КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение практического требования
Требование обычно поступает либо от родителей, либо от учителей, а также от ученика. ^ Важно учесть: требования обычно формулируются в расплывчатой форме ð необходимо уточнить запрос → с заказчиком проводится уточняющая беседа. В ходе нее: - уточнение; - сбор первичной информации о клиенте; - осознание заказчиком своих требований. Проблема может быть сформулирована на основе получения достаточно полной информации об ученике. ^ Необходимая информация: - сведения о социальной ситуации развития ученика («В какой тебя среде сформировало?..»); - информация о семье (состав, воспитание, материальные условия, интересы, увлечения, вредные привычки и т.д.); - сведения о развитии ребенка (начиная с пренатального периода): * особенности психического развития; * любимое занятие, игрушки, интересы и т.д. - положение ребенка в системе межличностных отношений; - сведения о соматических заболеваниях. Необходимая информация – та, которая нужна для решения поставленной проблемы (для заказа). ^ Запрос является неоднозначным и имеет несколько уровней: 1) поверхностный уровень – то, что говорят при заказе (чаще всего). 2) глубинный уровень – та проблема, с которой приходится работать в дальнейшем. Психолог, формулируя проблему, должен выйти на уровень причин, мотивов определенного поведения – на глубинный уровень. Желательно выделить максимальное количество подобных причин такого поведения. Процесс выдвижения гипотез очень тесно связан с предыдущим этапом. - количественная диагностика основана на идее повторяемости, качественная – неповторимости, уникальности человека. Важно сочетание этих подходов, гибкого их использования. Некоторые психологи предлагают такую тактику: для получения общей картины использовать количественную диагностику, а потом использовать конкретные (качественные) методики для измерения того или иного качества. Методики должны: одна подкреплять другую. Чем больше признаков мы получим, тем точнее мы сможем сформулировать заключение (диагноз). - диагноз ставится не просто по результатам психодиагностического обследования. Он требует обязательного соотнесения результатов диагностики с особенностями жизненных проявлений поведения клиента. Основные трудности при постановке психологического диагноза заключаются в том, что психолог не всегда может установить границы своей компетенции. !! Психолог не должен браться за решение тех проблем, которые не входят в пределы его компетенции. ^ Вне компетенции психолога:
- заключение: *Начинается кратким описанием поведения ребенка во время обследования (как реагирует на советы, указания психолога и т.д.). *Описание психофизиологических особенностей клиента, которые могут оказать влияние на его учебу. *Перечисляются особенности развития высших психических функций, особенностей познавательной деятельности и т.д. *Характеризуются личностные особенности. *Завершается кратким выводом, в котором психолог должен выделить наиболее сильные стороны ребенка, опираясь на которые можно проводить с ним коррекционную работу. Все заключение должно быть построено таким образом, чтобы выйти на положительные стороны ребенка. Задача психолога – показать, что ребенок «не потерян». Подобные заключения касаются не каждого обращения. Обычно такие заключения касаются проблемных учеников. *Формулируя психологический диагноз, мы обязательно должны продумать – кому и в какой форме он будет сообщен. *Психологические формулировки д.б. переведены на житейский язык. При формулировке прогноза, мы должны давать его в ^ 2-х вариантах: 1) Ход развития при условии выполнения коррекционной работы; 2) Ход развития, если такой работы не будет выполнено. При этом мы подчеркиваем активность самого ребенка. 1. Симптоматический/ эмпирический диагноз – это диагноз, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы. Выготский считал этот диагноз ненаучным, потому что он не устанавливает причин, не раскрывает сущности тех процессов, которые лежат в основе выявленных в процессе диагностики симптомов. 2. Этиологическая диагностика – указывает не только на симптомы, но и на причины их вызывающие. 3. Психологическая диагностика – заключается в определении типа личности. Практика обычно включает 2 части: 1. Психологическая – планирование и осуществление самим психологом. 2. Педагогическая – составляется на основе психологических рекомендаций совместно с педагогическим коллективом. Содержание и адресат рекомендаций зависят от сложности решаемой проблемы. Рекомендации состоят из 2 частей: 1) Психологическая – совместно психологом и пед. коллективом. 2) Педагогическая – осуществляется педагогами, родителями. Рекомендации д.б. достаточно понятными и соответствовать уровню адресата, не должны содержать психологических терминов, и должны содержать слова, однозначно понимаемые. Нормативные требования к методикам. 1. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. - Предмет, диагностический конструкт должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. - Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). - Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т.п. 1. Данный пункт повторяет содержание пункта 1) для тестов. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |