КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ограничивающие способности – в какой-то мере ограничивают эффект обучения
1. Общие/ центральные способности – опр. параметры деятельности мозга в целом. Они оказывают влияние на все познавательные процессы. Являются основой свободного интеллекта. 2. Парциальные/ локальные способности – они связаны с уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Обнаруживаются в заданиях, которые требуют звукового, зрительного восприятия + моторной активности. 3. Факторы-операции/ факторы-посредники – приобретенные в результате обучения мыслительные навыки. Относятся к связанному интеллекту. 1928 г. – мультифакторная модель интеллекта. Считал, что интеллектуальная активность есть результат взаимодействия множества отдельных факторов. V – словесное понимание (тесты на понимание текстов, интерпретация пословиц и т.д.). ^ W – беглость речи (тесты на нахождение рифмы, название слов, принадлежащих к определенной категории, и т.д.). N – скорость и точность оперирования цифровым материалом (тесты: задания на скорость и точность выполнения арифметических действий). ^ S – пространственная ориентация. Подфакторы: * успешность и скорость восприятия пространственных отношений (задания на восприятие геометрических фигур и их соотношение). * мысленные манипулирования зрительными представлениями в трехмерном пространстве (измеряется мысленным изменением положения предмета в пространстве и т.д.). M – ассоциативная память (тесты на механическое запоминание словесных ассоциативных пар). ^ P – скорость восприятия (определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображении). Подфакторы: * вербальный * образный I – индуктивное мышление (задания на нахождение правил и на завершение последовательности). Трехмерная модель Гилфорда. Основана на предположении о наличии 3-х измерений, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Измерения = факторы (по осям координат): X – содержание и форма предъявления информации – область, в которой производится операция. *поведенческое, *образное, *символическое, *семантическое. Y – продукт или результат мышления. *единицы, *классы, *отношения, *системы, *трансформации, *импликации. Z – тип интеллектуальных операций: *понимание информации, *запоминание, *дивергентное мышление – производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией, *конвергентное мышление – производство логически обоснованных выводов, *оценивание – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию. Т.о., Гилфорд отрицает общую основу интеллекта ð интеллект распадается на множество отдельных способностей. 1979 г. Заимствовал идеи Гилфорда. Схематически модель выглядит также. Сила интеллекта = настойчивость в выполнении заданий + склонность к проверке ошибок. Он считал скорость мышления фундаментальной, наследственной характеристикой. Именно эта характеристика определяет интеллектуальные (индивидуальные) различия между людьми. Кон.80-х – нач.90-х гг. 20 века. Трехкомпонентная, триадная теория интеллекта. Считает свою теорию сходной с теорией о свободой и кристаллизированном интеллекте. Состоит она из ^ 3-х частей: 1) Контекстуальная часть: интеллект = психическая активность, связанная со способностью индивида приспосабливаться к изменениям в своей среде так, чтобы это приспособление оптимально удовлетворяло требованиям среды. Компонент – это элементарный информационный процесс, действующий при представлении в сознании объектов и символов (пр: компонент может преобразовывать сенсорный импульс в абстрактное представление, одно представление в другое или моторную активность) . Выделяет ^ 3 типа компонентов, которые отвечают за переработку информации: 1. Метакомпоненты – процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации. А) Определение природы проблемы, осознание проблемы, отбор процессов для решения этой проблемы. Б) Определение плана и необходимых для решения задачи компонентов (т.е. выбор стратегии). В) Выбор одного или более способов организации информации, на основе которого будут активизироваться компоненты более низкого порядка = выбор ментальной репрезентации. Г) Организация компонентов низшего порядка в цельную и систематизированную стратегию решения проблем = распределение умственных ресурсов. Д) Вынесение решения о распределении относящихся к пониманию и других процессуальных ресурсов для решения разных конкретных проблем = оценка эффективности решения. Е) Мониторинг за ходом решения проблемы = контроль. Главное – фактор внимания.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |