![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формулировка вопросов
Вопрос должен быть связан с проблемой. От формулировки вопроса зависит ответ. Требования к формулировке:
Закрытые опросники часто встречаются для ограничения фантазии и для удобства обработки. При использовании опросников часто встречается тенденция давать социально желательные ответы. Эдвардс назвал эту тенденцию «эффектом фасада» – желание выглядеть в хорошем свете в глазах других людей. Причины эффекта: - человек недостаточно хорошо себя знает; - обманывается на свой счет; - не желает признать свою ограниченность. Этот эффект встречается в тех вопросах, которые описывают «хорошие» или «плохие» свойства личности, нормы поведения. Комплекс контрольных шкал: Пр: MMPY (Минисотский много-аспектный личностный опросник) – около 500 вопросов. 1. Шкала вопросов – учитывает количество пунктов опросника, которые обследуемый оставляет без ответа. Существует определенное критическое число. Превышение этого числа означает, что дальнейшая обработка не имеет смысла, т.к. это значит, что испытуемый: 1) не замотивирован или 2) уровень его развития не соответствует необходимому. Включает в себя такие вопросы, которые предусматривают однозначный ответ (житейские ситуации, которые могут показаться осуждаемыми моралью). ^ Пр: Иногда мне хочется выругаться. Я не всегда говорю правду. Существует критическое число, превышение которого означает, что дальнейшая обработка не имеет смысла, т.к. человек ориентирован на социально желательные ответы, и в других ответах человек тоже может искажать реальность. (критическое число ≈ половина ответов данной шкалы). В ней – вопросы, касающиеся особенностей физической и психической сферы, которые редко встречаются в клинической практике, но в обыденном сознании представляются признаками нарушений, болезней. Если количество баллов высокое, это может значить: - мнительность, внушаемость, ипохондричность и т.д. - невнимательность, поверхностность в работе, ответы наугад. - тенденция давать эксцентричные ответы. ^ Пр: Кошмарные сны сняться мне каждую ночь. Временами я чувствую, что я умираю и т.д. - высокий показатель может означать, что обследуемый пытается сгладить впечатление о себе; м.б. проявлением защитной реакции; попытка показаться хорошим. - низкие результаты → чрезмерная честность, самокритичность, либо нарочитая попытка показаться плохим. 1. Повторное обследование. 2. Использовать другие методы (которые в меньшей мере подвержены соц. желательности). 1. Опросники черт личности – разработаны на основе выделения черт личности. При конструировании опросника происходит группировка личностных признаков (при помощи факторного анализа). (пр: 16PF Кеттелла). При конструировании происходит группировка самих обследуемых, а не признаков (при помощи кластерного анализа) (пр: MMPY) (пр: Ориентировочная анкета Кучера-Смехова – изучает направленность личности). Пр.1: Стронг. Бланк проф. интересов – выделяет 4 параметра интересов:
^ Пр.3: Карта интересов Голомштока – выделяет склонность человека к определенной профессии. Пр: Опросник ценностных ориентаций Рокича. Сенин. Опросник терминальных ценностей. Проективные методы в психодиагностике.
Кроме того, помимо вышеперечисленного, можно назвать еще и специфическую атмосферу – атмосферу доброжелательности, полное отсутствие оценочных суждений со стороны психолога, которые должны сопровождать процедуру обследования. ð основной недостаток: отсутствие стандартизации → субъективность. Для работы с проективными методиками необходимо специальное обучение. !! Притом, умение работать с проективными методиками – не в целом, а с определенной. Группы методик (по задаче, которая ставится перед клиентом (действие, которое необходимо совершить)): ^ 1. Методики структурирования – оформить стимул, придать ему смысл. Пр.1: Тест чернильных пятен Роршарха. 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями. - таблицы предъявляются в стандартном положении; - задача клиента – оформить эти стимулы; - все высказывания клиента записываются дословно, фиксируется время описания/ высказывания, поведение клиента; - счетные категории: 1- локализация – выбор для ответа всего изображения или отдельных деталей (или их mix); 2- детерминанты – позволяют оценить характеристики предложенного материала: цвет, форма (что является важнее, что выбирает для описания). 3- форма – насколько адекватно форма изображения представлена в ответах обследуемого; 4- содержание – оценивает какие категории объектов окружающего мира представлены в ответах; 5- оригинальность или популярность ответа (оригинальные – ответы, которые встречаются менее, чем в 30% случаев). С помощью теста можно получить данные о… а) типе темперамента – общая направленность личности как соотношение между интроверсией и экстраверсией. б) представление о том, насколько реалистично представление; в) представление о тревожности, беспокойстве и т.д., которое может тормозить развитие личности. ^ Большое значение имеет опыт психолога. (Для изучения уровня экстраверсии – интроверсии). Картинки с разными значками. Предъявляется в течение определенного отрезка времени. Задача – найти как можно больше образов. Показатель – количество образов (образы, которые повторяются из картинки в картинку, считаются за один). Пр.1: Тест мира. Первый вариант был создан в 1939 г. ^ Автор: Ловенфельд. Потом подключаются еще Болгар и Фишер (1937 г.). Стимульный материал: 232 модели предметов, которые распределены в разных пропорциях по 15 категориям: различные строения, транспорт, люди, по половому признаку, разные категории проф. принадлежности и т.д. ^ Модели – небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла, имеют яркую окраску. Задача – обследуемый из этих моделей должен составить мир, в котором он должен жить. Фиксируются предметы, которые выбираются первыми, количество предметов определенной категории (что преобладает – либо люди, либо материальные предметы), оценивается пространство, которое занимает вся конструкция, особенности поведения. ^ Основные подходы к конструированию мира: - практический; - логический; - социальны; - эстетический. Возраст не ограничен. Пр: ТАТ (тематической апперцепции тест). ^ Автор: Морган Мюррей. Стимульный материал: набор из 31 таблицы. На них изображены 30 черно-белых картинок и 1 пустая таблица (чтобы обследуемый мог вообразить какую-либо картину на ней). На каждой картине изображена неоднозначная ситуация. Рассказ дословно записывается и интерпретируется. В процессе обработки определяются основные характеристики: - чувства; - желания (по Мюррею – потребности); - анализируются силы, идущие от героя и идущие извне (от среды). Их сравнительная оценка образует тему, и поэтому он называется «тематической апперцепции тест». Исследует потребности человека. В окончательном варианте можно получить информацию об основных потребностях, стремлениях, конфликтах, которые возникают во взаимодействии с людьми и т.д. – субъективность, – сложно интерпретировать результаты. Пр: Психодрама. Предложена Мореном в 1946 г. Осуществляется в виде театральной импровизации, в которой обследуемый играет роль себя, либо воображаемого лица. Воображаемые ситуации зависят от проблем клиента. Проигрывая ситуацию, обследуемый проживает ее еще раз и в определенной мере освобождается от нее. Позволяет выявить отношение человека к изображаемому. Пр: «Рисунок семьи». В качестве показателей отношения – изображение или неизображение членов семьи (если кто-то не изображен – означает отрицательное отношение). Пр: Тест Люшера (1948 г.). Стимульный материал: 75 квадратов – 25 цветов и оттенков. Обычно используется сокращенный вариант из 8 цветовых квадратов. ^ Основные цвета: синий, зеленый, красный, желтый. Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, серый. Перед обследуемым карточки располагаются в хаотичном порядке, и из набора предлагается выбрать один наиболее приятный цвет. Выбранный квадрат переворачивается, и снова выбирается цвет. 1 и 2 позиции – явно предпочитаемые; 3, 4 – предпочитаемые; 5, 6 – нейтральные; 7, 8 – вызывающие антипатию, негативное отношение. Каждому цвету присуще определенное значение. Каждая позиция имеет определенное значение: 1 – средство для достижения цели. 2 – цель. 3,4 – истинное положение вещей. 5,6 – незадействованные резервы личности. 7,8 – наличие подавленной потребности. Пр: Неоконченные предложения – изучение различных особенностей человека. Ассоциативный эксперимент Юнга. Розенцвейг – изучение фрустрационной толерантности. Требования к проведению психодиагностического обследования. 1. Изучение запроса. 2. Подбор методик. - любая методика, которая будет проведена на обследуемом, должна быть проведена сначала на самом себе. - инструкция должна произноситься свободно при предъявлении обследования. Если инструкция очень большая (1 лист), то она требует предварительной обработки (выделение главных мыслей и т.д.). 3. ^ Подготовка тестового материала (бланки + инструменты для проведения (ручки, карандаши и др. материалы, если они необходимы)). 4. Выбор места обследования (пр: кабинет психолога): - изолированность помещения от посторонних лиц, шумов. - оно должно быть достаточно хорошо освещено. - тепловой режим. - воздушный режим. 5. Удобное рабочее место (характер и качество определяется характером работы). 6. На двери помещения, где проводится обследование, должен устанавливаться знак, запрещающий вхождение в помещение. 7. Выбор времени проведения обследования (желательно, чтобы обследования проходили с утра – до того, как у человека будут нагрузки). 8. ^ Продолжительность обследования (максимальное время проведения – 1 час. Чем взрослее обследуемый, тем ближе мы можем приближаться к этому часу; чем младше – тем время должно быть меньше). Индивидуальное тестирование. 1. Прием в отдельном кабинете. При выборе места для клиента, мы ориентируемся на такие показатели: - характер задания; - мы не должны нарушать личное пространство клиента; - чувство безопасности, защищенности. Если родитель изъявит желание присутствовать при психодиагностическом обследовании, то мы не в праве отказывать. Также обследование ребенка должно быть согласовано с родителями. Если обследование касается взаимоотношений с родителями, то задача психолога – убедить родителя в отсутствии при обследовании. Если родитель не согласится, то его необходимо вывести из поля зрения ребенка и занять родителя чем-либо (пр: почитать журнал и т.д.). - своим вниманием к клиенту, к тому, что он делает; - демонстрируем доброжелательность (это располагает клиента к психологу); - побеседовать на тему, не относящиеся к обследованию; - иметь информацию о клиенте, о его интересах, склонностях, и в ходе беседы сделать акценты на его интересах. Обращение к клиенту: получить информацию о том, какое имя наиболее приемлемо для клиента. ^ Смысл беседы: - снятие психологического напряжения; - снятие страха. Это особенно важно для клиента, который ранее не имел опыта работы с психологом → необходимо максимально снять эту неопределенность и т.п. Нельзя перемотивировать клиента, т.к. может произойти обратный эффект. - знакомство с инструкцией: * обязательно получить обратную связь о том, насколько испытуемый понял инструкцию; * иногда дают пробные задания, чтобы посмотреть, насколько клиент понял инструкцию. * если объект – методика: «прочитай внимательнее», «подумай еще» и т.д. *ни в коем случае не отмахиваться от клиента: 1) должны быть ситуации, которые имели место в опыте клиента; 2) возможно переформулирование вопроса, но не вкладывать в вопрос свой смысл; 3) клиент должен отвечать на вопрос приближенно к инструкции. Если не получается снять напряжение, то занятие прекращается. - психолог как фактор, который может оказывать влияние на психодиагностическое обследование: * внешний вид: неряшливость/ излишне яркая манера одеваться и т.д. → неприязнь. ð украшения, косметика, запахи и т.д. должны быть минимизированы. * на процесс психодиагностического обследования влияет возраст, опытность, принадлежность к определенной научной школе (односторонний подход к решению проблемы). * профессиональная пристрастность: когда психолог для себя решает проблему клиенту. Иначе при выполнении тех заданий, которые предлагает психолог, клиент отвлекается, возвращается в свою проблему → неэффективность использования ПД. ^ Как вести эти записи: - использование технических средств; - система фиксации поведения обследуемого (некая система знаков для быстроты записи). НО!! Записывать довольно сложно, и это вызывает отрицательное отношение к психологу (→ недоверие) + интерес «что пишет» (→ отвлекается). + надо фиксировать отклонения, которые могут быть в стандартизированном обследовании, чтобы при интерпретации увидеть – оказал влияние этот фактор (и как?) или нет. Этапы психодиагностического обследования. Характеристика этапов психодиагностического обследования:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |