КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И М. А. Джерелиевской (1991). Названия соответствуют полюсам факторов 16ЛФ. 2 страница
Таблица 33
Таблица 33 (окончание)
Обычно мы рассчитывали только связи между PC и «акцентуацией» одноименной диагностической шкалы, что в данном случае относится только к 16 показателям, стоящим по главном диагонали табл. 33. Здесь же мы имеем на порядок больше данных. И прежде всего за счет так называемых «косвенных» связей — между PC одних конструктов и «пиками» ГОЛ по другим шкалам. Первый столбец этой таблицы можно интерпретировать так (учитываются только значимые корреляции, помеченные звездочками): по уму своих однокурсников в большей степени различают студенты, которых характеризуют следующими чертами: «реалист, честолюбивый, смелый, общительный, доминирующий». Второй столбец содержит данные PC по агрессивности: «доминирующий, дальновидный, смелый». Далее по организованности: «темпераментный, общительный». По замкнутости: «реалист, доминирующий». По избалованности: «незаурядный». Таким образом, в каждом столбце мы находим своего рода диагностический «ключ», с помощью которого с определенной степенью точности мы можем восстанавливать на основании параметров «различающая сила» (PC) конструктов показатели черти испытуемых по ГОЛ. Но может быть, и эти связи случайны? Хотя многие из них выглядят содержательно весьма правдоподобными. Для строгого ответа на этот вопрос мы прибегли, как это уже говорилось выше в отношении показателей сцеплен-ности факторов, к перекрестной валидизации {Анастази, 1982, с. 197, т. 1): проверяли, насколько воспроизводятся эти результаты не только при оценивании однокурсников, но и при оценивании значимых других — в репертуарном тесте. Мы рассчитывали матрицу корреляций для pen-теста, аналогичную той, которая дается для взаимных студенческих оценок (см. табл. 34). Таблица 34
Таблица 34 (окончание)
Уже на глаз заметно сходство этих табл. 33 и 34 — звездочки располагаются примерно в тех же клетках, и знаТси особенно значимых связей совпадают. Мы просчитали близость этих таблиц с помощью коэффициентов конгруэнтности. Неустойчивыми наши «ключи» оказались только для 6 столбцов из 16: «робкий, организованный, общительный, мечтательный, доминирующий, незаурядный». Может быть, если нам удастся привлечь к подобному эксперименту более разнообразные (по характеру деятельности) группы испытуемых, мы сможем получить устойчивые ключи и для этих конструктов. Во всяком случае, полученный в этом эксперименте позитивный результат — наличие устойчивых множественных значимых связей между PC конструктов и поведенческими чертами испытуемых — не позволяет нам закрыть как бесперспективную идею поиска принципов построения диагностического стандартизованного теста конструктов. Объяснение диагностичности косвенных связей Почему же вдруг «заработали» именно косвенные связи? Гипотетическое объяснение может выглядеть так. Прямые связи каким-то образом более подвержены контролю со стороны цензуры сознания? А тут мы видим, что по уму других людей больше склонен различать не «умный» и не «ограниченный», а «доминирующий». Именно доминирующий мотивирован на подобное различение, которое требует известной «смелости», «честолюбия» и одновременно «реализма». Это также означает, что «трусливые» и «прекраснодушно-наивные» люди по уму дифференцируют людей меньше. Интересно, что для более интегративных факторов мы не получили подобного результата. Хотя обращает на себя внимание, что при оценке студентами друг друга (табл. 33) именно различение по деятельно- стно-значимому фактору «Интеллектуальная свобода» оказалось проективным. Растущие мощности вычислительной техники уже сделали возможным анализ более мощных массив и расчет гораздо больше числа косвенных связей между конструктами и чертами личности. Косвенные связи в проективном «Фототесте» Как уже говорилось выше, в эксперименте с фотопортретами (Джере-лиевская, Шмелев, 1991) на индивидуальном уровне были обнаружены значимые связи между отдельными фактами приписывания или неприписывания отдельной черты отдельным фотопортретам и подъемом профиля по определенным факторам личностного вопросника (чаще всего по факторам, по смыслу не совпадающим с содержанием черты). Позднее на этом принципе была построена оригинальная компьютерная проективная методика «Фототест», в которой испытуемые приписывают 50 фотопортретам наших соотечественников характеристики с полюсов В5, а выводы делаются о наличии определенных отклонений по факторам 16РФ (эти связи устанавливались уже на представительных выборках в несколько сотен испытуемых). При построении косвенных связей «Фототеста» и факторов 16РФ мы анализировали уже не матрицы порядка 16 * 16, как в табл. 33 и 34, а матрицы 300 * 16, где 300 — число пар во всевозможных сочетаниях между 50 портретами и 6 шкалами «Фототеста» (в качестве шестой, кроме Большой Пятерки, здесь используется шкала «нравится — не нравится»). Ключ к проективному фототесту строился только на основании тех связей, которые показывали устойчивость к расщеплению выборки пополам — были значимы и на одной, и на другой половинах выборки испытуемых (требование «перекрестной валидизации»1)- Понятно, что систему подобных диагностических индикаторов, как в проективном Фототесте, следует скорее считать «точечной» (свойственной для так называемых низкоагрегированных семантических моделей — см. Шмелев, 1990а), чем как-либо связанной со структурными свойствами интегральных факторов ЛСП (с высокоагрегированными моделями). 1 При применении подобной стратегии, которую иногда называют в западной литературе fishing («рыбная ловля»), всегда есть риск посчитать значимыми чисто случайные связи. Легко видеть, что из 4800 коэффициентов корреляции (300 * 16) примерно 240 коэффициентов оказываются значимыми (превосходят уровень р < 0,05) совершенно случайно — по закону случайного разброса возможных значений эмпирического коэффициента корреляции. При построении «Фототеста» мы получили первоначально 407 значимых корреляций, из которых 292 выдержали проверку на перекрестную вали-дизацию. Проективную методику «Фототест» (см. аннотацию на сайте www.ht.ru) мы не рекомендуем использовать изолированно, а лишь в сочетании с вопросником 16РФ — в качестве дополнительной возможности выявить, а не существует ли противоположных отклонений от нормы по определенным факторам профиля в данных самоотчета и в косвенных проективных данных (которые гораздо труднее сознательно контролировать). КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭКСПЕРТОВ Независимо от того, насколько эффективным оказывается матричный подход для личностной психодиагностики, он уже сегодня дал несомненно очень ценную информацию для совершенствования метода экспертных оценок. В самом деле, когда мы приглашаем экспертов, мы вынуждены доверять тому, что их регалии обеспечат высокую точность те* оценок, которые эти эксперты выносят объектам. А вдруг эксперты все-таки заблуждаются? Как же проконтролировать экспертов? Компетентность и согласованность Один из стандартных подходов в ответе на этот вопрос состоит в том, чтобы применить метод согласования — проверить согласованность оценок, данных независимыми экспертами. Именно эта возможность реализована нами в программной системе ЭКСПАН, которая позволяет рассчитывать согласованность между экспертами буквально всеми возможными способами, какие позволяет применить куб данных: • в целом по всем ячейкам матрицы «объект-признак»; • по отдельным признакам (критериям, шкалам); • по отдельным объектам (понятиям, событиям); • отдельно для каждой комбинации «объект-признак». Программа ЭКСПАН ранжирует всех экспертов по убыванию степени согласованности их индивидуальных оценок с совокупным мнением остальных экспертов. Эти данные дают возможность существенно повысить надежность так называемого «взвешенного коллегиального решения»1 — после отсева экспертов, оценки которых оказались заведомо рассогласованными с мнением большинства, альфа-коэффициент надежности по отдельным критериям возрастает до требуемых величин (0,9 и выше). Но тут же возникает вопрос; а как связаны между собой согласованность и размерность субъективного пространства? Ведь если мы сможем оценивать компетентность только на основе индивидуальных данных об одном эксперте (без привлечения целого коллектива, для которого нужно рассчитывать согласованность), то это резко повысит экономичность всего метода. Легко предположить, что у более компетентных экспертов одновременно повышается и размерность числа независимых признаков оценки (когнитивная сложность), и согласованность с мнением большинства других компетентных экспертов. Для выдвижения такого предположения было накоплено немало свидетельств и в работах других исследователей, и в наших собственных экспериментах. В уже упоминавшемся выше эксперименте С. Э. Габидулиной (Габиду-лина, 1991) было выявлено значимое повышение дифференцированности пространства (количество ортогональных факторных осей) у профессионалов в области восприятия городской среды — у архитекторов. Последний результат хорошо интерпретируется в рамках гипотезы о влиянии деятель-ностной компетентности на размерность семантических пространств и соответствует ряду результатов, полученных также в работах В. Ф. Петренко (1988). Так растет ли точность-согласованность (адекватность при критерии близости к мнению большинства) с ростом когнитивной сложности? К исследованию указанной проблемы нас подхлестнули неожиданные результаты наших чисто прикладных исследований, проведенных с использованием программной системы ЭКСПАН. При шкалировании (многомерной оценке) самых разных объектов1 более высокий индекс согласованности с мнением других показывали эксперты, которые либо отличались от других более высокой когнитивной сложностью, либо просто-напросто были авторами самой системы критериев (оценочных шкал). Но против линейной гипотезы (о связи между согласованностью и когнитивной сложностью) можно тут же сформулировать контраргументы просто из теоретических соображений. Предположим, что для большинства экспертов характерен некий средний уровень когнитивной сложности. Тогда ясно, что самые «когнитивно оснащенные» эксперты (располагающие в своем опыте максимальным числом независимых параметров для оценки) будут давать менее высокую степень согласованности в своих оценках с усредненными оценками, чем эксперты со средней когнитивной сложностью. Т. "е. зависимость на самом деле в общем случае, по-видимому, является криволинейной, как это схематически показано на рис. 41. Прямые подтверждения этого представления мы получили в экспериментах, в которых, правда, в качестве конструктов были использованы не личностные черты, а словесные дескрипторы отдельных действий (операций). ! Оно принимается в пользу объектов с максимальным рейтингом, который, в свою очередь, подсчитывается путем суммирования всех оценок, полученных от всех экспертов по всем критериям с учетом весов критериев и квалификационных баллов экспертов. 1 Мы не даем здесь полного перечня этих работ, так как они выходят за рамки данного тематического поля. Лишь кратко перечислим здесь список некоторых объектов шкалирования: компьютерные игры, программные системы, рекламные телевизионные ролики, политические деятели, телеведущие, фотопортреты незнакомых пользователей Интернет и т. п. Рис. 41. Гипотетическая криволинейная связь медсцу когнитивной сложностью эксперта и согласованностью его оценок с оценками большинства других экспертов. Имитационные матричные тесты В последние годы мы выполнили серию экспериментов по проверке ва-лидности матричных тестов нового типа. Здесь в качестве элементов (столбцы матрицы на рис. 32) выступают относительно развернутые описания проблемных ситуаций, подкрепленные фотографиями действующих лиц (персонажей), включенных в эти ситуации. А в качестве конструктов (строки матрицы) используется не только и не столько дескрипторы чёрт, а дескрипторы действий (операций), которые могут быть предприняты в данных ситуациях. Перечни личностных черт мы свели в этих работах к минимуму — к приписыванию персонажам простейших (характерных для обыденной речи) маркеров Большой Пятерки: общительный — замкнутый, дружелюбный — враждебный, организованный — импульсивный, спокойный — тревожный, умный — ограниченный. В ряде тестов используются определенные модификации этого перечня из 5 биполярных маркеров. (См. демонстрационные «Фототест» и «Имидж-тест» в открытом разделе «Психоигротека» на сайте www.ht.ru). Один из первых наших экспериментов такого типа был предпринят в дипломной работе Т. Р. Лепеха (1989). В этой работе описания ситуаций предъявлялись на бланках и не снабжались фотографическими иллюстрациями. Затем, во второй половине.90-х годов, мы разработали средства автоматизированного отображения описаний, фотографий и перечня действий прямо на экране компьютера (средствами программной системы TESTAN). Это послужило толчком для проведения серии экспериментов, в которых использовались различные модификации теста, названного нами первоначально «Имитационный тест управления персоналом» (ИТУП). Исследовательская версия ИТУП включала описание 20 ситуаций с 20 фотографиями, перечень из 33 операциональных конструктов и предполагала также оценку эмоционального состояния и черт персонажа по 6 шкалам (только по фотографии — еще до предъявления описания про- блемы — с целью проверки межличностной сензитивности, т. е. «точности визуальной диагностики»)1. А. Г. Серебряков с помощью этого теста выполнил обследование около 100 банковских служащих и кадровых менеджеров разных компаний (неопубликованная дипломная работа). На основе этих данных исследовательская версия была сокращена, и получена диагностическая версия ИТУПС (т. е. сокращенная версия), в которой предъявляется только 14 проблемных ситуаций, испытуемый каждый раз выбирает ровно 5 подходящих действий из 10, а результаты выводятся в виде профиля из 5 показателей: ОБЩИЙ БАЛЛ, ВИЗУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА, ПОДДЕРЖКА, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ. В ходе исследований, проведенных с тестом ИТУП, в целом подтвердилась (хотя и не значимо) скорее прямо пропорциональная линейная, чем криволинейная связь между когнитивной сложностью и согласованностью. По-видимому, либо материал подобран слишком неоднозначный, либо наша культура управления персоналом еще только вырабатывает четкие управленческие стандарты, либо диапазон выборки, видимо, был смещен влево на рис. 41. Интересно, что точность-согласованность (совпадение с мнением большинства) визуальной диагностики практически не коррелирует с точностью-согласованностью в выборе операциональных конструктов. По-видимому, визуальные стереотипы (в тех случаях, когда они не точны), опирающиеся на стереотипные имплицитные теории личности, только мешают правильному проектированию стратегии поведения в конкретной ситуации. Ю. В. Мостепанова (Мостепанова, Шмелев, 2001) с помощью аналогичного методического подхода выполнила исследование коммуникативного поведения телеведущих. Разработанная ею решетка имитационного теста была условно названа «Имитация коммуникативных ситуаций» (ИКС). В этом эксперименте две группы испытуемых по 20 человек каждая (профессионалы и непрофессионалы) оценивали 14 ситуаций с помощью 45 операциональных коммуникативных конструктов, а также 5 биполярный маркеров В5. При сопоставлении когнитивной сложности у профессионалов и у непрофессионалов (с помощью критерия ранговых сумм) не было выявлено значимых отличий. Тоже относится и к проверке стереотипной ■точности-согласованности результатов в двух выборках. Т. е. полученные 1 Вот как выглядит описание одном из проблемных ситуаций в тесте ИТУПС: «СЕРГЕЙ. Очень образованный человек, слывет эрудитом и знатоком. С блеском Может справиться с любым новый заданием, но повседневная однообразная работа его угнетает. Зарабатывать много не стремится, хотел бы заниматься наукой, но за это сейчас платят слишком мало. Недавно попросил Вас дать ему внеочередной отпуск для похода с друзьями в горы». Укажите 5 действий, которые в принципе можно было бы предпринять в данном случае: I. НАГРУЗИТЬ. 2. ЗАПРЕТИТЬ. 3. ПОКАЗАТЬ. 4. ВЫСЛУШАТЬ-РАССПРОСИТЬ. 5- РЕОРГАНИЗОВАТЬ. 6. ПЕРЕАДРЕСОВАТЬ 7. ОСУДИТЬ. 8. УБЕДИТЬ-ОБЕЩАТЬ. 9. ПРОВЕСТИ СОБРАНИЕ. 10. ПРЕДЛОЖИТЬ. (Для этих кратких обозначений различных действий по нажатию клавиши «помощь» на экране появляются развернутые комментарии.) данные не позволяют достоверно утверждать, что профессиональный опыт телеведущих способствует росту когнитивной сложности в сфере обще ния. Опять-таки отрицательный результат (отсутствие связи) получен и при проверке гипотезы о связи визуальной точности-согласованности с КС при выборе действий. Атрибуция черт мешает профессионалу? В работе А. А, Потапкина (2000) имитационный тест включал 12 проблемных ситуаций, возникающих в деятельности риэлтера (агента по недвижимости), и также предполагал выбор из 40 профессиональных действий, в данном случае возможных в работе риэлтеров (специфический список, отличный от тех, которые использовались в ИТУП и в ИКС). В некоторых случаях проблемные ситуации давались без «визуальной поддержки» — персонажи только описывались, но испытуемый не видел их фотографии. Общая выборка из 39 человек состояла в даннрм случае иг четырех подгрупп по возрастанию профессионального опыта (привлекался персонал крупной московской компании по работе с недвижимостью) «новички», «стажеры», «агенты», «эксперты». Такая тщательная и дифференцированная работа по формированию выборки принесла в данном случае свои плоды: мы получили искомую криволинейную связь между согласованностью-точностью и ростом компетентности (см. рис. 41). При этом самыми близкими в своих выборах были группы «стажеров» и «агентов» (корреляция усредненных матриц — 0,74), а самыми далекими — группы «новичков» и «экспертов» (корреляция 0,39), что подтверждает представления о том, что первоначальное накопление компетентности сводится к освоению определенных шаблонов, сближающих операциональные категориальные системы, а дальнейшее накопление профессионализма приводит к определенной дивергенции — формированию индивидуального стиля.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |