходиться без сна по несколько суток подряд. #339- Бывало, что Вы подвергали себя опасности из любви к риску. #354. Бывает, что Вы громко смеетесь без причины. Сравнение результатов кластеризации пунктов 16РФ и ММИЛ показывает, что в случае ММИЛ мы получаем гораздо больше интерпретируемых многочисленных кластеров, то есть пункты ММИЛ гораздо в большей степени подвержены определенным тематическим группировкам. На соответствующем уровне пороговой корреляции (0,09) в случае 16РФ нами было выявлено лишь 11 кластеров, а в данном случае — 18. 18 выявленными кластерами оказались охвачены 247 пунктов из 377 (это почти две трети). Такой процент охвата пунктов является недости- жимым для факторного анализа. Этот результат — еще одно свидетельство о пользе таксономического (непараметрического) подхода при конструировании факторных шкал в личностных вопросниках. Возможно, что специалисты, имеющие значительный, опыт клинического применения теста ММИЛ, найдут в выделенных нами кластерах какой-то особый, более глубокий смысл, но мы хотели бы отметить здесь три факта, которые нам представляются несомненными. 1. Первые наиболее представительные (по числу пунктов) кластеры явно перекликаются с той самой «банальной» типологией темперамента, которую мы уже констатировали в случае кластерного анализа пунктов 16РФ. То есть опять же это кластеры, сгруппировавшиеся по фасеткам (секторам) в пространстве двух главных факторов темперамента: «Экстраверсия — Интроверсия», «Невротизм — Эмоциональная стабильность». При интерпретации этих кластеров вполне применима, с нашей точки зрения, и схем? КСИТ — «когнитивно-ситуационная интерпретация темперамента». 2. Ряд более мелких кластеров явно сгруппировался на основе того обыденного субъективного смысла, который испытуемые усматривают в соответствующих суждениях. Можно без особого преувеличения сказать, что мы здесь имеем дело с таксономией (классификацией) различных жалоб: на испорченные нравы в обществе (кластер 9), на плохие отношения в семье (кластер 11), на утрату интереса и смысла жизни (кластер 10), на различные соматические симптомы, в разной степени доставляющие неприятности по уровню болезненности и социальных неудобств (кластеры 14, 15, 17), на малообъяснимые явления в собственной психической жизни (кластеры 6, 18). 3. Суждения, относящиеся к служебным шкапам MMPI (лжи, истинности, коррекции), рассыпались по различным кластерам, пожалуй, за исключением кластера 8, которому мы дали условное название «Простительные грехи», в котором собраны многие суждения из шкалы лжи (но добавлены и новые, в чем, как нам представляется, есть несомненная польза от нашего исследования). Собственно, такой результат нельзя считать неожиданным, так как пункты из служебных шкал F и К (истинности и коррекции) и в исходной версии теста обладают сложным многофакторным ключом — входят не только в служебные шкалы, но одновременно и в диагностические (рабочие) шкалы. Таким образом, категориальная система сознания испытуемых все-таки явно играет если не ведущую, то далеко не последнюю роль в том, как испытуемый структурирует свои ответы на вопросы MMPI. Определенные группировки вопросов явно соответствуют не столько медико-психиатрической теории синдромов, сколько довольно обыденным житейским представлениям о том или ином классе «проблем» («забот». «неурядиц, «беспокойств»). Хотя, по-видимому, существуют и классы (как например, номер 5, интерпретированный нами как «Паранойя»), явно включающие пункты, объединение которых не объяснимо с точки зрения житейской психологии. В целом кластерный анализ пунктов MMPI приводит к трем выводам относительно этой методики. 1. Как универсальная характерологическая методика, MMPI позволяет диагностировать по сути те же самые факторы, которые наиболее устойчивым образом описаны в системе Большая Пятерка. 2. Специфические факторы и кластеры перечня MMPI отражают его направленность на более глубокое изучение медико-психологической симптоматики, они структурируют семантику жалоб пациентов на собственные психические и физиологические проблемы. 3. Методика MMPI требует более доверительных отношений между испытуемым и диагностом, и в их отсутствие она в меньшей степени защищена от попыток испытуемого (способного контролировать свое поведение во время тестирования) фальсифицировать результаты. Но не будем отвлекаться в этом контексте на слишком практические рекомендации, неуместные в этой теоретико-экспериментальной, академической по своей направленности работе. Здесь нам важно подчеркнуть, что при выполнении личностных тестов в сознании испытуемого (и даже более — в подсознательном слое автоматических умозаключений) реализуется весь спектр когнитивных процессов, связанных с взаимосоотнесением оценки ситуации, самооценки, атрибуции стилевых и моти-вационных черт и экспериментатору, и себе, и своим поступкам, совершенным в прошлом и служащим прототипической основой для ответа на вопросы, обращенные в прошлое, и своим возможным поступкам, которые ожидает индивид от себя в будущем. При этом реальный психофизиологически обусловленный тип темперамента испытуемого неизбежно переплетается с процессами оценки внешних условий жизнедеятельности и самооценки своего потенциала. Да, конституциональные сангвиники чаще имеют тенденцию высоко оценивать себя и низко оценивать преграды, но это не значит, что человек с меланхолическим темпераментом в какой-то сфере жизнедеятельности, в которой он обладает высокой компетентностью (например, в сфере науки или искусства) не может проявить «ситуационной сангвиничнос-ти»: при этом он также высоко оценивает себя и низко оценивает преграды на своем пути и в этот момент ощущает себя сангвиником, что позволяет ему мобилизовать значительные эмоционально-волевые ресурсы для успешной деятельности.
Глава 5 ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ В этой последней главе отражены результаты проверки конкретных экспериментальных гипотез (вторая группа гипотез исследования), а также примеры использования модельных представлений и наработанного методического инструментария в некоторых прикладных работах. В предыдущей главе мы рассматривали сходство S- и Q-данных на общепсихологическом структурном уровне (при усреднении испытуемых), а в этой главе — их связь на дифференциально-психологическом, или диагностическом уровне — на уровне отдельных испытуемых и различий между ними. ОЛНОФАКТОРНЫЕ ИССПЕДОВАНИЯ Как уже отмечалось во введении, мы начали работу по проверке ва-лидности психосемантических методик задолго до того, как были получены первые существенные результаты по двум наиболее важным методическим проектам — таксономии личностных черт и разработке базисного вопросника (см. главу 3). Конечно,_первые проведенные нами эксперименты в силу указанного обстоятельства отличались невысокой степенью семантической репрезентативности используемого материала и подобранной системы шкал. Тем не менее положительные результаты этих первых экспериментов послужили для автора стимулом, вдохновившим на всю дальнейшую работу в указанном направлении. Различающая сипа факторов (РСФ) В этом параграфе попробуем кратко суммировать основные результаты, ранее уже опубликованные в отдельных статьях и сообщениях, а также в монографии 1983 года (Шмелев, 1983а). Конечно, система операциональных терминов со времен проведения этих экспериментов претерпела определенные изменения. Некоторые из полученных ранее результатов имеет смысл сегодня проинтерпретировать несколько по-иному — в контексте новых достижений. Например, одним из центральных операциональных понятий на протяжении многих лет явилась так называемая «различающая сила фактора» (сокращенно РСФ): степень дифференциации объектов вдоль определенной координатной оси субъективного семантического пространства. Но нередко этот показатель операционально сводился к оценке значимости фактора, что тем самым оказывалось практически не мерой дифференциации (мерой поляризации «квазивещества» семантического пространства по полюсам оси), но мерой интеграции — емкости неявного вторичного конструкта (так как вес фактора, как мы знаем, отражает количество скоррелированных между собой шкал, или первичных конструктов). Поэтому для использования «различающей силы» фактора именно как меры дифференциации корректнее рассчитывать дисперсию факторных значений объектов, а не вес самого фактора. РСФ и социометрический.выбор Б одном из самых первых наших экспериментов, проведенных, с одной студенческой группой факультета журналистики МГУ (Шмелев, 1979; см. также § 3.2 в монографии Шмелев, 1983а) мы рассчитывали РСФ именно как дисперсию факторных значений. В терминах гипотезы 2.4 мы действительно выявили наличие тенденции к так называемой «мотивационной дифференциации»: проекция вектора социометрического выбора1 на ось фактора «Моральность» оказалась значимо скоррелированной с РСФ этого фактора личностного семантического пространства (ЛСП). Но подобной значимой связи для фактора «Деловой потенциал» (интегральное сцепление Активности + Организованности + Интеллекта) мы не обнаружили. Не приводит ли могивационная дифференциация по одному фактору к мотивационному сцеплению по другому? Не этими ли реципрок-ными соотношениями структурных тенденций дифференциации-интеграции мы можем объяснить наличие связи по одному фактору и ее отсутствие по другому? К сожалению, для проверки такой более сложной зависимости имевшийся тогда в нашем распоряжении массив данных не был достаточно представительным. После накопления опыта многочисленных частных исследований с использованием техники СД и репертуарных решеток стало очевидным, что 1 Члены студенческой группы, кроме оценки сходства и приписывания черт, параллельно выполняли социометрический выбор: указывали, кого из группы они хотели бы видеть в обновленном составе своей учебной группы. При этом вектор выбора строился от начала координат ЛСП к точке, являющейся центром облака точек, изображающих в ЛСП предпочитаемых индивидов. следует различать «различающую силу» для отдельных конструктов (шкал) и PC для интегративных факторов. При оценке РСФ (для факторов) диагностический смысл несет не отдельный показатель, вырванный из контекста, а строение всей факторной системы. Например, высокое значение PC первого фактора при низких значениях PC для остальных факторов указывает не на дифференцированную, а на упрощенную структуру семантического пространства индивида, к которой вполне применимо заключение о так называемой «оценочной поляризации». Традиционный подход, основанный на расчете корреляций PC отдельных факторов с критериальным показателем (критерием валидности), не учитывает того места, которое занимает данный фактор в иерархии других факторов в сознании индивида. Отсюда и низкие значения ожидаемых корреляций. РСф u хронический стресс Однако в ряде случаев нам удавалось получить значимые интерпретируемые корреляции и при использовании такого традиционного подхода. Например, при использовании особой процедуры измерения РСФ для так называемых «конструктивных факторов» {Шмелев, 1983а, § 3.4) на материале методики оценки сходства жизненных стилей подтвердилась ожидаемая связь между хроническим физиологическим стрессом (в качестве его индикатора рассматривался уровень артериального давления) и PC фактора «стремление к продвижению и признанию»: у испытуемых с высоким артериальным давлением была обнаружена тенденция к более сильной поляризации жизненных стилей по параметру «стремление к продвижению и признанию» {Кондратьева и др.,1980). Получение подобных значимых связей вполне объяснимо в контексте только что предпринятого нами различения: данная методология"вполне срабатывает, когда мы можем с ее помощью у определенной подгруппы из обследуемой нами выборки индивидов обнаружить определенную «ведущую мотивацию» (являющуюся, как это известно из теоретико-деятельно-стного подхода к личности, основанием для формирования «ведущей деятельности» — Леонтьев, 1975). Именно в этом случае интересующий нас фактор становится «ведущим» —доминирующим основанием различения объектов, осью поляризации ЛСП. В эксперименте А. С. Кондратьевой среди инженеро-технического управленческого персонала подвыборка из 30 «стрессированных» испытуемых специально подбиралась на основании медицинских данных и в силу этого соответствовала указанным ожиданиям: для многих испытуемых из этой подгруппы оказалась характерна неудовлетворенность, фрустрированность карьеристской мотивации, превращающаяся в устойчивую доминанту и на ментальном (ведущий фактор в ЛСП), и на физиологическом уровне. Как показали факторный и кластерный анализы структуры межличностных оценок и самооценок, этим испытуемым оказалось свойственным сцепление факторов «деловой» и «мо- ральной» оценки личности с образованием супердоминантного негативного стереотипа «аморальный-никчемный» {Кондратьева, Шмелев, 1983). Однако следует сразу же подчеркнуть, что ценности о-мотивацио иная ориентация личности не является единственным источником пояа!ения межиндивидуальных различий в структуре ЛСП. И другими исследователями, и в наших работах выявлено значительное влияние такой структурно-динамической особенности, безотносительной к направленности деятельности, как когнитивный стиль. В спланированном под нашим методическим руководством эксперименте С. Э. Габидулиной было показано, что при выделении крайних групп по параметру экстраверсии-интроверсии (тест-вопросник Ай-зенка) можно получить интерпретируемые различия категориальных семантических пространств, опосредующих восприятие городской среды {Габи-дулина, 1991). Этот результат перекликается с взглядами многих последователей известной типологии К. Юнга, представленной в тестах типа MBTI, Кейрси, в работах по так называемой «соционике». РСФ и диапазон выборки Когда мы организуем обычный лабораторный дифференциально-психологический корреляционный эксперимент на так называемых «нормальных добровольцах» (см. обзор исследований этого феномена в книге Шихирева, 1979), то есть никак не предваряем подбор испытуемых какими-то критериями, в этом случае среди разношерстной и, как правило, небольшой по численности выборки весьма трудно ожидать появления хотя бы двух испытуемых с родственной ментальной «доминантой» — одним и тем же ведущим фактором семантического пространства. Отсюда, по-нашему мнению, и проистекают неудачи и некоторых наших, и зарубежных лабораторных исследований валидности психосемантических методик. Наиболее заметным среди известных нам немногих западных экспериментов указанного типа является исследование Дж. Кантора {Cantor, 1976). Дж. Кантор проводил тест личностных конструктов (ТЛК) в традиционном келлианском репертуарном варианте. В этой работе не удалось обнаружить значимых связей между PC личностных конструктов (или, как это называл автор, «выпуклостью измерений» — salience of dimensions) и появлением соответствующих мотивационных тем в проективном тесте ТАТ. Насколько это нам удалось понять из описания методики, примененной в этом исследовании, PC конструктов, отнесенных экспертами к определенным мюрреевским «мотивационным темам», принятым для анализа рассказов по ТАТ (см. на русском языке Соколова, 1978), соотносились с выраженностью соответствующих тем в самих рассказах ТАТ вне учета их места в иерархии других конструктов. То есть анализ производился не для ведущих конструктов, а для всех, включая фоновые. А если бы анализ производился только по ведущим конструктам, то неудача, по-видимому, была так же неминуемой в силу того, что у разных испытуемых эти ведущие конструкты являются разными, и для статистического вывода просто не хватило бы материала. Это обстоятельство, а также отсутствие четкой эмпирической типологизации испытуемых по критериальному показателю и обусловило, по-видимому, низкий уровень эмпирической валидности в данной работе. Эту причину появления отрицательных результатов в подобных, исследованиях мы считаем логичным связывать с эффектом узкого «диапазона выборки» (см. об этом понятии подробнее уАшстази, 1982). Для данного типа работ (ориентированных на выявление очень тонких и многообразных связей) нужны гораздо более разнообразные выборки. Мотивационные конструкты: ТАТ и ТЮФ В одной из наиболее ярких работ, проведенных под нашим руководством и посвященных конвергенции психосемантических и традиционных проективных техник, — эксперименте В. С. Баб иной -Б олды ревой* (Бабина, Шмелев, 1987) — материалы 25 протоколов ТАТ анализировались двумя независимыми экспертами с простой конечной задачей —■ по возрастанию значимости упорядочить всего Три мотивационные темы: «сексуальные отношения», «карьера», «агрессия-самозащита». Параллельно значимость этих тем оценивалась с помощью психосемантической методики Тест Юмористических Фраз (ТЮФ). В ТЮФ значимость темы сводится к очень простому формальному индексу -— численность соответствующего класса фраз, сформированного испытуемым в ситуации свободной классификации1. Успеху эта попытка конвергентной валидизации, по-видимому, обязана не только более ясной мотивационной интерпретации лексического материала (фразы специально подбирались из многих сотен для соответствующих диагностических целей), но и не в последнюю очередь благодаря стратегии фиксации порядковых (иерархических) отношений в структуре диагностических показателей. Средняя корреляция ранговых профилей по трем темам оказалась 0,89 (столь высокая, так как тем было всего три). Методика ТЮФ — пример интересного по замыслу инструмента, который, несмотря на обретенную популярность (высокий индекс цитирования, включая такие издания, как «Словарь-справочник по психодиагностике» Бурлачука, Морозова, 1999; высокий индекс продаж по каталогам санкт-петербургского предприятия «Иматон»), оказался, увы, слишком чувствителен к фактору смены в России общественного строя и общественных настроений в 90-е годы. Сейчас ведутся работы по созданию абсолютно новой версии этой методики — на базе новых афоризмов, стихийно собранных в Интернете (см. раздел «Психоигротека» на сайте http://www.ht.ru). Уже 1 В данном случае повышение численности какого-то тематического класса мы интерпретировали как повышение субъективного веса (значимости) определенного мо-тивационного конструкта. первая сотня собранных протоколов показала, что прежняя тематическая структура больше не существует, и всю работу по валидизации методики следует проводить заново. Номинирующие факторы и L-данные
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |