Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулировка вопросов




Вопрос должен быть связан с проблемой.

От формулировки вопроса зависит ответ.

Требования к формулировке:

 


  1. Понимание, т.е. каждый вопрос должен быть понятен с первого чтения.

  2. Исключение двусмысленности. Отсутствие в вопросах слов или словосочетаний, имеющих двойной или многозначный смысл.

  3. Абстрактность. Каждый пункт опросника д.б. сформулирован с одинаковым уровнем абстрактности. Если вопрос будет сформулирован слишком конкретно, то обследуемый, не имевший подобной ситуации, не сможет ответить.


Если слишком абстрактно, то каждый будет отвечать на свое (на свою ситуацию и т.д.).

 


  1. ^ Нацеленность на личный опыт. Каждый вопрос д.б. направлен на личный опыт клиента (пр: прыгнули бы вы в воду, не умея плавать, если тонет человек?)

  2. Вопросы, по возможности, должны быть социально нейтральными. Не должны содержать в себе нормативы соц. поведения.

  3. Вопросы не должны иметь наводящего характера, т.е. не должны внушать определенный ответ.

  4. Вопросы не должны содержать стереотипных формулировок.

  5. Вопросы д.б. как прямые, так и обратные. Прямой вопрос – ответ предполагает наличие измеряемого свойства; обратный вопрос – ответ предполагает отсутствие качества.

 

Закрытые опросники часто встречаются для ограничения фантазии и для удобства обработки.
^ 2. Проблема интерпретации ответов.

При использовании опросников часто встречается тенденция давать социально желательные ответы.

Эдвардс назвал эту тенденцию «эффектом фасада» – желание выглядеть в хорошем свете в глазах других людей.

Причины эффекта:

- человек недостаточно хорошо себя знает;

- обманывается на свой счет;

- не желает признать свою ограниченность.
Терстоун: Сила социальной желательности ответа связана с более общей потребностью человека в самозащите, соц. одобрении, желании избежать критики.
Человек может также намеренно или ненамеренно ухудшать свой образ (для жалости, потребность во внимании, помощи и т.п.).

Этот эффект встречается в тех вопросах, которые описывают «хорошие» или «плохие» свойства личности, нормы поведения.
Социально одобряемые ответы присутствуют тогда, когда обследуемый устанавливает связь между собственным благополучием и ответом на вопрос.
Для измерения соц. желательности используются контрольные шкалы.

Комплекс контрольных шкал:

Пр: MMPY (Минисотский много-аспектный личностный опросник) – около 500 вопросов.
^ 4 контрольные шкалы:

1. Шкала вопросов – учитывает количество пунктов опросника, которые обследуемый оставляет без ответа.

Существует определенное критическое число. Превышение этого числа означает, что дальнейшая обработка не имеет смысла, т.к. это значит, что испытуемый: 1) не замотивирован или 2) уровень его развития не соответствует необходимому.
2. Шкала лжи – оценка тенденций к социально желательным ответам.

Включает в себя такие вопросы, которые предусматривают однозначный ответ (житейские ситуации, которые могут показаться осуждаемыми моралью).

^ Пр: Иногда мне хочется выругаться.

Я не всегда говорю правду.

Существует критическое число, превышение которого означает, что дальнейшая обработка не имеет смысла, т.к. человек ориентирован на социально желательные ответы, и в других ответах человек тоже может искажать реальность.

(критическое число ≈ половина ответов данной шкалы).
3. Шкала валидности – анализ тенденции к намеренному или неосознаваемому ухудшению результатов обследования.

В ней – вопросы, касающиеся особенностей физической и психической сферы, которые редко встречаются в клинической практике, но в обыденном сознании представляются признаками нарушений, болезней.

Если количество баллов высокое, это может значить:

- мнительность, внушаемость, ипохондричность и т.д.

- невнимательность, поверхностность в работе, ответы наугад.

- тенденция давать эксцентричные ответы.

^ Пр: Кошмарные сны сняться мне каждую ночь.

Временами я чувствую, что я умираю

и т.д.
4. Шкала коррекции – направлена на изучение противоположной тенденции: намеренное или неосознанное улучшение результатов обследования.

- высокий показатель может означать, что обследуемый пытается сгладить впечатление о себе; м.б. проявлением защитной реакции; попытка показаться хорошим.

- низкие результаты → чрезмерная честность, самокритичность, либо нарочитая попытка показаться плохим.
Что делать при высоких показателях?

1. Повторное обследование.

2. Использовать другие методы (которые в меньшей мере подвержены соц. желательности).
^ ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ:

1. Опросники черт личности – разработаны на основе выделения черт личности.

При конструировании опросника происходит группировка личностных признаков (при помощи факторного анализа).

(пр: 16PF Кеттелла).
2. Типологические опросники – разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, которые не сводятся к набору признаков.

При конструировании происходит группировка самих обследуемых, а не признаков (при помощи кластерного анализа)

(пр: MMPY)
3. Диагностики мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности и позволяют установить направленность активности личности.

(пр: Ориентировочная анкета Кучера-Смехова – изучает направленность личности).
4. Диагностики интересов – предназначены для измерения/ диагностики интересов.

Пр.1: Стронг. Бланк проф. интересов – выделяет 4 параметра интересов:

 


  1. сходство интересов клиента с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии;

  2. сходство интересов обследуемого с типично мужскими или типично женскими интересами;

  3. степень зрелости интересов;

  4. степень проф. подготовки.


Пр.2: Дифференциальный диагностический опросник Климова – определяет склонность человека к выбору профессии определенного типа.

^ Пр.3: Карта интересов Голомштока – выделяет склонность человека к определенной профессии.
5. Опросники ценностей – направлены на изучение ценностных ориентаций личности.

Пр: Опросник ценностных ориентаций Рокича.

Сенин. Опросник терминальных ценностей.
6. Опросники установок – предназначены для определения ориентировки обследуемого в каком-то континууме установок.
Билет 26.

Проективные методы в психодиагностике.
Диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, который, в силу его известной неопределенности, слабоструктурированности, становится объектом проекции.
Особенность проективного подхода в том, что это специальная техника клинического исследования тех особенностей личности, которые недоступны посредством наблюдения или опроса.
Термин «проективные» впервые введен Лоуренсом Френком в 1939 г.
Специфические особенности проективных методик:

 


  1. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов.

  2. В них используются неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, которые выполняют роль своеобразного экрана, на который обследуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния.

  3. В проективных методах имеет место глобальность подхода к оценке личности, к проявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

 

Кроме того, помимо вышеперечисленного, можно назвать еще и специфическую атмосферу – атмосферу доброжелательности, полное отсутствие оценочных суждений со стороны психолога, которые должны сопровождать процедуру обследования.
Психолог в проективном обследовании должен быть понимающим собеседником. Благодаря такому поведению психолога создается такая ситуация, в которой происходит освобождение от проблемы (эффект катарсиса).
Проективные методы относятся к клинической диагностике ð обладают теми же особенностями, что и клиническая диагностика.

ð основной недостаток: отсутствие стандартизации → субъективность.
Проективные методики: объемные, сложные для интерпретации.

Для работы с проективными методиками необходимо специальное обучение.

!! Притом, умение работать с проективными методиками – не в целом, а с определенной.
Характеристики проективных методик:

Группы методик (по задаче, которая ставится перед клиентом (действие, которое необходимо совершить)):

^ 1. Методики структурирования – оформить стимул, придать ему смысл.

Пр.1: Тест чернильных пятен Роршарха.

10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями.

- таблицы предъявляются в стандартном положении;

- задача клиента – оформить эти стимулы;

- все высказывания клиента записываются дословно, фиксируется время описания/ высказывания, поведение клиента;

- счетные категории:

1- локализация – выбор для ответа всего изображения или отдельных деталей (или их mix);

2- детерминанты – позволяют оценить характеристики предложенного материала: цвет, форма (что является важнее, что выбирает для описания).

3- форма – насколько адекватно форма изображения представлена в ответах обследуемого;

4- содержание – оценивает какие категории объектов окружающего мира представлены в ответах;

5- оригинальность или популярность ответа (оригинальные – ответы, которые встречаются менее, чем в 30% случаев).

С помощью теста можно получить данные о…

а) типе темперамента – общая направленность личности как соотношение между интроверсией и экстраверсией.

б) представление о том, насколько реалистично представление;

в) представление о тревожности, беспокойстве и т.д., которое может тормозить развитие личности.

^ Большое значение имеет опыт психолога.
Пр.2: Неструктурированные картинки Кеттелла.

(Для изучения уровня экстраверсии – интроверсии).

Картинки с разными значками.

Предъявляется в течение определенного отрезка времени.

Задача – найти как можно больше образов.

Показатель – количество образов (образы, которые повторяются из картинки в картинку, считаются за один).
^ 2. Методики конструирования – требуется создать целое из отдельно оформленных деталей.

Пр.1: Тест мира.

Первый вариант был создан в 1939 г.

^ Автор: Ловенфельд. Потом подключаются еще Болгар и Фишер (1937 г.).

Стимульный материал: 232 модели предметов, которые распределены в разных пропорциях по 15 категориям: различные строения, транспорт, люди, по половому признаку, разные категории проф. принадлежности и т.д.

^ Модели – небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла, имеют яркую окраску.

Задача – обследуемый из этих моделей должен составить мир, в котором он должен жить.

Фиксируются предметы, которые выбираются первыми, количество предметов определенной категории (что преобладает – либо люди, либо материальные предметы), оценивается пространство, которое занимает вся конструкция, особенности поведения.

^ Основные подходы к конструированию мира:

- практический;

- логический;

- социальны;

- эстетический.

Возраст не ограничен.
3. Методики интерпретации – от обследуемого требуется истолковать какое-либо событие, какую-либо ситуацию.

Пр: ТАТ (тематической апперцепции тест).

^ Автор: Морган Мюррей.

Стимульный материал: набор из 31 таблицы. На них изображены 30 черно-белых картинок и 1 пустая таблица (чтобы обследуемый мог вообразить какую-либо картину на ней).

На каждой картине изображена неоднозначная ситуация.

Рассказ дословно записывается и интерпретируется.

В процессе обработки определяются основные характеристики:

- чувства;

- желания (по Мюррею – потребности);

- анализируются силы, идущие от героя и идущие извне (от среды).

Их сравнительная оценка образует тему, и поэтому он называется «тематической апперцепции тест».

Исследует потребности человека.

В окончательном варианте можно получить информацию об основных потребностях, стремлениях, конфликтах, которые возникают во взаимодействии с людьми и т.д.
Существует еще детский вариант ТАТ – картинки, на которых изображены животные, но они помещены в человеческие ситуации.
^ Основная проблема:

– субъективность,

– сложно интерпретировать результаты.
4. Методики катарсиса – требуют осуществления игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пр: Психодрама.

Предложена Мореном в 1946 г.

Осуществляется в виде театральной импровизации, в которой обследуемый играет роль себя, либо воображаемого лица.

Воображаемые ситуации зависят от проблем клиента.

Проигрывая ситуацию, обследуемый проживает ее еще раз и в определенной мере освобождается от нее.
5. Методики изучения экспрессии – обследуемому дается задание нарисовать что-либо (либо на свободную, либо на конкретную тему).

Позволяет выявить отношение человека к изображаемому.

Пр: «Рисунок семьи».

В качестве показателей отношения – изображение или неизображение членов семьи (если кто-то не изображен – означает отрицательное отношение).
^ 6. Методики импрессивные – предполагают выражение предпочтения одних стимулов перед другими.

Пр: Тест Люшера (1948 г.).

Стимульный материал: 75 квадратов – 25 цветов и оттенков.

Обычно используется сокращенный вариант из 8 цветовых квадратов.

^ Основные цвета: синий, зеленый, красный, желтый.

Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Перед обследуемым карточки располагаются в хаотичном порядке, и из набора предлагается выбрать один наиболее приятный цвет. Выбранный квадрат переворачивается, и снова выбирается цвет.

1 и 2 позиции – явно предпочитаемые;

3, 4 – предпочитаемые;

5, 6 – нейтральные;

7, 8 – вызывающие антипатию, негативное отношение.

Каждому цвету присуще определенное значение.

Каждая позиция имеет определенное значение:

1 – средство для достижения цели.

2 – цель.

3,4 – истинное положение вещей.

5,6 – незадействованные резервы личности.

7,8 – наличие подавленной потребности.
^ 7. Методики дополнения (аддитивные) – требуют завершения предложения, рассказа или истории.

Пр: Неоконченные предложения – изучение различных особенностей человека.

Ассоциативный эксперимент Юнга.

Розенцвейг – изучение фрустрационной толерантности.
Билет 27.

Требования к проведению психодиагностического обследования.
Подготовка:

1. Изучение запроса.

2. Подбор методик.

- любая методика, которая будет проведена на обследуемом, должна быть проведена сначала на самом себе.

- инструкция должна произноситься свободно при предъявлении обследования. Если инструкция очень большая (1 лист), то она требует предварительной обработки (выделение главных мыслей и т.д.).

3. ^ Подготовка тестового материала (бланки + инструменты для проведения (ручки, карандаши и др. материалы, если они необходимы)).

4. Выбор места обследования (пр: кабинет психолога):

- изолированность помещения от посторонних лиц, шумов.

- оно должно быть достаточно хорошо освещено.

- тепловой режим.

- воздушный режим.

5. Удобное рабочее место (характер и качество определяется характером работы).

6. На двери помещения, где проводится обследование, должен устанавливаться знак, запрещающий вхождение в помещение.

7. Выбор времени проведения обследования (желательно, чтобы обследования проходили с утра – до того, как у человека будут нагрузки).

8. ^ Продолжительность обследования (максимальное время проведения – 1 час. Чем взрослее обследуемый, тем ближе мы можем приближаться к этому часу; чем младше – тем время должно быть меньше).
Требования к организации обследования.

Индивидуальное тестирование.

1. Прием в отдельном кабинете.
2. Психолог должен встречать клиента стоя, идя к нему навстречу (доброжелательность, доверительная атмосфера).

При выборе места для клиента, мы ориентируемся на такие показатели:

- характер задания;

- мы не должны нарушать личное пространство клиента;

- чувство безопасности, защищенности.

Если родитель изъявит желание присутствовать при психодиагностическом обследовании, то мы не в праве отказывать.

Также обследование ребенка должно быть согласовано с родителями.

Если обследование касается взаимоотношений с родителями, то задача психолога – убедить родителя в отсутствии при обследовании.

Если родитель не согласится, то его необходимо вывести из поля зрения ребенка и занять родителя чем-либо (пр: почитать журнал и т.д.).
3. Создание положительной мотивации на обследование:

- своим вниманием к клиенту, к тому, что он делает;

- демонстрируем доброжелательность (это располагает клиента к психологу);

- побеседовать на тему, не относящиеся к обследованию;

- иметь информацию о клиенте, о его интересах, склонностях, и в ходе беседы сделать акценты на его интересах.

Обращение к клиенту: получить информацию о том, какое имя наиболее приемлемо для клиента.

^ Смысл беседы:

- снятие психологического напряжения;

- снятие страха.

Это особенно важно для клиента, который ранее не имел опыта работы с психологом → необходимо максимально снять эту неопределенность и т.п.

Нельзя перемотивировать клиента, т.к. может произойти обратный эффект.
4. Ситуация тестирования.

- знакомство с инструкцией:

* обязательно получить обратную связь о том, насколько испытуемый понял инструкцию;

* иногда дают пробные задания, чтобы посмотреть, насколько клиент понял инструкцию.
- когда идет самотестирование, мы следим за тем, чтобы при появлении затруднений вовремя прийти на помощь клиенту, сформулировать вопрос. Очень важно наблюдать за работой клиента.
- когда у клиента возникают вопросы:

* если объект – методика: «прочитай внимательнее», «подумай еще» и т.д.

*ни в коем случае не отмахиваться от клиента: 1) должны быть ситуации, которые имели место в опыте клиента; 2) возможно переформулирование вопроса, но не вкладывать в вопрос свой смысл; 3) клиент должен отвечать на вопрос приближенно к инструкции.
- контакт необходим при групповом обследовании. Если на каком-то вопросе возник сбой и человек потом вернулся к этому вопросу и были исправления, то в протоколе обследования это необходимо учитывать и помечать.
- во время тестирования необходимо поддерживать мотивацию, созданную на начальном этапе.
- если наблюдается утомление и происходит снижение интереса, то в индивидуальном обследовании можно сделать перерыв, сделать другие упражнения.

Если не получается снять напряжение, то занятие прекращается.
5. На результаты психодиагностического обследования влияет очень много факторов.

- психолог как фактор, который может оказывать влияние на психодиагностическое обследование:

* внешний вид: неряшливость/ излишне яркая манера одеваться и т.д. → неприязнь. ð украшения, косметика, запахи и т.д. должны быть минимизированы.

* на процесс психодиагностического обследования влияет возраст, опытность, принадлежность к определенной научной школе (односторонний подход к решению проблемы).

* профессиональная пристрастность: когда психолог для себя решает проблему клиенту.
- особенности клиента – при проведении психодиагностического обследования клиент должен быть настроен на обследование, должен быть физически не утомлен, у него не должны происходить какие-то важные события в жизни и т.д.

Иначе при выполнении тех заданий, которые предлагает психолог, клиент отвлекается, возвращается в свою проблему → неэффективность использования ПД.
6. При проведении психодиагностической работы является очень важным поведение клиента (особенно при проективных методиках) во время выполнения задания (остановки, разговоры (пр: во время рисования)).

^ Как вести эти записи:

- использование технических средств;

- система фиксации поведения обследуемого (некая система знаков для быстроты записи).

НО!! Записывать довольно сложно, и это вызывает отрицательное отношение к психологу (→ недоверие) + интерес «что пишет» (→ отвлекается).

+ надо фиксировать отклонения, которые могут быть в стандартизированном обследовании, чтобы при интерпретации увидеть – оказал влияние этот фактор (и как?) или нет.
7. Завершение обследования – очень важно показать клиенту, насколько вы удовлетворены этим обследованием (важно для дальнейшей мотивации/ для следующих обследований).
Билет 28.

Этапы психодиагностического обследования.
Шванцара Й.

Характеристика этапов психодиагностического обследования:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.